Рабочая программа по русскому языку 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
В данном разделе представлена рабочая программа по русскому языку для 11 класса по учебнику Гольцовой Н.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_11_klass.docx | 101.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
г.Балаково Саратовской области
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей русского языка и литературы ______________ Жулёва И.Е. Протокол №1 от 29.08.2014г. | СОГЛАСОВАНА Зам.директора по УВР ___________Глухова Н.М. 30.08.2014г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МАОУ СОШ №16 Т.Г.Запяткина Приказ № 552 от 01.09.2014г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
русский язык
для 11 А класса на 2014 – 2015 учебный год
Жулевой Ирины Евгеньевны
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего общего образования по русскому языку (базовый уровень), программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой, Учебного плана МАОУ СОШ №16 на 2014-2015 учебный год для учащихся 11 класса и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Срок реализации рабочей программы - 1 год.
УМК: учебник: Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2010.
Преподавание русского языка в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:
-воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
-овладение культурой межнационального общения;
-развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
-освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
-овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Учебный предмет «Русский язык» в 10 - 11 классах имеет познавательно-практическую направленность, т. е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи. Специальными целями преподавания русского языка в 11 классе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования научно-лингвистического мировоззрения, вооружения учащихся основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения. Лингвистическая компетенция это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе.
Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет обучающимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат содержания курса «Русский язык». Программа отличается практической целесообразностью и направлена на выработку практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи запланировано написание изложений, сочинений-миниатюр, составление тезисов и другие творческие задания. Рабочая программа предусматривает следующее распределение учебного материала по классам:
10 класс
Введение
Лексика. Фразеология. Лексикология
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Морфемика и словообразование
Морфология и орфография
11 класс
Синтаксис и пунктуация
Культура речи.
Стилистика
Из истории русского языкознания
Формы организации образовательного процесса
Особенности организации учебного процесса
Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ЕГЭ
Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинение;
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные, дистанционные.
Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный
Формы контроля знаний: тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Программа рассчитана на 35 часов, в том числе для проведения:
работ по развитию речи - 5 часов;
контрольных работ – 3 часа.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
Основные принципы русской пунктуации | 1 |
Словосочетание. | 1 |
Предложение. Простое предложение. | 2+1 |
Однородные члены предложения | 4 |
Обособленные члены предложения | 5+1 |
Слова и конструкции, грамматически не связанные с предложением | 4 |
Сложное предложение | 6 |
Предложения с чужой речью | 2 |
Употребление знаков препинания | 2 |
Повторение и обобщение изученного | 1+1 |
Культура речи | 1 |
Стилистика. Анализ текста | 1 |
Итоговый урок | 1 |
Содержание тем учебного курса
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.
Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
Стилистика
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
Основные направления работы по русскому языку в 11 классе
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по повторению учащимися курса русского языка и подготовка к сдаче единого государственного экзамена.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Повторяя с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения)
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовка ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса — 100—ПО, для VII класса — ПО—120, для VIII класса— 120—150, для IX класса— 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15—20, для VI класса — 20—25, для VII класса— 25 — 30, для VIII класса — 30—35, для IX класса — 35—40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VII классе — 20 различных орфограмм и 4 — 5 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах — не более 7 слов, в VIII—IX классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объект текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
в переносе слов;
на правила, которые не включены в школьную программу;
на еще не изученные правила;
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не
проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
в написании ы и и после приставок;
в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
в собственных именах нерусского происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4»
2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом « 1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе — 100—150 слов, в VI классе — 150—200, в VII классе — 200 — 250, в VIII классе — 250^-350, в IX классе — 350— 450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в
VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем,
что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5—1,0 страницы, в VI классе — 1,0—1,5, в VII классе — 1,5—2,0, в VIII классе — 2,0 — 3,0, в
IX классе — 3,0—4,0 страницы.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем, ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недо В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 'орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок |
Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить
из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2 — 3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Дата | № п/п | Тема урока | Базовые понятия | Требования к уровню подготовки обучающегося | Возможные направления исследовательской, проектной деятельностью, ИКТ | |
план | факт | |||||
1 | Из истории русского языкознания (раздел учебника). Групповая работа с текстами об ученых - лингвистах | Предмет лингвистики. Общественная природа и функции языка, его внутренняя структура. | Знать: основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | Презентация | ||
2 | Основные принципы русской пунктуации. Словарный диктант | Три основных направления в истории русской пунктуации (логическое, синтаксическое, интонационное). Три принципа русской пунктуации. | Знать: о системе правил постановки знаков препинания. Знать: основные виды пунктограмм. Уметь: применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка | Проект «Три принципа русской пунктуации» | ||
3 | Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи. Срез знаний | Повторение и углубление сведений о словосочетании; подбор синонимов; виды связи слов в словосочетаниях. Предложение как основная единица языка; средство выражения мысли | Знать: строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь: вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний | Презентация | ||
4-5 | Простое предложение как синтаксическая единица. Классификация предложений. Простое предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения | Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения, понятие односоставного предложения | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: осознавать предложение как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений | Презентация | ||
6 | Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор простого предложения | Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правильное согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого. Приемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений | Знать: основные единицы языка, их признаки. Уметь: находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать простые и составные глагольные сказуемые; | |||
7 | Р/р. Текст. Композиция авторского текста. Виды связи предложений в тексте | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Способы связи предложений в тексте | Знать: определения темы и проблемы текста. Уметь: определять тему, проблему, основную мысль, позицию автора. | Проект | ||
8 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. Самостоятельная работа. | Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания; составление схемы предложения с однородными членами | Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | |||
9 | Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами | |||||
10 | Р/р. Развитие умений самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста. Сочинение. | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Проект | ||
11 | Р/р. Способы определения авторской позиции. Выражение собственного отношения к авторской позиции в тексте и его аргументация. Типы аргументов. Сочинение. | Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Проект | ||
12-13 | Предложения с обособленными членами. Обособление определений. Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными | Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания | Знать: определения обособленных и уточняющих членов предложения, правила постановки знаков препинания. Уметь: определять обособленные и уточняющие члены предложения, отличать их, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях. | Презентация | ||
14 | Обособленные приложения и дополнения. Знаки препинания. Словарный диктант. | Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные приложения и дополнения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; | Презентация | ||
15 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Грамматическая норма. Обособление обстоятельств, выраженных существительными. Срез знаний | Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные обстоятельства». Грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами. Совершенствование навыка правильной поставки знаков препинания | Знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | |||
16 | Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами | Закрепление и систематизация знаний по теме «Сравнительный оборот». Грамматические нормы построения предложений со сравнительными оборотами. Совершенствование навыка правильной поставки знаков препинания | Знать: грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Уметь: применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | |||
17 | Р/р. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту. Словарный диктант | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Проект | ||
18 | Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. Обращения. Междометия в составе предложения. Слова - предложения да и нет | Понятие вставной конструкции. Вводные слова. Обращения. Совершенствование умения правильной постановки знаков препинания | Знать: основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Уметь: находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений | |||
19 | Тест в формате ЕГЭ | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации | |||
20 | Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (ССП). Знаки препинания в сложносочиненном предложении | Повторение сведений о сочинительных союзах (деление на три разряда), расширение знаний учащихся о сложносочиненном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях). Классификация сложносочиненных предложений по характеру союза и значению (три группы ССП). | Знать: основные группы ССП по значению союзам. Уметь: объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор предложении. Знакомство с теоретическими сведениями о знаках препинания в сложносочиненном предложении, совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП | Презентация | ||
21 | Сложноподчиненное предложение (СПП). Сложноподчиненное предложение с одним придаточным. Синонимия сложноподчиненных предложений и предложений с причастным и деепричастными оборотами | Углубление понятия о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, строении сложноподчиненных предложений, способах разграничения союзов и союзных слов. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. | Знать: отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь: правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного; находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос | |||
22 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений. БСП.. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения, знаки препинания между однородными придаточными, соединенными союзом и, или, либо, да (= и) | Уметь: различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор | |||
23 | Контрольный диктант | Основные признаки бессоюзных сложных предложений, условия постановки знаков препинания в бессоюзном предложении, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП. | Знать: основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления их в речи предложений с разными видами связей. Уметь: правильно ставить знаки препинания в данных предложениях | |||
24-25 | Сложные предложения с разными видами связи. Период. Знаки препинания в периоде. Обобщение изученного о сложном предложении | Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью. Сложные предложения с разными видами связи. | Знать: отличительные особенности сложных предложений с разными видами связи. Уметь: видеть сложные предложения с разными видами связи, определять виды придаточных. | Презентация | ||
26 | Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат. Словарный диктант | Формирование пунктуационных навыков при употреблении предложений с прямой речью, в том числе разорванной словами автора, диалога. Основные способы цитирования. Цитирование поэтического текста, частичное цитирование | Знать: правила постановки знаков препинания. Уметь: находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации | Проект | ||
27-28 | Тест в формате ЕГЭ | Определение уровня изученного материала Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Знать: основные нормы и правила. Уметь: правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ | |||
29 | Культура речи. Нормы литературного языка | Формирование современной языковой личности, овладение теоретическими знаниями о структуре русского языка и особенностях его функционирования, развитие навыков порождения высказывания в соответствии с коммуникативным, нормативным и этическим аспектами культуры речи. | Знать: нормы литературного языка. Уметь: строить речь с применением различных способов в зависимости от условий | Проект | ||
30 | Специфика научного стиля (на основе работы с текстом упр. 550) | Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля | Знать: нормы литературного языка. Уметь: строить речь с применением различных способов в зависимости от условий | Индивидуальный проект | ||
31 | Специфика официально-делового стиля. Практическая работа по составлению документов | Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля. Особенности работы по составлению документов | Знать: нормы литературного языка. Уметь: строить речь с применением различных способов в зависимости от условий | Индивидуальный проект | ||
32 | Особенности научно-популярного, публицистического стилей. Стилистический анализ текстов (на основе работы с текстами упр. 559-561) | Лексические, грамматические, композиционные признаки научно-популярного, публицистического стилей, языковые средства эмоционального воздействия на читателя | Знать: нормы литературного языка. Уметь: строить речь с применением различных способов в зависимости от условий | Групповой проект | ||
33 | Р/р Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Анализ текста | Общая характеристика художественного стиля. Образность, изобразительно-выразительные средства, эстетическая функция языка | Знать: нормы литературного языка. Уметь: строить речь с применением различных способов в зависимости от условий | Проект | ||
34 | Комплексный анализ текста с творческим заданием | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Знать: нормы литературного языка. Уметь: строить речь с применением различных способов в зависимости от условий | |||
35 | Резерв |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
-связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
-адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
-использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
-осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
-передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
-использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
-формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
-выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
-высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
-владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы,
-использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
-создавать устное высказывание на лингвистические темы;
-владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
-оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
-проводить разные виды языкового разбора;
-опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных
средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы в речи;
-соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
-фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Русский язык: электронный репетитор (система обучающих тестов). URL :
www. gmcit.murmansk.ru/text/bit/1998/3 2/4/htm
2 Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. URL :www.labirint.ru/software/135117/
3.Диск «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
4. Диск «Русский язык. Справочник школьника. 5-11 классы».
5.С Репетитор « Русский язык» обучающая программа для школьников.
6. Диск «Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы».
Список литературы
Основной и дополнительной)
Голъцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2010.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: тематическое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
Голъцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ: учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2008.
Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2008.
Гольцова, Н. Г. Русский язык: трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2009.
Меркин, Б. Г. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2008.
Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В, Леденева; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2008.
Дополнительный
1) Миловидова И. Проверяем свою грамотность. Тесты. / И. Миловидова. М.: ООО «Айрис», 2008
2) Цыбулько И.П. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львов, В.А. Коханова. – М.: Эскимо, 2009
3) Единый государственный экзамен 2009: Контрольно-измерительные материалы: Рус. яз. / В.И. Капинос (рук.), С.И. Львова, Л.И. Пучкова и др.; М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2009
Учебно-справочные материалы:
1) Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Т.М. Воителева, К.А. Войлочкова, Н.А. Герасимова и др. – 2 –е издание - М.: Дрофа, 1999
2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – М.: Азбуковник, 1998
Приложение
№ 1. Диагностическая работа.
1. Выберите неверное лексическое сочетание слов:
А)комфортабельные квартиры Б) комфортабельная ситуация
В)комфортабельный спортивный зал Г) комфортабельный автомобиль
2. Выберите неверное лексическое сочетание слов :
А) гуманные профессии Б) гуманное отношениеВ) гуманная сфера Г) гуманные законы
3. Выберите неверное лексическое сочетание слов:
А) глиняный сланец Б) глиняная чашкаВ) глиняные черепки Г) глиняный очаг
4. Укажите значение подчеркнутого в предложении слова:
Язык является средством общения, если все его элементы способствуют наиболее быстрой и легкой коммуникации.
А) покладистый, уживчивый Б) беззаботный, беспечный В) понятный, не представляющий трудности
Г) легкомысленный
5. Укажите значение подчеркнутого в предложении слова:
Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, извести или глины и воды.
А) находиться в употребленииБ) держать себя определенным образомВ) вращаться, двигаться по кругу Г) пользоваться чем-либо, применять
6. Укажите значение подчеркнутого в предложении слова :
Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы привести к его гибели.
А) условие Б) талант В) умение Г) причина
7. В каком предложении употребляется фразеологизм:
А) Как и все остальные, я тоже не знал никого из списка, но имена неотвратимо притягивали к себе.
Б) Да мало ли этих «если» на пути солдатского имени к такой вот табличке на братском обелиске!
В) Это дело чести…
Г) А я все смотрел на цементный конус, еще раз перечитывая фамилии.
8. Определите изобразительно-выразительные средства языка (лексические и синтаксические):
(поставьте номера художественных средств рядом с предложениями)
А) Да! Да! Это – Москва! – захваченно произнес Антон. ________
Б) Он зажмурился, тихо сел. На каменные обломки, завалившие паперть. ________
В) «червонно-золотые купола», «разящее воспоминание» ________
Г) «воспоминание колыхнулось», «река горела»___________
1.однородные члены 2. литота 3. сравнительный оборот4 метафора 5. гипербола 6. эпитет 7. парцелляция
8. риторический вопрос9. риторические восклицания
Ответы : 1б, 2г, 3а, 4в, 5г, 6в, 7в, 8 а9 б7 в6
Контрольная тестовая работа по теме «Главные члены предложения».
- Какое утверждение является неверным?
- Подлежащее – самый главный член предложения.
- Подлежащее отвечает на вопросы кто? что?
- Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.
- Подлежащее может быть выражено любой частью речи в значении существительного.
- В каком предложении подлежащее выделено неверно?
- Семеро одного не ждут.
- После экзамена прошло три дня.
- Небосвод дышал безжалостным жаром.
- Топорщились густым зелёным луком две маленькие грядки.
- В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
- Весь дом пришёл в движение.
- Никто не обращал внимания на мальчика в бурой дублёнке и лопоухой шапке.
- Рассказывать мальчикам было нечего.
- Другая важная проблема – работа автоматики.
- В каком предложении сказуемое выражено формой условного наклонения?
- Наклонилось к речке дерево.
- Я с удовольствием посмотрел бы этот фильм.
- Лениво и тяжко плывут облака по синему зною небес.
- Открой мне свою правду.
- В каком предложении подлежащее выделено неверно?
- Двое ребятишек лет пяти носились вокруг стоящего в центре круглого стола.
- Кто позвонил вам?
- А на берегу вовсю льёт дождь и стучит по кожаному крову шатра.
- Ужо – устаревшее наречие.
- В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?
- Снова что-то зашумело в лесу.
- Эта новая неудача меня обескуражила.
- Через несколько минут среди пустой снежной равнины появилось несколько сот человек.
- Отчего ты такая, земля моя дорогая?
- В каком предложении сказуемое выражено формой настоящего времени?
- На этом месте Пётр будет строить новый город.
- Машина бесшумно выкатилась из ворот.
- Налетает порывами тёплый ветер.
- Юноша обладал феноменальной памятью.
Ответы:
I | II | III | IV | V | VI | VII |
1 | 4 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 |
Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения».
Тест № 1
1.1. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?
Через низкие ворота города мы вошли в поле (1) и (2) пройдя шагов сто вдоль каменной ограды (3) остановились перед узенькой калиткой.
1) 1, 2, 3; 2) 1;3) 2, 3;4) 1, 3.
1.2. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?
Я поскакал (1) сломя голову (2) и застал отца в живых (3) но уже при последнем издыхании.
1) 1, 2, 3;2) 1, 3;3) 2, 3;4) 3.
1.3. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?
Мы вместе с Гагиным переправлялись через Рейн (1) и (2) проходя мимо любимого моего ясеня со статуйкой мадонны (3) присели на скамью.
1) 1, 2, 3;2) 1;3) 2, 3;4) 1, 3.
1.4. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?
Плюшкин (1) севши в кресло (2) и (3) взявши в руки перо (4) долго еще ворочал на все стороны четверку.
1) 1, 2, 3, 4;2) 1, 3, 4;3) 1, 4;4) 2.
1.5. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?
Маленькая статуя мадонны с почти детским лицом (1) и красным сердцем на груди (2) пронзенным мечами (3) выглядывала из ветвей.
1) 1, 2, 3;2) 1, 3;3) 1;4) 2, 3.
1.6. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?
Мать его (1) сухая старушка с черными глазами и букольками (2) щурилась (3) вглядываясь в сына (4) и слегка улыбалась тонкими губами.
1) 1, 2, 3, 4;2) 1, 3, 4;3) 1, 2;4) 3, 4.
1.7. В каком предложении не нужны запятые? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Воротясь домой она тотчас ушла к себе в комнату.
2) Будучи по природе своей любознательным Паша никогда не проходил мимо чего-то необычного.
3) Сочиняя свою первую оперу композитор Пери подражал спектаклям древнегреческого театра.
4) Ты когда-нибудь увидишь машущего палочкой и не заглядывающего в ноты дирижера.
1.8. В каком предложении не нужны запятые? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Нависшая над высокими вершинами тополей туча уже сыпала дождиком.
2) На Ветлугой спустились синие сумерки теплые и тихие.
3) Привлеченные светом бабочки прилетели и кружились возле фонарей.
4) На небе задумчиво замерли легкие облака еще розовые от заката.
ОТВЕТЫ на тест № 1:
1.1 – 3,
1.2 – 4,
1.3 – 3,
1.4 – 3,
1.5 – 4,
1.6 – 1,
1.7 – 4,
1.8 – 1 .
Тест № 2
Разделите данные предложения на две колонки. (Знаки препинания не расставлены.)
1. Ставится запятая | 2. Ставится тире |
|
|
1 Сверкнувшая в жестких волосах Плюшкина седина верная подруга скупости помогла ей еще более развиться.
2 Я не слишком люблю это дерево осину.
3 Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
4 Его друг Дима Иванов приезжает завтра.
5 Лютейший бич небес природы ужас мор свирепствует в лесах.
6 Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова старичок.
7 Я начал говорить об условиях о неравенстве о людях жертвах жизни.
8 Мы дети очень любили эту старушку.
9 Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти.
10 Сосна как дерево смолистое с трудом поддается гниению.
Ответы на тест № 2:
1 – 1,
2 – 2,
3 – 2,
4 – 1,
5 – 2,
6 – 1,
7 – 2,
8 – 1,
9 – 1.
10 - 1
Контрольная работа по синтаксису и пунктуации
Вариант 1
1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Его не страшили нехоженые тропы ( ) и не пугала встреча с дикими животными.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Сказка нужна не только детям но и взрослым.
2) Куприн просто заставлял Никандрова писать долго терпеливо учил его основам писательского мастерства.
3) С Гиляровским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин и многие актёры и художники.
4) В саду росли пахучие белоснежные лилии и яркие алые розы и скромные бархатцы.
3. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Увидев свой отряд (1) измученный (2) и поредевший втрое (3) уныло растянувшийся вдоль дороги (4) он понял, как он (5) сам смертельно уставший (6) бессилен теперь сделать что-либо для этих людей.
1) 1,3,4 — выделяются деепричастный и причастный обороты
2) 1, 3, 4, 5,6— выделяются два причастных и один деепричастный обороты
3) 1,3,4 — выделяются два причастных оборота
4) 1,3,4,5,6 — выделяются три причастных оборота
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была (1) в сущности (2) беспощадной схваткой с глупостью и подлостью. Многие писатели вам ничего не расскажут (3) о сущности (4) творческого процесса, как, очевидно, не сможет рассказать птица, как она поет.
1) 1,2,4 2) 1 3)1,2 4)1,2,3,4
5 Укажите предложение, в котором нет тире. (Знаки препинания расставлены частично.)
1) Все вещи диваны, столы и стулья были сделаны из светлого дерева, блестели от времени и пахли кипарисом.
2) Так впервые я убедился в том, что главное для писателя это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи тем самым выразить своё время и свой народ,
3) Почему я не замечал этот родной пейзаж раньше? спрашивал я себя.
4) Я бродил в своих воспоминаниях по лесам, потом по берегам Невы или по голубым от льна холмам суровой псковской земли
6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
По Каме около устья тянулись такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Третья часть сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первых двух частях.
3) Третья часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в предыдущих частях.
4) Третья часть сложного предложения указывает на основе, причину того, о чем говорится в предыдущих частях.
7. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Поля (1) вдоль которых мы проезжали (2) когда возвращались домой (3) уже покрылись изумрудной зеленью.
1) 1,2,3 2)2 3)2.3 4) 1,2
8. В какой варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В одном из своих писем Куприн писал о том (I) что (2) когда он вышел из полка (3) самое тяжёлое было то (4) что у него не было никаких знаний — ни научных, ни житейских.
1) 1,2,3,4 2) 1,3,4 3) 1,4 4) 1,2,4
9. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Море, которое бушевало всю ночь, утром было уже безмятежным и спокойным.
2) Горничная была сирота, которая, спасаясь от голодной смерти, должна была поступить в услужение.
3) Небо всё было в звёздах, которые излучали ровный тихий свет.
4) Весёлый вечер, который начался без нас, был в самом разгаре.
10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая историю своей страны,
1) летописи помогут вам в этом.
2) читайте мемуары очевидцев исторических событий.
3) в музеях хранится множество уникальных документов.
4) архивы играют огромную роль.
11. Спишите текст, вставьте необходимые орфограммы и пунктограммы.
Калеча кр..соту пр..роды мы и себя самих и своих п..томков обкрад..ваем. Если бы всегда все и каждый относились к пр..роде вн..мательно и серьёзно с пон..манием её места и значения в нашей жизни мы бы может многого горя изб..жали.
Сколько как п..думаешь тв..рит..ся на земле зла из-за ч..л..веческой глупости и бе..памятства! Кто к пр..меру п..ручит..ся что всплеск жестокости накипь зла в иной пустой (не) зрячей душ..нке (не) начались с бе..смысле..о разорё..ого птич..его гнезда или безобраз..ого к..стрища в лесу осквернившего его царстве..ую красу?
Всё в этом мире теснейше взаимосвяза..о обижа..ш.. безответную пр..роду а губ..ш.. свою бе..смертную душу...
(По В. Ткаченко)
№ 5. Практическая работа. Анализ художественных текстов поэтов Дона
1)Жить можно по-разному, хорошо и плохо, ладно и неладно, справно и несправно. 2) Вот… напарник по спецшколе…Федя Лебеда, жил справно и ни разу не то что ранен, но даже не поцарапан. 3) На пригородном участке у него дача почти в два этажа, да вся в резьбах, каминчик даже есть, в керамическом ободке, и керамика цветом, формой и колером напоминает ту же, каковою безвкусно, зато дорого облицовано здание областного управления внутренних дел. 4) На даче Феди Лебеды много музыки, цветной телевизор, машинёнка, хоть и «Запорожец», но всё же своя – всё, как у добрых людей, и всё не уворовано, не унесено, всё на бедную милицейскую зарплату приобретено. 5) «Жить надо уметь!» - заявляет с вызовом Тамарка, жена Феди Лебеды, работающая официанткой в ресторане «Север». 6) Хорошо хоть, увлечённая собой, искусством и чтением… Лерка [жена] не внимала этому лозунгу. 7) Ну, не то чтоб совсем не внимала, просто не придавала того первостепенного значения ему, как та бедная женщина, которую Сошнин видел года три назад в электричке… 8) Женщина сидела против него и почти всю дорогу плакала…
9) «Простите, - сказала женщина, перехватив взгляд Сошнина, и, немножко поправив волосы и себя, добавила: - 10) Мужа я погубила. 11) Хорошего человека…» 12) И снова захлебнулась слезами. 13) Но ей хотелось выговориться, и она рассказала, в общем-то, очень простую историю, до того простую, что хоть вой в голос от её простоты.
14) Жили да были муж с женой. 15) Скромные советские служащие, со скромной зарплатой, скромными возможностями. 16) Много работали, любили друг друга… 17) Народились дети… 18) Хорошо было им: росли дети, время катилось незаметно в трудах и заботах. 19) Но вот она стала замечать во дворе машины, за городом дачи, в квартирах друзей и знакомых ковры, хрусталь, магнитофоны, модную одежду, красивую мебель…
20) И ей тоже захотелось всего этого, и стала она подбивать мужа перейти на другую, более добычливую должность. 21) Он упёрся. 22) Она его разводом стращать, разлукой с детьми. 23) Перешёл муж на добычливое место и хоп – приносит домой денег сверх зарплаты, аж на цветной телевизор! 24) Во второй раз принёс денег на целый ковёр, а в третий раз…домой не вернулся. 25) И ждать его теперь придётся пять лет…
26) Вот была у него в колонии, на первом свидании, привезла первую передачу. 27) «Смотри, смотри на мужа-преступника! 28) Любуйся! 29) Ты этого хотела!..» - 30) «Я на колени перед ним, руки и ноги его целовала, он от меня отвернулся, ни на что не реагирует, не плачет. 31) Передачу не взял. 32) Велел год хотя бы не показываться на глаза. 33) Напоследок только и сказал, что детей ему жалко…»
34) Да-а, жизнь разнообразна, и жить в ней можно разнообразно.
(В. Астафьев)
Тест «Пунктуация в сложноподчинённых предложениях»
Вариант 1
В6: Определить вид подчинения в СПП: Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов. (С. Аксаков)
параллельное, 2) однородное, 3) последовательное.
А13: В каком ряду во всех 3-х словах пропущена проверяемая безударная гласная?
1) пот..плевший, л…петать, поб…дитель
2) отр…слевой, огл…вление, гр…мадный
3) л…ловый, зач…рстветь, выт…рать
4) заг…релый, р…птать, обл…денение.
3. А19: Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Грозно зашумели уже сбросившие листву деревья и над ними по хмурому небу промчались клочки серых туч.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4. А18: В каком предложении оба слова пишутся слитно?
(ИЗ)ДАЛЕКА, КАК(БЫ) пригибая на своём пути, покатился гром.
Цветущая сирень распространяла (ВО)КРУГ свой (НЕ)ПОВТОРИМЫЙ аромат.
Мы так часто ищем смысл жизни, забывая о близких людях, (ПО)ЭТОМУ ТАК(ЖЕ), как и смысла в жизни, не находим взаимопонимания.
4) Бывают любимые женщины, чьи глаза воздействуют на нас не В(ПРЯМУЮ), а позже, КАК(ТО) неожиданно
5. А8: Какие слова являются грамматической основой в предложении? Фактически эти страны превратились в города-государства.
страны превратились
города-государства превратились
страны превратились фактически
эти страны превратились
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант 2
В6: Только к вечеру, когда солнышко стало уже садиться, отец мой выудил огромного леща, которого оставил у себя в лодке. (С. Аксаков) 1) параллельное, 2) однородное, 3) последовательное.
А13: В каком ряду во всех 3-х словах пропущена проверяемая безударная гласная?
подв…ргать, к…личество, фр…гментарный
н…вация, озн…комиться, зам…рли
ист…рический, перефр…зировать, оп…сание
инф…рмационный, с…стема, ж…лать
А19: Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Мы чтить тебя привыкли с детских лет ( )
И дорог нам твой образ благородный.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4. А16: В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. эмал…вый, Б. обеспеч…вать В. уступч…вый Г. вылет…вший 1) А, В 2) Б 3) А, Б, В, Г 4) Б, В
5. А18: В каком предложении оба слова пишутся слитно?
Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.
Рецензия является жанром литературной критики, но в ТО(ЖЕ) время её считают и жанром библиографии, (ПО)СКОЛЬКУ она возникла из библиографического описания книги.
Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, она ТАК(ЖЕ) необходима человеку.
Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.
Ответы Вариант 1
2
1
3
2
1
Вариант 2
1. 1
2. 3
3. 3
4. 4
5. 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....