Авторская программа элективного курса "Комплексный анализ текста" для 11 класса
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Андреева Лариса Николаевна

Элективный курс «Комплексный анализ текста»  предназначен для  учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов.     В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики, языка и речи, слова и текста, русского языка и литературы.     Опорная, ключевая единица курса – текст.      Цели курса:  формирование  коммуникативной компетентности ученика, развитие умений и навыков комплексного  анализа текста, активизация  пассивного словаря учащихся.

         Данный курс имеет прежде всего практическую направленность, т.е. предназначен не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл andreeva_elektivnyy_kurs.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа”

Авторская программа элективного курса

для 11 класса “Комплексный анализ текста”

17 часов

Автор: учитель русского языка и литературы

                                                                          первой квалификационной категории

                                                            Муниципального бюджетного

                                                                     общеобразовательного учреждения

                                                           “Ленино-Кокушкинская средняя

                                                          общеобразовательная школа”

                                                          Андреева Лариса Николаевна

2012-2013 учебный год

Пояснительная   записка.

     Элективный курс «Комплексный анализ текста»  предназначен для  учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов. Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, формируются  речевая, коммуникативная и лингвистическая компетенции ученика,         а также ярко выявляются межпредметные связи.

    В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики, языка и речи, слова и текста, русского языка и литературы.     Опорная, ключевая единица курса – текст. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Работая с текстом, школьник приобщается к пространству культуры, учится вести диалог с текстом, что помогает увидеть жизнь слова в произведении, развивает чувство языка, любовь к слову.

     Цели курса:  формирование  коммуникативной компетентности ученика, развитие умений и навыков комплексного  анализа текста, активизация  пассивного словаря учащихся.

        Данный курс имеет прежде всего практическую направленность, т.е. предназначен не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков.

Задачи курса:

   -  при работе с текстом вырабатывать умение доказывать, что предложенный отрывок является текстом, с этой целью обращать внимание на тему, композицию, лексические и грамматические связи, опорные слова;

  -  анализируя содержание текста, выделять главные и второстепенные мысли, делить текст на смысловые отрезки и устанавливать между ними логическую связь, находить опорные слова;

 -    в процессе работы над текстом определять тему текста, функциональный стиль и тип речи, что способствует формированию навыков устной монологической речи в её жанровом и стилистическом своеобразии;

  -  систематически повторять фонетику, лексику, орфографию, орфоэпию, пунктуацию, стилистику, синтаксис, которые формируют навыки грамотного письма, грамотную устную и письменную речь.

                 

Требования к уровню знаний учащихся:

учащиеся должны уметь:

  1. проводить комплексный анализ текста;
  2.  определять тему, основные мысли текста;
  3. объяснять смысл названия  (подбирать свои варианты названия);
  4. определять стиль текста, тип речи, доказывать принадлежность текста к тому или иному стилю и типу;
  5. находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль;

учащиеся должны знать:

  1. основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
  2. признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  3.  изобразительно-выразительные средства языка.

                                    Ожидаемый результат

       По завершении  элективного курса «Комплексный анализ текста» учащиеся 11 класса должны быстро ориентироваться в тексте, определять тему и основную мысль текста, тип и стиль речи, формулировать проблему исходного текста, высказывать своё мнение по поводу прочитанного, находить стилистические фигуры.

        Предложенная система упражнений предполагает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся.

        Выполнение заданий предопределяет приёмы активного наблюдения и исследования стилистических структур.

                                 

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Форма контроля

теория

практика

1.

Введение. План комплексного анализа текста.

1

Лекция с элементами беседы

Тестирование

2.

Текст и его строение. Признаки текста.

0,5

0,5

Работа с текстом

Практическая работа

3.

Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические).

0,5

0,5

Работа с текстом, работа в группах

Самостоятельная работа

4.

Тема. Основная мысль текста.

1

Урок-дискуссия

Письменный опрос (карточки)

5.

Функциональные стили речи.

0,5

0,5

Практикум

Практическая работа

6.

Типы речи.

0,5

0,5

Работа с текстом

Устный опрос

7.

Художественно-выразительные средства языка. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение).

0,5

0,5

Практикум

Практическая работа

8.

Художественно-выразительные средства языка. Тропы (гипербола, метонимия, литота).

0,5

0,5

Практикум

Практическая работа

9.

Художественно-выразительные средства языка. Тропы (перифраз, оксюморон, синекдоха, сравнение).

0,5

0,5

Практикум

Письменный опрос (карточки)

10.

Синтаксические фигуры.

0,5

0,5

Урок-консультация

Самоконтроль

11.

Фонетические приёмы (анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс).

0,5

0,5

Урок-консультация

Взаимоконтроль

12.

Лексические средства выразительности.

0,5

0,5

Работа с текстом

Самостоятельная работа

13-16.

Комплексный анализ текста.

4

Практикум, работа в группах

Практическая работа, устный опрос, письменная работа

17.

Зачёт.

1

Выступления учащихся

Зачёт

Содержание изучаемого курса.

     Введение. План комплексного анализа текста. (1) Предмет и задачи элективного курса. Элементы комплексного анализа текста.

Текст  и его строение. Признаки текста. (1) Текст как речевое произведение. Структура, языковое оформление.  Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

  Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические). (1) Слова-заместители, лексические повторы, соответствие видовременных глагольных форм, предлоги, анафора и эпифора, параллелизм, противопоставление, вопросительные предложения, союзы, порядок слов в предложении (прямой и обратный), слова-организаторы логических связей; вводные слова, организующие порядок высказывания.

   Тема. Основная мысль текста. (1) Тема как предмет речи и тематика как круг отображаемых явлений. Проблематика. Типология проблем: нравственная, философская, социально-историческая проблематика. Смысловые (логические) и грамматические связи между предложениями. Заголовок текста. Членение текста на смысловые части. Микротемы.                                                           

    Функциональные стили речи.  (1)  Художественный, разговорный, публицистический, официально-деловой, научный стили. Форма и вид речи. Сфера общения. Функции. Жанры. Особенности стиля. Языковые средства. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Типы речи.  (1)  Описание, рассуждение, повествование. Содержание (смысловая структура). Строение. Типичные языковые особенности. Предупреждение ошибок при определении  типов речи.

Художественно-выразительные средства языка. Тропы.  (3)  Эпитет, метафора, олицетворение,   гипербола, метонимия, литота,  перифраз, оксюморон, синекдоха, сравнение. Их характеристика.

Синтаксические фигуры. (1) Стилистические фигуры: антитеза, инверсия, плеоназм, градация. Синтаксические приёмы:  риторический вопрос, риторическое обращение,  риторическое восклицание.   Синтаксический параллелизм, парцелляция. Их характеристика.

Фонетические приёмы.  (1) Анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс. Их характеристика.

Лексические средства выразительности. (1) Синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, неологизмы, фразеологизмы, афоризмы. Их характеристика.

Комплексный анализ текста. (Практикум). (4)

Зачёт. (1)

   

  Список используемой литературы.

  1. Смирнова М.М. Русский язык и культура речи: комплексный анализ текста. Методические рекомендации по проведению устного и письменного экзамена по русскому языку и культуре речи. Интернет, 2004
  2. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983.
  3. РозентальД.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Айрис-пресс, 1999.
  4. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации.- Издания разных лет.
  5. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса

Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...

Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...

Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста

Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также  при написании сочи...

Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"

   Программа элективного курса  «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Авторская программа элективных курсов «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»

Программа курса«Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения» предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-метод...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...