Рабочая программа элективного курса в 11 классе "Комплексный анализ текста"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Элективный курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой аттестации, расширяет умения работать с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_feoktistova.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ШИЛАН          

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                        

Директор школы:                                                                  

______________Ю.Е.Гарькин                                                    

«____»__________2015 г                                                              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

по русскому языку

«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составлено учителем:

Феоктистовой Т.Н.

Рассмотрено и согласовано на заседании

Методического объединения учителей

___________________________________

Протокол № 1 от « 28 » августа 2015г.

Руководитель ____________/ Феоктистова Т.Н.

Элективный курс

Русский язык

«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»

Календарно-тематическое планирование материала на 2015-2016 учебный год.

Учитель: Феоктистова Т.Н.

Класс: 11

Количество часов в неделю: 1

В год: 34

 Пояснительная записка

Настоящая  образовательная рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» в 11-м классе  разработана на основе  учебного  плана  ГБОУ СОШ с.Шилан на 2015-2016 учебный год.  

В 11 классе отводится 34 часа из расчета 1 ч. в неделю (34 недели).

        Содержание рабочей программы курса направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на обязательном  уровне, что соответствует образовательной программе  ГБОУ СОШ с.Шилан. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.         

Актуальность  программы  данного элективного курса заключается в  том,  что материалы используются при подготовке к ЕГЭ, при выполнении задания 25, при написании сочинения  (определение темы и основной мысли текста, при раскрытии проблемы, комментирование   проблемы, выявление авторской позиции, аргументы из художественного произведения и из читательского опыта, согласие и несогласие с автором, заключительная часть  сочинения).

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: последовательную демонстрацию изобразительных возможностей русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся комплексный материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в произведениях   художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, но и качественно подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.

Данный курс в известной степени поможет реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Методы и формы обучения

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении  (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком ( продуктивная деятельность). Для реализации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения: репродуктивный и продуктивный. Методы обучения реализуются в следующих формах работы: рассказ учителя, беседа, работа со словарями, анализ таблицы. При этом используются приёмы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции. Средством этих методов являются учебник, таблицы, тесты. Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа.

В качестве обучающего материала используются следующие издания: тесты по пунктуации, интерактивные контрольные измерительные материалы.

Курс  «Комплексный анализ текста» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создаётся на основе предложенного текста.

Курс  « Комплексный анализ текста» рассчитан на учащихся 11 классов как профильного, так и общеобразовательного уровня. Элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания. В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности ( повышенный и высокий). В связи с этим по- прежнему остаётся актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Основные цели и задачи курса :

-раскрыть перед учащимися богатство и выразительность русского языка, систематизировать и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-9 классах;

-углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;

-обеспечить практическое использование знаний и умений по изобразительно-выразительным средствам языка в собственных творческих работах учащихся;

-обучить многоаспектному комплексному анализу художественного текста;

-помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Ученик должен знать и уметь  к концу элективного курса

(планируемый результат):

-уметь анализировать смысловую структуру текста;

-уметь видеть особенности стиля художника слова;

-уметь определять  стиль и жанр текста ;

-уметь определять способы и средства  связи предложений в текстах разных типов речи;

-уметь исследовать текст на основе творческих заданий;

 -уметь выявлять  стилевые признаки текста: лексические, морфологические,         синтаксические, композиционные;

-знать основные признаки текста;

-знать формальную связность, относительную  завершенность высказывания;

-знать синтаксические средства связи предложений и абзацев текста;

- иметь представление об изобразительно-выразительных средствах родного языка: фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических;

- уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте языковые факты в их значении и употреблении;

- использовать знания и умения, приобретенные на курсах, в своих творческих работах;

- производить многоаспектный комплексный анализ текста.

      

Содержание

Что   такое текст? Связь предложений в тексте.1ч

Составление   текста. Задания из части ( блок А)1ч

Стили   текста: публицистический стиль.1ч

Стили   текста: художественный стиль.1ч

Типы   текста 1ч

Зачётная   работа №1 1ч

Тема   и основная мысль текста 1ч

Темы   и микротемы. Деление текста на абзацы. 1ч

Темы   и микротемы. Как правильно понять исходный текст 1ч

«Расшифровка»   информации текста 1ч

Зачётная   работа №2 1ч

Роль   вступления в сочинении-рассуждении 2ч

Роль   заключения в сочинении-рассуждении 2ч

Формулировка   основной проблемы исходного текста 2ч

Комментируем   основную проблему текста 2ч

Зачётная   работа №3 1ч

Позиция   автора и способы её выражения 2ч

Общие   средства выразительности 1ч

Специальные   средства выразительности 1ч

Языковой   анализ текста как способ определения авторской позиции 2ч

Композиция   сочинения-рассуждения ( логические приёмы мышления) 1ч

Типы   аргументации в изложении собственной позиции 2ч

Экспертная   оценка сочинения 1ч

Написание   рецензии 2ч

Итоговая   зачётная работа.

                         Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата факт

Примечания

1

Вводное занятие. Цели и задачи изучаемого курса.

 

 

 

2

Что   такое текст? Связь предложений в тексте.

 

 

 

3.

Составление   текста. Задания из части 1

 

 

 

4.

Стили   текста: публицистический стиль.

 

 

 

5.

Стили   текста: художественный стиль.

 

 

 

6.

Типы   текста

 

 

 

7.

Зачётная   работа №1

 

 

 

8.

Тема   и основная мысль текста

 

 

 

9.

Темы   и микротемы. Деление текста на абзацы.

 

 

 

10.

Темы   и микротемы. Как правильно понять исходный текст

 

 

 

11.

«Расшифровка»   информации текста

 

 

 

12.

Зачётная   работа №2

 

 

 

13-14.

Роль   вступления в сочинении-рассуждении

 

 

 

15-16.

Роль   заключения в сочинении-рассуждении

 

 

 

17-18.

Формулировка   основной проблемы исходного текста

 

 

 

19-20.

Комментируем   основную проблему текста

 

 

 

21.

Зачётная   работа №3

 

 

 

22-23.

Позиция   автора и способы её выражения

 

 

 

24.

Общие   средства выразительности

 

 

 

25.

Специальные   средства выразительности

 

 

 

26-27.

Языковой   анализ текста как способ определения авторской позиции

 

 

 

28.

Композиция   сочинения-рассуждения (логические приёмы мышления)

 

 

 

29-30.

Типы   аргументации в изложении собственной позиции

 

 

 

31.

Экспертная   оценка сочинения

 

 

 

32-33.

Написание   рецензии

 

 

 

34.

Итоговая   зачётная работа.

 

 

 

                            Учебно-методическое обеспечение

Литература

  1.  Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Русское слово, 2010.
  2. Гольцова, Н, Г. Русский язык. 10-11 классы : книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.
  3. Анненков Е.И. Анализ художественного произведения.
  4. Бабайцева В.В. Некоторые вопросы комплексного анализа текста на уроках русского языка. Русский язык: Приложение к газете "Первое сентября". 1998. № 36 (156). Сентябрь. С. 5.
  5. Новиков Л.А. Лингвистический анализ текста. М., 1975. С.11.
  6. Марченко С.В, Э.М. Архангельская. Лингвистический анализ текста. Даугавпилс, 1996. С. 5-15.
  7. Бабайцева В.В, Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка. Русская словесность. 1997. № 3.
  8. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988. С.45.

Учебные пособия:

  1. Потемкина, Т. В. Русский язык. 10-11 классы : программа элективных курсов / Т. В. Потемкина, С. В. Сабурова. - М.: Русское слово, 2006.
  2. Смирнова, Л. Г. Культура русской речи : программа элективного курса / Л. Г. Смирнова. - М. .' Русское слово, 2007.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

  1. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Ма- люшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  2. Войлова, К. А. Русский язык. Культура речи : тематическая тетрадь / К. А. Войлова. - М. : Дрофа, 2008.

  1. Мазнева, О. А. Практикум по стилистике русского языка. Тексты и задания : пособие для старшеклассников / О. А. Мазнева, И. М. Михайлова. - М.: Дрофа, 2008.

  1. ЕГЭ-2015. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2015.
  2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2015.
  3. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин : Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2014.  Русский язык.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

1. Русский язык : электронный репетитор (система обучающих тестов). иКЬ : www.gmcit.murmansk.ni/text/bit/1998/32/4/htm

2 Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009.1Л1Ь : www.labirint.ru/software/135117/

  1. Репетитор «Русский язык» (школьный курс). ШЬ: www.edunews.ru
  2. Единый государственный экзамен : Русский язык. 2007-2008: электронное учебное пособие. - 1 электрон, диск (СБ-КОМ).
  3. Репетитор по русскому языку. 2008: электронное учебное пособие. - 1 электрон, двсж (СБ-КОМ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)

Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Текст. Стили речи"  для  учащихся 10 класса...

рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста"

Рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста" 8 класс...

Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2018 год

Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" для обучающихся 5 класса....

Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2016 год

Рабочая программа элективного курса "От слова к тексту" 5 класс 2016 год....