Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Как известно, ФГОС ориентирует учителей на формирование языковой личности, образовательный ресурс которой включает в себя компетенции различного содержания. Представленный курс внеурочной деятельности расширяет и углубляет основной курс русского языка 5 класса, даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, совершенствования предметных результатов, универсальных учебных действий. Данная программа содержит практический блок, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе, служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку. Включает в себя учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.rar | 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Комплексный анализ текста»
___________________ _______________________________________ _______________
(предмет)
Основное общее образование
___________________ _______________________________________ _______________
(уровень общего образования)
5 класс
___________________ _____ _________________________________________________
(параллель, класс, где реализуется программа)
Пояснительная записка
«Комплексный анализ текста» - курс внеурочной учебной деятельности для обучающихся 5 классов. Ведение этого курса имеет особую важность в силу ряда причин.
Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку. Программа курса внеурочной деятельности предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Данная программа содержит практический блок, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку.
Представленный курс внеурочной деятельности непосредственно связан с основным курсом русского языка 5 класса, расширяет и углубляет его, даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, совершенствования предметных результатов, универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, ИКТ - компетентности). То углубление и расширение знаний учащихся, которое предусматривает данный курс, доступно, научно и соответствует языковой системе.
Материалом для комплексного обучения языку и речи служит текст как основная дидактическая единица, которая позволяет раскрыть смысловое значение слова в контексте, уяснить выразительно - изобразительную функцию слова. Такую целенаправленную работу позволяет осуществить комплексный анализ текста, который может рассматриваться как «измеритель» языковой подготовки учащихся и позволяет отработать трудные случаи правописных умений и навыков.
В связи с недостаточностью урочного учебного времени эту объёмную по времени работу целесообразно проводить отдельными занятиями, позволяющими систематизировать и объединить все задания, выполненные ранее на уроках в отдельности. Содержание программы рассчитано на учащихся с разными учебными возможностями, т.к. комплексный анализ текста включает в себя различные по сложности задания. Актуальность курса «Комплексный анализ текста» заключается в том, что данный курс поможет подготовиться к итоговой государственной аттестации за курс основной школы в новой форме. Программа имеет практическую направленность и рассчитана на 70 часов. Этого времени, конечно же, недостаточно для доведения действий учащихся до совершенства, но позволит соединить в целое обучение языку и речи.
Общая характеристика курса
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Целью программы является расширение лингвистического кругозора учащихся.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
Образовательные:
- развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.
Развивающие:
- развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
- развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
Занятия курса направлены на систематизацию, углубление и расширение лингвистических знаний, что позволит развивать коммуникативную компетентность и языковой вкус.
Описание места курса в учебном плане
Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной учебной деятельности «Комплексный анализ текста» реализуется в части, формируемой участниками образовательного процесса Учебного плана, в объеме 35 часов (1 час в неделю).
Курс «Комплексный анализ текста» включает в себя уроки закрепления и комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний из разных областей русского языка, практические занятия по комплексному анализу текста, практические и зачетные работы. В процессе обучения используется тексты из рабочей тетради А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста», а также из рабочих тетрадей Богдановой Г.А. Задания для зачетных работ взяты из пособия Потаповой Г.Н. (5 класс).
Наиболее привлекательными формами работы являются практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. Задания составлены таким образом, что с их помощью проверяется подготовка учащихся по разным разделам русского языка: фонетике, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии и синтаксису. Кроме того, есть и задания, которые проверяют умения по текстоведению: способность сопоставлять содержание прочитанного или прослушанного текстов, вдумчиво вчитываться в предложенный текст, определять и доказывать его стилевую принадлежность и тип речи, устанавливать средства связи в прочитанном тексте, составлять план текста. Посещая данный курс, учащиеся ознакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса, получат навыки анализа текста, что поможет им не только осознать красоту и выразительность русской речи, раскрыть неисчерпаемые богатства языка, используемые русскими поэтами и писателями, но и подготовиться к итоговой аттестации.
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля: устный опрос, различные виды пересказа и чтения, практические работы по содержанию изучаемого материала, тестовые задания, творческие задания (сочинения, мини-сочинения), а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений. Предусмотрены по три урока контроля, оценки и коррекции знаний в форме зачетной работы. Также запланированы различные творческие работы.
В основу настоящей программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»:
1.Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
2. Культурно-ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
3. Деятельностно-ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Ведущей технологией в учебном процессе являются технология проблемно-диалогического обучения. В качестве ведущих методов применяются метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) метод.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Цель и задачи, поставленные в программе, опираются на ценностные ориентиры системы общего образования, реализуемые в стандарте:
- гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности;
- идеалы ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;
- патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур;
- национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства.
Содержание курса «Комплексный анализ текста» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
УУД | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Личностные УУД |
|
|
Регулятивные УУД |
|
|
Коммуникативные УУД |
|
|
Познавательные УУД |
|
|
ИКТ-компетентность |
|
|
Материально-техническое обеспечение курса
Лингвистические словари
- Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2006.
- Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. -5-е изд. - М.: Просвещение, 2008.
- Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, А. В. Жуков. - М.: Просвещение, 2003.
- Лекант П. А. Школьный орфоэпический словарь русского языка П. А. Лекант, В. В. Леденева. - М.: Просвещение, 2006.
- Семенюк А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М. А. Матюшина. - М.: Просвещение, 2006.
Информационно-коммуникационные средства
1С : Репетитор. Тесты по орфографии. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
1С : Репетитор. Тесты по пунктуации. - М. : ЗАО «1С», 2005. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Учебно-практическое обеспечение курса
- Богданова Г.А. Русский язык: рабочая тетрадь для 5 класса. В 2-х ч.- М.: Издательский дом «Генжер»,2015г. - 62 с.
- Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 5 класс. ФГОС - М.: Издательство «Экзамен», 2015г. -126с.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс.- М.:ТЦ Сфера, 2015г. - 96с.
- Потапова Г.Н. Зачетные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс». ФГОС (к новому учебнику)- М.: Издательство «Экзамен», 2016г.- 94с.
Учебно-тематический план курса
№ темы | Тема раздела | Количество часов в 5 кл. |
1 | Язык, речь, общение | 2 |
2 | Повторение изученного в начале года | 2 |
Синтаксис и пунктуация | 7 | |
3 | Фонетика | 2 |
4 | Лексика | 3 |
5 | Морфемика | 5 |
6 | Имя существительное | 3 |
Имя прилагательное | 3 | |
Глагол | 5 | |
7 | Повторение в конце года | 3 |
35 |
Содержание обучения курса
- Введение. Язык, речь, общение (2ч)
Язык, слово, речевое общение, текст, виды текстов. Основные единицы языка, их признаки. Расширить представление о русском языке; осознавать эстетическую функцию родного языка; Уметь отличать художественный стиль от научного стиля, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.
- Повторение изученного в начале года (2ч)
Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы, делать изученные разборы. Осознавать важность грамматического анализа слов для правописания.
- Синтаксис и пунктуация (7ч)
Словосочетание, предложение, текст. Простое и сложное предложение. Простое осложненное предложение. Уметь правильно ставить знаки препинания в ПП и между частями СП.
- Фонетика (2ч)
Буква и звук. Согласные и гласные звуки. Фонетический разбор слова. Орфоэпический словарь. Уметь различать гласные и согласные звуки, делать фонетический разбор слов.
- Лексика (3 ч)
Лексика, лексическое и грамматическое значение слова, различные словари. Уметь определять прямое и переносное значение слов, находить средства связи предложений в тексте. Уметь различать фразеологизмы и свободные сочетания слов; употреблять фразеологизмы в речи; определять синтаксическую функцию фразеологизмов.
- Морфемика (5ч)
Морфемика и словообразование. Морфемы формообразующие и словообразующие. Уметь различать морфемы, составлять слова из разных слов с указанными морфемами, делать морфемный и словообразовательные разборы.
- Морфология (13ч)
Имя существительное (3ч). Морфологические признаки (постоянные и непостоянные) имен существительных. Уметь определять синтаксическую роль имени существительного в предложении, делать морфологический разбор.
Имя прилагательное (3ч). Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речевом высказывании. Краткие и полные прилагательные. Уметь определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении, делать морфологический разбор.
Глагол (5ч). Морфологические признаки (постоянные и непостоянные) глаголов. Инфинитив, его грамматические особенности. Наклонение глагола, особенности употребления. Уметь определять синтаксическую роль в предложении, делать морфологический разбор.
- Повторение в конце года (3ч).
Разноаспектный анализ текста. Морфологические признаки самостоятельных частей речи. Производить элементарный языковой анализ художественного текста, воспринимать художественные и научные тексты во всем многообразии используемых в них языковых и структурно-семантических средств. Выполнять изученные разборы.
Календарно-тематическое планирование курса «Комплексный анализ текста» (5 класс) | |||||||||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты | Оборудование урока | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
1. | Язык, слово, речевое общение. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: чтение, найти границы предложений, составление плана текста. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова; разбор слов по составу. Мини-сочинение «Осень в моем краю» | Фронтальный опрос Ответы на вопросы Творческая работа | Знать основные единицы языка, их признаки. | Текст №1 КАТ Задача № 1 «Бесценный дар» из пособия О.Н.Зайцевой | ||
2. | Учимся читать и понимать тексты разных стилей | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: чтение, анализ, нахождение языковых доказательств художественного и научного стилей. Вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Разбор по составу, нахождение однокоренных слов. | Фронтальный опрос Ответы на вопросы Заполнение таблицы | Уметь отличать художественный стиль от научного стиля, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов. | Задача № 13 (1ч) из пособия О.Н.Зайцевой Текст №2 КАТ | ||
3. | Повторение изученного в начальной школе: части слова, орфограммы | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: чтение, анализ, составление плана. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова; разбор слов по составу. Выписать 5 словосочетаний прилагательное +существительное». | Фронтальный опрос Ответы на вопросы | Знать понятие «орфограмма», понимать термины морфема, морфемный разбор. Уметь определять изученные орфограммы в словах. | Текст №3 КАТ | ||
4. | Опознавательные признаки орфограмм в слове. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: чтение, анализ. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова; выписать из текста 5 слов с безударной проверяемой гласной в корне, нахождение орфограмм в словах по группам. | Ответы на вопросы Фронтальный опрос Работа в группах | Знать понятие орфограмма. Уметь определять изученные орфограммы в словах по опознавательным признакам | Текст №4 КАТ | ||
5. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Работа с текстом: чтение, составление плана. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова; расставить недостающие знаки препинания. Повторить знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Фронтальный опрос Ответы на вопросы Самостоятельная работа по вариантам. | Уметь отличать слово от СС, СС от предложения; выделять СС из предложения, находить главную и зависимую часть СС. | Текст №7 КАТ Работа № 4 из пособия Г.Н.Потаповой «Зачетные работы по русскому языку: 5 класс» | ||
6. | Текст. Тема текста. Основная мысль текста. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема текста, основная мысль текста, составить план. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Выписать 5 словосочетаний с главным словом - глаголом. Разбор слов по составу. Составление памятки «Порядок синтаксического разбора» | Фронтальный опрос Ответы на вопросы Составление памятки | Уметь определять тему текста, основную мысль текста, находить однородные члены предложения, делать синтаксический разбор СП и ПП. | Текст № 5 КАТ | ||
7. | Синтаксис и пунктуация. Простое и сложное предложение | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема текста, основная мысль текста, составить план. Расставить знаки препинания при диалоге. Повторить знаки препинания в простом и сложном предложениях. | Фронтальный опрос Ответы на вопросы Самостоятельная работа по карточкам | Уметь различать простые предложения от сложных, правильно ставить знаки препинания между частями СП. | Текст № 6 КАТ Работа № 6 (зад. 1, 3) из пособия Г.Н.Потаповой «Зачетные работы по русскому языку: 5 класс» | ||
8. | Зачетная работа № 1 | 1 | Урок контроля, и коррекции знаний | Работа с текстом, выполнение заданий 1-6 по вариантам | Контрольная работа | Уметь правильно ставить знаки препинания в ПП и между частями СП, при однородных членах предложения | Работа № 7 (зад. 1, 3) из пособия Г.Н.Потаповой «Зачетные работы по русскому языку: 5 класс» | ||
9. | Учимся понимать тексты разных стилей речи. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: определить тип, стиль речи. Расставить недостающие знаки препинания. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Синтаксический разбор выделенного предложения. Разобрать по составу слова, подобрать однокоренные слова | Ответы на вопросы Фронтальный опрос Работа в группах | Уметь определять стили и типы текстов, различать стили, понимать тексты разных стилей. | Текст 9 (А, Б) КАТ (задания 1-3,5- 6) | ||
10. | Учимся понимать тексты разных стилей речи (продолжение темы) | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, определить тему текста, основную мысль текста, составить простой план, найти ключевые слова. Записать небольшой текст об орле в научном стиле. | Ответы на вопросы Самостоятельная работа по карточкам Творческая работа | Уметь различать стили речи, давать обоснованный развернутый ответ | Задача № 11 «Орел и кошка» из пособия О.Н. Зайцевой | ||
11. | Простое осложненное предложение | 1 | Урок закрепления знаний | Озаглавить текст, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, составить синтаксический разбор выделенного предложения. | Самостоятельная работа | Уметь находить однородные члены в предложении, выделять запятыми, оформлять предложения с прямой речью. | Упр. 139 РТБ КР №8 по РТБ | ||
12. | Фонетика. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, определить тему текста, основную мысль текста, составить план. Расставить недостающие знаки препинания. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Синтаксический разбор выделенного предложения. | Беседа по вопросам | Уметь различать гласные и согласные звуки; ставить тире между подлежащим и сказуемым, выраженными им. существительными в им. падеже. | Текст № 8 КАТ Работа № 5 (зад. 4-5) из пособия Г.Н.Потаповой «Зачетные работы по русскому языку: 5 класс» | ||
13. | Тексты разных стилей | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Работа с текстом: определить стиль и тип текста, озаглавить, ответить на вопросы, заполнить таблицы, мини-сочинение «Мой любимый цветок» | Ответы на вопросы Работа в группах Творческая работа | Уметь определять стили и типы текстов, различать стили, составлять тексты разных стилей | Задача № 17 «Душистый табак» из пособия О.Н. Зайцевой | ||
14. | Лексика. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, определить тему текста, основную мысль текста, тип и стиль текста. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Синтаксический разбор выделенного предложения. Объяснить лексическое значение слов, работа с выразительными средствами. | Ответы на вопросы Работа в группах | Знать определение понятий «лексическое и грамматическое значение слова», «толковые словари», уметь находить эпитеты, метафоры и сравнения в тексте | Текст 11 КАТ | ||
15. | Лексика. Культура речи (продолжение темы) | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить, определить стиль и тип речи, тему и идею текста; найти средства выразительности, однокоренные слова. Составить связный рассказ «Животные моего края» | Работа в группах Творческая работа | Уметь различать стили и типы речи, давать обоснованный развернутый ответ на вопрос, составлять рассказ | Упр. 34 -1гр. Упр.41 -2гр. РТБ | ||
16. | Лексика. Культура речи (закрепление темы). | 1 | Урок закрепления знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, определить тему текста, основную мысль текста, тип и стиль текста. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Находить средства связи предложений в тексте. | Ответы на вопросы Работа в группах Самостоятельная работа | Уметь определять прямое и переносное значение слов, находить синонимичные имена сущ., однокоренные слова, средства связи предложений в тексте | Текст № 12 КАТ Работа № 9 (задание 5) из пособия Г.Н.Потаповой «Зачетные работы по русскому языку: 5 класс» | ||
17. | Словообразование. Морфемный разбор. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, определить тему текста, основную мысль текста, тип текста. Морфемный разбор слова. | Ответы на вопросы Работа в группах | Знать, чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов, об образовании слов с помощью приставок и суффиксов. | Текст № 13 КАТ Упр. 44 РТБ | ||
18. | Приставки и суффиксы. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста. Расставить недостающие знаки препинания. Вставить пропущенные буквы, выделить морфемы, объяснить лексическое значение слов. Синтаксический разбор выделенного предложения. Придумать грамматическую сказку | Ответы на вопросы Фронтальный опрос Творческая работа | Уметь различать морфемы, объяснять лексическое значение слов, выполнять фонетический и синтаксический разборы, составлять слова из разных слов с указанными морфемами | Текст № 14 КАТ Упр. 77 РТБ | ||
19. | Практикум по теме «Морфемика» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Работа самостоятельная с текстом | Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой | Уметь делать разноаспектный анализ текста | Текст № 15 КАТ | ||
20. | Морфемный и словообразовательные разборы | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста. Расставить недостающие знаки препинания. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Синтаксический разбор, разбор по составу, нахождение эпитетов и сравнений в тексте | Ответы на вопросы Фронтальный опрос | Уметь различать морфемы, объяснять лексическое значение слов, выполнять разборы, различать эпитеты и сравнения, делать морфемный разбор | Текст № 16 КАТ | ||
21 | Зачетная работа № 2 | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Работа с текстом, выполнение заданий 1-10 по вариантам | Контрольная работа | Уметь различать формы слова от однокоренных слов, находить изученные орфограммы, делать разборы | Работа № 12 из пособия Г.Н.Потаповой «Зачетные работы по русскому языку: 5 класс» | ||
22 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Синтаксический разбор выделенного предложения. Объяснить лексическое значение слов. Найти средства выразительности в тексте. | Фронтальный опрос Ответы на вопросы Работа в группах | Уметь различать имена сущ. от других частей речи, расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом, определять падеж сущ. во мн. числе | Текст № 17 КАТ | ||
23. | Роль имени существительного в предложении | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста. Расставить недостающие знаки препинания. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Синтаксический разбор выделенного предложения. Составить небольшой рассказ «Что значат книги для вас» | Ответы на вопросы Работа в группах Творческая работа | Уметь определять синтаксическую роль имени существительного в предложении, падеж и склонение существительных, строить мини-рассуждение на заданную тему | Текст № 18 КАТ | ||
24. | Роль имени существительного в предложении (закрепление темы) | 1 | Урок закрепления знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста. Расставить недостающие знаки препинания. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Синтаксический разбор выделенного предложения. Выполнять морфологический разбор имени существительного. | Ответы на вопросы Работа по карточкам Составление памятки «Морфологический разбор им. сущ.» | Уметь употреблять имена сущ. в предложении в роли подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства и обращения, правильно писать падежные окончания. | Текст № 19 КАТ Карточки «Буквы Е и И в окончаниях имен существительных» | ||
25. | Имя прилагательное как часть речи | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста. Расставить недостающие знаки препинания. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Синтаксический разбор выделенного предложения. Составить текст – описание «Моя знакомая собака» | Ответы на вопросы Работа в группах Творческая работа | Уметь находить имена прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль, находить в тексте сравнения и эпитеты, составлять текст-описание. | Текст № 20 КАТ | ||
26. | Полные и краткие прилагательные | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Синтаксический разбор выделенного предложения. Расставить недостающие знаки препинания. Произвести фонетический и морфологический разборы слов. | Ответы на вопросы Работа по вариантам | Уметь находить в тексте краткие и полные прилагательные, объяснять их правописание, определять роль кратких прилагательных в тексте. | Текст № 21 КАТ Работа № 16 (задание 5) из пособия Г.Н.Потаповой «Зачетные работы по русскому языку: 5 класс» | ||
27. | Морфологический разбор прилагательного | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема и основная мысль текста, тип текста, составить план. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Объяснить лексическое значение слов. Синтаксический разбор выделенного предложения. Морфологический разбор прилагательного. | Ответы на вопросы Составление памятки «Морфологический разбор имени прилагательного» | Уметь производить морфологический разбор имени прилагательного, давать обоснованный развернутый ответ на вопрос, делать различные разборы | Текст № 22 КАТ | ||
28. | Глагол как часть речи | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста, составить план. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Синтаксический разбор выделенного предложения. Расставить недостающие знаки препинания. Составить мини-текст «Как в нашем краю следят за чистотой водоемов» | Фронтальный опрос Ответы на вопросы Творческая работа | Уметь употреблять глаголы с учётом их смыслового значения в роли сказуемого, согласуя их с подлежащим в лице и числе, а в прошедшем времени и в роде. Уметь определять инфинитив по форме и вопросам | Текст 23 КАТ | ||
29 | Виды глагола. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста, составить план. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Синтаксический разбор выделенного предложения. Расставить недостающие знаки препинания. | Опрос Ответы на вопросы Работа в группах | Уметь владеть способом действия по распознаванию видов глагола, делать различные разборы, уметь определять эпитеты и метафоры и находить их в тексте. | Текст 24 КАТ | ||
30 | Время глагола. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста, составить план. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Синтаксический разбор выделенного предложения. Расставить недостающие знаки препинания. Определить вид и время глаголов. | Ответы на вопросы Работа по группам | Уметь определять вид и время глаголов; знать, что обозначают глаголы в настоящем времени. Уметь образовывать и употреблять личные формы глаголов наст. времени един. и множ. числа. | Текст 25 КАТ | ||
31 | Орфограммы в глаголах. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста, составить план. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Синтаксический разбор выделенного предложения. Расставить недостающие знаки препинания. Составление мини-сочинения «Зимняя ночь в лесу» | Ответы на вопросы Работа в группах Творческая работа | Уметь писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, составлять предложения и тексты, употребляя глаголы настоящего и будущего времени | Текст № 26 КАТ | ||
32 | Практикум по теме «Глагол» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Работа самостоятельная с текстом | Самостоятельная работа | Уметь делать разноаспектный анализ текста | Работа № 16 из пособия Г.Н.Потаповой | ||
33 | Повторение изученного материала в пятом классе | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста, составить план. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Расставить недостающие знаки препинания. | Фронтальный опрос Ответы на вопросы Работа в группах | Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы за пятый класс, делать изученные разборы | Текст № 29 КАТ | ||
34 | Зачетная работа № 3 «Комплексный анализ текста» | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Самостоятельная работа с текстом | Контрольная работа | Уметь делать разноаспектный анализ текста | Работа № 23 из пособия Г.Н.Потаповой «Зачетные работы по русскому языку: 5 класс» | ||
35 | Повторение и систематизация изученного материала | 1 | Урок комплексного применения знаний | Работа с текстом: озаглавить текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста, составить план. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. Расставить недостающие знаки препинания. Составить письмо сверстнику «Зачем нужны правила в русском языке» | Ответы на вопросы Работа в группах Творческая работа | Уметь делать разноаспектный анализ текста, составлять связный текст рассуждения | Текст № 28 КАТ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастер IT" в 5 классе...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Лаборатория юного химика" 8 класс (ФГОС)
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися, интересующимися исследовательской деятельностью и направлена на формирование у них умения поставить цель и организов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение математических задач» 7 класс
Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его спо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный олимпиец" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный олимпиец" (1-4 классы)...
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9 классов-34 часа
Авторская разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятлеьности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным планом....