Конспект урока русского языка в 6 классе "Описание внешности "
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок-проект по теме "Описание внешности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_razvitiya_rechi_v_6_klasse.docx | 34.04 КБ |
konkursnyy_urok_shaygovo.ppt | 683.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития речи в 6 классе.
Разработала: учитель русского языка и литературы Вишнякова Марина
Тема урока: Описание внешности человека
Тип урока: урок изучения нового, формирования и систематизации знаний, выработка умений и навыков.
Вид урока: урок с применением групповой формы работы.
Технология: личностно-ориентированная; проектный метод
Цели урока:
- Формирование умения учащихся находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения
- Развитие познавательного интереса, творческой деятельности учащихся.
- Развитие у школьников устной и письменной монологической речи.
- Межпредметные связи: связь литературы с уроками развития речи.
- Воспитание коммуникативных качеств у учащихся.
- Образовательные: научить учащихся работать с дополнительным материалом и использовать его в качестве инструкции.
- Воспитательные: воспитывать общую культуру, внимание и уважение к окружающим людям, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитание творческой личности.
- Развивающие: развивать образное мышление, выявлять связи, формулировать и аргументировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать.
Коммуникативные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый, творческий
Методы и приемы познавательной активности учащихся: нестандартный урок, соревновательный момент, метод проектов, метод удивления
- Ребята, сегодня утром, когда вы шли в школу, что вы видели по дороге?
- А кого вы видели?
- А кто из вас обратил внимание на лица людей, спешащих по своим делам? Что вы можете о них сказать?
- Скажите, а смотрели ли вы сегодня в глаза своим одноклассникам, учителям?
- Наверное, редко кто из вас заметил печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя. Мы разучились смотреть друг другу в глаза...
Поэтому сегодня разговор у нас пойдет о внешности человека, который, думаю, поможет вам быть более наблюдательными и внимательными к людям, замечать слезы в глазах у бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Вы должны научиться постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.
- На уроках литературы вы познакомились со многими литературными героями.
- Определите, о портретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках?
- Какие элементы внешности использованы авторами при описании героев?
«Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда... Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира».
«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава.
Выступает, будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит».
- Это был мальчик лет девяти, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.
- Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...
- Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется... На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Одним словом, артуть-девка.
«Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле»
На доске предложение:
«Глаза - зеркало души»
Учащиеся записывают его в тетради.
- Обратите внимание на это высказывание. Глаза - самая выразительная деталь на лице.
Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. М.А.Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие были глаза у моего случайного собеседника.»
- Скажите, еще ничего не зная о судьбе героя, можно догадаться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза?
- Самостоятельная работа.
- Определите выражение глаз героев и запишите эпитеты в тетрадь.
Выберите из предложенного списка те прилагательные, которые вам будут нужны при описании этого человека.
- Редактирование текста.
- Представьте, что нас просят составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить?
■ «Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задумчивые,
голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье в красную ленточку. Она любит долго спать, есть мороженое «Эскимо». Увлекается коллекционированием марок. Любит петь веселые песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой Машей. У нее есть кошка Мурка».
- Ребята, а с каким человеком вам приятнее общаться: с человеком улыбающимся или хмурым? Доброжелательное, озаренное лукавой улыбкой лицо, всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. Л.Н.Толстой писал: «Улыбка скажет о человеке все. Добр или зол, умен или нет, красив ли - все скажет».
- Посмотрите на фотографию мальчика. Какое впечатление произвел он на вас? Какой он? (Он смешливый, т.е такой, который часто смеется и его легко рассмешить.)
- Какое определение характера мальчика более удачно: смешливый, веселый или жизнерадостн ый!
- Из чего видно, что он смешливый? В момент съемки он смеется, но можем ли мы обоснованно полагать, что он вообще часто смеется?
«Веселый» же - это более узкое понятие, чем жизнерадостный: жизнерадостный - значит веселый, бодрый и энергичный. Какое слово более подходящее, по-вашему?
- Вообще по портрету легче догадаться о состоянии мальчика в момент съемки или о его характере? В тот момент ему было, конечно, весело.
- Что заставляет так думать? Существенные детали: веселая улыбка, ямочки на щеках, зажмуренные глаза.
Зажмурить глаза он мог потому, что солнце слепит; а может быть, он татарин или казах и у него глаза узкие?
-Посмотрим внимательно, почему он зажмурился? У него светлые, возможно, рыжие (совсем не татарские волосы, все лицо в веснушках, тип лица вполне славянский; яркого солнца, видимо не было, так как на лице у мальчика нет резких теней - значит, мы правы: это он так смеется.
- А разве все люди так смеются? А какие люди смеются так? Ведь глаза зажмуривают от удовольствия, правда? Значит, мальчик очень любит смеяться, это для него удовольствие: выходит, мы были правы, что он веселый.
- Мы пока назвали три существенные детали, связанные с характером; а еще есть одна такая деталь? (Есть: спутанные волосы - он, видимо, не любит расчесываться)
- А теперь скажите: что- какие детали - создает у нас впечатление, что мальчик смешной? (оттопыренные уши, веснушки, недостаток переднего зуба) Это существенно для понимания характера? Можно ли сказать: раз у человека нет зуба - значит, он веселый?
- А еще какие несущественные детали вы можете назвать? (Светлые волосы, короткая стрижка, клетчатая рубашка, большие уши, прямой нос).
- Итак, мы догадались, что этот мальчик - веселый человек, потому что он не просто смеется, но и зажмурился от удовольствия, - а так делают те, кто очень любит посмеяться, догадались, что он не слишком внимателен к своей внешности, потому что у него волосы не расчесаны.
Дополните предложения:
Лицо мальчика усыпано...
Его рот растянулся... в улыбке.
Не хватает...
Его волосы... цвета.
Глаза у него..., ..., ....
Взгляд мальчика устремлен....
- Теперь попробуйте сами рассказать о вашем однокласснике.
5.Работа в группах
Описание внешности одноклассника.
Х худощавый, стройный, высокий, изящно сложенная, как выточенная, небольшого роста.
К круглое, худощавое, широкое,: краснощёкий, бледный, кумачовый, смуглый, загорелый, усеяно веснушками, грустное, испуганное, серьёзное, волевое, сосредоточенное, открытое, доброе, обиженное, хмурое, улыбающееся.
Ббесцветные, карие, голубовато-серые, янтарные, васильковые ,черноглазая; лучистые, задумчивые, лукавые, озорные, правдивые, скорбные, удивлённые, изучающие, ясные, гневные, беспокойные, внимательные, добрые., широко расставленные, прищуренные, опушённые густыми ресницами.
Тонкие, высокие, нависшие, насупившиеся, дугой, белесоватые.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира
Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....
Конспект урока английского языка по теме "Внешность. Притяжательный падеж" в 5 классе с использование образовательного сайта «Российская электронная школа»
В данной разработке урока содержится материал по теме "Внешность" к УМК "Spotlight 5". Материал разработан с использованием упражнений с образовательног сайта "Российская элек...
План- конспект урока английского языка по теме "Внешность" для 3 класса.
Урок по теме "Описание внешности". Тип урока - рефлексия (повторение ранее изученного материала....
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...