Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Гусева Полина Анатольевна

Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_7.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

         

          Цели урока:

          Познавательные: 1) вспомнить типы и стили русского языка;

                                        2) повторить особенности описания как типа речи;

                                        3) систематизировать знания по описанию внешности человека;

                                        4) подготовить к сочинению-описанию внешности человека на           основе жизненных впечатлений.

          Воспитательные: 1) воспитывать дух толерантности, умение принимать другие                                    точки зрения;

                                        2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;

                                        3) воспитывать у детей уважительное отношение к окружающим людям.

          Развивающие: 1) развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся;

                                   2) развитие умения работать в команде;

                                   3) развитие языкового чутья, умения пользоваться родным языком.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

         

          Ход урока:

1 этап. Вводный.

          Сообщение целей предстоящей работы. Оформление работ.

2 этап. Стадия вызова.

          1. Формирование трех групп и получение каждой группой задания.

          2. Мозговой штурм.

Задание 1: Вспомните, какие типы речи существуют в русском языке. Какова их функция и сфера применения? Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания?

Задание 2: Вспомните, какие типы речи существуют в русском языке. В чем заключается их особенность? Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания?

Задание 3: Что такое описание? Как строится такой текст? Когда можно использовать текст-описание в своей речи?  Структурируйте сведения, оформив их кластером. Какие трудности встретились вам при выполнении задания?

          3. Работа с кластером и ответы каждой группы по своему заданию.

          ( Вот такие кластеры получились у учащихся)

Кластер 1 группы:

Кластер 2 группы:

ТИПЫ РЕЧИ

          ПОВЕСТВОВАНИЕ                    ОПИСАНИЕ                     РАССУЖДЕНИЕ

          (Что делает предмет?)                      (Какой?)                              (Почему?)

                    Динамика                                 Статика                      Тезис, доказательства,

                                                                                                                      вывод

Кластер 3 группы:

3 этап. Стадия осмысления.

Задание 1. Подумайте и ответьте, почему мы сегодня на уроке вспомнили типы и стили речи? С какой целью более подробно говорили об описании?

Задание 2. Прочитайте текст Д. Кудрявцева «Мой сосед», сопоставьте его с выдвинутыми вами версиями и размышлениями. Что будем описывать в сочинении?

Задание 3. Автор говорит в тексте о том, что нет неинтересных людей. Согласны ли вы с этим? Давайте попробуем выразить свои мысли, а тем самым сформулировать проблему, поставленную автором в тексте, в виде вопроса (после коллективного обсуждения вопрос был сформулирован так: «Каждый ли человек интересен, необычен, неповторим?»).Свои мысли по данной проблеме оформите в виде таблицы «За» и «Против» (семиклассники проводят так называемую дискуссию с самим собой).

Таблица 1.

Аргументы «За»

Аргументы «Против»

1. Какой-то наблюдательный человек сказал, что нет неинтересных людей.

Такие люди есть, просто этот человек не знает реального мира.

2. Неинтересных людей нет, каждый чем-то необычен.

Чем может быть интересен бомж или наркоман?

3. Если тебе человек кажется неинтересным, то ты самовлюблен и ограничен.

Конечно, я могу любить самого себя. Но если человек интересен чем-то, то я это замечу.

4. Всмотрись в любого человека, и перед тобой откроется целый мир, интересный, сложный, противоречивый.

Чем может быть интересен мир человека, для которого, например, есть одна цель в жизни - деньги, достаток, роскошь?

          После такой работы получилась перекрестная дискуссия - аргументами на аргументы. Дети заинтересованно обсуждали вопрос: каждый ли человек интересен, необычен, неповторим?

          В завершение этого этапа работы детям было предложено составить еще одну таблицу, используя вопросы учителя, текст Д. Кудрявцева и теоретический материал §13.

          Алгоритм действий учеников: слушают вопросы учителя, отвечают на них, опираясь на теоретический материал учебника и текст-образец, записывают свои ответы в таблицу.

Вопросы учителя: 1. Какой вид описания использован в тексте Д. Кудрявцева?

                                2. С какой целью писатель обычно включает в текст описание       внешности человека?

                                3. Все ли черты внешности героя (глаза, улыбку, лоб, волосы, рост, фигуру, мимику, жесты, одежду) нужно описывать в тексте-описании?

                                4. Какие характерные черты внешности соседа описываются  в тексте Д. Кудрявцева, с какой целью?

                                5. В каком плане они даны?

                                6. В каких стилях речи можно использовать описание внешности человека?

                                7. Какие выразительные средства вы видели в этом тексте?

(В результате работы получается такая таблица)

Таблица 2.

«ν» - знаю

«+» - новое

«-» - вызывает сомнение

1. Описание внешности человека

2. Описание внешности человека - это одно из средств характеристики героя.

6. В художественном, публицистическом, официально-деловом.

4. Походка, движения, громкий голос, твердый взгляд, военный френч, гладко выбрит, солидная одежда - все говорит о твердом характере героя, так как он был когда- то на руководящей работе (то есть внешность как средство характеристики)

5. План:

  • внешность
  • манера одеваться
  • привычки
  • основные виды деятельности
  • образ жизни
  • взаимоотношения с людьми
  • отношение автора к герою

3. Думаю, что не все черты внешности человека нужно описывать, но сомневаюсь.

7. Сравнение, эпитеты, метафора.

          Затем проводится беседа с классом по вопросам (с использованием таблицы 2):

─ Что вы уже знали об описании внешности человека?

─ Что нового узнали сегодня на уроке?

─ В чем сомневаетесь?

Задание 4. Мозговой штурм.

Составление кластера по описанию внешности человека (получилось следующее).

ДОБРЫЕ ГЛАЗА                                                                       ПРИЯТНАЯ УЛЫБКА

СТРОЙНЫЙ, ХУДОЩАВЫЙ                                                 КОНОПАТОЕ ЛИЦО

ТАКТИЧНЫЙ                                                                            ОПРЯТНО ОДЕТ

ОТЗЫВЧИВЫЙ                                                                         АККУРАТНЫЙ ВО ВСЕМ

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ                                                            БОЛТЛИВЫЙ

ВЕСЕЛЫЙ                                                                                  СЛАБОВОЛЬНЫЙ

НАДМЕННЫЙ                                                                           ВСПЫЛЬЧИВЫЙ

ВЫСОКОМЕРНЫЙ                                                                   САМОВЛЮБЛЕННЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ                                                                   СКРОМНЫЙ

4 этап. Стадия рефлексии.

Задание 1. Написать сочинение-описание внешности хорошо знакомого человека на основе жизненных впечатлений, включив в работу ответ на поставленный в начале урока вопрос-проблему.

Задание 2. Отредактировать полученный текст.

 5 этап. Домашнее задание.

Записать отредактированный текст сочинения в тетрадь для творческих работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.

Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить  материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Технологическая карта урока русского языка по развитию речи, 5 класс

Тема: Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки»....

План – конспект урока русского языка по развитию речи в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "Сочинение - описание по картине И.И. Левитана "Золотая осень"".

Тема урока: «Сочинение - описание по картине И.И.Левитана «Золотая осень».Цели урока:Образовательная:- познакомить с творчеством художника - И.И.Левитана;- формировать   ум...

Презентация к уроку развития речи по теме: подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»

Презентация содержит в себе материалы для подготовки к написанию  сочинения - описания по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»...