Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»
Тема занятия Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация.
Формирование компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Цели занятия: - способствовать расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”
Задачи:
Образовательная - обобщить и систематизировать знания обучающихся в практическом применение;
- способствовать усвоению орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова;
- способствовать закреплению навыков произношения, навыков правописания и фонетического разбора.
Развивающая:
- способствовать развитию познавательных умений (выделять главное, составлять план, вести конспект, наблюдать, делать разбор);
- способствовать развитию мышления (аналитического, развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, умение сравнивать, анализировать)
Воспитательная: - способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, прививать любовь к родному языку;
- способствовать воспитанию характера на пути достижения поставленной цели (добывания необходимой информации при работе с источниками).
Методическая: - способствовать созданию на уроке атмосферы деловой заинтересованности и глубокого изучения студентов материала темы.
Тип занятия: «открытия» нового знания
Методы обучения: диалогический, инструктивный, информационный, практический, репродуктивный
Материально-техническое оснащение занятия Таблицы, раздаточный материал, словари, карточки с практическими заданиями
Межпредметные связи литература
Внутрипредметные
связи Культура речи
Форма организации познавательной деятельности Групповая, индивидуальная
Структура занятия
Организационный момент -2 мин.
Актуализация опорных знаний -15мин.
Изучение нового материала -40мин.
- орфографическая разминка
- лекция нового материала
- физпауза
Закрепление знаний и умений: тест –20мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Подведение итогов урока – 1 мин
Ход урока
I. Организационный момент
• Приветствие.
• Проверка готовности студентов к занятию.
• Объявление темы и целей урока.
II. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
1. Дайте связный ответ об основных нормах современного литературного произношения и ударения в русском языке?
- Что такое ударение?
- В чем особенность русского ударения? ( Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог: диктор, магнитофон. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона – сторонка – стороны.)
- Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?
- Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?
2. В это время один студент работает по карточке у доски. (приложение №1)
3. Три студента работают индивидуально (по карточке) (приложение №2)
III. Изучение нового материала:
1. Орфографическая разминка, связанная с правописанием гласного и согласного в корне слова:
Излагать, изложить, обмакнуть, вымокнуть, звездный, опасный, властный, чувствовать, яростный, ландшафт, варежка, вокзал, престиж, участвовала, цыган , циркуль, пощечина, жюри, парашют, сумерки, наваждение, священник, одарить, бетон, объединение, баллада, галерея, искусственный, шасси, симметрия.
Поставьте ударение в соответствии с нормами произношения ( написано на доске)
Музей, кибернетика, термин, шинель, закупорить, плесневеть, курящий, памятуя, восприняв, отняв, жалюзи, позвонить, заледенелый, заложить, заломить, занятой, запятнать, заржаветь, инфицировать.
2. Беседа (лекция нового материала)
- Какие разделы науки о языках вы знаете?
- Что изучает каждый из этих разделов? (Как вы знаете, изучением языка занимается специальная наука, которая называется языкознанием, или лингвистикой. Наша программа включает в себя основные разделы языкознания: фонетику (изучает звуки речи); лексику (словарный состав языка); морфемику (состав слова); морфологию (слово изучается как часть речи); синтаксис (словосочетания и предложения). Фонетика, морфемика, лексика, морфология и синтаксис — это еще и языковые уровни, каждый из которых имеет свои единицы. Так, единицами фонетического уровня являются звуки, лексического — слова, морфемного — части слова, морфологического — слово как часть речи, синтаксического — словосочетание и предложение.)
-Как называется кратчайшая звуковая единица (звуковая сторона звучания разных слов)? (Фонема).
1. Итак, фонетика – раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т. е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства. Для регистрации речи в полном соответствии с ее звучанием используется особая фонетическая запись – транскрипция, о чем предупреждают квадратные скобки: вышивать [вышыват]. В транскрипции каждый символ имеет определенное значение, многозначность исключается: [/] ,[//] – знаки неглубокой и глубокой паузы, [‘] – мягкость согласного, [-] – долгота звука, [‘] – значок ударения над гласными в многосложных словах . Заглавная буква и знаки препинания в такой записи не используются.
2. & 2 Звуковой поток и его единицы. (читаем) (Русский язык .СПО /под редакцией Н.А.Герасименко, Москва, 2010 г.)
3. Физпауза
4. Звук как единица языка. Звук –это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека. Работа органов речи при произнесении звука называется артикуляцией( от лат. расчленять, членораздельно, ясно произносить). В русском языке 43 звука: 6 гласных и 37 согласных.
Классификация гласных звуков.( чертим с доски или раздаточный материал (приложение №3))) Подъем
Ряд передний средний задний
Верхний И Ы У
Средний Э О
Нижний А
Гласные звуки- это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят, в основном из голосового тона при полном отсутствии шума. Примечание : Гласные характеризуются в русском языке по трем основным признака: -по подъему языка; -по движению передней, средней спинки языка и задней части языка(ряд); - по участию губ( лабиализованные или нелаб.. В зависимости от того, падает на гласную в слове ударение или нет, се гласные звуки делятся на ударные и безударные звуки : [зонт], [гордый]- [занты],[гарда].
Классификация согласных звуков.(приложение №4))
Анализ таблицы согласных звуков учителем.
5. Выполнение упражнений 12 и 14 (Русский язык .СПО /под редакцией Н.А.Герасименко, Москва, 2010 г.)
6. Сильные и слабые позиции звуков. В речи все звуки стоят либо в сильной (произносятся более четко), либо в слабой позиции. Сильной для гласных звуков является ударная позиция, а безударная – слабой (ср. дом - дома). Для согласных звуков сильной является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], [ы] ( грибы), а слабой – в конце слова (гриб – [грипы], позиция перед звонкими и глухими согласными, в которой парные по глухости-звонкости согласные не различаются (проезд [проезт]).( устно упражнение 20,22 ; учебник : Русский язык .СПО /под редакцией Н.А.Герасименко, Москва, 2010 г.)
7. Фонетический разбор слов.
- Запишите высказывание в фонетической транскрипции (приложение №5)
Не знаю, какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш. (Н. Гоголь)
8. Посмотрите &8 Порядок фонетического разбора. Сделать письменно упражнение 40 - учебник : Русский язык .СПО /под редакцией Н.А.Герасименко, Москва, 2010 г.
IV. Закрепление новой темы.
- тест на тему «Фонетика и орфоэпия»; (приложение №6)
- Какой раздел в лингвистике изучает звуковой строй языка?
- Что такое фонема? Какую функцию она выполняет? ( различает звуковую сторону звучания разных слов)
- Сколько звуков в русском языке?
- Чем различаются гласные звуки и согласные? (Акустикой: гласные образуются только голосом, согласные – шумом, либо голосом и шумом; артикуляцией: при образовании гласных органы речи не создают преграды, при образовании согласных создается преграда; со смыслоразличительной стороны согласные обладают большими различительными способностями, нежели гласные, то есть по согласным можно угадать слово, а по гласным – нельзя.)
V. Домашнее задание -Устно (конспект урока); - Письменно упражнение 48 учебник : Русский язык .СПО /под редакцией Н.А.Герасименко, Москва, 2010 г.
VI. Итог - Чему научились? Оценивание работы студентов.
Приложение №1
Вставить пропущенные буквы и поставить ударение в данных словах:
А(л,лл)егория, а(л, лл)ыча, а(л,лл)ьтруизм, а(л,лл)ьянс, а(м, мм)орфный, а(н, нн)алогия, б..жутерия, благ..вещение, бл..кировать, бюр..кратия, вер..вание, греб..нь, д..густировать, дублир..вать, жал..вать, жал..зи, закуп..риться, запломбир..вать, зарж..веть, избал..вать, ик..ть, к..талог, крас..вее, ум..рший, гри(л,лл)ьяж
Приложение №2
Карточка 1
-К следующим словам подберите толкование слов в приведенном ниже списке.
Деб..тор, к..нтракт, кр..дитор, пр..дюсер, товарооб..рот, макл..р, н..минал, п..ритет (валютный), с..ртификат, т..раж, альт..рация, бальз..мировать, в..львация, барт..рные сделки.
А) биржевой специалист, посредник при мелких торговых сделках;
Б) натуральный обмен;
В) договор, соглашение со взаимными обязательствами сторон;
Г) соотношение между денежными единицами различных стран;
Д) документ, удостоверяющий права на что-либо (документ, удостоверяющий качество товара)
Е) должник;
Ж) определение стоимости иностранной валюты в национальной денежной единице;
З) пропитывать тело умершего особым веществом для предохранения от гниения;
И) понижение или повышение звука на полутон или ясный тон;
К) погашение облигаций займа или иных обязательств;
Л) заимодавец;
М) процесс обращения товаров;
Н) владелец кинофирмы;
О) обозначенная стоимость (на товаре, денежном знаке, ценной бумаге);
Карточка 2
- К следующим толкованиям слов подберите в приведенном ниже списке соответствующие термины:
А) Владелец или совладелец договора с государством на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств.
Б) Оптовый скупщик скота, мяса, рыбы для перепродажи.
В) Лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счет.
Г) Отрезной талон ценной бумаги.
Д) Поручитель, гарант, финансирующее лицо или организация.
Е) Соотношение между денежными единицами различных стран.
Ж) Нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах.
З) Торговая сделка на основе натурального обмена.
И) Погашение облигаций государственных займов
К) Документ, удостоверяющий права держателя акций.
Слова-термины: бартер, концессионер, купон, маклер, номинал, паритет (валютный), прасол, сертификат, спонсор, тираж.
Приложение №3
Классификация гласных звуков Подъем
Ряд передний средний задний
Верхний и Ы У
Средний Э О
нижний А
Приложение №4
Классификация согласных звуковУчастие шума Способ образования Участия голоса Место образования
Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные переднеязычные среднеязычные Заднеязычные
Тв Мяг тв мяг зубные Нёбно-зубные Средненебные забненёбные
Тв Мяг. Тв. мяг Мяг. Тв. Мяг.
шумные смычные Глухие звонкие п
б п’
б’ т
д т’
д’ к
г к’
г’
Щелевые Глухие звонкие ф
в ф’
в’ с
з с’
з’ ш
ж ш’
ж’ j’ х х’
Аффрикаты Глухие звонкие ц ч’
сонорные Смычно-проходные носовые м м’ н н’
Боковые
(ртовые) л л’
Дрожащие
(вибранты) р р’
Приложение №5
-Прочитайте высказывание:
Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический язык наш. (Н.Гоголь.)
- Какова основная мысль высказывания? Приведите аргументы, подтверждающие высказанную автором мысль.
- Обоснуйте постановку знаков препинания.
- Запишите данное высказывание в фонетической транскрипции ( Транскрипция – совокупность специальных знаков, при помощи которых передается произношение, а также соответствующая запись.)
[н‘изнай‘у / фкакой‘ другой‘ л‘ит‘иратур‘ь паказал‘и ст‘ихатвор-цы такой‘э искан‘эч‘нъй‘э разнаабраз‘ий‘э ат‘энкъф звука / ч‘иму ач‘ас‘т‘и / разум‘эицца / спасопстфвъл сам паит‘ич‘эский‘ йазык наш//]
- Определите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове.
- Охарактеризуйте звуко-буквенный состав каждого слова. У согласных укажите характеристику звука по глухости / звонкости и мягкости / твердости, у гласных – ударный или безударный.
Приложение №6
Тест «Фонетика и орфоэпия»
1.В каком ряду расположены слова, в которых совпадают количество звуков и букв?
А) лестный, бьющаяся, подстричь;
Б) июньский, маячить, прелестное;
В) придаешь, поющие, местность;
Г) яростные, вскользь, разъяренный.
2. В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?
А) косьба, вьюжный, хвалебный;
Б) косноязычные, старьевщик, компенсация;
В) разъяриться, повсеместный, скользко;
Г) окрестность, съехавший, кающаяся.
3. В каком ряду во всех словах есть звук [т’]?
А) тяжелый, кладь, считаться;
Б) тьма, медведь, текстиль;
В) платяной, табельный, захолустный;
Г) компенсация, термометр, менуэт.
4. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные?
А) дефицит, дирижер, деликатесы;
Б) дешифровать, детектив, декольте;
В) делегировать, детализировать, демократизация;
Г) дебют, декламировать, де-юре [дэ], [рэ]
5. В каком ряду во всех словах ударение на втором слоге?
А) выкрала, алфавит, аноним;
Б) апостроф, разложив, прижила;
В) прислала, ломота, израильский;
Г) повторить монолог, диспансер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"
Урок содержит разнообразный словарно-орфографический и игровой материал по теме "Фонетика" и нацелен на введение в лексикон обучающихся термин “фонетика”. Дает понятие об образовании гласн...
Урок русского языка. Открытие нового знания.
Урок русского языка по теме "Категория состаяния как часть речи", 7 класс...
УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016 Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Фонетика. Гласные и согласные звуки"
Презентация предназначена для систематизации и закрепления знаний по теме "Фонетика"...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит"
Цели урока:1. уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;2. развитие умений различать звук речи и бук...
Методическая разработка. Конспекты уроков русского языка для 10 класса по теме: "Неопределённо-личные предложения". Для глухих обучающихся.
Конспекты уроков, раздаточные материалы, проверочная работа, таблички и презентации РР по теме: "Неопределённо-личные предложения".Серия уроков расчитана на 4 урока + 1 урок контроля знаний....
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Методическая разработка конспекта урока русского языка для слабовидящих учащихся 2 класса (умственная отсталость) на тему: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»
Тема урока: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель: создать условие для открытия новых знаний. Тип урока: изучение нового материала Задачи урока:Образовательные:про...