Урок русского языка в 5 классе по теме: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок содержит разнообразный словарно-орфографический и игровой материал по теме "Фонетика" и нацелен на введение в лексикон обучающихся термин “фонетика”. Дает понятие об образовании гласных и согласных звуков, учит сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_5_klass.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 5 класс
Тема урока: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"
Цели:
Ввести в лексикон учащегося термин “фонетика”;
Дать понятие об образовании гласных и согласных звуков;
Учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.
Оборудование:
Магнитофон.
Диск с записью звуков природы.
Мультимедийный проектор.
Презентация.
Конверты.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия.
III. Изучение нового материала.
- Когда я пришла к вам на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Диск. Давайте его послушаем. Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем тему нашего урока. (Приложение 1).
IV. Словарно-орфографическая работа.
- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.
Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.
Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.
Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
Микрофон (прибор для усиления голоса);
Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
Фонотека (собрание звукозаписей);
Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
Патефон (граммофон с рупором).
- Но в русском языке есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).
V. Движение темы.
- Давайте поиграем с вами.
1. Измените первый звук.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
сом – ком | чайка – гайка | моль – роль |
том | зайка | соль |
дом | байка | боль |
лом | шайка | голь |
ром | лайка | ноль |
2. Выньте один звук.
Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).
3. Добавьте один звук.
Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).
- Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.
Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.
(Рисунок в презентации).
Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.
- Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)
- А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок в презентации). Их 36 в русском языке.
“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).
“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).
“З”, “с”? (Сомкнутые зубы).
VI. Работа с учебником. Ознакомление учащихся с выборочной транскрипцией.
- А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр. 262. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим).
- Недавно вы изучали сказки Пушкина. Вспомните, из какой сказки взяты эти примеры?
1.
Кушай яблочко, мой свет,
Благодарствуй за обед.
2.
Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идет.
- Подумайте, почему эти слова рифмуются, ведь буквы на конце разные?
Давайте покажем это совпадение при помощи квадратных скобок.
Обе[т], вхо[т].
- Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”
- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.
В лс рдлсь лчк, | В лесу родилась елочка, |
Ио и ео оая | Зимой и летом стройная |
- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).
- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
- Как же мы ответим на письмо?
VII. Итог урока.
- Ну вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали.
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
На какие две группы делятся звуки речи?
Какие органы речи участвуют в образовании звуков?
В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?
Каких звуков больше: гласных или согласных?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.
Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования представления...
Интеллектуальная игра по русскому языку "Умники и умницы" (тема "Фонетика")
Данная интеллектуальная игра предназначена для учащихся 5 класса с целью закрепления темы "Фонетика". Она позволяет в доступной для детей форме закрепить полученные учащимися знания по фонетике; приви...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.
Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Составление пар звонких и глухих согласных"
Урок разработан для для детей с ограниченными возможностями здоровья (I вариант)...
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...