Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс к учебнику В.В. Бабайцевой
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Воронкевич Елена Николаевна

Программа и тематическое планирование курса «Русского языка 8 класс»  базируются на следующих нормативных документах и программно-методических материалах:

Ø  Закон РФ «Об образовании» (ст.7)

Ø  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый приказом  Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

Ø  Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312)

Ø  Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Ø  Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./ сост. Е.И. Харитонова.- 2-е изд. – М.: Дрофа, 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx80.89 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование уроков в 8 классе

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Формируемые умения и навыки

Домашнее

задание

      Дата

проведения

Введение

1

2

Русский язык как государственный язык РФ.

Русский язык – средство межнационального общения.

2

Урок усвоения новых знаний

Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.

Понимать  статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри РФ, понимать его функции интеграции народов России, причину потребности в общении на русском языке.

Рабочая тетрадь, задание 1

Повторение  изученного в 5 - 7 классе

3

Лексика и фразеология.

РК. Северное наречие – составная часть русского национального языка.

1

Повторительно-обобщающий урок

Основные понятия лексикологии. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски.

Знать: понятия лексикологии: синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, историзмы и др.

Уметь: подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимичного ряда наиболее точное и уместное слово, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте. Оценивать чужую и собственную речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Уместно и умеренно использовать в речи лексику ограниченного употребления. Уметь пользоваться толковым словарем.

упр. 10 задание 2 письменно, повторить п. 62, 63

4

Повторение. Орфография. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание приставок.

РК.  Грамотное написание слов, отражающих реалии Кольского Севера.

1

Повторительно-обобщающий урок

Безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные. Парные и непроизносимые согласные в корне слова. Приставки на з -, с-, пре-, при-, неизменяемые приставки.

Знать: правила правописания гласных и согласных, правила правописания приставок.

Уметь: пользоваться орфографическим словарем. Видеть орфограмму в слове. Применять правила правописания на практике.

Упр. 16

5

Морфология и орфография.

1

Повторительно-обобщающий урок

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Знать: правила правописания НЕ с различными частями речи.

Уметь: различать части речи, производить их морфологический разбор, безошибочно писать не с различными частями речи.

п. 153 повторить, упр. 28, 29

6

Морфология. Орфография.

1

Повторительно-обобщающий урок

Правописание суффиксов  и окончаний различных частей речи. Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях.

Знать: правила правописания Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях. Правила правописания суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. Правила правописания окончаний глаголов и существительных.

Уметь: различать части речи,  производить их морфологический разбор, определять орфограмму в слове и применять соответствующее орфограмме правило.

п. 139 повторить, упр. 27

7

Орфография. Повторение

1

Повторительно-обобщающий урок

Правописание производных предлогов.

Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы. Правописание частиц.

Знать: служебные части  речи, их отличия друг от друга. Правило правописания производных предлогов. Правила правописания союзов тоже, также, зато, чтобы. Правило правописания частиц.

Уметь: отличать предлог, союз и частицу друг от друга. Отличать частицы, союзы, предлоги от других омонимичных частей речи. Применять правила правописания служебных частей речи на практике.

упр. 30

8

Синтаксис и пунктуация

РК. Анализ регионально ориентированного текста

1

Повторительно-обобщающий урок

Знаки препинания в простом и сложном предложении. Знаки препинания при однородных членах, причастном и деепричастном обороте.

Знать: главные и второстепенные члены предложения, их графическое обозначение. Правило постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах, при  однородных членах предложения.

Уметь: определять смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении, выделять грамматическую основу предложения и выполнять синтаксический разбор простого предложения, безошибочно расставлять знаки препинания в осложненном простом предложении и в сложном предложении.

упр. 36, 37.

9

Вводный контроль.

Контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 5-7 класса.

1

Урок контроля знаний

Проверка знаний, навыков и умений за курс 5-7 класса.  Гласные и согласные  в корне слова. Правописание Н и НН в разных частях речи. Правописание НЕ с разными частями речи. Правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях.

Знать: орфографические и пунктуационные правила 5 – 7 класса, порядок морфологического, морфемного и синтаксического разбора.

Уметь: записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять морфологический, морфемный и синтаксический разбор.

рабочая тетрадь, задание 2

10.

Анализ контрольного диктанта.

1

Повторительно-обобщающий урок

Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками.

Знать: классификацию ошибок, их виды. Правила орфографии и пунктуации за курс 5 – 7 класса.

Уметь: различать ошибки разных видов и классифицировать их. Применять орфографические и пунктуационные правила на практике.

упр. 39

11

Р.Р. Признаки текста

1

Урок развития речи

Признаки текста: заглавие, тема, идея, композиция текста. Составление простого и сложного планов текста. Типы и стили текста.

Знать: понятия тема, основная мысль текста, идея, композиционные части текста. Стили речи  и типы.

Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею, давать заглавие тексту. Определять стиль текста и его тип. Делить текст на композиционные части, составлять простой и сложные планы текста.

Написать сочинение на одну из тем, предложенных в упр. 16, 17

Синтаксис и пунктуация.

12

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

1

Урок усвоения новых знаний

Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса. Синтаксическая роль частей речи в предложении.

Знать: определения терминов синтаксис, пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Роль этих разделов грамматики в речи.

Уметь: определять границы предложений, выделять словосочетания, используя смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в тексте.

Из худ. пр-ния выписать 5 предло-жений, из одного из них –сло-восочетания

13

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации.

1

Урок усвоения новых знаний

Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации  в письменном общении.

Знать: определение термина пунктуация. Изученные правила пунктуации. Порядок выполнения пунктуационного разбора.

Уметь: членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами предложений, грамотно расставлять знаки препинания (разделительные, определительные, выделительные).

п. 156 Составить предложения по схемам.

14

Словосочетания и предложения как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи

1

Урок усвоения новых знаний

Словосочетания и предложения как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Знать: интонационные средства синтаксиса, понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль (логическое ударение, пауза, тон и др.). Синтаксические средства связи: форму слов, служебные слова.

Уметь: определять виды связи в словосочетании и предложении, находить в них средства синтаксической связи, определять тип предложения.

п. 157, упр. 44

15

Способы подчинительной связи.

1

Урок усвоения новых знаний

Способы подчинительной связи слов: управление, согласование, примыкание.

Знать: способы подчинительной связи, средства связи слов, используемых в каждом типе, нормы сочетания слов и причины их нарушения.

Уметь: моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять вид связи, производить синтаксический разбор словосочетания.

п. 158, упр. 51

16

Р.Р Микротема. Микротекст.

1

Урок развития речи

Текст и его признаки. Микротема. Микротекст.

Знать: признаки текста, понятия микротема, микротекст.

Уметь:  выразительно читать текст, определять его тему и идею, давать заглавие тексту. Определять стиль текста и его тип. Делить текст на композиционные части, определять микротему каждой части, составлять сложный план текста.

упр. 70 составить план, выделить микротемы

17, 18

Р.Р. Подготовка к написанию изложения, близкого к тексту К. Г. Паустовского «Михайловские рощи»

Написание изложения, близкого к тексту.

2

Урок развития речи

Признаки текста. Способы развития темы в тексте. Структура текста. Составление сложного плана. Анализ авторских языковых средств. Орфографическая и пунктуационная работа с текстом.

Знать: понятия тема, основная мысль текста, идея, композиционные части текста. Стили речи  и типы. Правила подготовки к изложению.

Уметь: выразительно читать текст, излагать текст, составлять план, соблюдать композиционную последовательность, воспроизводить текст, соблюдая нормы русского языка.

словарные слова

Словосочетание

19

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.

1

Урок усвоения новых знаний

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова.

Знать: определение словосочетания, виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные), признаки словосочетаний.

Уметь: распознавать и моделировать словосочетания всех видов, разделять словосочетания на сочинительные и подчинительные, определять вид подчинительной связи в словосочетании.

п. 159, рабочая тетрадь, задание 6

20

Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи.

1

Урок закрепления изученного.

Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управля-емого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного, согласование сложносокращенных слов с прилагательными.

Знать: определение словосочетания, виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные), признаки словосочетаний. Виды подчинительной связи.

Уметь: использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов.

п. 158 -159 повторить, упр. 61

21

Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания.

1

Урок усвоения новых знаний

Словосочетание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Цельные словосочетания.

Знать: определения словосочетания, виды словосочетаний, цельные словосочетания, типы цельных словосочетаний.

Уметь: определять основные признаки словосочетания – смысловую и грамматическую связь слов; различать словосочетания и фразеологизмы, цельные словосочетания, моделировать словосочетания всех видов.

Рабочая тетрадь, задание 10, 14

22

Систематизация и обобщение изученного по теме «Словосочетание»

1

Повторительно-обобщающий урок

Словосочетания сочинительные и подчинительные. Именные, глагольные, наречные словосочетания. Виды связи словосочетаний: управление, согласование, примыкание.

Знать: определение словосочетания, виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные), признаки словосочетаний. Виды подчинительной связи. Типы цельных словосочетаний.

Уметь: распознавать и моделировать словосочетания всех видов, разделять словосочетания на сочинительные и подчинительные, определять вид подчинительной связи в словосочетании.

Рабочая тетрадь задание 7, 8

23

Контрольная работа по теме «Словосочетание»

1

Урок контроля знаний.

Словосочетания сочинительные и подчинительные. Именные, глагольные, наречные словосочетания. Виды связи словосочетаний: управление, согласование, примыкание.

Знать: определение словосочетания, виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные), признаки словосочетаний. Виды подчинительной связи. Типы цельных словосочетаний.

Уметь: распознавать и моделировать словосочетания всех видов, разделять словосочетания на сочинительные и подчинительные, определять вид подчинительной связи в словосочетании.

повторить теорию п. 159-160.

24, 25

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения – описания по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Написание сочинения –описания по картине И.И. Левитана.

2

Урок развития речи

Сведения о художнике. Работа с картиной.  Описание как тип речи, композиция описания, композиционные части описания. Роль заглавия в строении текста. Составление плана описания картины. Лексическая, пунктуационная и орфографическая работа.

Знать: особенности текста – описания, последовательность работы над сочинением по картине.

Уметь: связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-описании

словарные слова

Предложение. Простое предложение.

26

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание.

1

Повторительно – обобщающий урок

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений.

Знать: понятие предложение, признаки предложения, виды предложения по строению, цели высказывания и эмоциональной окраске. Порядок синтаксического разбора простого предложения.

Уметь: выполнять синтаксический разбор простого предложения. Определять границы предложения и способы передачи конца предложения.

Рабочая тетрадь задание 18

27

Основные виды простого предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Простое предложение. Основные виды простого предложения.

Знать: понятия «односоставные» и «двусоставные» предложения.

Уметь: анализировать и  характеризовать предложения, производить синтаксический разбор, определять грамматические основы в простом и сложном предложениях.

п. 165, упр. 81

28

Порядок слов в предложении и логическое ударение

1

Урок закрепления изученного

Прямой и обратный порядок слов в предложении. Инверсия. Логическое ударение. Интонация.

Знать: определения инверсия, интонация, логическое ударение.

Уметь: интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важные слова, выразительно читать предложения, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов.

п.166, 167, упр. 88, рабочая тетрадь задание 21

29

Повторение. Орфограммы в корне слова.

1

Повторительно – обобщающий урок

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием.

Знать: правила правописания гласных в корне, корни с чередующимися гласными.

Уметь: безошибочно писать гласные и согласные в корне слова, объяснять выбор орфограмм, группировать слова по видам орфограмм в корне, подбирать проверочные слова.

упр. 96, п. 17 повторить.

30

Р. Р. Цепная и параллельная связь предложений в тексте.

1

Урок развития речи.

Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Две части предложения: данное и новое. Лексические средства связи предложений в тексте. Морфологические средства связи предложений в тексте.

Знать: определения параллельной и цепной связи, лексические и морфологические средства связи предложений в тексте.

Уметь: определять тип связи предложений в тексте, видеть и классифицировать средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические).

упр. 83, определить тип связи предложений

31

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения

1

Урок усвоения новых знаний

Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого.

Знать: способы выражения подлежащего, определение подлежащего.

Уметь: определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенными словами, характеризовать подлежащее и сказуемое.

п. 168, упр. 107, 108..

32

Сказуемое и его основные типы.

1

Урок усвоения новых знаний

Сказуемое – главный член предложения. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Знать: типы сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение.

Уметь: находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое.

п. 169,  упр. 113

33

Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

1

Урок усвоения новых знаний

Простое глагольное сказуемое. Способы выражения. Лексическое и грамматиче-ское значение.

Знать: способы выражения простого глагольного сказуемого, его отличие от составного.

Уметь: определять простое глагольное сказуемое, определять его лексическое и грамматическое значение.

п. 170, рабочая тетрадь задание 25

34

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения.

1

Урок усвоения новых знаний

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Согласование глагольного сказуемого с подлежащим.

Знать: структуру составных глагольных сказуемых.

Уметь: опознавать их в тексте, определять лексическое и грамматическое значение глагольных сказуемых.

п. 171, 172 упр. 115, 116

35

Составное именное сказуемое. Способы его выражения.

1

Урок усвоения новых знаний

Составное именное сказуемое. Способы его выражения

Знать: структуру составного именного сказуемого, различать составное именное и составное глагольное сказуемые.

Уметь: определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, определять лексическое и грамматическое значение.

п. 173,  рабочая тетрадь задание 28

36

Тире между подлежащим  и сказуемым.

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

Знать: основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь: определять способы выражения подлежащего и сказуемого, безошибочно ставить тире между ними, составлять предложения со сказуемым с нулевой связкой, интонационно правильно их произносить.

п. 174,  упр. 128

37

Повторение. Главные члены предложения.

1

Повторительно – обобщающий урок

Главные члены предложения и способы их выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор предложения.

Знать: способы выражения подлежащего и сказуемого, особенности их согласования. Порядок синтаксического разбора простого предложения. Правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь: определять  морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым.

п. 168-174 повторить, упр.131, рабочая тетрадь задание 26, 27

38

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения.»

1

Урок контроля знаний

Главные члены предложения и способы их выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор предложения.

Знать: способы выражения подлежащего и сказуемого, особенности их согласования. Порядок синтаксического разбора простого предложения. Правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь: определять  морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым.

с. 232 словарные слова.

39

Р.Р. Синтаксические средства сравнения

1

Урок развития речи

Сказуемое с оттенком сравнения. Сравнительный оборот. Эпифора. Анафора.

Знать: синтаксические средства сравнения: сравнительный оборот и сказуемое с оттенком сравнения, правило постановки знаков препинания при сравнительном обороте. Термины: эпифора, анафора.

Уметь: находить в тексте синтаксические средства сравнения, правильно расставлять знаки препинания при сравнительном обороте, использовать при создание собственного текста эти средства.

упр. 94 написать сочинение - повествование

Второстепенные члены предложения

40

Согласованное и несогласованное определение.

1

Урок усвоения новых знаний

Второстепенные члены предложения. Согласованное и несогласованное определения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений.

Знать: понятия согласованных и несогласованных определений, способы выражения определений.

Уметь: определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, устанавливать связь между определением и определяемыми словами при помощи вопроса, использовать определение для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи.

п. 175, упр. 151.

41

Способы выражения определения

1

Урок усвоения новых знаний

Согласованное и несогласованное определения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений.

Знать:  понятия согласованных и несогласованных определений, способы выражения определений.

Уметь: производить синонимичную замену согласованных и несогласованных определений, находить в тексте согласованное  и несогласованное определение.

п. 175 Рабочая тетрадь задание 31, 32

42

Приложение как разновидность определения.

1

Урок усвоения новых знаний

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

Знать: понятие приложения, правила постановки знаков препинания при приложении.

Уметь: правильно пунктуационно оформлять одиночные согласованные приложения, выраженные существительными, несогласованные приложения, обозначающие названия газет, журналов, художественных произведений.

п. 176, упр. 161

43

Дополнение. Способы выражения дополнения.

1

Урок усвоения новых знаний

Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное.

Знать: особенности второстепенного члена предложения – дополнения, способы выражения дополнений (инфинитив, цельное словосочетание)

Уметь: различать дополнение (прямое и косвенное), определять способы их выражения, опознавать в предложении и тексте, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение.

п. 177 , рабочая тетрадь задание 41

44

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

1

Урок усвоения новых знаний

Обстоятельство как второстепенный член предложения. Основные виды обстоятельств.

Знать: понятие обстоятельства, основные виды обстоятельств, вопросы.

Уметь: различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельство для придания речи точности, ясности, выразительности, как средство связи предложений в повествовательных текстах.

п. 178, упр. 171, 172

45

Обстоятельство. Способы выражения обстоятельства.

1

Урок усвоения новых знаний

Обстоятельство как второстепенный член предложения. Способы выражения обстоятельств.

Знать: понятие обстоятельства, основные виды обстоятельств, вопросы, способы выражения обстоятельств.

Уметь: различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельство для придания речи точности, ясности, выразительности, как средство связи предложений в повествовательных текстах.

Рабочая тетрадь задание 40, п. 178

46

Систематизация и обобщение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

1

Повторительно- обобщающий урок

Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения.

Знать: главные и второстепенные члены предложения, вопросы, виды, способы выражения.

Уметь: определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимическую замену разных видов сказуемых, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы.

п. 175-178 повторить, рабочая тетрадь задание 43

47

Орфография. Повторение.

1

Повторительно – обобщающий урок

Орфограммы в приставках. Правописание приставок пре-, при-, различение приставки не и частицы не.

Знать: правило правописания неизменяемых и изменяемых приставок.

Уметь: безошибочно писать приставки с опорой на морфемно – словообразовательный анализ. Различать приставки пре- и при-, приставку не и частицу не. Объяснять выбор орфограммы-буквы.

упр. 187

48

Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

1

Урок контроля знаний

Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения

Знать: главные и второстепенные члены предложения, вопросы, виды, способы выражения.

Уметь: определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены и  их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимическую замену разных видов сказуемых, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы.

упр. 191

49. 50

Р.Р. Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения.

Написание изложения с элементами сочинения.

2

Урок развития речи

Признаки текста. Способы развития темы в тексте. Структура текста. Составление сложного плана. Анализ авторских языковых средств. Орфографическая и пунктуационная работа с текстом.

Знать: понятия тема, основная мысль текста, идея, композиционные части текста. Стили речи  и типы. Правила подготовки к изложению.

Уметь: выразительно читать текст, излагать текст, составлять план, соблюдать композиционную последовательность, воспроизводить текст, соблюдая нормы русского языка.

словарные слова

Односоставные предложения

51

Понятие об односоставных предложениях.

1

Урок усвоения новых знаний

Односоставные предложения. Основные виды односоставных предложений по строению и значению.

Знать: понятие односоставного предложения, его структурные особенности, группы односоставных предложений по способу выражения главного члена.

Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения, находить односоставные предложения в тексте.

п. 180, выписать из текстов художественного произведения 6 односоставных предложений.

52

Определенно-личные предложения

1

Урок усвоения новых знаний

Определенно-личные предложения. Структура определенно- личных предложений и их смысловые особенности.

Знать: структуру и грамматические особенности определенно-личных предложений.

Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям, использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи.

п. 181, упр. 199.

53

Неопределенно-личные предложения.

1

Урок усвоения новых знаний

Неопределенно-личные предложения. Структурные и смысловые особенности неопределенно-личных предложений.

Знать: значение и строение неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемых в них.

Уметь: находить неопределенно-личные предложения в тексте по их значению и структурным особенностям, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными(неопределенно-личными)

п.182, упр. 208

54

Вопрос об обобщенно-личных предложениях

1

Урок усвоения новых знаний

Обобщенно-личные предложения. Структура и особенности предложений.

Знать: функцию обобщенно-личных предложений в речи, способы выражения сказуемого в них.

Уметь: находить данные предложения в тексте, употреблять их в собственных высказываниях.

рабочая тетрадь задание 48, 50

55

Безличные предложения.

1

Урок усвоения новых знаний

Особенности безличных предложений. Способы выражения сказуемого в безличном предложении.

Знать: общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений; способы выражения сказуемого в безличном предложении.

Уметь: находить безличные предложения по значению и структурным особенностям, употреблять безличные предложения в речи.

п. 183, упр. 218

56

Безличные предложения. Способы выражения сказуемого в безличном предложении

1

Урок закрепления знаний

Особенности безличных предложений. Способы выражения сказуемого в безличном предложении

Знать: общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений; способы выражения сказуемого в безличном предложении

Уметь: определять структурные типы безличных предложений, морфологические средства выражения сказуемого в них, различать двусоставные и односоставные предложения, сопоставлять личные и безличные предложения.

п. 183 повторить, рабочая тетрадь задание 51

57

Назывные предложения.

1

Урок усвоения новых знаний

Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности.

Знать: особенности назывного предложения.

Уметь: находить в тексте назывные предложения, определять роль назывных предложений в художественной литературе. Использовать как средство сжатого описания .

п. 184, упр. 232

58

Употребление односоставных предложений речи.

1

Повторительно – обобщающий урок

Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Роль односоставных предложений в речи. Синтаксический разбор односоставных предложений.

Знать: типы односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности.

Уметь: производить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ двусоставных и односоставных предложений.

Выписать из газетной статьи односоставные предложения

59

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

1

Повторительно – обобщающий урок

Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главных членов.

Знать: типы односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности.

Уметь: различать основные виды односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, производить синтаксический разбор односоставного предложения, использовать двусоставные и односоставные предложения как синтаксические синонимы.

п. 180-184 повторить, рабочая тетрадь задание 54

60

Особенности строения полных и неполных предложений

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.

Знать: понятие неполного предложения, сферу употребления неполных предложений.

Уметь: находить в тексте неполные предложения, заменять неполные предложения полными, различать назывные и неполные двусоставные предложения, правильно расставлять знаки препинания в неполных и сложных предложениях.

п. 185, упр. 244

61

Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

1

Урок контроля знаний

Односоставные предложения и их виды.  Морфологические средства выражения главных членов. Употребление односоставных и неполных предложений в речи.

Знать: типы односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности. Полные и неполные предложения.

Уметь: различать виды односоставных предложений, полные и неполные двусоставные предложения. Определять способы выражения сказуемого в односоставных предложениях, правильно расставлять знаки препинания.

словарные слова повторить

62

Р.Р. Заглавие как средство связи предложений в тексте

1

Урок развития речи.

Признаки текста. Заглавие текста как один из важных его признаков. Заглавие – средство связи предложений в тексте.

Знать: роль заглавия в письменной и устной речи, определение заглавия.

Уметь: объяснять связь заглавия с текстом, выбирать из нескольких вариантов заглавие, наиболее полно отражающее основную мысль текста, раскрывать тему и идею, заданную заглавием.

Написать сочинение – миниа-тюру (рассуждение)

Простое осложненное предложение

63

Предложения с однородными членами.

1

Урок усвоения нового материала

Однородные члены предложения. Виды однородных членов предложений. Ряды однородных членов. Роль однородных членов в тексте.

Знать: понятие однородные члены предложения, виды однородных членов предложения, особенности однородных членов предложения.

Уметь: находить однородные члены предложения в тексте, выраженные различными частями речи, находить ряды однородных членов, составлять схемы предложений с однородными членами.

п. 186,  упр. 250, 251

64

Союзы при однородных членах предложения.

1

Урок усвоения нового материала

Союзы и интонация – средства связи однородных членов предложения. Правила постановки запятых в предложениях с однородными членами.

Знать: виды союзов, правила постановки запятых в предложениях с однородными членами.

Уметь:  находить однородные члены предложения в тексте, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, при чтении соблюдать перечислительную интонацию,  составлять схемы предложений с однородными членами.

п. 187,  рабочая тетрадь задание 64

65

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

1

Урок усвоения нового материала

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами. Пунктуация при них.

Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами.

Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложения. Определять значение сочинительных союзов.

п. 187, упр. 256, 257

66

Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них.

1

Урок закрепления изученного

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами. Пунктуация при них

Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами

Уметь: употреблять предложения с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанные союзом И, и ССП; производить возможную синонимическую замену союзов при однородных членах.  Правильно ставить знаки препинания при однородных членах

п. 187 повторить, упр. 262, 266

67,68

Р.Р Подготовка к написанию изложения, близкого к тексту Д.Б. Кабалевского «Симфония Бетховена» с грамматическим заданием.

Написание изложения с грамматическим заданием

2

Урок развития речи

Признаки текста. Способы развития темы в тексте. Структура текста. Составление сложного плана. Анализ авторских языковых средств. Орфографическая и пунктуационная работа с текстом.

Знать: понятия тема, основная мысль текста, идея, композиционные части текста. Стили речи  и типы. Правила подготовки к изложению.

Уметь: выразительно читать текст, излагать текст, составлять план, соблюдать композиционную последовательность, воспроизводить текст, соблюдая нормы русского языка.

словарные слова

69

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

Урок усвоения нового материала

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них.

Знать: понятие обобщающее слово, правила постановки знаков препинания при обобщающих словах.

Уметь: находить обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно расставлять знаки препинания при них, составлять схемы предложений с обобщающими словами, употреблять обобщающие слова в текстах разных стилей.

п. 188, упр. 278, 279

70

Пунктуация при обобщающих словах.

1

Урок закрепления изученного

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них.

Знать: понятие обобщающее слово, правила постановки знаков препинания при обобщающих словах.

Уметь: видеть предложения с обобщающими словами, правильно расставлять знаки препинания в них, конструировать предложения с обобщающими словами.

п. 188 повторить, рабочая тетрадь задание 75

71,72

Однородные и неоднородные определения

2

Урок усвоения нового материала

Однородные и неоднородные определения. Правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями.

Знать: отличие однородных определений от неоднородных, правило постановки знаков препинания в предложениях с ними.

Уметь: различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных и неоднородных определений, правильно расставлять знаки препинания.

п. 189, упр. 288, 294

73

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения»

1

Повторительно-обобщающий урок

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однород-ных членов предложения. Однородные и неоднородные определения. Предложе-ния с обобщающим словом.

Знать: однородные члены предложения, обобщающее слово, согласованные и несогласованные определения. Правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь: видеть предложения с однородными членами, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, составлять схемы этих предложений. Конструировать предложения с однородными членами.

Рабочая тетрадь задания 76, 77

74

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

1

Урок контроля знаний

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однород-ных членов предложения. Однородные и неоднородные определения. Предложе-ния с обобщающим словом.

Знать: однородные члены предложения, обобщающее слово, согласованные и несогласованные определения. Правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь: находить предложения с однородными членами, правильно расставлять знаки препинания в них,  составлять схемы этих предложений, определять стилистическую окраску союзов в предложениях с однородными членами.

Словарные слова

75,76

Орфография. Повторение. Орфограммы в суффиксах.

2

Повторительно-обобщающий урок

Правописание гласных О, И, Е после шипящих в суффиксах. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Знать: правило правописания  О, Ё после шипящих, правила правописания глагольных суффиксов, правило правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных.

Уметь: видеть орфограмму в суффиксе, применять соответствующее правило написания, делать обобщающие сообщения о правописании суффиксов в разных частях речи.

упр. 306,  309

77,78

Р.Р. Порядок слов в предложении

2

Урок развития речи

Роль порядка слов в предложении. Инверсия: главных членов предложения, согласованных определений, дополнений  и обстоятельств. Риторический вопрос, именительный темы.

Знать: определения инверсия, риторический вопрос, именительный темы.

Уметь: определять порядок слов в предложении, находить инверсию, видеть риторический вопрос, понимать его роль в тексте. Находить в тексте именительный темы, составлять тексты используя именительный темы.

подготовиться к сочинению – повествованию упр. 135

79

Р.Р. Сочинение – повествование «Традиции нашей семьи»

1

Урок развития речи

 Повествование как тип речи, композиция повествования. Роль заглавия в строении текста. Лексическая, пунктуационная и орфографическая работа.

Знать: особенности текста – повествования, последовательность работы над сочинением.

Уметь: связно писать текст на заданную тему, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-повествовании.

словарные слова

Предложения с обособленными членами

80

Понятие об обособлении.

1

Урок усвоения нового материала

Понятие обособления. Обособление второстепенных членов предложения. Группы обособленных членов предложения.

Знать: понятие обособления, группы обособленных членов предложения.

Уметь: выделять интонационно обособленные члены предложения, проводить их синонимическую замену, правильно ставить знаки препинания при  обособленных членах.

п. 190, упр. 315

81

Обособление определе-ний. Обособление согласованных определе-ний. РК   Художественные функции причастий в текстах фольклорных произведений северян

1

Урок усвоения нового материала

Обособление определений. Общие условия обособления определений. Обособление согласованных определений.

Знать: общие условия обособления определений.

Уметь: находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, относящимися к существительному, интонационно правильно произносить их и оформлять на письме.

п. 191, 192, упр. 321, 322

82

Обособление согласован-ных определений при личных местоимениях.

1

Урок усвоения нового материала

Обособление согласованных определений. Правила постановки знаков препинания при обособлении согласованных определений.

Знать: правила обособления согласованных определений.

Уметь: опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, правильно расставлять знаки препинания при обособлении. Использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов.

п. 192 повторить, упр. 323, рабочая тетрадь задание 82

83

Обособление согласованных определений  с добавочным обстоятельственным значением

1

Урок усвоения нового материала

Обособление согласованных определений  с добавочным обстоятельственным значением

Знать: правила обособления согласованных определений.

Уметь: выявлять грамматические условия  обособления определений с обстоятельственным оттенком, интонационно правильно читать предложения.

п. 192, упр. 328

84

Обособление несогласованных определений.

1

Урок усвоения нового материала

Несогласованные определения. Правила обособления несогласованных определений.

Знать: условия обособления несогласованных определений.

Уметь: находить несогласованные определения, обособлять их, правильно пунктуационно оформлять обособление на письме.

п. 193, упр. 338

85

Р. Р. Обращение как средство связи предложений в тексте. РК. Особенности обращений в речи Кольских поморов.  

1

Урок развития речи

Роль обращения в тексте. Повторяющееся обращение. Анафористическое обращение.

Знать: понятие обращения, понимать роль обращения в речи.

Уметь: создавать свой текст, используя обращение, объяснять роль обращения в авторском тексте.

подготовиться к сочинению по картине Шишкина «Рожь»

86

Р.Р.  Сочинение – описание по картине И.И. Шишкина «Рожь»

1

Урок развития речи

Сведения о художнике. Работа с картиной.  Описание как тип речи, композиция описания, композиционные части описания. Роль заглавия в строении текста. Составление плана описания картины. Лексическая, пунктуационная и орфографическая работа.

Знать: особенности текста – описания, последовательность работы над сочинением по картине.

Уметь: связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-описании

словарные слова

87

Обособление приложений

1

Урок усвоения нового материала

Условия обособления приложений. Правила постановки знаков препинания при приложениях.

Знать: правило обособления приложений.

Уметь: находить обособленные приложения в тексте, обособлять приложения, графически объяснять условия обособления приложений, правильно расставлять знаки препинания при выделении обособленных приложений.

п. 194, упр.350

88

Обособление приложений  с союзом как.

1

Урок закрепления изученного

Условия обособления приложений с союзом как. Правила постановки знаков препинания при приложениях.

Знать: правило  обособления приложений с союзом как.

Уметь: опознавать приложения в тексте, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать приложения в разных стилях речи.

п. 194 повторить, упр. 356

89

Обособление дополнений.

1

Урок усвоения нового материала

Условия обособления дополнений.

Знать: правило обособления дополнений

Уметь: узнавать опознавательные признаки уточняющих дополнений (производные предлоги), производить синонимичную замену производных предлогов при обособленных дополнениях, выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно их оформлять.

п. 195, упр. 365

90

Обособление обстоятельств, выраженных дееприча-стным оборотом.

1

Урок усвоения нового материала

Одиночные деепричастия, деепричастный оборот. Значения обособленных обстоятельств. Правила постановки запятых при обособленных обстоятельствах.

Знать: условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Уметь: находить деепричастный оборот. определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами.

п. 196, упр. 372

91

Обособление обстоятельств, выраженных дееприча-стным оборотом. РК. Художественные функции деепричастий в художественных текстах мурманских поэтов и писателей.

1

Урок закрепления изученного

Одиночные деепричастия, деепричастный оборот. Значения обособленных обстоятельств. Правила постановки запятых при обособленных обстоятельствах

Знать: условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Уметь: определять границы деепричастного оборота, ставить правильно знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом.

п. 196, упр.  379

92

Обособление обстоятельств, выражен-ных существительным с предлогом

1

Урок усвоения нового материала

Условия обособления обстоятельств,  выраженных существительным с предлогом

Знать: правило обособления обстоятельств,  выраженных существительным с предлогом.

Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них.

п. 197, упр. 386

93

Р.Р. Киносценарий  как одна из композиционных форм сочинения.

1

Урок развития речи

Киносценарий  как одна из композиционных форм сочинения.

Знать: особенности композиции сочинения в виде киносценария, киноведческие термины.

Уметь: анализировать творческие работы и создавать свои, писать сочинение в форме киносценария.

упр. 200

94

Обособление уточняющих членов предложения

1

Урок усвоения нового материала

Уточняющие и уточняемые члены предложения. Условия обособления уточняющих членов предложения.

Знать: правило обособления уточняющих членов предложения, понятия уточняющих и уточняемых членов предложения.

Уметь: отличать уточняющие члены предложения от других обособленных членов предложения, правильно расставлять знаки препинания.

п. 198, упр. 394, 395

95

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения.

1

Урок закрепления изученного

Уточняющие и уточняемые члены предложения. Условия обособления уточняющих членов предложения. Поясняющие и присоединительные члены предложения.

Знать:  правило обособления уточняющих членов предложения, понятия уточняющих и уточняемых членов предложения.

Уметь: производить анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, правильно расставлять знаки на письме при обособлении.

п. 190-198, упр. 400, 402

96

Орфография. Повторение. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

1

Повторительно-обобщающий урок

Слитное, раздельное, дефисное написание прилагательных и наречий.

Знать: правило правописания сложных прилагательных и наречий.

Уметь: правильно определять условия выбора орфограммы, опознавать части речи с орфограммой, объяснять написание разных частей речи, группировать слова по разным видам орфограмм.

упр. 412

97

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»  РК. Экспрессивные возможности синтаксических конструкций в фольклорных и художественных произведениях о Кольском крае

1

Повторительно-обобщающий урок

Обособление второстепенных членов предложения. Правила постановки знаков препинания при обособлении. Наблюдения при употреблении предложений с обособленными членами в устной и письменной речи.

Знать: правила обособления второстепенных членов предложения, правила постановки знаков препинания при обособлении.

Уметь: определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходства и различия между обособленными согласованными определениями, отличия в обособлении согласованных определений и приложений, различия в обособлении определений, выраженных причастным оборотом,  и обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом.

рабочая тетрадь задания 89, 95

98

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

1

Урок контроля знаний

Обособление второстепенных членов предложения. Правила постановки знаков препинания при обособлении.

Знать: правила обособления второстепенных членов предложения, правила постановки знаков препинания при обособлении.

Уметь: воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

словарные слова

99

Р. Р. Рассуждение на литературную тему

1

Урок развития речи

Рассуждение как тип речи. Композиция текста- рассуждения. Особенности текста – рассуждения на литературную тему.

Знать: композицию текста-рассуждения, особенности рассуждения на литературную тему.

Уметь: составлять план текста – рассуждения, писать текст – рассуждение, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

подготовиться к сочинению упр. 205

100

Р.Р. Сочинение – рассуждение на литературную тему

1

Урок развития речи

 Рассуждение как тип речи, композиция рассуждения. Роль заглавия в строении текста. Лексическая, пунктуационная и орфографическая работа.

Знать: особенности текста – рассуждения на литературную тему, последовательность работы над сочинением.

Уметь: связно писать текст на заданную тему, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-рассуждении.

словарные слова

101

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

1

Урок усвоения нового материала

Понятие о вводных конструкциях (вводные слова, словосочетания и предложения). Правила постановки знаков препинания при вводных конструкциях.

Знать: понятия вводных конструкций,  группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь: находить в тексте вводные конструкции, определять их значение, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения.

п. 199, упр. 417

102

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

1

Урок усвоения нового материала

Понятие о вводных конструкциях (вводные слова, словосочетания и предложения). Правила постановки знаков препинания при вводных конструкциях.

Знать: понятия вводных конструкций,  группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания.

Уметь: употреблять вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, производить синонимическую замену вводных слов.

п. 199 повторить, упр. 425

103

Вводные предложения.

1

Урок закрепления изученного

Вводные предложения. Знаки препинания при них.

Знать: особенности вводных предложений, правила постановки знаков при них.

Уметь: употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств. Находить вводные предложения в тексте, правильно расставлять знаки препинания при них. Конструировать  такие предложения.

упр. 428

104

Вставные конструкции

1

Урок закрепления изученного

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных  конструкций.

Знать: особенности вставных конструкций, правила постановки знаков при них.

Уметь: находить вставные конструкции в тексте, правильно расставлять знаки препинания при них, выразительно читать предложения с вставными конструкциями.

упр. 432

105

Предложения с обращениями

1

Урок усвоения нового материала

Понятие обращения, функции обращения и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.

Знать: понятие обращения, правило постановки знаков препинания при обращении, синтаксическую сущность обращения в предложениях.

Уметь: правильно расставлять знаки препинания при обращениях, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях, характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

п. 200, рабочая тетрадь задание 123

106

Знаки препинания при обращении

1

Урок закрепления изученного

Выделительные знаки препинания при обращении. Понятие обращения, функции обращения и способы выражения

Знать: понятие обращения, правило постановки знаков препинания при обращении

Уметь: находить обращения в тексте,  правильно расставлять знаки препинания при обращениях, конструировать предложения с обращениями, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях

п. 200 повторить, упр. 449

107

Функции обращений в письменной и устной речи.

1

Урок усвоения нового материала

Наблюдение за употреблением предложений с обращениями в разговорной речи, языке художественной литературы и официально – деловом стиле.

Знать: понятие обращения, правило постановки знаков препинания при обращении, риторический вопрос, риторическое обращение.

Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обращениями, употреблять формы обращения в разных речевых ситуациях.

Рабочая тетрадь задание 125

108

Слова - предложения

1

Урок усвоения нового материала

Особенности слов-предложений. Правила постановки знаков препинания при них.

Знать: группы слов-предложений, роль слов-предложений в художественной литературе.

Уметь: видеть и находить слова-предложения в тексте, конструировать такие предложения, объяснять роль слов-предложений в речи.

п. 201, упр. 463

109, 110

Систематизация и обобщение изученного по теме «Вводные и вставные конструкции»

2

Повторительно-обобщающий урок

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями, предложения с обращениями, слова – предложения.

Знать: определения и особенности вводных и вставных конструкций, правила постановки знаков препинания при них.

Уметь: находить вводные и вставные конструкции в предложениях, правильно расставлять знаки препинания при них, использовать такие конструкции в собственной речи.

Рабочая тетрадь задание 114

111

Контрольная работа по теме «Вводные и вставные конструкции»

1

Урок контроля знаний

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями, предложения с обращениями, слова – предложения.

Знать: определения и особенности вводных и вставных конструкций, правила постановки знаков препинания при них.

Уметь: находить вводные и вставные конструкции в предложениях, правильно расставлять знаки препинания при них, использовать такие конструкции в собственной речи.

Рабочая тетрадь задание 119

112

Р.Р. Разновидность рассуждения-сравнения

1

Урок развития речи

Основные правила сравнения. Последовательное и параллельное сравнение. Языковые средства текста- сравнения. Подготовка к домашнему сочинению.

Знать: правила сравнения, особенности последовательного и параллельного сравнения.

Уметь: сравнивать героев литературного произведения, выделяя общее и различия.

упр. 219 написать сочинение

Повторение изученного в 8 классе

113

Повторение. Словосочетание.

1

Повторительно – обобщающий урок

Словосочетание. Виды словосочетаний. Типы связи в подчинительных словосочетаниях. Схемы словосочетаний.

Знать: определение словосочетания, виды словосочетания, типы связи подчинительных словосочетаний.

Уметь: распознавать и моделировать словосочетания всех видов, разделять словосочетания на сочинительные и подчинительные, определять вид подчинительной связи в словосочетании.

упр. 464, выписать все словосочетания из 1, 2 предложения, схемы

114

Повторение. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

1

Повторительно – обобщающий урок

Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его типы. Тире между подлежащим и сказуемым.

Знать: способы выражения подлежащего и сказуемого, особенности их согласования. Порядок синтаксического разбора простого предложения. Правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь: определять  морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым.

упр. 468

115

Повторение. Второстепенные члены предложения.

1

Повторительно – обобщающий урок

Определение. Виды определений. Дополнение. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

Знать: второстепенные члены предложения, вопросы, виды, способы выражения.

Уметь: определять  морфологические способы выражения второстепенных членов, различать второстепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить  знаки препинания при приложении,  редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы.

упр. 470

116, 117

Повторение. Односоставные предложения.

2

Повторительно – обобщающий урок

Виды односоставных предложений: определенно – личные, неопределенно – личные, безличные, назывные. Структурные особенности этих предложений.

Знать: типы односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности. Полные и неполные предложения.

Уметь: различать виды односоставных предложений, полные и неполные двусоставные предложения. Определять способы выражения сказуемого в односоставных предложениях, правильно расставлять знаки препинания.

упр. 465

118

Р.Р. Психологический портрет

1

Урок развития речи

Понятие портрета. Изображение душевного состояния героя. Развернутый и краткий психологический портрет.

Знать: понятие психологического портрета, особенности описания портрета.

Уметь: составлять краткий и развернутый психологический портрет героя, соблюдая нормы русского языка, находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности.

подготовиться к сочинению – описанию по картине

119

Р.Р. Сочинение – описание по репродукции В.А. Серова «Девочка с персиками»

1

Урок развития речи

Сведения о художнике. Описание внешности человека по картине с учетом его психологического состояния.

Знать: понятие психологического портрета, особенности описания портрета.

Уметь:  находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности, составлять письменное высказывания – описание внешности человека с учетом его психологического состояния.

словарные слова

120

Повторение. Предложения с однородными членами.

1

Повторительно – обобщающий урок

Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Правила постановки знаков препинания при однородных членах.

 Знать: однородные члены предложения, обобщающее слово. Правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Уметь: видеть предложения с однородными членами, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, составлять схемы этих предложений. Конструировать предложения с однородными членами.

упр. 487, 490

121

Повторение. Обособление определений.

1

Повторительно – обобщающий урок

Условия обособления согласованных и несогласованных определений. Правила постановки знаков препинания.

Знать: условия обособления определений, правила постановки  знаков препинания при обособлении.

Уметь: находить в тексте обособленные определения, выделять их знаками препинания.

упр. 493

122

Повторение. Обособление дополнений.

1

Повторительно – обобщающий урок

Условия обособления дополнений. Правила постановки знаков препинания.

Знать: правило обособления дополнений

Уметь: узнавать опознавательные признаки уточняющих дополнений (производные предлоги), производить синонимичную замену производных предлогов при обособленных дополнениях, выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно их оформлять.

упр. 498

123, 124

Повторение. Обособление обстоятельств.

2

Повторительно – обобщающий урок

Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом; обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.  Правила постановки знаков препинания.

Знать: условия обособления обстоятельств, правила постановки  знаков препинания при обособлении.

Уметь: находить в тексте обособленные обстоятельства, выделять их знаками препинания

упр. 501

125

Подготовка к итоговой контрольной работе за курс 8 класса.

1

Повторительно – обобщающий урок

Словосочетания. Виды синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения. Односоставные предложения. Однородные члены предложения и пунктуация при них. Обособленные члены предложения. Вводные и вставные конструкции.

Знать: орфографические и пунктуационные правила, способы подчинительной связи, главные и второстепенные члены предложения, порядок синтаксического разбора простого предложения, правила постановки знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения, при вводных и вставных конструкциях.

Уметь: выделять грамматическую основу предложений, различать односоставные и двусоставные предложения, различать неполные и двусоставные предложения, видеть предложения с обособленными и однородными членами, правильно расставлять при них знаки препинания, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.

упр. 471, выполнить разборы

126

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса.

1

Урок контроля знаний

Словосочетания. Виды синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения. Односоставные предложения. Однородные члены предложения и пунктуация при них. Обособленные члены предложения. Вводные и вставные конструкции.

Знать: орфографические и пунктуационные правила, способы подчинительной связи, главные и второстепенные члены предложения, порядок синтаксического разбора простого предложения, правила постановки знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения, при вводных и вставных конструкциях.

Уметь: выделять грамматическую основу предложений, различать односоставные и двусоставные предложения, различать неполные и двусоставные предложения, видеть предложения с обособленными и однородными членами, правильно расставлять при них знаки препинания, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.

словарные слова

127

Анализ итоговой контрольной работы за курс 8 класса

1

Повторительно – обобщающий урок

Анализ орфографических и пунктуационных ошибок допущенных в работе.

Знать: орфографические и пунктуационные правила, способы подчинительной связи, главные и второстепенные члены предложения, порядок синтаксического разбора простого предложения, правила постановки знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения, при вводных и вставных конструкциях.

Уметь: объяснять ошибки, допущенные в работе, выделять грамматическую основу предложений, различать односоставные и двусоставные предложения, различать неполные и двусоставные предложения, видеть предложения с обособленными и однородными членами, правильно расставлять при них знаки препинания, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.

упр. 504, 508

128, 129

Р.Р. Подготовка к написанию выборочного изложения.

Выборочное изложение

2

Урок развития речи

Тема, идея, основная мысль текста. Сложный план. Композиция текста. Средства выразительности. Параллельная связь предложений в тексте.

Понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, составлять план текста, уметь воспроизводить текст, сохраняя логику и последовательность мысли.

словарные слова

130

Повторение. Орфография. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание приставок.

1

Повторительно – обобщающий урок

Безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные. Парные и непроизносимые согласные в корне слова. Приставки на з -, с-, пре-, при-, неизменяемые приставки.

Знать: правила правописания гласных и согласных, правила правописания приставок.

Уметь: пользоваться орфографическим словарем. Видеть орфограмму в слове. Применять правила правописания на практике.

упр. 509 выписать слова с орфограммами, подобрать проверочные слова

131

Повторение. Орфография. Правописание суффиксов  и окончаний различных частей речи.

1

Повторительно – обобщающий урок

Суффиксы имени существительных (-ек-, -ик-, -чик-, -щик- и др.). Суффиксы глаголов (-ова-, -ева-, -ыва-, -ива-). Суффиксы имен прилагательных. Окончания глаголов, прилагательных, существительных.

Знать: правила  правописание суффиксов  и окончаний прилагательных, глаголов, существительных.

Уметь: пользоваться орфографическим словарем. Применять правила правописания на практике

упр. 513

132-136

Резервные уроки

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое плланирование по литературе для 5 класса по учебнику Коровиной

календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс рассчитано на 3 часа в неделю...

Развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 кл, учебник М. Т. Баранов

1. Пояснительная записка.Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, у...

Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...