Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс к учебнику В.В. Бабайцевой
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Программа и тематическое планирование курса «Русского языка 8 класс» базируются на следующих нормативных документах и программно-методических материалах:
Ø Закон РФ «Об образовании» (ст.7)
Ø Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
Ø Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312)
Ø Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Ø Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./ сост. Е.И. Харитонова.- 2-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 80.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование уроков в 8 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Формируемые умения и навыки | Домашнее задание | Дата проведения | ||
Введение | |||||||||
1 2 | Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств. | Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри РФ, понимать его функции интеграции народов России, причину потребности в общении на русском языке. | Рабочая тетрадь, задание 1 | |||
Повторение изученного в 5 - 7 классе | |||||||||
3 | Лексика и фразеология. РК. Северное наречие – составная часть русского национального языка. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Основные понятия лексикологии. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски. | Знать: понятия лексикологии: синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, историзмы и др. Уметь: подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимичного ряда наиболее точное и уместное слово, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте. Оценивать чужую и собственную речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Уместно и умеренно использовать в речи лексику ограниченного употребления. Уметь пользоваться толковым словарем. | упр. 10 задание 2 письменно, повторить п. 62, 63 | |||
4 | Повторение. Орфография. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание приставок. РК. Грамотное написание слов, отражающих реалии Кольского Севера. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные. Парные и непроизносимые согласные в корне слова. Приставки на з -, с-, пре-, при-, неизменяемые приставки. | Знать: правила правописания гласных и согласных, правила правописания приставок. Уметь: пользоваться орфографическим словарем. Видеть орфограмму в слове. Применять правила правописания на практике. | Упр. 16 | |||
5 | Морфология и орфография. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. | Знать: правила правописания НЕ с различными частями речи. Уметь: различать части речи, производить их морфологический разбор, безошибочно писать не с различными частями речи. | п. 153 повторить, упр. 28, 29 | |||
6 | Морфология. Орфография. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях. | Знать: правила правописания Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях. Правила правописания суффиксов существительных, прилагательных, глаголов. Правила правописания окончаний глаголов и существительных. Уметь: различать части речи, производить их морфологический разбор, определять орфограмму в слове и применять соответствующее орфограмме правило. | п. 139 повторить, упр. 27 | |||
7 | Орфография. Повторение | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание производных предлогов. Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы. Правописание частиц. | Знать: служебные части речи, их отличия друг от друга. Правило правописания производных предлогов. Правила правописания союзов тоже, также, зато, чтобы. Правило правописания частиц. Уметь: отличать предлог, союз и частицу друг от друга. Отличать частицы, союзы, предлоги от других омонимичных частей речи. Применять правила правописания служебных частей речи на практике. | упр. 30 | |||
8 | Синтаксис и пунктуация РК. Анализ регионально ориентированного текста | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знаки препинания в простом и сложном предложении. Знаки препинания при однородных членах, причастном и деепричастном обороте. | Знать: главные и второстепенные члены предложения, их графическое обозначение. Правило постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах, при однородных членах предложения. Уметь: определять смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении, выделять грамматическую основу предложения и выполнять синтаксический разбор простого предложения, безошибочно расставлять знаки препинания в осложненном простом предложении и в сложном предложении. | упр. 36, 37. | |||
9 | Вводный контроль. Контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 5-7 класса. | 1 | Урок контроля знаний | Проверка знаний, навыков и умений за курс 5-7 класса. Гласные и согласные в корне слова. Правописание Н и НН в разных частях речи. Правописание НЕ с разными частями речи. Правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях. | Знать: орфографические и пунктуационные правила 5 – 7 класса, порядок морфологического, морфемного и синтаксического разбора. Уметь: записывать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять морфологический, морфемный и синтаксический разбор. | рабочая тетрадь, задание 2 | |||
10. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. Работа над ошибками. | Знать: классификацию ошибок, их виды. Правила орфографии и пунктуации за курс 5 – 7 класса. Уметь: различать ошибки разных видов и классифицировать их. Применять орфографические и пунктуационные правила на практике. | упр. 39 | ||||
11 | Р.Р. Признаки текста | 1 | Урок развития речи | Признаки текста: заглавие, тема, идея, композиция текста. Составление простого и сложного планов текста. Типы и стили текста. | Знать: понятия тема, основная мысль текста, идея, композиционные части текста. Стили речи и типы. Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею, давать заглавие тексту. Определять стиль текста и его тип. Делить текст на композиционные части, составлять простой и сложные планы текста. | Написать сочинение на одну из тем, предложенных в упр. 16, 17 | |||
Синтаксис и пунктуация. | |||||||||
12 | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса. Синтаксическая роль частей речи в предложении. | Знать: определения терминов синтаксис, пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Роль этих разделов грамматики в речи. Уметь: определять границы предложений, выделять словосочетания, используя смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в тексте. | Из худ. пр-ния выписать 5 предло-жений, из одного из них –сло-восочетания | |||
13 | Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. | Знать: определение термина пунктуация. Изученные правила пунктуации. Порядок выполнения пунктуационного разбора. Уметь: членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами предложений, грамотно расставлять знаки препинания (разделительные, определительные, выделительные). | п. 156 Составить предложения по схемам. | |||
14 | Словосочетания и предложения как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи | 1 | Урок усвоения новых знаний | Словосочетания и предложения как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи. | Знать: интонационные средства синтаксиса, понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль (логическое ударение, пауза, тон и др.). Синтаксические средства связи: форму слов, служебные слова. Уметь: определять виды связи в словосочетании и предложении, находить в них средства синтаксической связи, определять тип предложения. | п. 157, упр. 44 | |||
15 | Способы подчинительной связи. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Способы подчинительной связи слов: управление, согласование, примыкание. | Знать: способы подчинительной связи, средства связи слов, используемых в каждом типе, нормы сочетания слов и причины их нарушения. Уметь: моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять вид связи, производить синтаксический разбор словосочетания. | п. 158, упр. 51 | |||
16 | Р.Р Микротема. Микротекст. | 1 | Урок развития речи | Текст и его признаки. Микротема. Микротекст. | Знать: признаки текста, понятия микротема, микротекст. Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею, давать заглавие тексту. Определять стиль текста и его тип. Делить текст на композиционные части, определять микротему каждой части, составлять сложный план текста. | упр. 70 составить план, выделить микротемы | |||
17, 18 | Р.Р. Подготовка к написанию изложения, близкого к тексту К. Г. Паустовского «Михайловские рощи» Написание изложения, близкого к тексту. | 2 | Урок развития речи | Признаки текста. Способы развития темы в тексте. Структура текста. Составление сложного плана. Анализ авторских языковых средств. Орфографическая и пунктуационная работа с текстом. | Знать: понятия тема, основная мысль текста, идея, композиционные части текста. Стили речи и типы. Правила подготовки к изложению. Уметь: выразительно читать текст, излагать текст, составлять план, соблюдать композиционную последовательность, воспроизводить текст, соблюдая нормы русского языка. | словарные слова | |||
Словосочетание | |||||||||
19 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. | Знать: определение словосочетания, виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные), признаки словосочетаний. Уметь: распознавать и моделировать словосочетания всех видов, разделять словосочетания на сочинительные и подчинительные, определять вид подчинительной связи в словосочетании. | п. 159, рабочая тетрадь, задание 6 | |||
20 | Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | 1 | Урок закрепления изученного. | Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управля-емого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного, согласование сложносокращенных слов с прилагательными. | Знать: определение словосочетания, виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные), признаки словосочетаний. Виды подчинительной связи. Уметь: использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфоэпические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов. | п. 158 -159 повторить, упр. 61 | |||
21 | Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Словосочетание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Цельные словосочетания. | Знать: определения словосочетания, виды словосочетаний, цельные словосочетания, типы цельных словосочетаний. Уметь: определять основные признаки словосочетания – смысловую и грамматическую связь слов; различать словосочетания и фразеологизмы, цельные словосочетания, моделировать словосочетания всех видов. | Рабочая тетрадь, задание 10, 14 | |||
22 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Словосочетание» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Словосочетания сочинительные и подчинительные. Именные, глагольные, наречные словосочетания. Виды связи словосочетаний: управление, согласование, примыкание. | Знать: определение словосочетания, виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные), признаки словосочетаний. Виды подчинительной связи. Типы цельных словосочетаний. Уметь: распознавать и моделировать словосочетания всех видов, разделять словосочетания на сочинительные и подчинительные, определять вид подчинительной связи в словосочетании. | Рабочая тетрадь задание 7, 8 | |||
23 | Контрольная работа по теме «Словосочетание» | 1 | Урок контроля знаний. | Словосочетания сочинительные и подчинительные. Именные, глагольные, наречные словосочетания. Виды связи словосочетаний: управление, согласование, примыкание. | Знать: определение словосочетания, виды словосочетаний (именные, глагольные, наречные), признаки словосочетаний. Виды подчинительной связи. Типы цельных словосочетаний. Уметь: распознавать и моделировать словосочетания всех видов, разделять словосочетания на сочинительные и подчинительные, определять вид подчинительной связи в словосочетании. | повторить теорию п. 159-160. | |||
24, 25 | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения – описания по картине И.И. Левитана «Золотая осень». Написание сочинения –описания по картине И.И. Левитана. | 2 | Урок развития речи | Сведения о художнике. Работа с картиной. Описание как тип речи, композиция описания, композиционные части описания. Роль заглавия в строении текста. Составление плана описания картины. Лексическая, пунктуационная и орфографическая работа. | Знать: особенности текста – описания, последовательность работы над сочинением по картине. Уметь: связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-описании | словарные слова | |||
Предложение. Простое предложение. | |||||||||
26 | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений. | Знать: понятие предложение, признаки предложения, виды предложения по строению, цели высказывания и эмоциональной окраске. Порядок синтаксического разбора простого предложения. Уметь: выполнять синтаксический разбор простого предложения. Определять границы предложения и способы передачи конца предложения. | Рабочая тетрадь задание 18 | |||
27 | Основные виды простого предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Простое предложение. Основные виды простого предложения. | Знать: понятия «односоставные» и «двусоставные» предложения. Уметь: анализировать и характеризовать предложения, производить синтаксический разбор, определять грамматические основы в простом и сложном предложениях. | п. 165, упр. 81 | |||
28 | Порядок слов в предложении и логическое ударение | 1 | Урок закрепления изученного | Прямой и обратный порядок слов в предложении. Инверсия. Логическое ударение. Интонация. | Знать: определения инверсия, интонация, логическое ударение. Уметь: интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важные слова, выразительно читать предложения, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов. | п.166, 167, упр. 88, рабочая тетрадь задание 21 | |||
29 | Повторение. Орфограммы в корне слова. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание корней с чередованием. | Знать: правила правописания гласных в корне, корни с чередующимися гласными. Уметь: безошибочно писать гласные и согласные в корне слова, объяснять выбор орфограмм, группировать слова по видам орфограмм в корне, подбирать проверочные слова. | упр. 96, п. 17 повторить. | |||
30 | Р. Р. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. | 1 | Урок развития речи. | Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Две части предложения: данное и новое. Лексические средства связи предложений в тексте. Морфологические средства связи предложений в тексте. | Знать: определения параллельной и цепной связи, лексические и морфологические средства связи предложений в тексте. Уметь: определять тип связи предложений в тексте, видеть и классифицировать средства связи предложений в тексте (лексические, морфологические). | упр. 83, определить тип связи предложений | |||
31 | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. | Знать: способы выражения подлежащего, определение подлежащего. Уметь: определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенными словами, характеризовать подлежащее и сказуемое. | п. 168, упр. 107, 108.. | |||
32 | Сказуемое и его основные типы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сказуемое – главный член предложения. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. | Знать: типы сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение. Уметь: находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое. | п. 169, упр. 113 | |||
33 | Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Простое глагольное сказуемое. Способы выражения. Лексическое и грамматиче-ское значение. | Знать: способы выражения простого глагольного сказуемого, его отличие от составного. Уметь: определять простое глагольное сказуемое, определять его лексическое и грамматическое значение. | п. 170, рабочая тетрадь задание 25 | |||
34 | Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Согласование глагольного сказуемого с подлежащим. | Знать: структуру составных глагольных сказуемых. Уметь: опознавать их в тексте, определять лексическое и грамматическое значение глагольных сказуемых. | п. 171, 172 упр. 115, 116 | |||
35 | Составное именное сказуемое. Способы его выражения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составное именное сказуемое. Способы его выражения | Знать: структуру составного именного сказуемого, различать составное именное и составное глагольное сказуемые. Уметь: определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, определять лексическое и грамматическое значение. | п. 173, рабочая тетрадь задание 28 | |||
36 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. | Знать: основные случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: определять способы выражения подлежащего и сказуемого, безошибочно ставить тире между ними, составлять предложения со сказуемым с нулевой связкой, интонационно правильно их произносить. | п. 174, упр. 128 | |||
37 | Повторение. Главные члены предложения. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Главные члены предложения и способы их выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор предложения. | Знать: способы выражения подлежащего и сказуемого, особенности их согласования. Порядок синтаксического разбора простого предложения. Правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым. | п. 168-174 повторить, упр.131, рабочая тетрадь задание 26, 27 | |||
38 | Контрольная работа по теме «Главные члены предложения.» | 1 | Урок контроля знаний | Главные члены предложения и способы их выражения. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор предложения. | Знать: способы выражения подлежащего и сказуемого, особенности их согласования. Порядок синтаксического разбора простого предложения. Правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым. | с. 232 словарные слова. | |||
39 | Р.Р. Синтаксические средства сравнения | 1 | Урок развития речи | Сказуемое с оттенком сравнения. Сравнительный оборот. Эпифора. Анафора. | Знать: синтаксические средства сравнения: сравнительный оборот и сказуемое с оттенком сравнения, правило постановки знаков препинания при сравнительном обороте. Термины: эпифора, анафора. Уметь: находить в тексте синтаксические средства сравнения, правильно расставлять знаки препинания при сравнительном обороте, использовать при создание собственного текста эти средства. | упр. 94 написать сочинение - повествование | |||
Второстепенные члены предложения | |||||||||
40 | Согласованное и несогласованное определение. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Второстепенные члены предложения. Согласованное и несогласованное определения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. | Знать: понятия согласованных и несогласованных определений, способы выражения определений. Уметь: определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, устанавливать связь между определением и определяемыми словами при помощи вопроса, использовать определение для характеристики предмета, явления, определения-эпитеты как средства выразительности речи. | п. 175, упр. 151. | |||
41 | Способы выражения определения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Согласованное и несогласованное определения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. | Знать: понятия согласованных и несогласованных определений, способы выражения определений. Уметь: производить синонимичную замену согласованных и несогласованных определений, находить в тексте согласованное и несогласованное определение. | п. 175 Рабочая тетрадь задание 31, 32 | |||
42 | Приложение как разновидность определения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. | Знать: понятие приложения, правила постановки знаков препинания при приложении. Уметь: правильно пунктуационно оформлять одиночные согласованные приложения, выраженные существительными, несогласованные приложения, обозначающие названия газет, журналов, художественных произведений. | п. 176, упр. 161 | |||
43 | Дополнение. Способы выражения дополнения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное. | Знать: особенности второстепенного члена предложения – дополнения, способы выражения дополнений (инфинитив, цельное словосочетание) Уметь: различать дополнение (прямое и косвенное), определять способы их выражения, опознавать в предложении и тексте, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение. | п. 177 , рабочая тетрадь задание 41 | |||
44 | Обстоятельство. Виды обстоятельств. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Обстоятельство как второстепенный член предложения. Основные виды обстоятельств. | Знать: понятие обстоятельства, основные виды обстоятельств, вопросы. Уметь: различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельство для придания речи точности, ясности, выразительности, как средство связи предложений в повествовательных текстах. | п. 178, упр. 171, 172 | |||
45 | Обстоятельство. Способы выражения обстоятельства. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Обстоятельство как второстепенный член предложения. Способы выражения обстоятельств. | Знать: понятие обстоятельства, основные виды обстоятельств, вопросы, способы выражения обстоятельств. Уметь: различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельство для придания речи точности, ясности, выразительности, как средство связи предложений в повествовательных текстах. | Рабочая тетрадь задание 40, п. 178 | |||
46 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения. | Знать: главные и второстепенные члены предложения, вопросы, виды, способы выражения. Уметь: определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимическую замену разных видов сказуемых, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы. | п. 175-178 повторить, рабочая тетрадь задание 43 | |||
47 | Орфография. Повторение. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Орфограммы в приставках. Правописание приставок пре-, при-, различение приставки не и частицы не. | Знать: правило правописания неизменяемых и изменяемых приставок. Уметь: безошибочно писать приставки с опорой на морфемно – словообразовательный анализ. Различать приставки пре- и при-, приставку не и частицу не. Объяснять выбор орфограммы-буквы. | упр. 187 | |||
48 | Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | 1 | Урок контроля знаний | Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения | Знать: главные и второстепенные члены предложения, вопросы, виды, способы выражения. Уметь: определять грамматические основы в простом и сложном предложениях, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, второстепенные члены и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при приложении, производить синонимическую замену разных видов сказуемых, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы. | упр. 191 | |||
49. 50 | Р.Р. Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения. Написание изложения с элементами сочинения. | 2 | Урок развития речи | Признаки текста. Способы развития темы в тексте. Структура текста. Составление сложного плана. Анализ авторских языковых средств. Орфографическая и пунктуационная работа с текстом. | Знать: понятия тема, основная мысль текста, идея, композиционные части текста. Стили речи и типы. Правила подготовки к изложению. Уметь: выразительно читать текст, излагать текст, составлять план, соблюдать композиционную последовательность, воспроизводить текст, соблюдая нормы русского языка. | словарные слова | |||
Односоставные предложения | |||||||||
51 | Понятие об односоставных предложениях. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Односоставные предложения. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. | Знать: понятие односоставного предложения, его структурные особенности, группы односоставных предложений по способу выражения главного члена. Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения, находить односоставные предложения в тексте. | п. 180, выписать из текстов художественного произведения 6 односоставных предложений. | |||
52 | Определенно-личные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Определенно-личные предложения. Структура определенно- личных предложений и их смысловые особенности. | Знать: структуру и грамматические особенности определенно-личных предложений. Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям, использовать определенно-личные предложения в разных стилях речи. | п. 181, упр. 199. | |||
53 | Неопределенно-личные предложения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Неопределенно-личные предложения. Структурные и смысловые особенности неопределенно-личных предложений. | Знать: значение и строение неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемых в них. Уметь: находить неопределенно-личные предложения в тексте по их значению и структурным особенностям, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными(неопределенно-личными) | п.182, упр. 208 | |||
54 | Вопрос об обобщенно-личных предложениях | 1 | Урок усвоения новых знаний | Обобщенно-личные предложения. Структура и особенности предложений. | Знать: функцию обобщенно-личных предложений в речи, способы выражения сказуемого в них. Уметь: находить данные предложения в тексте, употреблять их в собственных высказываниях. | рабочая тетрадь задание 48, 50 | |||
55 | Безличные предложения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности безличных предложений. Способы выражения сказуемого в безличном предложении. | Знать: общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений; способы выражения сказуемого в безличном предложении. Уметь: находить безличные предложения по значению и структурным особенностям, употреблять безличные предложения в речи. | п. 183, упр. 218 | |||
56 | Безличные предложения. Способы выражения сказуемого в безличном предложении | 1 | Урок закрепления знаний | Особенности безличных предложений. Способы выражения сказуемого в безличном предложении | Знать: общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений; способы выражения сказуемого в безличном предложении Уметь: определять структурные типы безличных предложений, морфологические средства выражения сказуемого в них, различать двусоставные и односоставные предложения, сопоставлять личные и безличные предложения. | п. 183 повторить, рабочая тетрадь задание 51 | |||
57 | Назывные предложения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности. | Знать: особенности назывного предложения. Уметь: находить в тексте назывные предложения, определять роль назывных предложений в художественной литературе. Использовать как средство сжатого описания . | п. 184, упр. 232 | |||
58 | Употребление односоставных предложений речи. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Роль односоставных предложений в речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. | Знать: типы односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности. Уметь: производить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ двусоставных и односоставных предложений. | Выписать из газетной статьи односоставные предложения | |||
59 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главных членов. | Знать: типы односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности. Уметь: различать основные виды односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, производить синтаксический разбор односоставного предложения, использовать двусоставные и односоставные предложения как синтаксические синонимы. | п. 180-184 повторить, рабочая тетрадь задание 54 | |||
60 | Особенности строения полных и неполных предложений | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие о неполных предложениях. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении. | Знать: понятие неполного предложения, сферу употребления неполных предложений. Уметь: находить в тексте неполные предложения, заменять неполные предложения полными, различать назывные и неполные двусоставные предложения, правильно расставлять знаки препинания в неполных и сложных предложениях. | п. 185, упр. 244 | |||
61 | Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» | 1 | Урок контроля знаний | Односоставные предложения и их виды. Морфологические средства выражения главных членов. Употребление односоставных и неполных предложений в речи. | Знать: типы односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности. Полные и неполные предложения. Уметь: различать виды односоставных предложений, полные и неполные двусоставные предложения. Определять способы выражения сказуемого в односоставных предложениях, правильно расставлять знаки препинания. | словарные слова повторить | |||
62 | Р.Р. Заглавие как средство связи предложений в тексте | 1 | Урок развития речи. | Признаки текста. Заглавие текста как один из важных его признаков. Заглавие – средство связи предложений в тексте. | Знать: роль заглавия в письменной и устной речи, определение заглавия. Уметь: объяснять связь заглавия с текстом, выбирать из нескольких вариантов заглавие, наиболее полно отражающее основную мысль текста, раскрывать тему и идею, заданную заглавием. | Написать сочинение – миниа-тюру (рассуждение) | |||
Простое осложненное предложение | |||||||||
63 | Предложения с однородными членами. | 1 | Урок усвоения нового материала | Однородные члены предложения. Виды однородных членов предложений. Ряды однородных членов. Роль однородных членов в тексте. | Знать: понятие однородные члены предложения, виды однородных членов предложения, особенности однородных членов предложения. Уметь: находить однородные члены предложения в тексте, выраженные различными частями речи, находить ряды однородных членов, составлять схемы предложений с однородными членами. | п. 186, упр. 250, 251 | |||
64 | Союзы при однородных членах предложения. | 1 | Урок усвоения нового материала | Союзы и интонация – средства связи однородных членов предложения. Правила постановки запятых в предложениях с однородными членами. | Знать: виды союзов, правила постановки запятых в предложениях с однородными членами. Уметь: находить однородные члены предложения в тексте, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, при чтении соблюдать перечислительную интонацию, составлять схемы предложений с однородными членами. | п. 187, рабочая тетрадь задание 64 | |||
65 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. | 1 | Урок усвоения нового материала | Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами. Пунктуация при них. | Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами. Уметь: правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложения. Определять значение сочинительных союзов. | п. 187, упр. 256, 257 | |||
66 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них. | 1 | Урок закрепления изученного | Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами. Пунктуация при них | Знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами Уметь: употреблять предложения с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанные союзом И, и ССП; производить возможную синонимическую замену союзов при однородных членах. Правильно ставить знаки препинания при однородных членах | п. 187 повторить, упр. 262, 266 | |||
67,68 | Р.Р Подготовка к написанию изложения, близкого к тексту Д.Б. Кабалевского «Симфония Бетховена» с грамматическим заданием. Написание изложения с грамматическим заданием | 2 | Урок развития речи | Признаки текста. Способы развития темы в тексте. Структура текста. Составление сложного плана. Анализ авторских языковых средств. Орфографическая и пунктуационная работа с текстом. | Знать: понятия тема, основная мысль текста, идея, композиционные части текста. Стили речи и типы. Правила подготовки к изложению. Уметь: выразительно читать текст, излагать текст, составлять план, соблюдать композиционную последовательность, воспроизводить текст, соблюдая нормы русского языка. | словарные слова | |||
69 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | Урок усвоения нового материала | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. | Знать: понятие обобщающее слово, правила постановки знаков препинания при обобщающих словах. Уметь: находить обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно расставлять знаки препинания при них, составлять схемы предложений с обобщающими словами, употреблять обобщающие слова в текстах разных стилей. | п. 188, упр. 278, 279 | |||
70 | Пунктуация при обобщающих словах. | 1 | Урок закрепления изученного | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. | Знать: понятие обобщающее слово, правила постановки знаков препинания при обобщающих словах. Уметь: видеть предложения с обобщающими словами, правильно расставлять знаки препинания в них, конструировать предложения с обобщающими словами. | п. 188 повторить, рабочая тетрадь задание 75 | |||
71,72 | Однородные и неоднородные определения | 2 | Урок усвоения нового материала | Однородные и неоднородные определения. Правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | Знать: отличие однородных определений от неоднородных, правило постановки знаков препинания в предложениях с ними. Уметь: различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных и неоднородных определений, правильно расставлять знаки препинания. | п. 189, упр. 288, 294 | |||
73 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однород-ных членов предложения. Однородные и неоднородные определения. Предложе-ния с обобщающим словом. | Знать: однородные члены предложения, обобщающее слово, согласованные и несогласованные определения. Правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Уметь: видеть предложения с однородными членами, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, составлять схемы этих предложений. Конструировать предложения с однородными членами. | Рабочая тетрадь задания 76, 77 | |||
74 | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Урок контроля знаний | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Средства связи однород-ных членов предложения. Однородные и неоднородные определения. Предложе-ния с обобщающим словом. | Знать: однородные члены предложения, обобщающее слово, согласованные и несогласованные определения. Правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Уметь: находить предложения с однородными членами, правильно расставлять знаки препинания в них, составлять схемы этих предложений, определять стилистическую окраску союзов в предложениях с однородными членами. | Словарные слова | |||
75,76 | Орфография. Повторение. Орфограммы в суффиксах. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Правописание гласных О, И, Е после шипящих в суффиксах. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | Знать: правило правописания О, Ё после шипящих, правила правописания глагольных суффиксов, правило правописания суффиксов причастий и отглагольных прилагательных. Уметь: видеть орфограмму в суффиксе, применять соответствующее правило написания, делать обобщающие сообщения о правописании суффиксов в разных частях речи. | упр. 306, 309 | |||
77,78 | Р.Р. Порядок слов в предложении | 2 | Урок развития речи | Роль порядка слов в предложении. Инверсия: главных членов предложения, согласованных определений, дополнений и обстоятельств. Риторический вопрос, именительный темы. | Знать: определения инверсия, риторический вопрос, именительный темы. Уметь: определять порядок слов в предложении, находить инверсию, видеть риторический вопрос, понимать его роль в тексте. Находить в тексте именительный темы, составлять тексты используя именительный темы. | подготовиться к сочинению – повествованию упр. 135 | |||
79 | Р.Р. Сочинение – повествование «Традиции нашей семьи» | 1 | Урок развития речи | Повествование как тип речи, композиция повествования. Роль заглавия в строении текста. Лексическая, пунктуационная и орфографическая работа. | Знать: особенности текста – повествования, последовательность работы над сочинением. Уметь: связно писать текст на заданную тему, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-повествовании. | словарные слова | |||
Предложения с обособленными членами | |||||||||
80 | Понятие об обособлении. | 1 | Урок усвоения нового материала | Понятие обособления. Обособление второстепенных членов предложения. Группы обособленных членов предложения. | Знать: понятие обособления, группы обособленных членов предложения. Уметь: выделять интонационно обособленные члены предложения, проводить их синонимическую замену, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах. | п. 190, упр. 315 | |||
81 | Обособление определе-ний. Обособление согласованных определе-ний. РК Художественные функции причастий в текстах фольклорных произведений северян | 1 | Урок усвоения нового материала | Обособление определений. Общие условия обособления определений. Обособление согласованных определений. | Знать: общие условия обособления определений. Уметь: находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, относящимися к существительному, интонационно правильно произносить их и оформлять на письме. | п. 191, 192, упр. 321, 322 | |||
82 | Обособление согласован-ных определений при личных местоимениях. | 1 | Урок усвоения нового материала | Обособление согласованных определений. Правила постановки знаков препинания при обособлении согласованных определений. | Знать: правила обособления согласованных определений. Уметь: опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, правильно расставлять знаки препинания при обособлении. Использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов. | п. 192 повторить, упр. 323, рабочая тетрадь задание 82 | |||
83 | Обособление согласованных определений с добавочным обстоятельственным значением | 1 | Урок усвоения нового материала | Обособление согласованных определений с добавочным обстоятельственным значением | Знать: правила обособления согласованных определений. Уметь: выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком, интонационно правильно читать предложения. | п. 192, упр. 328 | |||
84 | Обособление несогласованных определений. | 1 | Урок усвоения нового материала | Несогласованные определения. Правила обособления несогласованных определений. | Знать: условия обособления несогласованных определений. Уметь: находить несогласованные определения, обособлять их, правильно пунктуационно оформлять обособление на письме. | п. 193, упр. 338 | |||
85 | Р. Р. Обращение как средство связи предложений в тексте. РК. Особенности обращений в речи Кольских поморов. | 1 | Урок развития речи | Роль обращения в тексте. Повторяющееся обращение. Анафористическое обращение. | Знать: понятие обращения, понимать роль обращения в речи. Уметь: создавать свой текст, используя обращение, объяснять роль обращения в авторском тексте. | подготовиться к сочинению по картине Шишкина «Рожь» | |||
86 | Р.Р. Сочинение – описание по картине И.И. Шишкина «Рожь» | 1 | Урок развития речи | Сведения о художнике. Работа с картиной. Описание как тип речи, композиция описания, композиционные части описания. Роль заглавия в строении текста. Составление плана описания картины. Лексическая, пунктуационная и орфографическая работа. | Знать: особенности текста – описания, последовательность работы над сочинением по картине. Уметь: связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-описании | словарные слова | |||
87 | Обособление приложений | 1 | Урок усвоения нового материала | Условия обособления приложений. Правила постановки знаков препинания при приложениях. | Знать: правило обособления приложений. Уметь: находить обособленные приложения в тексте, обособлять приложения, графически объяснять условия обособления приложений, правильно расставлять знаки препинания при выделении обособленных приложений. | п. 194, упр.350 | |||
88 | Обособление приложений с союзом как. | 1 | Урок закрепления изученного | Условия обособления приложений с союзом как. Правила постановки знаков препинания при приложениях. | Знать: правило обособления приложений с союзом как. Уметь: опознавать приложения в тексте, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать приложения в разных стилях речи. | п. 194 повторить, упр. 356 | |||
89 | Обособление дополнений. | 1 | Урок усвоения нового материала | Условия обособления дополнений. | Знать: правило обособления дополнений Уметь: узнавать опознавательные признаки уточняющих дополнений (производные предлоги), производить синонимичную замену производных предлогов при обособленных дополнениях, выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно их оформлять. | п. 195, упр. 365 | |||
90 | Обособление обстоятельств, выраженных дееприча-стным оборотом. | 1 | Урок усвоения нового материала | Одиночные деепричастия, деепричастный оборот. Значения обособленных обстоятельств. Правила постановки запятых при обособленных обстоятельствах. | Знать: условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Уметь: находить деепричастный оборот. определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами. | п. 196, упр. 372 | |||
91 | Обособление обстоятельств, выраженных дееприча-стным оборотом. РК. Художественные функции деепричастий в художественных текстах мурманских поэтов и писателей. | 1 | Урок закрепления изученного | Одиночные деепричастия, деепричастный оборот. Значения обособленных обстоятельств. Правила постановки запятых при обособленных обстоятельствах | Знать: условия обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Уметь: определять границы деепричастного оборота, ставить правильно знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом. | п. 196, упр. 379 | |||
92 | Обособление обстоятельств, выражен-ных существительным с предлогом | 1 | Урок усвоения нового материала | Условия обособления обстоятельств, выраженных существительным с предлогом | Знать: правило обособления обстоятельств, выраженных существительным с предлогом. Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них. | п. 197, упр. 386 | |||
93 | Р.Р. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения. | 1 | Урок развития речи | Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения. | Знать: особенности композиции сочинения в виде киносценария, киноведческие термины. Уметь: анализировать творческие работы и создавать свои, писать сочинение в форме киносценария. | упр. 200 | |||
94 | Обособление уточняющих членов предложения | 1 | Урок усвоения нового материала | Уточняющие и уточняемые члены предложения. Условия обособления уточняющих членов предложения. | Знать: правило обособления уточняющих членов предложения, понятия уточняющих и уточняемых членов предложения. Уметь: отличать уточняющие члены предложения от других обособленных членов предложения, правильно расставлять знаки препинания. | п. 198, упр. 394, 395 | |||
95 | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения. | 1 | Урок закрепления изученного | Уточняющие и уточняемые члены предложения. Условия обособления уточняющих членов предложения. Поясняющие и присоединительные члены предложения. | Знать: правило обособления уточняющих членов предложения, понятия уточняющих и уточняемых членов предложения. Уметь: производить анализ предложений с уточняющими, поясняющими, присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения, правильно расставлять знаки на письме при обособлении. | п. 190-198, упр. 400, 402 | |||
96 | Орфография. Повторение. Слитное, раздельное и дефисное написание слов. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Слитное, раздельное, дефисное написание прилагательных и наречий. | Знать: правило правописания сложных прилагательных и наречий. Уметь: правильно определять условия выбора орфограммы, опознавать части речи с орфограммой, объяснять написание разных частей речи, группировать слова по разным видам орфограмм. | упр. 412 | |||
97 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» РК. Экспрессивные возможности синтаксических конструкций в фольклорных и художественных произведениях о Кольском крае | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Обособление второстепенных членов предложения. Правила постановки знаков препинания при обособлении. Наблюдения при употреблении предложений с обособленными членами в устной и письменной речи. | Знать: правила обособления второстепенных членов предложения, правила постановки знаков препинания при обособлении. Уметь: определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходства и различия между обособленными согласованными определениями, отличия в обособлении согласованных определений и приложений, различия в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом. | рабочая тетрадь задания 89, 95 | |||
98 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Урок контроля знаний | Обособление второстепенных членов предложения. Правила постановки знаков препинания при обособлении. | Знать: правила обособления второстепенных членов предложения, правила постановки знаков препинания при обособлении. Уметь: воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | словарные слова | |||
99 | Р. Р. Рассуждение на литературную тему | 1 | Урок развития речи | Рассуждение как тип речи. Композиция текста- рассуждения. Особенности текста – рассуждения на литературную тему. | Знать: композицию текста-рассуждения, особенности рассуждения на литературную тему. Уметь: составлять план текста – рассуждения, писать текст – рассуждение, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. | подготовиться к сочинению упр. 205 | |||
100 | Р.Р. Сочинение – рассуждение на литературную тему | 1 | Урок развития речи | Рассуждение как тип речи, композиция рассуждения. Роль заглавия в строении текста. Лексическая, пунктуационная и орфографическая работа. | Знать: особенности текста – рассуждения на литературную тему, последовательность работы над сочинением. Уметь: связно писать текст на заданную тему, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка в тексте-рассуждении. | словарные слова | |||
101 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | 1 | Урок усвоения нового материала | Понятие о вводных конструкциях (вводные слова, словосочетания и предложения). Правила постановки знаков препинания при вводных конструкциях. | Знать: понятия вводных конструкций, группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. Уметь: находить в тексте вводные конструкции, определять их значение, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. | п. 199, упр. 417 | |||
102 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | 1 | Урок усвоения нового материала | Понятие о вводных конструкциях (вводные слова, словосочетания и предложения). Правила постановки знаков препинания при вводных конструкциях. | Знать: понятия вводных конструкций, группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. Уметь: употреблять вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях, соблюдать правильную интонацию при чтении, производить синонимическую замену вводных слов. | п. 199 повторить, упр. 425 | |||
103 | Вводные предложения. | 1 | Урок закрепления изученного | Вводные предложения. Знаки препинания при них. | Знать: особенности вводных предложений, правила постановки знаков при них. Уметь: употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств. Находить вводные предложения в тексте, правильно расставлять знаки препинания при них. Конструировать такие предложения. | упр. 428 | |||
104 | Вставные конструкции | 1 | Урок закрепления изученного | Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. | Знать: особенности вставных конструкций, правила постановки знаков при них. Уметь: находить вставные конструкции в тексте, правильно расставлять знаки препинания при них, выразительно читать предложения с вставными конструкциями. | упр. 432 | |||
105 | Предложения с обращениями | 1 | Урок усвоения нового материала | Понятие обращения, функции обращения и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. | Знать: понятие обращения, правило постановки знаков препинания при обращении, синтаксическую сущность обращения в предложениях. Уметь: правильно расставлять знаки препинания при обращениях, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях, характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. | п. 200, рабочая тетрадь задание 123 | |||
106 | Знаки препинания при обращении | 1 | Урок закрепления изученного | Выделительные знаки препинания при обращении. Понятие обращения, функции обращения и способы выражения | Знать: понятие обращения, правило постановки знаков препинания при обращении Уметь: находить обращения в тексте, правильно расставлять знаки препинания при обращениях, конструировать предложения с обращениями, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях | п. 200 повторить, упр. 449 | |||
107 | Функции обращений в письменной и устной речи. | 1 | Урок усвоения нового материала | Наблюдение за употреблением предложений с обращениями в разговорной речи, языке художественной литературы и официально – деловом стиле. | Знать: понятие обращения, правило постановки знаков препинания при обращении, риторический вопрос, риторическое обращение. Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обращениями, употреблять формы обращения в разных речевых ситуациях. | Рабочая тетрадь задание 125 | |||
108 | Слова - предложения | 1 | Урок усвоения нового материала | Особенности слов-предложений. Правила постановки знаков препинания при них. | Знать: группы слов-предложений, роль слов-предложений в художественной литературе. Уметь: видеть и находить слова-предложения в тексте, конструировать такие предложения, объяснять роль слов-предложений в речи. | п. 201, упр. 463 | |||
109, 110 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Вводные и вставные конструкции» | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями, предложения с обращениями, слова – предложения. | Знать: определения и особенности вводных и вставных конструкций, правила постановки знаков препинания при них. Уметь: находить вводные и вставные конструкции в предложениях, правильно расставлять знаки препинания при них, использовать такие конструкции в собственной речи. | Рабочая тетрадь задание 114 | |||
111 | 1 | Урок контроля знаний | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями, предложения с обращениями, слова – предложения. | Знать: определения и особенности вводных и вставных конструкций, правила постановки знаков препинания при них. Уметь: находить вводные и вставные конструкции в предложениях, правильно расставлять знаки препинания при них, использовать такие конструкции в собственной речи. | Рабочая тетрадь задание 119 | ||||
112 | Р.Р. Разновидность рассуждения-сравнения | 1 | Урок развития речи | Основные правила сравнения. Последовательное и параллельное сравнение. Языковые средства текста- сравнения. Подготовка к домашнему сочинению. | Знать: правила сравнения, особенности последовательного и параллельного сравнения. Уметь: сравнивать героев литературного произведения, выделяя общее и различия. | упр. 219 написать сочинение | |||
Повторение изученного в 8 классе | |||||||||
113 | Повторение. Словосочетание. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Словосочетание. Виды словосочетаний. Типы связи в подчинительных словосочетаниях. Схемы словосочетаний. | Знать: определение словосочетания, виды словосочетания, типы связи подчинительных словосочетаний. Уметь: распознавать и моделировать словосочетания всех видов, разделять словосочетания на сочинительные и подчинительные, определять вид подчинительной связи в словосочетании. | упр. 464, выписать все словосочетания из 1, 2 предложения, схемы | |||
114 | Повторение. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его типы. Тире между подлежащим и сказуемым. | Знать: способы выражения подлежащего и сказуемого, особенности их согласования. Порядок синтаксического разбора простого предложения. Правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь: определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым. | упр. 468 | |||
115 | Повторение. Второстепенные члены предложения. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Определение. Виды определений. Дополнение. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. | Знать: второстепенные члены предложения, вопросы, виды, способы выражения. Уметь: определять морфологические способы выражения второстепенных членов, различать второстепенные члены предложения и их виды, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить знаки препинания при приложении, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы. | упр. 470 | |||
116, 117 | Повторение. Односоставные предложения. | 2 | Повторительно – обобщающий урок | Виды односоставных предложений: определенно – личные, неопределенно – личные, безличные, назывные. Структурные особенности этих предложений. | Знать: типы односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности. Полные и неполные предложения. Уметь: различать виды односоставных предложений, полные и неполные двусоставные предложения. Определять способы выражения сказуемого в односоставных предложениях, правильно расставлять знаки препинания. | упр. 465 | |||
118 | Р.Р. Психологический портрет | 1 | Урок развития речи | Понятие портрета. Изображение душевного состояния героя. Развернутый и краткий психологический портрет. | Знать: понятие психологического портрета, особенности описания портрета. Уметь: составлять краткий и развернутый психологический портрет героя, соблюдая нормы русского языка, находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности. | подготовиться к сочинению – описанию по картине | |||
119 | Р.Р. Сочинение – описание по репродукции В.А. Серова «Девочка с персиками» | 1 | Урок развития речи | Сведения о художнике. Описание внешности человека по картине с учетом его психологического состояния. | Знать: понятие психологического портрета, особенности описания портрета. Уметь: находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности, составлять письменное высказывания – описание внешности человека с учетом его психологического состояния. | словарные слова | |||
120 | Повторение. Предложения с однородными членами. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Правила постановки знаков препинания при однородных членах. | Знать: однородные члены предложения, обобщающее слово. Правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Уметь: видеть предложения с однородными членами, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, составлять схемы этих предложений. Конструировать предложения с однородными членами. | упр. 487, 490 | |||
121 | Повторение. Обособление определений. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Условия обособления согласованных и несогласованных определений. Правила постановки знаков препинания. | Знать: условия обособления определений, правила постановки знаков препинания при обособлении. Уметь: находить в тексте обособленные определения, выделять их знаками препинания. | упр. 493 | |||
122 | Повторение. Обособление дополнений. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Условия обособления дополнений. Правила постановки знаков препинания. | Знать: правило обособления дополнений Уметь: узнавать опознавательные признаки уточняющих дополнений (производные предлоги), производить синонимичную замену производных предлогов при обособленных дополнениях, выразительно читать предложения с обособленными дополнениями, пунктуационно правильно их оформлять. | упр. 498 | |||
123, 124 | Повторение. Обособление обстоятельств. | 2 | Повторительно – обобщающий урок | Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом; обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. Правила постановки знаков препинания. | Знать: условия обособления обстоятельств, правила постановки знаков препинания при обособлении. Уметь: находить в тексте обособленные обстоятельства, выделять их знаками препинания | упр. 501 | |||
125 | Подготовка к итоговой контрольной работе за курс 8 класса. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Словосочетания. Виды синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения. Односоставные предложения. Однородные члены предложения и пунктуация при них. Обособленные члены предложения. Вводные и вставные конструкции. | Знать: орфографические и пунктуационные правила, способы подчинительной связи, главные и второстепенные члены предложения, порядок синтаксического разбора простого предложения, правила постановки знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения, при вводных и вставных конструкциях. Уметь: выделять грамматическую основу предложений, различать односоставные и двусоставные предложения, различать неполные и двусоставные предложения, видеть предложения с обособленными и однородными членами, правильно расставлять при них знаки препинания, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | упр. 471, выполнить разборы | |||
126 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса. | 1 | Урок контроля знаний | Словосочетания. Виды синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения. Односоставные предложения. Однородные члены предложения и пунктуация при них. Обособленные члены предложения. Вводные и вставные конструкции. | Знать: орфографические и пунктуационные правила, способы подчинительной связи, главные и второстепенные члены предложения, порядок синтаксического разбора простого предложения, правила постановки знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения, при вводных и вставных конструкциях. Уметь: выделять грамматическую основу предложений, различать односоставные и двусоставные предложения, различать неполные и двусоставные предложения, видеть предложения с обособленными и однородными членами, правильно расставлять при них знаки препинания, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | словарные слова | |||
127 | Анализ итоговой контрольной работы за курс 8 класса | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок допущенных в работе. | Знать: орфографические и пунктуационные правила, способы подчинительной связи, главные и второстепенные члены предложения, порядок синтаксического разбора простого предложения, правила постановки знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения, при вводных и вставных конструкциях. Уметь: объяснять ошибки, допущенные в работе, выделять грамматическую основу предложений, различать односоставные и двусоставные предложения, различать неполные и двусоставные предложения, видеть предложения с обособленными и однородными членами, правильно расставлять при них знаки препинания, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | упр. 504, 508 | |||
128, 129 | Р.Р. Подготовка к написанию выборочного изложения. Выборочное изложение | 2 | Урок развития речи | Тема, идея, основная мысль текста. Сложный план. Композиция текста. Средства выразительности. Параллельная связь предложений в тексте. | Понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, составлять план текста, уметь воспроизводить текст, сохраняя логику и последовательность мысли. | словарные слова | |||
130 | Повторение. Орфография. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание приставок. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные. Парные и непроизносимые согласные в корне слова. Приставки на з -, с-, пре-, при-, неизменяемые приставки. | Знать: правила правописания гласных и согласных, правила правописания приставок. Уметь: пользоваться орфографическим словарем. Видеть орфограмму в слове. Применять правила правописания на практике. | упр. 509 выписать слова с орфограммами, подобрать проверочные слова | |||
131 | Повторение. Орфография. Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Суффиксы имени существительных (-ек-, -ик-, -чик-, -щик- и др.). Суффиксы глаголов (-ова-, -ева-, -ыва-, -ива-). Суффиксы имен прилагательных. Окончания глаголов, прилагательных, существительных. | Знать: правила правописание суффиксов и окончаний прилагательных, глаголов, существительных. Уметь: пользоваться орфографическим словарем. Применять правила правописания на практике | упр. 513 | |||
132-136 | Резервные уроки | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование уроков русского языка по учебному комплексу В.В.Бабайцевой в 8 классе
Планирование уроков русского языка в 8 классе...
календарно-тематическое плланирование по литературе для 5 класса по учебнику Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс рассчитано на 3 часа в неделю...
Развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 кл, учебник М. Т. Баранов
1. Пояснительная записка.Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, у...
Развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 кл, учебник В. В. Бабайцева
Программа расчитана на 238 часов, 7 часов в неделю...
Развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 кл, учебник В. В. Бабайцева
Программа рассчитана на 170 уч. ч., 5 часов в неделю...
Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"
Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)
Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...