«Буквы И, Ы после Ц» Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предлагается конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы И,Ы после Ц" по
учебнику «Русский язык. 6 класс» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, программа "2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 6 класс
Горбылева Татьяна Ивановна учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №524
Программа «2100»
Использование технологий: технология проблемного диалога, групповые технологии, информационно-компьютерные технологии
Тема: «Буквы И, Ы после Ц»
Цели урока:
1. Метапредметные:
• Познавательные: продолжить учиться искать информацию, формулировать проблему, учиться методам аналитической работы: сравнение, наблюдение, выдвижение гипотез, умение делать выводы
• Регулятивные: продолжить вырабатывать умение действовать по определенному алгоритму при применении орфографического правила, умение ориентироваться в информации, полученной на уроке, умение проверять свои предположения, обращаясь к учебнику, умение оценивать свой результат
• Коммуникативные: работа в парах, учебное сотрудничество, взаимодействие во время диалога, свобода выражения своих мыслей;
2.Предметные:
- научиться видеть орфограмму в словах, т.е. находить ее по опознавательным признакам;
- научиться правильно писать слова с этой орфограммой;
- научиться графически объяснять выбор написания;
3.Личностные:
- осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств
Тип урока: урок открытия нового знания
Средства обучения: Информационные технологии:
MS Word, MS PowerPoint, интернет браузеры,
Мультимедийный проектор, колонки, экран, учебник «Русский язык. 6 класс» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева.
Ход урока:
На экране изображение цыпленка, учитель предлагает учащимся подумать, почему урок русского языка начинается с этого слайда, учащиеся поднимают руки, но учитель
предлагает им запомнить их гипотезу, обещая проверить ее в конце урока.
1 этап урока (формулируем тему и цели урока)
Учитель диктует слова, 2 ученика записывают их на доске, остальные учащиеся в тетрадях: ножницы, цифра, полиция, синицын.
Учитель показывает слайд, говоря о том, что именно такое написание этих слов предлагает словарь современного русского языка. Учащиеся проверяют правильность записи на доске, если допущены ошибки, учитель спрашивает:
-Как вы думаете, почему ваши товарищи допустили ошибки? Видимо, мы чего-то не знаем? Далее учащимся предлагается сформулировать тему урока:
- Посмотрите на эти слова, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Правописание гласных после Ц). Это и есть тема нашего урока. (Учащиеся записывают ее в тетради)
Если же учащиеся, вызванные к доске, не допускают ошибок в данных словах, учитель хвалит их и просит, внимательно посмотрев на предложенные слова, определить, можем ли мы объяснить, почему мы выбрали именно такое написание, и не допустить ошибку в правописании других аналогичных слов. Когда учащиеся убедились, что они не знают какое-то правило, учитель предлагает им сформулировать тему урока:
- Посмотрите на эти слова, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Правописание гласных после Ц). Это и есть тема нашего урока. (Учащиеся записывают ее в тетради)
- Теперь давайте сформулируем цели нашего урока: чему мы должны научиться, изучая эту орфограмму? (Видеть орфограмму в словах, т. е. находить ее по опознавательным признакам; правильно писать слова с этой орфограммой; графически объяснять выбор написания) Сформулировать цели урока учащимся помогает следующий слайд.
Цели урока:
Научиться находить
Научиться писать
Научиться объяснять
2 этап урока (выдвижение рабочих гипотез и составление плана решения проблемы)
Итак, какой же вопрос мы должны решить на этом уроке? (Как выбрать, что писать после Ц – И или Ы?) Какие у вас будут гипотезы? Давайте попробуем предположить.
Ученики выдвигают гипотезы, которые учитель фиксирует на доске.
- А теперь давайте попробуем вместе составить план решения этой проблемы. Основным методом нашего исследования будет метод наблюдений. (Учитель показывает следующий слайд).
ЦИРК АКАЦИЯ | ПТИЦЫН СЕСТРИЦЫН | ПТИЦЫ БЕЛОЛИЦЫЙ |
- Прочитайте про себя эти слова, если нужно, тихонечко произнесите их. Какой звук мы слышим после Ц?
- По какому признаку сгруппированы слова?
Учитель показывает следующий слайд:
Корень | Суффикс | Окончание |
ЦИРК АКАЦИЯ | ПТИЦЫН СЕСТРИЦЫН | ПТИЦЫ БЕЛОЛИЦЫЙ |
- Кто оказался прав? Можем ли мы сделать вывод: когда после Ц нужно писать И, а когда Ы? Где мы можем проверить наши предположения? А где можно узнать, правильно ли мы сформулировали правило? Конечно, в учебнике. Откройте страницу34. Молча самостоятельно читаем правило, проверяем, верно ли мы его сформулировали.
- В чем мы были правы? (В корне звук Ы обозначается буквой И, а в суффиксе и в окончании звук Ы обозначается буквой Ы.
- О чем мы не могли догадаться? (Об исключениях).
- А теперь закрыли учебник. Какую проблему мы сегодня решаем? Кто помнит? Какие у нас были гипотезы? Они оправдались? (Учитель стирает с доски гипотезы, которые не нашли подтверждения)
- А теперь тихонечко расскажите друг другу это правило.
- Поднимите руки, кто не допустил ошибки? (Затем 1-2 учащимся предлагаем ответить правило вслух).
- Итак, теперь мы знаем это правило. Сможем ли мы находить в тексте слова на это правило? А применять это правило? А верно написать слова, где после Ц встречается звук Ы? Тогда давайте попробуем выполнить по заданию упражнение 74 на странице 35.
3 этап урока (применение полученных знаний)
(Работаем устно, выполняем первые 2 строчки, далее ищем только словосочетания с исключениями),
- Ребята, среди слов с этой орфограммой очень часто мы можем встретить трудные, непонятные нам слова. Вот и в упражнении 75 некоторые слова помечены звездочкой, что это значит? (Разъяснение этих слов дается в толковом словаре).
Разделившись по колонкам, ищем эти слова в словаре и читаем их толкование.
Далее учащиеся записывают 10 первых словосочетаний из упражнения 75 .
Затем шестиклассники проверяют правильность записей по следующему слайду и устно комментируют правописание слов с изученной орфограммой.
Бледнолицый юноша, знакомые инициалы, книга с иллюстрациями, выращивать цикорий, тёплая цигейка, цирковой аттракцион, современные танцы, белая акация, прием пациентов, песни цыган, цыплячий пух.
После этого учащимся предлагается закрыть учебники и ответить на следующие вопросы:
- Что является опознавательным признаком этой орфограммы?
- Какая буква пишется после Ц в суффиксах существительных?
- В какой части слова должно располагаться ЦЫ, чтобы мы могли написать букву И.
- Назовите случаи , когда в слове всегда будет писаться Ы.
- В какой части слова будет расположено ЦЫ , если мы знаем, что звуки и буквы в нем совпадают?
- ТЕПЕРЬ ЗАДАЙТЕ САМИ СЕБЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Что вы должны будете выучить, повторите правило.
- Каким значком в учебнике помечено домашнее упражнение? Какое это упражнение (78)
Отметьте себе домашнее задание, вдруг у кого-то не откроется электронный дневник.
Дополнительно для желающих: составить кроссворд со словами на изучаемое правило.
Написать грамматическое стихотворение, вот как с этим заданием справился поэт:
Цыпленок в цирке выступал
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦЫ, где ЦИ.
Цыган цыпленка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыпленок услыхал-
Станцевал на цыпочках.
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьется,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвется.
Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ЦЫ и ЦИ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
-Вспомните ваши гипотезы, которые вы выдвинули в начале урока по поводу появления цыпленка на уроке русского языка. Где цыплята? (на экране) А где молодцы? (в классе) Чья гипотеза оправдалась?
- Итак, мы научились видеть эту орфограмму, научились применять ее, а теперь работаем самостоятельно, выполняем упражнение 76. Если сомневаетесь, смотрите правило, тихонечко советуйтесь с соседом, в случае серьезного затруднения спрашивайте у меня.
4 этап урока (самооценка)
Учащиеся оценивают свою работу над упражнением 76 по следующему плану:
1. Какая задача стояла?
2. Ты справился полностью?
3. Самостоятельно или с помощью других?
4. Какие ошибки допустил (если они есть)?
5. Как оцениваешь свой результат?
Можно последнее упражнение заменить на петербургский текст, поискать значение слов в различных словарях и т.д., правда в 45 минут это уже не уложится
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"
Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/30/picture-53488.jpg)
Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/30/picture-48142-1540917466.jpg)
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Конспект урока по теме:"Буквы Ы-И после Ц"
Урок разработан для учащихся 5 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/06/picture-52564-1362579563.jpg)
Конспект урока по теме "буквы О-Ё после шипящих"
Урок по теме "Буквы О-Ё после шипящих " представляет собой урок повторения и знакомства с новым материалом на основе уже изученного материала.Постороен в виде путешествия, с применением современных пе...
План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".
ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок; учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...
Конспект урока по теме: "Буквы и, у, а после шипящих"
Урок изучения нового материала...