Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e-yo_v_suffiksah_stradat_prich.docx | 24.77 КБ |
e-yo_v_suffiksah_stradat_prich.pptx | 465.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Разработала и провела: учитель МОУ СОШ № 48 Горбунова Е. В.
Русский язык : учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.
Тема: БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.
Цель: познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», продолжить формирование орфографических умений и навыков.
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация, объявление темы, постановка цели урока.
Слайд 1
Слово учителя:
Мы продолжаем изучать правописание причастий. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с условиями выбора букв Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий, но сначала давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущую тему.
Какую орфограмму мы изучали на прошлом уроке? (Гласные перед Н в причастиях). С этой орфограммой связаны следующие задания.
- Актуализация знаний (2 человека работают у доски, 4-5 человек на своих местах выполняют задание, остальные работают устно).
- Работа у доски по карточкам (Приложение 1):
№ 1
Вставь пропущенные буквы, объясни правописание причастий:
Позолоч_нный рожок
Тема изуч_на
Возлож_нные к памятнику
Обстрел_нный окоп
№ 2
Перестрой словосочетания, образовав от глаголов страдательные причастия, объясни их правописание:
Замешать в историю
Заметить ошибки
Окончить войну
Увидеть во сне
- Выполнение индивидуального задания на местах, 4-5 чел. (Приложение 2).
Заполни таблицу, образовав от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, выдели в причастиях суффиксы:
Глагол | Полное причастие | Краткое причастие |
Нахмурить | ||
Обтесать | ||
Сморщить | ||
Потерять |
- Опрос:
- Мы с вами поработаем устно. Итак, какую орфограмму мы изучили на прошлом уроке? (Гласные перед Н в причастиях).
- Сформулируйте правило: когда перед Н в причастиях пишем А, Я? Когда пишем Е? (Если причастие образовано от глагола на -ать, -ять, пишем Е, если от глагола на -ить, -еть – в причастии пишем Е).
Слайд 2
- Посмотрите на экран. На слайде представлена опорная схема для данной орфограммы. Всё ли на схеме правильно? (неверно выделены суффиксы причастий).
Глаголы на -ать, -ять → -анн-, -янн-
Глаголы на -ить, -еть → -енн-
- Устраните недочеты, в тетрадях оформите эту запись правильно (на доске записать и правильно выделить суффиксы).
4) Проверка выполненных на доске заданий.
- Изучение новой темы.
1) Запись в тетради даты, работы, темы.
Слайд 3
2) Беседа
- Посмотрите на экран, прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова:
Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья.
Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку.
- Поставьте ударение и верно произнесите выделенные жирным шрифтом слова. Запишите их.
- Попробуйте сформулировать правило написания букв Е-Ё в суффиксах причастий после шипящих (в суффиксах причастий после шипящих под ударением пишем Е, без ударения – Ё).
- Проверим, правильный ли вывод вы сделали.
Слайд 4
3) Работа с учебником (Чтение правила на стр. 70, § 25).
5. Закрепление материала.
1) Выборочный диктант (работа «по цепочке», на доске и в тетрадях): из предложений выписать причастия с изучаемой орфограммой, графически ее обозначить.
Ты печальной вошла, озабоченной. Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный
рожок. Он не представлял себе мысли вне фронта и сейчас ехал в Крым, где
разгорались ожесточённые бои. За нами тащилась запряжённая пушка с
зажжённым фитилём. В парке дружно зазеленели клёны, посаженные в День
Победы ветеранами. Погожими утренними зорями окопы и воронки,
опушённые по краям лохматым бурьяном, как сеткой, затянуты паутиной.
2) Выполнение упр. 139 по цепочке (на доске и в тетрадях).
3) Какую орфограмму вам напоминает сегодняшняя тема? (Буквы О-Ё-Е после шипящих и Ц в разных морфемах слов разных частей речи).
4) Составим алгоритм, который поможет вам без ошибок писать слова с данной орфограммой (учитель ставит перед обучающимися вопросы, ответив на которые, можно сформулировать пункты алгоритма; поэтому целесообразно настроить презентацию так, чтобы пункты алгоритма появлялись поочередно, после обсуждения, а не весь алгоритм сразу).
Слайды 5-6
Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих
- Определить часть речи.
- Поставить в слове ударение.
- Выделить морфему с орфограммой.
- В корне:
- Под ударением пишем Ё (шёпот, шёлк).
- Слова-исключения: шов, крыжовник, капюшон, обжора.
- В суффиксе:
- В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е (ежовый, грушевый).
- В прич. под ударением пишем Ё, без ударения – Е.
- В окончании:
- В глаг. под ударением пишем Ё (печёт).
- В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем).
6. Самостоятельная работа:
Упр. 143 (записать слова, распределив их по трем столбикам):
е | ё | о |
- Итоги урока.
– Итак, с какой орфограммой вы познакомились сегодня?
– Расскажите правило.
- Домашнее задание (слайд 7).
При составлении конспекта урока использовала материалы следующих пособий:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.А. Богданова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 227 с.
- Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: кн. для учителя / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян]. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
- Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. /авт.-сост. С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 398 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
№ 1
Вставь пропущенные буквы, объясни правописание причастий:
Позолоч_нный рожок
Тема изуч_на
Возлож_нные к памятнику
Обстрел_нный окоп
№ 2
Перестрой словосочетания, образовав от глаголов причастия, объясни их правописание:
Замешать в историю
Заметить ошибки
Окончить войну
Увидеть во сне
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«___»_____________ 20___ г. ____________________________________
Заполни таблицу, образовав от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, выдели в причастиях суффиксы:
Глагол | Полное причастие | Краткое причастие |
Нахмурить | ||
Обтесать | ||
Сморщить | ||
Потерять |
«___»_____________ 20___ г. ____________________________________
Заполни таблицу, образовав от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, выдели в причастиях суффиксы:
Глагол | Полное причастие | Краткое причастие |
Нахмурить | ||
Обтесать | ||
Сморщить | ||
Потерять |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гласные перед Н в причастиях Глаголы на - ать , -ять → -анн-, - янн - Глаголы на - ить , - еть → - енн -
Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья. Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку .
Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий Суффикс - ённ - ударный Суффикс - енн - безударный
Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи Определить часть речи. Поставить в слове ударение. Выделить морфему с орфограммой. В корне: - Под ударением пишем Ё ( шёпот, шёлк ). - Слова-исключения: шов, шорох, крыжовник, капюшон, обжора .
Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи В суффиксе: - В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е ( ежовый, грушевый ). - В прич . под ударением пишем Ё, без ударения – Е. В окончании: В глаг. под ударением пишем Ё ( печёт ). В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е ( врачом, полотенцем ).
1) § 25; 2) с. 71, упр. 143; 3) дополнительное задание: составить таблицу «Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи», заполнив ее примерами Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...
Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
В уроке «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» учитель рассказывает о правилах написания таких слов. Этот урок завершает серию лекций о причастиях, поэтому ...
Конспект урока русского языка в 7 классе " Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"
Конспект урока с презентацией , позволяющий познакомить учащихся с правилами написания - н - и - нн – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;2. ...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе школы II вида "Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Конспект урока по русскому языку "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" состоит из разнообразных образовательных, коррекционных и воспитательных моментов....
Урок русского языка в 7 классе "Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Урок русского языка в 7 классе...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" /Вкусный урок/
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией "Вкусный урок"....