Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Горбунова Елена Викторовна

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e-yo_v_suffiksah_stradat_prich.docx24.77 КБ
Файл e-yo_v_suffiksah_stradat_prich.pptx465.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Разработала и провела: учитель МОУ СОШ № 48 Горбунова Е. В.

Русский язык : учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.

Тема: БУКВЫ Е И Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ.

Цель: познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», продолжить формирование орфографических умений и навыков.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация, объявление темы, постановка цели урока.

Слайд 1

Слово учителя:

Мы продолжаем изучать правописание причастий. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с условиями выбора букв Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий, но сначала давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущую тему.

Какую орфограмму мы изучали на прошлом уроке? (Гласные перед Н в причастиях). С этой орфограммой связаны следующие задания.

  1. Актуализация знаний (2 человека работают у доски, 4-5 человек на своих местах выполняют задание, остальные работают устно).
  1. Работа у доски по карточкам (Приложение 1):

№ 1

Вставь пропущенные буквы, объясни правописание причастий:

Позолоч_нный рожок

Тема изуч_на

Возлож_нные к памятнику

Обстрел_нный окоп

№ 2

Перестрой словосочетания, образовав от глаголов страдательные причастия, объясни их правописание:

Замешать в историю

Заметить ошибки

Окончить войну

Увидеть во сне

  1. Выполнение индивидуального задания на местах, 4-5 чел. (Приложение 2).

Заполни таблицу, образовав от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, выдели в причастиях суффиксы:

Глагол

Полное причастие

Краткое причастие

Нахмурить

Обтесать

Сморщить  

Потерять

  1. Опрос:

- Мы с вами поработаем устно. Итак, какую орфограмму мы изучили на прошлом уроке? (Гласные перед Н в причастиях).

- Сформулируйте правило: когда перед Н в причастиях пишем А, Я? Когда пишем Е? (Если причастие образовано от глагола на -ать, -ять, пишем Е, если от глагола на -ить, -еть – в причастии пишем Е).

Слайд 2

- Посмотрите на экран. На слайде представлена опорная схема для данной орфограммы. Всё ли на схеме правильно? (неверно выделены суффиксы причастий).

Глаголы на -ать, -ять → -анн-, -янн-

Глаголы на -ить, -еть → -енн-

- Устраните недочеты, в тетрадях оформите эту запись правильно (на доске записать и правильно выделить суффиксы).

4)   Проверка выполненных на доске заданий.

  1. Изучение новой темы.

1)  Запись в тетради даты, работы, темы.

Слайд 3

2)  Беседа

- Посмотрите на экран, прочитайте предложения, обратите внимание на выделенные слова:

Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья.

Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку.

- Поставьте ударение и верно произнесите выделенные жирным шрифтом слова. Запишите их.

- Попробуйте сформулировать правило написания букв Е-Ё в суффиксах причастий после шипящих (в суффиксах причастий после шипящих под ударением пишем Е, без ударения – Ё).

- Проверим, правильный ли вывод вы сделали.

Слайд 4

3)  Работа с учебником (Чтение правила на стр. 70, § 25).

5.  Закрепление материала.

1)   Выборочный диктант (работа «по цепочке», на доске и в тетрадях): из предложений выписать причастия с изучаемой орфограммой, графически ее обозначить.

Ты печальной вошла, озабоченной. Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный

рожок. Он не представлял себе мысли вне фронта и сейчас ехал в Крым, где

разгорались ожесточённые бои. За нами тащилась запряжённая пушка с

зажжённым фитилём. В парке дружно зазеленели клёны, посаженные в День

Победы ветеранами. Погожими утренними зорями окопы и воронки,

опушённые по краям лохматым бурьяном, как сеткой, затянуты паутиной.

2)   Выполнение упр. 139 по цепочке (на доске и в тетрадях).

3)   Какую орфограмму вам напоминает сегодняшняя тема? (Буквы О-Ё-Е после шипящих и Ц в разных морфемах слов разных частей речи).

4)   Составим алгоритм, который поможет вам без ошибок писать слова с данной орфограммой (учитель ставит перед обучающимися вопросы, ответив на которые, можно сформулировать пункты алгоритма; поэтому целесообразно настроить презентацию так, чтобы пункты алгоритма появлялись поочередно, после обсуждения, а не весь алгоритм сразу).

Слайды 5-6

Алгоритм написания букв е, ё, о после шипящих

  1. Определить часть речи.
  2. Поставить в слове ударение.
  3. Выделить морфему с орфограммой.
  4. В корне:

- Под ударением пишем Ё (шёпот, шёлк).

- Слова-исключения: шов, крыжовник, капюшон, обжора.

  1. В суффиксе:

- В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е (ежовый, грушевый).

- В прич. под ударением пишем Ё, без ударения – Е.

  1. В окончании:

- В глаг. под ударением пишем Ё (печёт).

- В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е (врачом, полотенцем).

6.  Самостоятельная работа:

Упр. 143 (записать слова, распределив их по трем столбикам):

е

ё

о

  1. Итоги урока.

– Итак, с какой орфограммой вы познакомились сегодня?

– Расскажите правило.

  1. Домашнее задание (слайд 7).

При составлении конспекта урока использовала материалы следующих пособий:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.А. Богданова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 227 с.
  2. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: кн. для учителя / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян]. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
  3. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. /авт.-сост. С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 398 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

№ 1

Вставь пропущенные буквы, объясни правописание причастий:

Позолоч_нный рожок

Тема изуч_на

Возлож_нные к памятнику

Обстрел_нный окоп

№ 2

Перестрой словосочетания, образовав от глаголов причастия, объясни их правописание:

Замешать в историю

Заметить ошибки

Окончить войну

Увидеть во сне

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«___»_____________ 20___ г.                ____________________________________

Заполни таблицу, образовав от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, выдели в причастиях суффиксы:

Глагол

Полное причастие

Краткое причастие

Нахмурить

Обтесать

Сморщить  

Потерять

«___»_____________ 20___ г.             ____________________________________

Заполни таблицу, образовав от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, выдели в причастиях суффиксы:

Глагол

Полное причастие

Краткое причастие

Нахмурить

Обтесать

Сморщить  

Потерять


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 Ворошиловского района г. Волгограда ИЗУЧАЕМ ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЧАСТИЙ ГОРБУНОВА Елена Викторовна, учитель русского языка высшей квалификационной категории

Слайд 2

Гласные перед Н в причастиях Глаголы на - ать , -ять → -анн-, - янн - Глаголы на - ить , - еть → - енн -

Слайд 3

Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссечённые осколками сосны Смоленщины и Подмосковья. Невысокое солнце глядело на разукрашенную в иней берёзку .

Слайд 4

Е и Ё после шипящих в суффиксах причастий Суффикс - ённ - ударный Суффикс - енн - безударный

Слайд 5

Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи Определить часть речи. Поставить в слове ударение. Выделить морфему с орфограммой. В корне: - Под ударением пишем Ё ( шёпот, шёлк ). - Слова-исключения: шов, шорох, крыжовник, капюшон, обжора .

Слайд 6

Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи В суффиксе: - В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е ( ежовый, грушевый ). - В прич . под ударением пишем Ё, без ударения – Е. В окончании: В глаг. под ударением пишем Ё ( печёт ). В сущ. и прил. под ударением пишем О, без ударения – Е ( врачом, полотенцем ).

Слайд 7

1) § 25; 2) с. 71, упр. 143; 3) дополнительное задание: составить таблицу «Буквы О, Ё, Е после шипящих и Ц в словах разных частей речи», заполнив ее примерами Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

В уроке «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» учитель рассказывает о правилах написания таких слов. Этот урок завершает серию лекций о причастиях, поэтому ...

Конспект урока русского языка в 7 классе " Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"

Конспект урока с презентацией , позволяющий познакомить учащихся с правилами написания - н - и - нн – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;2.   ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе школы II вида "Буквы е - ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока по русскому языку "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" состоит из разнообразных образовательных, коррекционных и воспитательных моментов....

Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" /Вкусный урок/

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией "Вкусный урок"....