Конспект урока "«Буквы И-Ы после Ц» в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок объяснения нового материала.На изучение темы по плану отведено 2 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок объяснения нового материала | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Тема урока
«Буквы И-Ы после Ц»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
образовательные: помочь учащимся усвоить правило «Гласные И-Ы после Ц»; выработать умение обосновывать выбор буквы И или Ы в корнях, окончаниях, суффиксах слов после ц.
развивающие: развивать орфографическую зоркость, навык графического обозначения данной орфограммы; развивать память, внимание, логическое мышление; расширить словарный запас учащихся.
воспитательные: прививать интерес к урокам русского языка, воспитывать навыки самостоятельной деятельности.
Задачи урока:
обеспечение формирования у учащихся целостной системы основных знаний по теме «Буквы И-Ы после Ц»
формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы организацию учебного занятия
Оборудование: презентация, сигнальные карточки.
Ход урока
- Организационный момент.
- Изучение нового материала
- Создание проблемной ситуации.
На доске запись: цирк, станция, улицы, цыган
- Какие звуки слышатся в словах, цирк, станция, улицы, цыган? ([цы])
- А какие же буквы пишутся в этих словах? (ы, и)
Наша задача - разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда - и.
- Сформулируйте тему нашего урока. («Правописание ы-и после ц»).
Запись темы урока (учитель записывает тему на доске, дети – в тетрадях).
Чтобы узнать, когда после ц пишется «ы», а когда «и», выделим морфемы, в которых встречается данная орфограмма. Выделяю на доске.
Давайте попытаемся сформулировать правило (Слушаю ответы учащихся)
Итак, в именах существительных после ц пишется И в корне слова и в словах, заканчивающихся на - ция, например цирк, цитрус, акция, революция
После Ц пишется Ы в окончаниях и в словах исключениях( приводим примеры).
Запомнить слова исключения вам поможет слайд (слайд № 4).
Чтобы подтвердить правильность наших гипотез обратимся к учебнику
2.3 Работа с учебником
Т 43,стр.54 читаем правило
2.4. Обобщение теоретического материала
Составление опорной схемы на доске и в тетради
Работа с опорным конспектом
- Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.
Отвечают 1-2 ученика.
Обобщающее слово учителя.
3.Формирование практических навыков.
Закрепление материала
Задание (записать слово, объяснить выбор орфограммы) (ученик выходит к доске)
Рац..я, цариц..но зеркальце, ц..клон, ц..ганский, дикция, цилиндр, у ящериц.., лисиц..н хвост.
Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.
Физкультминутка.
А теперь все дружно встали, передышку себе дали.
Если в слове пишем «ы», нужно нам подпрыгнуть,
Ну а если букву «и» - тянемся мы выше.
И - тянемся вверх.
Ы - подпрыгнуть.
Умницы, цилиндр, ресницы, птицы, лекция, циркач, синицы, репетиция.
4.Тренировочные упражнения
1. Давайте совершим путешествие, не выходя из кабинета?
Я читаю предложение, а вы выписываете слова на изученную орфограмму и графически ее объясняете. Напомните, на какое сочетание звуков вы будете обращать внимание.
1. В Москве возле цирка находится памятник известному клоуну Юрию Никулину. (Слайд 5)
2. Эйфелева башня - символ Франции - названа в честь ее конструктора Густава Эйфеля. (Слайд 6)
3. Неаполитанский цикламен напоминает стаю бабочек над зелеными листьями. (Слайд 7)
4. Индейцы-коренные жители Америки - строили жилище из шкур животных. (Слайд 8)
5. Из Древней Греции пришли к нам многие виды спорта. (Слайд 9)
6. Несколько столетий назад цыгане перекочевали к нам из Индии. (Слайд 10)
7. Циферблат часов Биг Бена в Англии самый большой в мире. (Слайд 11)
8. Царицын, Сталинград - прежние названия города Волгограда. (Слайд 12)
9. Птицы, живущие в джунглях, например тукан, имеют яркое оперение. (Слайд 13)
2.Лексический диктант «Пишу на 5» (записать одним словом).
Учащиеся выходят к доске, записывают слово с изучаемой орфограммой, объясняют правописание слова.
Артист цирка - (циркач), апельсины, мандарины, лимоны - (цитрусовые), отрывок из какого-либо произведения – (цитата), знак, обозначающий количество – (цифра), систематизированное собрание каких-либо предметов - (коллекция), устаревшее обозначение парикмахера – (цирюльник), стриженный и крашенный мех овцы – (цигейка)
3. Задание: Услышать в тексте слова на изученную орфограмму. Показать сигнальными карточками написание нужной буквы в слове.
По двору бегали цыплята. Особенно выделялся один весёлый пушистый непоседливый. Он был темнее остальных и получил прозвище “Цыганёнок”. Вот хозяйка выходит на крыльцо и нараспев зовёт: “Цып-цып-цып”. Все гурьбой несутся к ней. Только “Цыганёнок” - нет. Он как будто ждёт, что к нему подкрадутся на цыпочках и на руках отнесут в курятник
- Тестовый контроль
Слайд № 14
1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:
А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.
2. Укажите слово, в котором в корне пишем И:
А) ц..кнуть; Б) ц..новка;
В) ц..плёночек; Г) уц..питься.
3. В какой группе слов пишется И:
А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.
Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .
Взаимопроверка слайд №15
- Подведение итогов.
Какое правило мы сегодня изучили?
Вспомните способ определения написания букв и-ы после ц.
Какие слова-исключения из этого правила вы должны запомнить?
6.Обобщаюшее слово учителя
Выставление и комментирование оценок, домашнее задание.
Урок закончен, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне слов". 5 класс
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буквы о-ё после шипящих в корне слов"...
Конспект урока "Буквы И - Ы после Ц"
Конспект урока по данной теме составлен в соответствии с программой и учебником под редакцией М.Разумовской для 5 класса. На уроке были предложены задания, формирующие у обучающихся УУД. Дети сами фор...
конспект урока "Буквы е-и в чередующихся корнях" 5 класс
урок предназначен для проведения в 5 классе...
План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»
План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»...
Конспект урока "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слова" 5 класс
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по учебному комплексу М.М. Разумовской по теме "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов"....
Конспект урока « Буквы о,е на конце наречий, после шипящих»
Представленный конспект урока предназначен для учеников 7 класса. Данный материал разработан к учебнику под ред. М.М. Разумовской и др. Главная задача урока: изучить правописание суффиксов нареч...
Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне"
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Буквы о-ё после шипящих в корне"....