Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Баранова Марина Ивановна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Буквы о-ё после шипящих в корне".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема: Буквы ё - о после шипящих в корне

Место урока в системе уроков по теме «Орфография»: пятый

Цель деятельности учителя: создать условий для овладения обучающимися знаниями о правописании о – ё в корне после шипящих, научить различать правописание о-ё после шипящих в корне слова, отработать алгоритм действия при выборе написания изучаемой орфограммы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

-  находит изучаемую орфограмму в тексте;

-  знает лексическое значение изученных слов,

- применяет слова с изученной орфограммой  в речи;

Метапредметные:

- с помощью учителя  определяет цель урока;

-  действует  по предложенному плану;

- составляет графическую схему по теме;

- делает выводы;

-  осуществляет самопроверку и взаимопроверку.

Личностные:

-  устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-  устанавливает связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватно понимает причину успеха/неуспеха при изучении новой темы.

Методы

Приемы обучения

Проблемный

Словесный

Частично-поисковый

Игровой

Метод контроля (самоконтроль/самооценка)

Свобода выбора

Обратная связь

Постановка устных вопросов

Работа с текстом

Формы работы на уроке: работа в парах

Образовательные ресурсы: учебник, Интернет, Г.П. Лазаренко. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. – М. : Дрофа, 2010

Оборудование, наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Предварительная подготовка: раздаточный материал, листы оценивания

Этапы урока/ время

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин)

Приветствие учителя и организация внимания.

II. Постановка проблемы и актуализация знаний (8 мин)

1. Мотивация.

-Прослушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жили- были согласные с гласными. Дружно жили! Еще бы! Ведь согласным без гласных никак с работой не справиться. Все бы хорошо, только вот шипящие всегда чем-то недовольны, капризничают. А с буквами Ы, Э, Ю, Я шипящие вообще знаться не хотят. Но больше всех страдают О и Ё. То им О подавай, то Ё подавай…

-Что может случиться в этом царстве-государстве, если они не подружатся? А ведь все сказки заканчиваются добром. Давайте им поможем.

а) Назовите шипящие буквы русского алфавита (ж,ш,ч,щ)

б) Приведите примеры с написанием гласных Ы, Э, Ю, Я после шипящих ( чаща, чудо, жизнь)

2. Постановка проблемы.

- Обратите внимание на экран. Даны слова: челка, прическа, шорты, шофер, шепот, шоссе. Попытайтесь объяснить написание гласных после шипящих, определите морфему, в которой они находятся ( Дети дают разные ответы). Почему мы не можем прийти к единому мнению? (не  знаем правило). Почему это ошибкоопасное место? (т.к. слышим О)

3. Решение проблемы.

- Героям сказки мы сможем сейчас помочь подружиться? (нет)

Значит, какую тему мы должны изучить на уроке? ( «Правописание О-Ё после шипящих в корне слова»)

Поставьте цели урока ( изучить правило написания О-Ё после шипящих в корне слова, применять данное правило в письменной речи)

III. Изучение нового материала (15 мин)

- У каждого из вас есть листы оценивания. Напоминаю – не забываем к ним обращаться на каждом этапе урока.

1. Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 37, изучите орфограмму №14 самостоятельно. Расскажите правило соседу по парте. Попытайтесь сделать графическую схему орфограммы № 14.

2. Представление лучшей схемы у доски.

3. Первичное закрепление.

а) Выполнение упражнения 457 по образцу.

Взаимопроверка по эталону (эталон на слайде)

- Подумайте, какую подсказку для правильного написания слов вы получили, выполняя данное упражнение. Попробуйте дополнить схему.

(В слове пишется буква Ё , если можно подобрать однокоренное слово с буквой  Е)

б)  Словарная работа.

- Обратимся к словам – исключениям, представленным в учебнике. Их, ребята, гораздо больше. Изучим некоторые (шомпол, шорты, шорник, обжора, трущобы, чопорный). Составьте с любым из них словосочетание.

IV. Физминутка (2 мин)

V. Закрепление нового материала (10 мин)

1. Задание: найдите лишние слова

Ш..мпол

Щ..лкать

Расч..т

Ч..лка

Обж..ра

Щ..чка

Ш..рник

Ш..рох

Щ..тка

Реш..тка

Ш..в

Капюш..н

2. Работа с текстом.

Инструкция по выполнению:

1. Прочитайте текст.

2. Озаглавьте текст.

3. Определите тип речи текста. Докажите.

4. Выпишите слова с пропущенными буквами.

5. Проверьте по эталону.

     Утром маж..р Ж..ра пош..л чистить зубы  щ..ткой.  Причесал  ч..лку, надел ч..рную куртку с ж..лтым  капюш..ном и отправился гулять.  Забежал в магазин «Пч..лка», купил   ш..колад.

     Прогуливаясь вдоль ш..ссе, увидел он прекрасную девушку со странной прич..ской.  Они отправились в кафе, где заказали  пш..нку.  Жора попросил  сч..т, от которого он был немного в ш..ке. Он  вызвался проводить даму до дома…

     Через месяц они расписались и уехали в путешествие на Ч..рное море.

VI. Рефлексия (7 мин)

- Вспомните сказку, с которой мы начали урок. Теперь вы можете помочь героям сказки, шипящим и гласным О-Ё подружиться? Каким образом? (ответы детей).

- Обратитесь к листам оценивания, закончите начатые предложения.

VII. Домашнее задание (2 мин)

Для всех: выучить правило п. 86

По выбору: 1. Упр. 458

                     2.Упр. 459

                    3. Составить лингвистическую сказку по теме урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне слов". 5 класс

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буквы о-ё после шипящих в корне слов"...

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс

Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...

План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»

План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»...

Конспект урока по теме «Буквы о — ё после шипящих в корне» в 5 классе.

Подробный конспект урока русского языка в 5 классе.Учебник Т.А. Ладыженской....

Конспект урока русского языка в 5 классе " О-Ё после шипящих в корне слова"

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСТип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок-путешествие...

Конспект урока "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слова" 5 класс

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по учебному комплексу М.М. Разумовской по теме "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов"....