План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_uroka_bukvy_o_i_yo_posle_shipyashchikh_v_korne.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»
Второва Валентина Николаевна. МБОУ Наримановского района «СОШ № 10»
Учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема и номер урока в теме: « Буквы о и ё после шипящих в корне» (1 урок в теме)
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю)
Реализуемая программа: составлена на основании Примерных программ по учебным предметам. «Русский язык 5-9». М., Просвещение, 2010- Стандарты второго поколения (УМК: 1). Русский язык. 5 класс под ред.А.Д, Шмелёва. М.: Вентана – Граф, 2014.
Цель урока: видеть изученную орфограмму в словах, правильно писать слова с изученной орфограммой.
Задачи урока:
- Образовательные:
- находить морфемы в слове; различать морфемы в слове; подбирать однокоренные слова и изменять форму слова;
- обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- парной работы.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок
Технологическая карта урока
«Буквы о и ё после шипящих в корне»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. | |
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). |
Приветственное слово учителя Здравствуйте! Я вижу, у вас сегодня хорошее настроение. А у меня, увы, не очень. Мой племянник Жора путешествует по Европе, и вчера по электронной почте от него пришло странное письмо: «В Шётландии чорные жёлуди и жёсткий крыжёвник». А сегодня он написал мне: «Извините, я всё перепутал». Мне нужна ваша помощь. Поможете мне понять, что перепутал Жора? | Приветствие учащихся | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | |
2. Актуализация знаний
| 1.Вопросы классу: -Какие слова в письме показались вам странными? -Какие согласные указывают на орфограмму? -Какие ошибки вы заметили? -Что же перепутал Жора? -А чтобы помочь ему, что мы должны узнать, чему научиться? -В самом простом для вас слове чёрные обозначьте корень, поставьте ударение и подчеркните ошибкоопасное место. | Отвечают на вопросы, приводят примеры Размышляют, обсуждают, предполагают | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | |
Постановка учебной задачи. (2минуты) | - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока. Мы продолжаем изучать модуль «Правописание» и знакомиться с основными орфограммами. - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь видеть в словах орфограмму и правильно писать слова с ней. | Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока. - Цель урока –научиться правильно писать слова с орфограммой «Буквы о и ё после шипящих в корне» | ||
4.Усвоение новых знаний 6 минут | 1) 1. Работа с таблицей (слайд ) Буквы ё и о после шипящих в корне –Посмотрите на таблицу. | Читают, отвечают на вопрос, приводят примеры, работают со словарём, узнают значения новых слов, учатся употреблять их в речи. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений, работать со словарём, находить нужную информацию). | |
ЖЁЛТЫЙ – желтеть | ШОК | |||
ЧЁРНЫЙ – чернеть | ЧОПОРНЫЙ | |||
ЩЁКИ - щекастый | ТРУЩОБА | |||
– Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Под ударением пишется Ё в корнях слов, где ударному звуку о в однокоренных словах или формах слов соответствует безударный или ударный гласный, передаваемый буквой Е) – А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения) - Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет) - А что же за слова с правой стороны? – Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о - ё после шипящих? –Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник на странице 274 (Читают вслух). -Кто хочет поработать исследователями и объяснить значения незнакомых слов? (Работа группы учащихся с толковым словарём в приложении по одному слову :артишок, джоуль, чопорный, трущоба). Посмотрим слайды с иллюстрациями к словам. Учащимся предлагается составить и записать словосочетания с иноязычными словами. 4. Наблюдение. Страница 275. Что? Что сделал? ожог на руке – ожёг руку поджог сарай - поджёг сарай - От чего зависит написание о – ё в корне слова? Вывод: от того, какой частью речи является слово. У существительных в корне пишем О, у глагола – Ё | ||||
5.Первичное закрепление знаний. 7 минут | 1.Упр.85., стр. 275 К данным словам подберите однокоренные с буквой е после шипящих. Поставьте ударение, обозначьте корень. 2. Упр. 86 Подберите к данным словам такие однокоренные слова, чтобы гласные после шипящих в корне оказались под ударением. | работая на доске, учащиеся рассуждают, учитель обобщает ответы; | ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: Коммуникативные УД: Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся. Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ Выполнение практических упражнений | |
Физ. минутка (пауза релаксации) 1 минута | ||||
6.Закрепление изученного материала (10 мин.) 10 мин. | Задание. Упр. 87 -Чтобы выполнить задание правильно, давайте составим алгоритм наших действий. (слайд) и пошлём его Жоре, чтобы он никогда больше не ошибался. Алгоритм 1. Определю часть слова. 2. Если в корне, поставлю ударение. 3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением. 4. Если исключение (иностранного происхождения), напишу О. 5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении. 6. Если чередуется, то под ударением пишу Ё, без ударения - Е. 7. Если не чередуется - О. Предлагает проверить свою работу по записи на доске. По алгоритму поработаем самостоятельно. Самостоятельная работа. (Упр.87) Ра бота по карточке. Задание. Работа в паре. Упр.90 . Рассмотрите рисунок. Составьте по нему рассказ, используя как можно больше слов с орфограммой «Буквы о и ё после шипящих в корне». Проверка. | Выполняют задания. Взаимопроверка. Два учащихся работают у доски. Один работает по карточке.(fcior) | Познавательные УД: Выполнение задания. Индивидуальная работа. Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества. Личностные: 1.Успешно выполненные задания. 2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты. | |
7.Рефлексия деятельности ( 2мин.) | _ Чему научились, что узнали на уроке? Что было сложно? Устали? Понравились себе? | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка | ||
8.Домашнее задание. 2 минуты | Стр.276, Упр.91 (базовый) Упр. 91 + составить кроссворд на орфограмму из 10 слов.(п.) | Личностные : нацеленность на успех. |
Перечень используемых на уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрации, презентация, видеофрагменты. Тест, модель | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Правописание о и е после шипящих в корнях, (суффиксах и окончаниях) | Электронный | Карточка | |
2 | Правописание о и е после шипящих в корнях | Электронный | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"
Карточка для учащегося к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...
План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова
урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....
Конспект урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Урок предназначен для учащихся 7 класса...
Презентация к уроку "Буквы и,у,а после шипящих"
Презентация к уроку...
Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.
Конспект урока на тему "Буквы О и Ё после шипящих в корне слова"...
Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.
5 класс. Русский язык. Технологическая карта....
«Буквы о и ё после шипящих в корне»
laquo;Буквы о и ё после шипящих в корне»...