План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»

Второва Валентина Николаевна. МБОУ Наримановского района «СОШ № 10»

Учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: « Буквы о и ё после шипящих в корне» (1 урок в теме)

Тип урока: урок усвоения  новых знаний.

Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю)

Реализуемая программа: составлена на основании Примерных программ по учебным предметам. «Русский язык 5-9». М., Просвещение, 2010- Стандарты второго поколения (УМК: 1). Русский язык. 5 класс под ред.А.Д, Шмелёва. М.: Вентана – Граф, 2014.

Цель урока: видеть изученную орфограмму в словах, правильно писать слова с изученной орфограммой.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • находить морфемы в слове; различать морфемы в слове; подбирать однокоренные слова и изменять форму слова;
  • обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические   умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • парной работы.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок

Технологическая карта урока

«Буквы о и ё после шипящих в корне»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

  1. Орг. момент

Приветственное слово учителя

Здравствуйте! Я вижу, у вас сегодня хорошее настроение. А у меня, увы, не очень. Мой племянник Жора путешествует по Европе, и вчера по электронной почте от него пришло странное письмо: «В Шётландии чорные жёлуди и жёсткий крыжёвник». А сегодня он написал мне: «Извините, я всё перепутал». Мне нужна ваша помощь. Поможете мне понять, что перепутал Жора?

Приветствие учащихся

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

знаний

  1. минуты)

1.Вопросы классу:

-Какие слова в письме показались вам странными?

-Какие согласные указывают на орфограмму?

-Какие ошибки вы заметили?

-Что же перепутал Жора?

-А чтобы помочь ему, что мы должны узнать, чему научиться?

-В самом простом для вас слове чёрные обозначьте корень, поставьте ударение и подчеркните ошибкоопасное место.

Отвечают на вопросы, приводят примеры

Размышляют, обсуждают, предполагают

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

 Постановка учебной задачи.

(2минуты)

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока.

Мы продолжаем изучать модуль «Правописание» и знакомиться с основными орфограммами.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь видеть в словах орфограмму и правильно писать слова с ней.

Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

- Цель урока –научиться правильно писать слова с орфограммой «Буквы о и ё после шипящих в корне»

4.Усвоение новых знаний

6 минут

1) 1. Работа с таблицей (слайд )

Буквы ё и о после шипящих в корне

–Посмотрите на таблицу.

Читают, отвечают на вопрос, приводят примеры, работают со словарём, узнают значения новых слов, учатся употреблять их в речи.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений, работать со словарём, находить нужную информацию).

ЖЁЛТЫЙ – желтеть

ШОК

ЧЁРНЫЙ – чернеть

ЧОПОРНЫЙ

ЩЁКИ -    щекастый

ТРУЩОБА

– Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Под ударением пишется

Ё в корнях слов, где ударному звуку о в однокоренных словах или формах слов соответствует безударный или ударный

гласный, передаваемый буквой Е)

 – А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения)

 - Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет)

 - А что же за слова с правой стороны?

– Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о - ё после шипящих?

–Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник на странице 274 (Читают вслух).

-Кто хочет поработать исследователями и объяснить значения незнакомых слов? (Работа группы учащихся с толковым словарём в приложении по одному слову :артишок, джоуль, чопорный, трущоба). Посмотрим слайды с иллюстрациями к словам. Учащимся предлагается составить и записать словосочетания с иноязычными словами.

4. Наблюдение. Страница 275.

 Что?                                          Что сделал?

ожог на руке            –                   ожёг руку

поджог сарай            -                  поджёг сарай

- От чего зависит написание о – ё в корне слова?

Вывод: от того, какой частью речи является слово. У существительных в корне пишем О, у глагола – Ё

5.Первичное закрепление знаний.

7 минут

1.Упр.85., стр. 275

К данным словам подберите однокоренные с буквой е после шипящих. Поставьте ударение, обозначьте корень.

2. Упр. 86

Подберите к данным словам такие однокоренные слова, чтобы гласные после шипящих в корне оказались под ударением.

 работая на доске, учащиеся рассуждают, учитель обобщает ответы;

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: Коммуникативные УД:

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ
Познавательные УД: Работа с учебником;

Выполнение практических упражнений

Физ. минутка (пауза релаксации) 1 минута

6.Закрепление изученного материала

(10 мин.)

10 мин.

Задание. Упр. 87

-Чтобы выполнить задание правильно, давайте составим алгоритм наших действий.

(слайд) и пошлём его Жоре, чтобы он никогда больше не ошибался.

Алгоритм

1. Определю часть слова.

2. Если в корне, поставлю ударение.

3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением.

4. Если исключение (иностранного происхождения), напишу О.

5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении.

6. Если чередуется, то под ударением пишу Ё, без ударения - Е.

7. Если не чередуется - О.

Предлагает проверить свою работу по записи на доске.

 По алгоритму поработаем самостоятельно.

Самостоятельная работа. (Упр.87)

Ра бота по карточке.

Задание. Работа в паре. Упр.90        . Рассмотрите рисунок. Составьте по нему рассказ, используя как можно больше слов с

орфограммой «Буквы о и ё после шипящих в корне». Проверка.

Выполняют задания. Взаимопроверка.

Два учащихся работают у доски. Один работает по карточке.(fcior)

Познавательные УД:

Выполнение задания.

Индивидуальная работа.

Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.

Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

7.Рефлексия деятельности ( 2мин.)

 _ Чему научились, что узнали на уроке? Что было сложно? Устали? Понравились себе?    

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

8.Домашнее задание.

2 минуты

Стр.276, Упр.91 (базовый)

Упр. 91 + составить кроссворд на орфограмму из 10 слов.(п.)

Личностные : нацеленность на успех.

Перечень используемых на уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрации, презентация, видеофрагменты. Тест, модель

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Правописание  о и е после шипящих в корнях, (суффиксах и окончаниях)

Электронный

Карточка

http://fcior.edu.ru/card/15711/pravopisanie-o-i-e-posle-shipyashih-v-kornyah-suffiksah-i-okonchaniyah.html

2

Правописание  о и е после шипящих в корнях

Электронный

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...

План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.

Конспект урока на тему "Буквы О и Ё после шипящих в корне слова"...

Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.

5 класс. Русский язык.  Технологическая карта....

«Буквы о и ё после шипящих в корне»

laquo;Буквы о и ё после шипящих в корне»...