Конспект урока "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слова" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по учебному комплексу М.М. Разумовской по теме "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема: "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов"
Цель урока:
1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.
2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.
3.Воспитательная. Воспитать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно.
Задачи:
1.Знать условия выбора о-ё после шипящих.
2.Закрепить умение выбора чередующихся в корне.
3. Уметь графически выделять орфограмму.
Оборудование:
- Словарь, словарные слова
- компьютер, мультимедийный проектор;
- презентация урока;
- раздаточный материал
Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии.
Структура урока
- Организационный момент.
- Повторение материала, изученного на прошлом уроке.
- Постановка проблемы и актуализация знаний.
- Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
- Домашнее задание по выбору.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступление учителя и организация внимания.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня такой прекрасный день.
Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел вам, и тогда
Будем грамотны всегда.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
II. Повторение материала, изученного на прошлом уроке.
- Давайте проверим, как вы усвоили тему прошлого урока. Помните ли вы, когда в корнях –раст- , -ращ-, -рос- пишется А, а когда О. Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы
1 Р | |||||||||||||||||||||
2 П | О | Д | Р | С | Л | А | |||||||||||||||
3 Р | С | Т | О | В | |||||||||||||||||
И | |||||||||||||||||||||
4 В | Ы | 5 Р | С | Т | И | ||||||||||||||||
Л | |||||||||||||||||||||
С | А | ||||||||||||||||||||
Т | В | Ы | Р | Щ | Е | Н | |||||||||||||||
О | |||||||||||||||||||||
К |
- Предложите вариант названия кроссворда.
Кто озвучит правило о правописании корней – раст- - - рос-?
III. Постановка проблемы и актуализация знаний.
- Ребята, перед вами лежат карточки с шуточным текстом. Прослушайте его.
Автомобиль движется по шоссе. За рулем опытный шофер. С ним рядом в жёлтой машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей говорил шёпотом с лошадью, а Жора ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на чёрных шортах.
Беседа с классом
1 Словарная работа.
- Скажите, были ли в рассказе незнакомые вам слова? Какие?
1 ученик готовил Д/З : по словарю узнать лексическое значение новых слов)
Жонглёр – цирковой артист, занимающийся жонглированием
Жокей – профессиональный наездник на скачках.
Мажор, а, м.. переносное. Бодрое, веселое настроение.
Крюшон, -а, м. Прохладительный фруктовый напиток.
2 Работа со словами из текста
- Ребята, вставьте пропущенные буквы в словах. Вы можете справиться с этой задачей? Почему?
- Посмотрите внимательно, в какой морфеме пропущена буква?
- Выделите эту морфему. После каких букв находится орфограмма?
- Что объединяет эти слова? (Корень и шипящая перед гласной). Назовите шипящие согласные.
- Ребята. формулируйте тему урока.
(Буквы о – ё после шипящих в корне слова.)
- Запишите тему нашего урока: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова».
Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны научиться? Сформулируйте нашу цель.
( Мы научимся определять, какую гласную мы пишем после шипящих в корне слова, О или Ё)
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
1. Работа с таблицей
Буквы ё и о после шипящих в корне
Шёпот - шепчет | шорох |
Жёрнов - жернова | шок |
–Посмотрите на таблицу. Давайте зачитаем данные в ней слова.
– Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О.)
- Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник на стр. 102
Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова нет.
- Ребята в нашем языке есть слова иноязычного происхождения. В этих словах гласная после шипящей находится в безударной позиции. Нужно запомнить правописание таких слов. Они пишутся с гласной О после шипящей: шоссе, шофёр, шоколад, жокей, жонглёр.
- Посмотрите на экран. Для того, чтобы правильно писать О-Ё после шипящих в корне слова, нужно запомнить алгоритм.
- Ребята, зная правило, вернитесь к тексту и расставьте в своих карточках гласные, выделяя орфограмму.
V. Закрепление нового материала.
Успешными людьми не рождаются, ими становятся. Профессионалом в каком-либо деле может стать каждый. Английская пословица гласит: «Совершенство достигается тренировкой».
Задание: Отгадайте загадки, запишите отгадки, составляя с ними словосочетания (один человек у доски, остальные в тетрадях) и объясните их написание (выделите орфограмму).
Очень эта речь тиха,
Прямо скажем, чуть слышна.
(шёпот)
На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке –
Породы ежовой.
(крыжовник)
Вновь упала на глаза
Не корова, не коза,
Не сосна, не ёлка,
А моя же…
(чёлка)
Я у деда был в саду.
Дед мне дал орех в меду.
- Видишь, ульи там и тут?
Новосёлы в них живут!
А пронзают, будто ток,
Сделав на руке ожог.
- Кто же эти новосёлы?
Дедушка ответил:
- … (пчёлы).
Это платье не из ситца –
Модницам в него рядиться!
Что за ткань, возьми ты в толк,
Щеголихи любят…
(шёлк)
На поляне дуб могуч.
Ветви достают до туч,
Летом разрастётся он –
Тень лежит со всех сторон.
Дуб велик, плод мал, как ноготь.
Называется он … (жёлудь).
Самостоятельная работа
Задание: Вставить буквы, выделить орфограмму.
Ч..рточка, ж..рдочка, ш..рстка, ш..рты, уч..ба, щ..лкнуть, ш..пот, ж..сткий, ш..рох.
VI. Подведение итогов, выставление отметок, рефлексия
Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал
- В какой позиции находятся гласные Ё – О после шипящих в корне слова? (под ударением)
- При каком условии мы после шипящей пишем букву Ё? Приведите примеры.
- А при каком условии мы пишем букву О? Приведите примеры.
- Целью урока, было, научится грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута цель?
- Что осталось непонятным?
- Что понравилось больше всего?
- Что показалось самым трудным?
VII. Домашнее задание по выбору: (слайд 17)
Составьте шуточный рассказ со славами-исключениями и с буквой ё после шипящих – “Шипящий детектив” или упр.311.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне слов". 5 класс
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буквы о-ё после шипящих в корне слов"...
Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс
Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...
Карточки о-ё после шипящих в корне. 5 класс
Объяснить выбор написания о-ё после шипящих в корне слова. 1 вариант...
Карточки о-ё после шипящих в корне. 5 класс.
Объяснить написание о-ё после шипящих...
Конспект урока по теме «Буквы о — ё после шипящих в корне» в 5 классе.
Подробный конспект урока русского языка в 5 классе.Учебник Т.А. Ладыженской....
Конспект урока русского языка в 5 классе " О-Ё после шипящих в корне слова"
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСТип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок-путешествие...