Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по УМК М.М.Разумовской
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Арбузова Ольга Олеговна

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС, рассчитана на 5 часов в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass_razumovskaya_5_chasov.docx90.37 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по русскому языку для 5 класса

по УМК М.М.Разумовской

с учетом требований ФГОС

(программа рассчитана на 175 часов,

5 часов в неделю)

Пояснительная записка

На основании проведенного анализа программ и учебников по русскому языку были сделаны выводы о необходимости модифицирования программы. Эта необходимость вызвана тем, что система упражнений не в полной мере работает на развитие УУД ( Универсальные учебные действия).

В основу положена программа Т.Т. Ладыженской /Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.И.Харитонова.- М.: Дрофа, 2012.-383 с.

Авторы -составители программы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Т.А.Богданова.

Нормативной базой для рабочей программы являются следующие документы:

  • Конституция РФ
  • Закон РФ «Об образовании»
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Центральным компонентом является цель программы – структурирование учебного материала, определение последовательности его изучения, расширение объема содержания и социализации учащихся.

В программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей;  на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

Главная задача состоит в том, чтобы в процессе обучения сочетались знания о русском языке, а с другой стороны – овладение методами и УУД. Данная программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода в  изучении русского языка в школе.

Основные результаты обучения в 5 классе

Осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, правильно расставлять логическое ударение, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.

Определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план.

Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета, рассуждение-доказательство; в изложении  сохранять стиль, типологическую структуру и характерные  для исходного текста языковые средства.

Создавать устные и письменные высказывания; писать сочинения по картине различного стиля и типа; раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать свое отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.

Находить и исправлять недочеты в построении текста; исправлять речевые и грамматические ошибки.

Календарно – тематическое планирование

№ п./п

Название раздела

Тема урока

Планируемые результаты

Материально-техническое обеспечение

Метапредметные

Предметные

Личностные

О языке и речи

1

Зачем человеку нужен язык.

Осознавать роль русского языка в жизни человека как языка русского народа и носителя русской культуры

Понимать, что язык – универсальное средство общения. Уметь читать и понимать текст.

Уметь слушать, понимать устную и письменную речь

Электронное приложение к учебнику

http://www.edu.ru http://center.fio.ru

2

Что мы  знаем о русском языке.

Осознавать русский язык как один из развитых языков мира, видеть его изменение и обогащение

Развивать  выразительность речи учащихся, формировать культуру владения русским языком

3

Что такое речь.

Сформировать понятие о речевом общении, уметь определять его виды

Развивать умение владеть различными видами общения в соответствии с речевой ситуацией

4

Речь монологическая и диалогическая. Речь письменная и устная.

Формировать готовность к речевому взаимодействию

Иметь представление об устной и письменной речи, использовать монологи и диалоги

Уметь выслушать мнение участника речевого общения, находить компромисс

Фонетика и графика. Повторение изученного в начальной школе

5

Звуки  и буквы. Алфавит.

Уметь разграничивать понятия «буква» и «звук», правильно называть буквы

Таблица «Звуки речи», мультимедийная презентация,

Рабочие тетради к УМК, Электронное приложение

6

Что обозначают буквы Е,Е,Ю,Я.

Знать особенности букв е,ё,ю,я, уметь использовать транскрипцию

7

Фонетический и орфоэпический  разбор слова.

Уметь правильно ставить ударение, произносить гласные и согласные звуки, формировать орфоэпическую культуру

Уметь производить фонетический разбор, изучить схему орфоэпического разбора слова

Сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры

Текст

8

 

Что такое текст (повторение). Тема текста.

Создавать собственные письменные и устные высказывания на определенную тему

Закреплять понятие «текст», определять темы текста (узкие и широкие)

Воспитывать чувство доброты, ответственности и других нравственных качеств посредством текста; формировать внутреннюю позицию школьника, точное выражение своих мыслей

9

Основная мысль текста.

Уметь определять основную мысль текста, подбирать соответствующий заголовок

Уметь определять основную и второстепенную информацию, строить логическую цепь рассуждений

Письмо. Орфография

10

Зачем людям письмо. Орфография. Нужны ли правила?

Осознавать необходимость знания орфографических правил

Определять понятия «орфограмма», знать роль орфографических правил

Развивать познавательную инициативу учащихся, уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать

Рабочие тетради к УМК, сайты

http://rus.1september.ru/urok/

http://www.rusedu.ru/

11

Вводный диктант

Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями

Контроль за усвоением знаний, полученных в начальной школе

Уметь оценивать собственный результат учебных достижений

12

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков.

Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями

Уметь различать проверяемые и непроверяемые гласные, подбирать проверочные слова

Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективные способы решения задач

Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка

13

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков.

Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями

Уметь различать согласные в корнях слов: проверяемые и непроверяемые; непроизносимые и удвоенные

Развивать интеллектуальные способности учащихся

14

Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ.

Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями

Обобщить и закрепить навыки правописания гласных после шипящих

Развивать познавательную инициативу

15

Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов.

Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями

Закрепить навык правописания ь после шипящих на конце слова; уметь определять склонение существительных;

Уметь искать и выделять необходимую информацию;

16

Разделительные Ь и Ъ.

Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями

Знать условия употребления ь и ъ.

17

Правописание НЕ с глаголами.

Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями

Знать правила правописания не с глаголами, уметь применять их в практической деятельности

18

Написание - тся, - ться в конце глаголов.

Выполнять работу в соответствии с ранее изученными учебными действиями

Различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола. Уметь правильно писать -тся и -ться в конце глаголов.

Уметь осуществлять самоконтроль по результатам и по способу действия; формировать  волевую саморегуляцию

19

Контрольный диктант

«Повторение»

Трансформировать усвоенные знания в умения и навыки

 Уметь применять усвоенные знания, выполнять самоконтроль

Воспитывать умение выполнять самоконтроль и самопроверку

20

Анализ контрольного диктанта.

Уметь анализировать свою деятельность

Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности

Строение слова

21

Почему корень, приставка, суффикс и окончание  значимые части слова.

Закрепить алгоритм действий, применять его в различных действиях

Знать порядок морфемного разбора, уметь его выполнять

Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективные способы решения задач

Электронное приложение к учебнику;

Мультимедийная презентация

22

Как образуются формы слова с помощью окончания.

Закрепить алгоритм действий, применять его в различных действиях

Уметь выделять окончания разных типов

Правильно употреблять в речи грамматические формы

Рабочие тетради

23

Основа слова

Закрепить алгоритм действий, применять его в различных действиях

Уметь выделять основу слова

Уметь формулировать и аргументировать свое мнение

Слово как часть речи

24

Слова как часть речи. Морфология.

Формировать умение создавать тексты с учетом грамматико-семантические особенности различных частей речи

Знать признаки частей речи, уметь определять их в тексте

Обогащать словарный запас; формировать внутреннюю позицию школьника

Электронное приложение к учебнику, рабочие тетради

http://rus.1september.ru/urok/

http://www.rusedu.ru/

25

Самостоятельные части речи. Их признаки.

Знать самостоятельные части речи, уметь определять их по вопросу

Развивать умения определять лексическое значение слов и употреблять слова в соответствии с их значением

26

Самостоятельные части речи.

Знать признаки самостоятельных частей речи; уметь давать толкование слов

Воспитывать стремление употреблять лексически нейтральные слова

27

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Знать правила изменения существительных, прилагательных, глаголов, уметь определять их грамматические формы

Воспитывать стремление использовать грамматические правильные формы слов

28-29

Сочинение - описание по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща".

Уметь составлять текст-описание по плану

 Уметь писать сочинение-описание по картине и составлять простой план

Уметь определять основную и второстепенную информацию, строить логическую цепь рассуждений

Репродукция картины, мультимедийная презентация

30

 Анализ сочинения по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща".

Уметь использовать схему анализа работы

Корректировать недостатки в содержании сочинения

Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности

31

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы? (Продолжение)

Уметь определять морфологические признаки имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Знать, как они изменяются.

Уметь структурировать знания; уметь точно выражать свои мысли; уметь планировать и прогнозировать

32

Служебные части речи. Предлог.

Уметь создавать простую классификацию по различным признакам

Знать признаки служебных частей речи; уметь отличать их от самостоятельных.

Уметь структурировать знания; уметь точно выражать свои мысли; уметь планировать и прогнозировать

33

Союз

Уметь создавать простую классификацию по различным признакам

Знать союзы, уметь отличать их от предлогов

Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективные способы решения задач

34

Частица

Уметь создавать простую классификацию по различным признакам

Знать частицы, иметь отличать их от омонимичных частей речи

Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности, выбирать эффективные способы решения задач

Текст (продолжение)

35

Текст. От чего зависит порядок расположения предложений в тексте.

Уметь применять логическое мышление в построении различных заключений

Уметь выстраивать группу предложений в текст; определять смысловые отношения между предложениями.

Развивать логику мышления, воспитывать стремление к развитию творческих способностей

36

Обобщающий урок по теме "Повторение изученного в начальных классах".

Знать части речи. Уметь находить изученные орфограммы

Уметь оценивать результат собственных достижений

37

Контрольная работа по теме "Фонетика. Морфология. Орфография".

Уметь выполнять работу в соответствии с эталоном

Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности

Контрольно-измерительные материалы по теме

38

 Абзац как часть текста.

Уметь применять логическое мышление при определении смысловых частей текста

Уметь находить микротему и делить текст на абзацы.

Уметь определять основную и второстепенную информацию

Систематический курс русского языка. Фонетика. Орфоэпия

39

Что изучает фонетика.

Уметь анализировать собственную речь и контролировать правильное произношение слов

Знать звуки речи, уметь анализировать звучащий текст, слово; знать орфоэпические нормы

Воспитывать культуру речи

Таблица «Звуки речи»

Мультимедийная презентация

Рабочие тетради

40

Звуки гласные и согласные.

Уметь анализировать собственную речь и контролировать правильное произношение слов

Знать классификацию звуков, уметь правильно произносить слова

Формировать учебно-познавательную мотивацию; выбирать наиболее эффективный способ решения задач

Электронное приложение

http://www.gramota.ru/class/

http://yamal.org/ook/

41

Звуки гласные и согласные.

Уметь анализировать собственную речь и контролировать правильное произношение слов

Знать понятия «транскрипция», уметь выполнять фонетический разбор

Формировать учебно-познавательную мотивацию; выбирать наиболее эффективный способ решения задач

42

Слог, ударение.

Уметь пользоваться справочной литературой, в том числе на электронном носителе

Знать отличительные особенности русского ударения, его разновидности и подвижность

Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

43

Строение абзаца.

Уметь использовать логическое мышление для определения смысловых частей текста

Уметь оформлять абзац на письме

Развивать способность понимать значение абзаца в тексте

44

Итоговый урок по изученным темам

Уметь оценивать собственные достижения, понимать свои недоработки

Уметь применять полученные знания на практике, давать оценку и самооценку результатам учебной деятельности

Воспитывать самостоятельность и адекватность в самооценке

45

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных  звуков.

Уметь контролировать собственную речь

Иметь представление об орфоэпии как о разделе науки о русском языке; уметь определять сильную и слабую позицию в слове

Воспитывать культуру произношения посредством пользования орфоэпическим словарем

46

Произношение согласных  звуков. Орфоэпический разбор слова.

Уметь контролировать звучащую речь и соотносить ее с эталоном

Знать классификацию согласных звуков, уметь правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и сочетания чн,чт

Воспитывать культуру произношения; формировать внутреннюю позицию школьника

47

Практическая  работа по теме "Фонетика. Орфоэпия".

Уметь самостоятельно принимать решение

 Уметь выполнять фонетический и орфоэпический разбор слов; делить слова на слоги.

Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку

48

Анализ  работы.

Уметь анализировать собственные недочеты

Воспитывать умение выполнять самоконтроль и самопроверку

Лексика. Словообразование. Правописание

49

Как определить лексическое значение слова.

Уметь правильно употреблять слова  в соответствии с их лексическим значением

Знать понятие «лексическое значение слова».  Уметь определять лексическое значение различными способами

Воспитывать стремление расширять свой словарный запас

http://festival.1september.ru/

мультимедийная презентация

50

Сколько лексических значений имеет слово.

Уметь правильно употреблять слова  в соответствии с их лексическим значением

Иметь представление об однозначных и многозначных словах, уметь использовать их в речи.

Уметь нравственно-этически оценивать усвоенное содержание; уметь аргументировать свое мнение

51

Когда слово употребляется в переносном значении.

Уметь правильно употреблять слова  в соответствии с их лексическим значением

 Знать о прямом и переносном значении слова; как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты;

Развивать художественную речь за счет употребления метафор, эпитетов, олицетворений

52

Когда слово употребляется в переносном значении.

Уметь правильно употреблять слова  в соответствии с их лексическим значением

Знать понятие «фразеологизм»; уметь находить их в тексте и употреблять в собственной речи

Развивать этические чувства и регуляторы морального поведения

53-54

Сочинение-описание по картине И.Т.Хруцкого "Цветы и плоды".

Уметь составлять текст по определенной теме, стилю и типу речи

 Уметь писать сочинение-описание по картине; использовать в сочинении художественный стиль речи.

Уметь строить логическую цепь рассуждений, речевое высказывание в письменной форме

Репродукция картины

55

Анализ сочинения-описания по картине И.Т.Хруцкого "Цветы и плоды".

Уметь использовать схему анализа

Корректировать недостатки в содержании сочинения

Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности

56

Как пополняется словарный состав русского языка.

Уметь соотносить словарный состав различных языков

Иметь представление о заимствованных словах. Знать характерные черты старославянизмов; уметь определять принадлежность слова к определенному языку

Развивать стремление знать другие языки, осознавать богатство и красоту русского языка

57

Зачетный урок по теме "Лексика".

Уметь общаться в различной языковой среде

Уметь писать слова с изученными орфограммами; разъяснять значение слова, подбирать однокоренные слова; уметь пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов и др.

Воспитывать толерантность в общении;

Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку

Раздаточные материалы

58

Как образуются  слова в русском языке.

Закрепить алгоритм выполнения действий

Иметь представление об основных способах словообразования; уметь разбирать слова по составу и выполнять словообразовательный разбор.

Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности; выбирать эффективные способы решения задач

59

Как образуются  слова в русском языке.

Закрепить алгоритм выполнения действий

Знать понятие «морфема», уметь отличать морфему от других языковых единиц

Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности; выбирать эффективные способы решения задач

60

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах.

Уметь дифференцировать исходный материал

Иметь представление о чередовании гласных и согласных в разных морфемах слова; уметь писать слова с чередованием гласных в корне слова.

Развивать функциональную грамотность

61

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Словообразование".

Уметь находить известные орфограммы; уметь производить словообразовательный и морфемный разборы слова; находить чередующие гласные в корнях.

Развивать умение работать в парах, группах; уметь планировать учебное сотрудничество

62

Контрольная работа по теме "Словообразование"

Уметь выполнять работу в соответствии с эталоном

Уметь писать слова с изученными орфограммами; разбирать слова по составу; определять однокоренные слова; значения суффикса

Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку

Контрольно-измерительные материалы

63

Анализ контрольной работы

Уметь анализировать работу, приводить написание  в соответствие с эталоном

Уметь объяснять и исправлять ошибки

Уметь пользоваться логическими операциями: анализом, синтезом, обобщение, сравнение

64

Что изучает стилистика.

Выбирать определенный стиль речи в зависимости от речевой ситуации

Иметь представление о науке стилистике; закрепить понятие речевой ситуации.

Развивать мотивационную основу деятельности; формировать внутреннюю позицию школьника; уметь извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов

65

Правописание чередующихся гласных а-о в корнях - лаг- - -лож-

Уметь применять алгоритм действий  и фиксировать его  в устной речи

Уметь рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне; правильно писать чередующие гласные.

Уметь структурировать знания; уметь строить логическую цепь рассуждений

http://yamal.org/ook/

http://www.gramota.ru/class/

66

Правописание чередующихся гласных а-о в корнях - рос- - раст- (-ращ-).

Уметь применять алгоритм действий  и фиксировать его  в устной речи

Уметь рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне; правильно писать чередующие гласные.

Уметь структурировать знания; уметь строить логическую цепь рассуждений

67

Буквы о-е после шипящих в корнях слов.

Знать условия правописания о/е после шипящих; уметь писать эти гласные

Уметь точно выражать свои мысли; аргументировать свое мнение

68

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Закреплять способность определять цели учебной деятельности

 Уметь применять полученные знания; выполнять самоконтроль

Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку

69

Анализ контрольного диктанта .

Уметь оценивать результаты своей работы

 Уметь анализировать и корректировать недочеты в работе

Развивать аналитические способности

70

Лексика. Разговорная и книжная речь.

Уметь использовать  определенный вид лексики в соответствии с речевой ситуацией

Разбираться в понятиях книжная и разговорная речь, сферах их использования.

Формировать культуру общения; Развивать мотивационную основу деятельности

Толковый словарь В.И. Даля

71

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.

Уметь определять тождественные явления

Иметь представление об абсолютных омонимах; Уметь различать омонимы по значению, строению.

Уметь структурировать знания; уметь строить логическую цепь рассуждений

72

Что такое профессиональные и диалектные слова.

Уметь дифференцировать исходный материал

Знать профессиональные, диалектные слова и жаргонизмы; Уметь использовать слова данной группы в зависимости от конкретной речевой ситуации.

Развивать лингвокультурную компетенцию

73

О чем рассказывают устаревшие слова.

Уметь дифференцировать исходный материал

Знать устаревшие слова, уметь объяснять причины их появления в языке; отличать архаизмы от историзмов.

74

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова.

Уметь создавать речевые высказывания с употреблением этикетных слов

Уметь употреблять в речи этикетные слова прощания, просьбы, благодарности.

Воспитывать вежливость и культуру поведения

75

Правописание неизменяемых на письме приставок.

Уметь принимать решения и аргументировать их

Иметь представление в трех группах приставок. Уметь безошибочно писать слова с неизменяемыми приставками

Уметь выбирать наиболее эффективный способ решения задачи

76

Правописание приставок на –з,-с

Уметь принимать решения и аргументировать их

Уметь безошибочно писать слова с приставками на з-с.

Развивать умение адекватно оценивать результат собственных достижений

http://yamal.org/ook/

77

Буквы и-ы после ц.

Уметь пользоваться орфографическим словарем, в том числе и на электронном носителе

Знать условия написания и-ы после ц, уметь писать слова с данной орфограммой

Развивать память и орфографическую зоркость

http://yamal.org/ook/

78

Итоговое контрольное тестирование за 1-ое полугодие.

Уметь определять цель учебной деятельности и последовательность действий

 Уметь применять на письме полученные знания, осуществлять самоконтроль и самопроверку

Уметь адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

Контрольно-измерительные материалы

79

Анализ контрольного  тестирования. Итоги полугодия.

Уметь оценивать результаты своей работы

 Уметь находить ошибки; объяснять

Развивать навыки самостоятельной работы, способность к самооценке

80

Художественная и научно-деловая речь.

Уметь выполнять сравнительный анализ

Знать об основных отличиях художественной речи от научно-деловой.

Формировать учебно-познавательную мотивацию; внутреннюю позицию школьника

Синтаксис и пунктуация (вводный курс)

81

Что изучает синтаксис и пунктуация.

Уметь использовать в речевых высказываниях различные типы предложений

Знать, что такое синтаксис, что  такое пунктуация, почему они рассматриваются в неразрывной связи. Знать биографию А.М.Пешковского.

Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме

Рабочие тетради

http://rus.1september.ru/urok/

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку

82

Словосочетание.

Уметь использовать основные грамматические нормы русского языка

Знать понятие «словосочетание»; Уметь выделять словосочетания из предложения; Различать слово и словосочетание; уметь отличать словосочетание от грамматической основы

Развивать потребность в речевом самосовершенствовании

http://www.uroki.net

83

Словосочетание (продолжение)

Уметь использовать основные грамматические нормы русского языка

Знать типы словосочетаний по характеру главного слова; уметь вычленять их в предложении

Развивать потребность в речевом самосовершенствовании

84

Разбор словосочетания.

Уметь выполнять действия по алгоритму

Знать порядок разбора словосочетания; Уметь выполнять разбор словосочетания.

Развивать навыки самостоятельной работы, способность к самооценке

85

Предложение. Интонация предложения.

Уметь пользоваться предложениями для взаимодействия с окружающими людьми

Иметь представление о предложении, интонации, логическом ударении, паузе; уметь определять интонационные особенности предложений

Уметь строить логическую цепь рассуждений; аргументировать свое мнение; формировать внутреннюю позицию школьника

 

86

Виды предложений по цели высказывания.

Уметь составлять классификацию по определенным признакам

Уметь различать предложения по цели высказывания

Уметь строить логическую цепь рассуждений; аргументировать свое мнение; формировать внутреннюю позицию школьника

Мультимедийная презентация

87

Что такое тип речи.

Уметь создавать собственное высказывание по эталону

Уметь различать типы речи; уметь находить элементы описания в художественном тексте

Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме

Схема «Типы речи»

88

Восклицательное предложение.

Уметь применять полученные знания в публичных выступлениях

Уметь различать  предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

Развивать способность к эмоциональному общению

89

Описание, повествование, рассуждение.

Уметь создавать собственное высказывание определенного типа речи по эталону

 Знать характерные особенности каждого типа речи, уметь определять тип речи.

Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме; уметь определять основную и второстепенную информацию

90

Главные члены предложения.

Уметь видеть и выделять главное, определяющее смысловое ядро

Уметь опознавать главные члены предложения, находить основу предложения.

Уметь структурировать знания;

Рабочие тетради

91

Главные члены предложения. (продолжение)

Уметь видеть и выделять главное, определяющее смысловое ядро

Знать понятие «синтаксическая структура предложения», уметь определять способы выражения главных членов предложения

92

Тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь строить модели речевых высказываний определенного типа

 Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь ставить тире между подлежащим и сказуемым в простых предложениях

Уметь использовать общие приемы решения задач; уметь адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Таблицы по синтаксису простого предложения

93

Предложения распространенные и нераспространенные.

Уметь преобразовывать  один исходный материал в другой

Уметь распространять предложения; характеризовать предложения по наличию главных и второстепенных членов.

Развивать способность построения собственных высказываний с использованием распространенных предложений

94

Второстепенные члены предложения.

Умение видеть и воспринимать дополнительную информацию

Понимать значение и роль второстепенных членов предложения. Уметь выделять в предложениях второстепенные члены, которые поясняют главные и другие второстепенные члены.

Уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме; уметь определять основную и второстепенную информацию

Электронное приложение «Второстепенные члены предложения»

95

Дополнение.

Умение видеть и воспринимать дополнительную информацию

 Знать понятие «дополнение»; Уметь по смысловым вопросам определять дополнение, анализировать его роль в предложении.

Развивать способность построения собственных высказываний с использованием дополнения

96

Определение.

Умение видеть и воспринимать дополнительную информацию

 Знать понятие «определение»; Уметь по смысловым вопросам находить определение, анализировать его роль в предложении.

Развивать способность построения собственных высказываний с использованием определения

97

Обстоятельство.

Умение видеть и воспринимать дополнительную информацию

Знать понятие «обстоятельство»; Уметь по смысловым вопросам находить обстоятельство и определять разряд

Развивать способность построения собственных высказываний с использованием обстоятельства

98

Обобщение изученного по теме  «Главные и второстепенные предложения»

Уметь отбирать и систематизировать материал на определенную тему

 Уметь определять синтаксическую роль разных частей речи

Развивать умение работать  в парах, группах; уметь осознавать ответственность за общее дело

99

Контрольное тестирование «Главные и второстепенные члены предложения»

Уметь определять цель учебной деятельности и последовательность действий

Уметь применять полученные знания на практике

Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку

Контрольно-измерительные материалы

100

Однородные члены предложения.

Уметь находить тождественные и однородные явления

Уметь находить однородные члены предложения, составлять схемы предложений с однородными членами; уметь расставлять знаки препинания.

Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности; уметь планировать учебное сотрудничество

 

101

Оценка действительности.

Уметь давать адекватную оценку действительности

Знать основные способы выражения оценки действительности; Уметь составлять тексты с оценкой действительности.

Воспитывать стремление контролировать свою речь и оценивать ее

102

Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Уметь систематизировать и обобщать материал

Знать условия постановки двоеточия при однородных членах;

Уметь находить обобщающее слова и ставить двоеточие.

Развивать умение работать в парах, группах; уметь планировать учебное сотрудничество

Мультимедийная презентация

103

Обращение.

Уметь использовать обращение в различных речевых ситуациях

Знать понятие «обращение»; Уметь различать подлежащее и обращение; Уметь правильно ставить знаки препинания.

Уметь следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям; формировать волевую саморегуляцию

104

Обращение

Уметь использовать вежливые формы обращения

Уметь использовать обращение в устной и письменной речи; ставить знаки препинания

Уметь следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям; формировать волевую саморегуляцию

105

Синтаксический разбор простого предложения.

Уметь использовать алгоритм при выполнении учебных действий

Знать порядок синтаксического разбора; Уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения.

Развивать умение следовать эталону при выполнении заданий

Раздаточный материал- схемы разбора

106-107

Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона "Русская зима".

Совершенствовать умение составлять текст по определенной теме определенного типа речи

 Закрепить навыки написания сочинения-описания по картине. Уметь использовать изобразительно-выразительные средства

Воспитывать творческие способности и эстетический вкус

Репродукция картины

108

Обобщение и систематизация знаний по теме "Простое предложение". Анализ сочинения-описания по картине.

Уметь выполнять систематизацию и обобщение

 Уметь применять усвоенные знания, выполнять самопроверку; уметь видеть и исправлять недочеты

Уметь адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

109

Сложное предложение.

Уметь использовать в речи различные типы предложений для выражения собственных мыслей

Знать особенности строения сложного предложения и сложносочиненного предложения, уметь отличать его от простого предложения с однородными членами

Уметь строить речевое высказывание, используя конструкцию сложного предложения; уметь точно выражать свои мысли

110

Сложное предложение.

Уметь использовать в речи различные типы предложений для выражения собственных мыслей

Знать особенности построения сложноподчиненного предложения, уметь создавать схемы и ставить знаки препинания

Уметь строить речевое высказывание, используя конструкцию сложного предложения; уметь точно выражать свои мысли

111

Прямая речь.

Уметь преобразовывать один вид речи в другой

Знать понятие «прямая речь»;

Уметь правильно оформлять прямую речь на письме

Воспитывать бережное отношение к богатству русского языка; уметь формулировать и аргументировать свое мнение

Мультимедийная презентация

112-113

Изложение "Отчаянный воробей".

Уметь воспроизводить исходный материал

 Уметь сохранять стиль текста, его структуру, развернуть повествование, опираясь на исходный текст.

Развивать память, логическое мышление, передавать личное впечатление; уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного текста

114

Анализ изложений.

Диалог.

Уметь строить диалоги по различным темам

Уметь корректировать недочеты в работе; уметь составлять диалог, пунктуационно правильно его оформлять

Развивать навыки различных форм речевого общения, воспитывать вежливость, толерантность

115

Строение текста типа рассуждения-доказательства.

Уметь составлять тексты- социальную рекламу

Знать понятия «тезис», «аргумент»

Уметь составлять тексты типа рассуждения-доказательства.

Развивать стремление к умению аргументировать свое мнение

116

Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация".

Уметь отбирать и систематизировать материал на определенную тему

Уметь выполнять синтаксический разбор; уметь ставить знаки препинания, находить грамматическую основу, уметь составлять схемы предложения.

Формировать внутреннюю позицию школьника; стремление к сотрудничеству

117

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Синтаксис»

Уметь контролировать свою работу с точки зрения ее содержания

 Уметь применять полученные знания на практике

Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку

118

Анализ контрольного диктанта.

Уметь сравнивать выполненные действия с эталоном

 Уметь объяснять орфографические и пунктуационные ошибки.

Развивать аналитические способности

Морфология. Правописание

119

Самостоятельные и служебные части речи.

Уметь сопоставлять, применять различные приемы сопоставления

Знать основные сведения о частях речи. Различать самостоятельные и служебные части речи.

Уметь строить логическую цепь рассуждений; аргументировать свое мнение; формировать внутреннюю позицию школьника

http://www.gramota.ru/class/

http://yamal.org/ook/

http://www.uchportal.ru

120

Самостоятельные и служебные части речи. (продолжение)

Уметь сопоставлять, применять различные приемы сопоставления

Знать грамматическое значение частей речи и уметь определять их роль в предложении

Глагол

121

Что обозначает глагол.

Уметь отбирать материал на определенную тему

Знать грамматические, морфологические признаки глагола, синтаксическую роль в предложении.

Уметь определять основную и второстепенную  информацию. Строить логическую цепь рассуждения

Электронное приложение  рабочие тетради

Карточки для индивид.работы

122

Слитное и раздельное написание не с глаголами.

Уметь дифференцировать явления

Уметь правильно писать не с глаголами, находить частицу  не, понимать ее значение.

Формировать волевую саморегуляцию; извлекать необходимую информацию

http://www.uroki.net

123

Как образуются глаголы.

Уметь применять алгоритм действий при выполнении заданий

Знать способы словообразования глаголов; уметь производить словообразовательный разбор

Обогащать словарный запас

124

Вид глагола.

Уметь применять полученные на других уроках знания (англ.яз., тат.яз.)

Знать виды глагола; уметь правильно использовать глаголы несовершенного и совершенного вида в речи

Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности; формировать внутреннюю позицию школьника

125

Корни с чередованием букв е-и.

Уметь дифференцировать написание, использовать аргументацию

 Знать перечень корней с чередованием е-и. уметь правильно писать слова.

Уметь аргументировать свое мнение; уметь выбирать эффективные способы решения задач

Электронное приложение  рабочие тетради

Карточки для индивид.работы

126

Неопределенная форма глагола (инфинитив).

Уметь дифференцировать написание, использовать аргументацию

Знать признаки неопределенной формы глагола ; Уметь безошибочно определять инфинитив, уметь правильно писать ь в конце инфинитива.

Уметь аргументировать свое мнение; уметь планировать и прогнозировать

127

Правописание -тся и -ться в глаголах.

Уметь дифференцировать написание, использовать аргументацию

Знать условия выбора правописания –тся и –ться, правильно ставить вопрос.

Уметь осуществлять самоконтроль по результатам и способу действия

Электронное приложение  рабочие тетради

Карточки для индивид.работы

128

Как связываются предложения в тексте "Данное" и "Новое" в предложениях.

Уметь анализировать информацию, выделять известное и новое

Знать структуру связи предложений в тексте; Уметь развивать мысль в тексте; находить "данное" и "новое" в предложении.

Уметь осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение; строить логическую цепь рассуждения

129

Наклонение глагола.

Уметь применять усвоенные знания при изучении других языков

Знать понятие «наклонение глагола»; уметь определять наклонение глагола

Формировать полилингвистическую компетенцию

130

Строение текста типа повествования.

Уметь понимать коммуникативную установку в зависимости от речевой ситуации

Знать особенности строения текста повествования; Уметь создавать собственные тексты подобного типа; уметь редактировать текст-повествование.

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

131

Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола.

Уметь применять усвоенные знания при изучении других языков

Знать признаки сослагательного наклонения; Уметь образовывать форму условного наклонения; употреблять их в устной и письменной речи

Уметь использовать общие приемы решения задач; уметь самостоятельно учитывать установленные ориентиры действий в новом учебном материале

132

Как образуется повелительное наклонение глагола.

Уметь применять усвоенные знания при изучении других языков

Знать признаки повелительного наклонения; Уметь образовывать форму повелительного наклонения глагола; использовать слова в повелительном наклонении в речи.

Воспитывать вежливость, формировать формы речевого этикета

133

Времена глагола.

        

Уметь преобразовывать информацию на основе изменений временных форм глагола

Знать, временные формы глагола; уметь их образовывать и употреблять

Уметь точно выражать свои мысли; развивать познавательную инициативу

134

Времена глагола.

(продолжение)

Уметь преобразовывать информацию на основе изменений временных форм глагола

Знать как образуются временные формы глагола; уметь заменять одну временную форму глагола другой

Уметь точно выражать свои мысли; развивать познавательную инициативу; уметь планировать учебное сотрудничество

135

Резервный урок

136

Спряжение глагола. Лицо и число.

Уметь составлять и использовать алгоритм при выполнении действий

Знать понятие «спряжение глагола»; Уметь изменять глаголы по лицам и числам; определять личное безударное окончание глагола

Развивать внимание, умение следовать эталону в произношении глаголов

Таблица «Спряжение глагола»

137

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Уметь использовать алгоритм при выполнении действий

Знать спряжение глаголов с безударным личным окончанием; уметь безошибочно писать личные окончания глаголов

Развивать умение произносить глаголы в соответствии с орфоэпическими нормами

Электронное приложение  рабочие тетради

Карточки для индивид.работы

138

Контрольный диктант  по  теме "Глагол".

Уметь самостоятельно применять усвоенные знания, выполнять самопроверку

 Уметь правильно писать слова, расставлять знаки препинания.

Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку

139

Анализ контрольного диктанта.

Уметь сравнивать выполненные действия с эталоном

 Уметь самостоятельно находить ошибки, выполнять корректировку

Уметь осуществлять самоконтроль по результатам и способу действия

140

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Уметь составлять классификацию по определенным признакам

Знать признаки безличных глаголов, признаки переходности-непереходности; Уметь находить безличные глаголы

Обогащать речь, делать ее разнообразной за счет использования безличных предложений

141

Строение текста типа описания предмета.

Уметь строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативным замыслом

 Уметь создавать текст типа описания.

Уметь формулировать и аргументировать свое мнение

142-143

Сочинение-повествование с элементом описания по фотографии В.Гиппенрейтера "Пятнистый олень".

Уметь самостоятельно создавать текст в соответствии с коммуникативным замыслом

 Знать признаки текста-описания; Уметь писать сочинение-повествование с описанием животного, различать научное и художественное описание

Уметь строить логическую цепь рассуждения; уметь осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Репродукция фотографии

144

Систематизация и обобщение знаний по теме "Глагол".

Уметь отбирать и систематизировать материал на определенную тему

Уметь определять вид глагола; находить изученные орфограммы, образовывать формы наклонений; определять спряжение глагола.

Формировать внутреннюю позицию школьника; стремление к сотрудничеству

Раздаточный материал

145

Проверочная работа по теме "Глагол". Тест.

Уметь применять полученные знания; применять алгоритм при выполнении тестовых заданий

 Уметь выполнять тест в соответствии с эталоном, выполнять самоконтроль и самопроверку

Воспитывать аккуратность в работе; Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку

Контрольно-измерительные материалы 5 класс

Имя существительное

146

Что обозначает существительное.

Уметь отбирать материал по определенной теме и классифицировать его

Знать признаки имени существительного; Уметь распределять существительные на группы в зависимости от значения

Обогащать словарный запас, уметь выбирать эффективные способы решения задач

http://www.uroki.net

http://www.gramota.ru/class/

http://yamal.org/ook/

http://www.uchportal.ru

147

Как образуются имена существительные.

Уметь использовать умения, полученные при изучении других частей речи

Знать способы образования имени существительного и значение словообразовательных морфем; Уметь образовывать имена существительные суффиксальным и приставочным способом

Обогащать словарный запаса эмоционально-окрашенными существительными, воспитывать уважительное отношение к окружающим

148

Употребление суффиксов существительных -чик-, -щик-.

Уметь применять алгоритм при выполнении действий

 Знать условия написания суффиксов –чик,-щик; уметь безошибочно писать суффиксы

Уметь планировать учебное сотрудничество; ставить учебные задачи

Алгоритм-схема

149

Употребление суффиксов существительных -ек-, -ик-(-чик).

Уметь использовать логику при выполнении заданий

Знать условия написания суффиксов –ек-,-ик-, уметь безошибочно их писать

Обогащать словарный запас за счет  эмоционально окрашенных слов

Алгоритм-схема

150

Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

Уметь разграничивать написание, использовать алгоритм  при выполнении заданий

 Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными; Уметь правильно писать не с существительными.

Уметь планировать учебное сотрудничество; осознавать ответственность за общее дело

151

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Уметь использовать усвоенные знания при изучении других языков

Знать признаки одушевленных и  неодушевленных существительных; уметь правильно их  использовать

Формировать образность речи за счет использования олицетворений

Электронное приложение к УМК

152

Обучающий  диктант  с грамматическим заданием.

Уметь применять самостоятельно усвоенные знания, сравнивать с эталоном, выполнять самопроверку

Знать признаки имени существительного, уметь различать одушевленные и неодушевленные существительные, уметь выполнять словообразовательный разбор

Уметь правильно писать слова и расставлять знаки препинания.

153

Собственные и нарицательные имена существительные.

Уметь создавать устные и письменные тексты с учетом адресата (обращение к окружающим)

 Знать отличительные признаки собственных и нарицательных имен существительных, уметь безошибочно писать собственные существительные

Воспитывать вежливость, стремление называть окружающих полными именами, разграничивать формально и неформальное общение

154

Род имен существительных.

Уметь проводить сопоставительный анализ при изучении других языков

 Знать понятие «род»существительных, уметь определять род  имен существительных, в том числе заимствованных

Обогащать словарный запас за счет использования заимствованных слов

155-156

Написание изложения, близкого к тексту.

Уметь создавать текст по эталону, выделять главную тему и микротемы

Уметь излагать текст, сохранять строение текста, языковые средства

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

157

Анализ изложения. Соединение типов речи в тексте.

Уметь сравнивать собственное речевое высказывание с эталоном, видеть ошибки, недочеты, исправлять их

 Знать признаки различных типов речи ;Уметь соединять разные типы речи в одном тексте

158

Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Использовать усвоенные знания о несклоняемых именах существительных при изучении иностранных языков

 Знать особенности несклоняемых имен существительных; Уметь правильно употреблять существительные общего рода; знать особенности несклоняемых имен существительных.

Обогащать свою речь за счет использования экспрессивных особенностей имен существительных общего рода

Словарь трудностей русского языка.  Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.

159

Число имен существительных.

Уметь соотносить понятие «число имен существительных» в русском и иностранных языках

Знать понятие «число» существительных; уметь разграничивать существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе

Формировать стремление к правильному использованию существительных в единственном и множественном числе

http://festival.1september.ru/

160

Падеж и склонение имен существительных.

Уметь структурировать изучаемый материал в зависимости от определенного признака

Знать особенности склонения существительных на -мя. Уметь склонять существительные.

Формировать правильность речи за счет знаний о склонении имен существительных

161

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Уметь проводить сравнение с эталоном, соблюдать логику действий

Знать особенности склонения существительных на –ия,-ий,-ие; уметь правильно писать безударные окончания существительных

Формировать умение следовать эталону в выполнении действий

Школьный орфографический словарь

162

Употребление имен существительных в речи.

Уметь составлять тексты различных типов и стилей с использованием имен существительных

Знать важность употребления существительных в текстах разного типа; уметь правильно использовать их в речи

Обогащать словарный запас за счет существительных, обозначающих признаки и действия

163

Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя существительное".

Уметь классифицировать явления по определенным признакам и свойствам

Уметь опознавать в тексте имя существительное, определять морфологические, синтаксические, грамматические признаки.

Формировать внутреннюю позицию школьника; стремление к сотрудничеству

164

Контрольная работа по теме "Имя существительное".

Уметь самостоятельно выполнять действия, осуществлять самоконтроль, выполнять самопроверку

Уметь применять усвоенные знания в самостоятельных действиях

Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку

Контрольно-измерительные материалы

Имя прилагательное

165

Что обозначает имя прилагательное.

Уметь дифференцировать явления по их признакам, определять их отличительные свойства

Знать морфологические признаки имени прилагательного; уметь находить в тексте имена прилагательные

Развивать умение обогащать свою речь за счет эпитетов; формировать внутреннюю позицию школьника

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.

Вартаньян Э. А. Путешествие в слово

166

Прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

Уметь составлять классификацию по определенным признакам, выполнять дифференциацию

Знать классификацию имен прилагательных по разрядам; уметь находить в тексте имена прилагательные

Уметь строить логическую цепь рассуждений; аргументировать свое мнение; формировать внутреннюю позицию школьника

http://www.uroki.net

http://www.gramota.ru/class/

http://yamal.org/ook/

http://www.uchportal.ru

167

Правописание окончаний имен прилагательных.

Уметь выполнять действия по алгоритму, сравнивать с эталоном

Знать условия написания окончаний и дефисного написания имен прилагательных; уметь проверять написание прилагательных

Уметь проверять написание окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса; уметь применять правило сдефисном написании прилагательных, обозначив оттенки цветов.

http://festival.1september.ru/

168

Образование имен прилагательных.

Уметь выполнять действия  по аналогии (с именами существительными)

Знать способы образования имен прилагательных; Уметь образовывать слова суффиксальным способом, разбирать слова по составу; выполнять морфологический разбор.

Развивать и обогащать речь за счет использования эмоционально окрашенных имен прилагательных

Школьный словообразовательный словарь

169

Прилагательные полные и краткие.

Уметь проводить сравнение явлений, видеть сходство и различие

Знать морфологические и синтаксические признаки полных и кратких прилагательных; уметь находить краткие прилагательные в тексте; безошибочно писать краткие прилагательные с основой на шипящий

Развивать и обогащать речь за счет использования кратких форм имен прилагательных

170

Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных.

Уметь сравнивать понятия и явления, выявлять большую и меньшую степень

Иметь представление о сравнительной и превосходной степени; об особенностях употребления степеней сравнения. Уметь производить морфологический разбор.

Развивать и обогащать речь за счет использования прилагательных в сравнительной и превосходной степени

171

Как образуется сравнительная и превосходная степени прилагательного.

Уметь определять сходство и различие явлений

Знать, как образуются прилагательные сравнительной  и превосходной степени;  уметь образовывать степени  сравнения и правильно употреблять их в речи

Развивать и обогащать речь за счет использования прилагательных в сравнительной и превосходной степени

172

Контрольный диктант  по итогам года.

Уметь самостоятельно выполнять работу, осуществлять самоконтроль и самопроверку

 Уметь применять усвоенные знания в самостоятельных действиях

Уметь осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности; уметь осуществлять самооценку

173

Анализ контрольного диктанта.

Уметь сравнивать собственные действия с эталоном

Уметь самостоятельно находить ошибки, недочеты, исправлять их

Уметь адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

174

Орфографический практикум

Уметь преобразовывать теоретические знания в умения

 Знать изученные орфограммы, производить орфографический разбор

 Осознавать важность изучения русского языка

175

Заключительный урок. Подведение итогов

Учебно-методическое обеспечение и перечень рекомендуемой литературы.

Для учащихся:

Основная:

  • Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.Разумовская – М.: Дрофа, 2008.
  • Русский язык. Теория. 5-9 кл. :учебник. Предпрофильное обучение/ В.В.Бабайцева.-М.: Дрофа, 2011.
  • Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. Прописная или строчная? – М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. – 1008 с.
  • Львова С.И. Русский язык 5 класс: пособие для учащихся. М.:Дрофа, 2007. 

Дополнительная:

  • Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995. – 120 с.
  • Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. - М.: Просвещение, 1987. – 223 с.
  • Гвоздарёв Ю. А. Рассказы о русской фразеологии. – М.: Просвещение, 1998.
  • Иванова В. А., Потихина З. А. Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990

Словари:

  • Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.:  «Советская энциклопедия», 1969. – 608 с.
  • Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов для школьника. – Екатеринбург, 2005. – 512 с.
  • Баш Л. М., Боброва А. В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Цитадель-трейд, 2006. – 688 с.
  • Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Цитадель-трейд, 2007. – 576 с.
  • Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 832 с.
  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 8 класс. Автор учебника М.М.Разумовская

Рабочая программа  по русскому языку составлена по учебному комплексу М.М.Разумовской. Содержит пояснительную записку, основные требования к учащимся, основное содержание курса, а также календано...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (по учебнику М.М. Разумовской)

Рабочая программа составлена на основе Государственног стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М. Разумовской, В.И. Капинос и ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс ( по учебнику М.М. Разумовской)

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М. Разумовской, В.И. Капинос и др....

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс (к УМК М.М. Разумовской, С.И. Львовой и др.)

Данная рабочая программа по русскому языку составлена к УМК М.М. Разумовской, С.И. Львовой и др....

рабочая программа по русскому языку , 8 класс под редакцией М.М. Разумовской.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Данная рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку, авторами которой являются М.М.Разумовская, В.И.Капинос,...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку, 6 класс. Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы по русскому языку к учеб...