Рабочая программа по русскому языку 7 класс (по учебнику М.М. Разумовской)
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Государственног стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М. Разумовской, В.И. Капинос и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_7a_klass.docx | 125.46 КБ |
Предварительный просмотр:
7 КЛАСС
■
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
в приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
о овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
« формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
» освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: 6-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.
Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические знеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
применения родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В 7 классе первой темой является изучение наречия.
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учётом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объёме. Часы повторения изученного в 7 классе перенесены на самостоятельное домашнее усвоение с последующей проверкой на уроках.
Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.
Программа рассчитана на 136 часов, в том числе для проведения:
- контрольных диктантов - 9 часов;
- изложений - 8 часов;
- сочинений - 10 часов;
- творческих заданий - 8 часов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Элементы дополнительного содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||
план. | факт. | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
О языке (2 часа) | |||||||||||
1 | Язык как развивающееся явление | 1 | Урок объяснения нового материала | Систематизация сведений о русском языке как развивающемся явлении, литературном языке. Формирование бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности | Умение работать с учебной и справочной литературой | Знать: некоторые особенности развития русского языка. Уметь: обобщать знания о языке, полученные в 5-6 классах | Устный опрос | Комплексный анализ текста | |||
2 | Этимология как раздел лингвистики | 1 | Комбинированный урок | Этимология как раздел лингвистики. Обучение навыку работы с этимологическим словарем при объяснении правописания слова | Формирование навыка строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа | Знать: об этимологии как разделе лингвистики. Уметь: пользоваться этимологическим словарем при объяснении правописания слова | Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||
Повторение изученного в 5-6 классах (45 часов) | |||||||||||
3 | Фонетика и орфоэпия. Повторение изученного | 1 | Комбинированный урок | Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | Роль ударения в стихотворной речи | Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка | Организация совместной учебной деятельности | Ответ устно на вопрос «Какая общая мысль объединяет высказывания мастеров слова о русском языке?» | |||
4-5 | Рр. Стили речи | 2 | Комбинированный урок | Стиль как содержательная форма. Основная задача стилистики - исследование и описание функциональных стилей, стилистических свойств и признаков языковых единиц. Нормы употребления языковых средств в различных речевых ситуациях | Извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстом, справочной литературы | Знать: стилистическую систему современного русского языка; стилистические нормы употребления маркированных языковых средств в различных речевых ситуациях. Уметь: стилистически нормативно употреблять вариантные формы словоизменения в книжных стилях (в отличие от разговорного); использовать параллельные синтаксические конструкции (в зависимости от сферы общения) | Использование мультимедийных ресурсов и КТ для обработки и передачи информации. Презентации результатов познавательной и практической деятельности | Комплексный анализ текста | |||
6 | Звуковой анализ слов | 1 | Комбинированный урок | Ознакомление с основными сведениями из области фонетики и орфоэпии; обучение фонетическому и орфоэпическому разбору слова; развитие навыка пользования орфоэпическим словарем; совершенствование умения классифицировать гласные и согласные звуки, различать их в сильной и слабой позиции. Связь фонетики | Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство | Знать: основные орфограммы, изученные ранее, классификацию звуков русского языка. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; производить орфографический и фонетический разбор; соблюдать в практике речевого общения основные произ- | Беседа, проблемные задания | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | |||
и орфографии. Обучение правописанию безударных гласных, сопоставлению произношения и написания слов, умению анализировать поэтические тексты, опознавать звукопись в них, понимать роль этого приема в создании художественного образа | носительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; анализировать поэтические тексты, опознавать звукопись в них; понимать роль этого приема в создании художественного образа | ||||||||||
7-8 | Способы словообразования | 2 | Комбинированный урок | Основные способы образования самостоятельных и служебных частей речи в русском языке: морфологический и неморфологический | Определение в тексте продуктивных способов образования частей речи; умение при анализе давать интерпретацию языковых явлений и фактов | Знать: продуктивные способы образования частей речи. Уметь: расширять лингвистические знания | Организация совместной учебной деятельности | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||
9 | Словообразовательная цепочка | 1 | Комбинированный урок | Формирование умения строить словообразовательную цепочку однокоренных слов; углубление знаний о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов | Навык пользования словообразовательным словарем | Знать: способы образования слов с помощью морфем. Иметь общее представление о способах неморфологического образования слов. Уметь: производить морфемный и словообразовательный анализ слов | Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||
10 | Р/р. Типы речи | 1 | Комбинированный урок | Типы речи (описание, повествование, рассуждение), основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Понятие о культуре речи. Основные составляющие культуры речи | Умение находить и исправлять языковые ошибки | Знать: основные типы речи, их признаки. Уметь: осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты | Организация совместной учебной деятельности | Комплексный анализ текста | |||
11 | Словообразовательные гнезда | 1 | Комбинированный урок | Систематизация знаний по морфемике и словообразованию; закрепление понятия однокоренные слова в русском языке; знакомство с понятием форма слова, способами образования форм слов различных частей речи; углубление знаний о словообразовательном гнезде | Умение находить и использовать информацию | Знать: способы образования слов с помощью морфем. Иметь общее представление о способах неморфологического образования слов. Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный анализ слов | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||
12- | Неморфоло- | 2 | Комбиниро- | Основные способы обра- | Определение в текс- | Знать: продуктивные | Органи- | Упражне- | |||
13 | гические | ванный урок | зования самостоятельных | те продуктивных | способы образования | зация со- | ния по вы- | ||||
способы об- | и служебных частей речи | способов образова- | частей речи. | вместной | бору учи- | ||||||
разования | в русском языке: морфо- | ния частей речи; | Уметь: расширять лин- | учебной | теля с уче- | ||||||
слов | логический и неморфологический. Знакомство с неморфологическими способами образования новых частей речи на основе углубления понятия о самостоятельных частях речи | умение при анализе давать интерпретацию языковых явлений и фактов | гвистические знания | деятельности | том уровня обученно-сти школьников класса | ||||||
14- | Контроль- | 2 | Урок кон- | Определение уровня усво- | Умение классифици- | Знать: основные нормы | Тренинг, | Комплекс- | |||
15 | ный диктант. | троля ЗУН | ения изученного материа- | ровать ошибку, пра- | русского литературного | практи- | ный анализ | ||||
Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками | по теме | ла. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | вильно объяснять графически орфограмму | языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | кум | текста | |||||
16 | Pip. Текст | 1 | Урок разви- | Анализ текста с точки зре- | Умение находить | Знать: признаки текста, | Творче- | ||||
и его характеристика | тия речи | ния функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров. Обучение созданию собственного текста заданного типа | и исправлять языковые ошибки | особенности текста-описания, композиционные признаки текста-описания. Уметь: составлять план текста, определять его идею и тему | ское задание | ||||||
17 | Правила употребления ь и ъ | 1 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм ь и ъ, порядок действий при решении орфографических задач | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | Знать: основные типы орфограмм (например: ь после шипящих), изученные в 5 классе; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста | |||
18 | Правила употребления о-е после шипящих | 1 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения правила выбора буквы после шипящей и ц, порядок действий при решении орфографических задач | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | Знать: правило выбора буквы после шипящей и ц, ударение. Уметь: грамотно писать о—ё после шипящих и ц | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста | |||
19- 20 | Р/р. Подробное изложение текста публицистического характера | 2 | Урок развития речи | Основные признаки публицистического стиля Обучение написанию подробного изложения. Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов | Понятие стили литературного языка. Умение составлять тексты | Знать: основные признаки публицистического стиля; признаки текста и его функционально-смысловых типов(повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение) | Организация совместной учебной деятельности |
21 | Правописание приставок | 1 | Урок систематизации ЗУН | Актуализация и восстановление знаний о правописании приставок и предлогов, гласных в приставках; отрабатывание умения правильно писать | Термины морфема, морфемный разбор | Знать: правило о написании приставок и предлогов, гласных в приставках. Уметь: различать приставку и предлог | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обучеино-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
22 | Р/р. Публицистический стиль речи | 1 | Урок развития речи | Особенность публицистики как жанра. Признаки публицистического стиля | Создание собственных текстов в публицистическом стиле | Знать: признаки публицистического стиля. Уметь: находить в тексте признаки публицистического стиля | Работа с деформированным текстом | Стилистический анализ текста | |||||||||||||||||||||||||||
23 | Написание гласных в корне | 1 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм корня, порядок действий при решении орфографических задач | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | Знать: основные типы орфограмм корня, изученные в 5 классе; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста | |||||||||||||||||||||||||||
24 | Написание корней слов | 1 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм корня, порядок действий при решении орфографических задач | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | Знать: основные типы орфограмм корня, изученные в 5 классе; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста | |||||||||||||||||||||||||||
25-26 | Правописание суффиксов | 2 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм в суффиксах. Порядок действий при решении орфографических задач | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения | Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-6 классах; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | Комментируемое письмо. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
27-28 | Р/р. Языковые средства публицистического стиля речи | 2 | Урок развития речи | Выразительные возможности лексических и морфологических средств. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Синтаксический параллелизм. Порядок слов в предложении как средство языковой выразительности | Использование сложных синтаксических конструкций в разных типах речи в художественной литературе | Знать: грамматические и словообразовательные средства языковой выразительности и способы их создания. Уметь: понимать эстетическую ценность публицистического текста, своеобразие языка писателя; вступать в «диалог» с писателем, понимать авторский замысел; создавать собственный текст-рассуждение на основе анализируемого текста | Проекты с применением ИКТ | Лингвистический анализ текста | ' | ||||||||||||||||||||||||||
29 | Закрепление навыка написания н-нн в суффиксах | 1 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм правописания -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, правописания окончаний разных частей речи, изученных в 5-6 классах. Порядок действий при решении орфографических задач | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения | Знать: основные типы орфограмм, изученные в 5-6 классах; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; обосновывать свой выбор | Комментируемое письмо. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
30-31 | Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками | 2 | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков | Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдая основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста | |||||||||||||||||||||||||||
32 | Р/р. Заметка в газету | 1 | Урок развития речи | Представление о жанре информационной заметки, своеобразие речевых средств, характерных для заметки; обучение сжатию текста. Стили речи, их функционально-смысловой тип. Нормы построения текста. Языковые особенности текста | Роль синонимов, эпитетов | Знать: признаки информационной заметки. Уметь: определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;анализировать структуру и языковые особенности текста; свободно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста | Организация совместной учебной деятельности | Творческая работа | |||||||||||||||||||||||||||
33 | Правописание окончаний | 1 | Урок систематизации ЗУН | Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм окончаний. Порядок действий при решении орфографических задач | Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения | Знать: основные типы орфограмм окончаний; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | Комментируемое письмо. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
34 | Правописа- | 1 | Урок систе- | Совершенствование навы- | Роль лексического | Знать: основные типы | Тренинг, | Упражне- | |||||||||||||||||||||||||||
ние суффик- | матизации | ка применения основных | и грамматического | орфограмм суффиксов | практи- | ния по вы- | |||||||||||||||||||||||||||||
сов и окончаний | ЗУН | типов орфограмм суффиксов и окончаний самостоятельных частей речи. Порядок действий при решении орфографических задач | разбора при написании слов различной структуры и значения | и окончаний; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | кум | бору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||||
35- | Не с разны- | 2 | Урок систе- | Актуализация навыка | Роль лексического | Знать: основные типы | Коммен- | Упражне- | |||||||||||||||||||||||||||
36 | ми частями | матизации | применения основных ти- | и грамматического | орфограмм - правописа- | тируемое | ния по вы- | ||||||||||||||||||||||||||||
речи | ЗУН | пов орфограмм - правописания не с разными частями речи. Порядок действий при решении орфографических задач | разбора при написании слов различной структуры и значения | ния не с разными частями речи; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | письмо. Самостоятельная работа | бору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||||
37- | Р/р. Сочине- | 2 | Урок разви- | Сочинение (создание соб- | Умение использовать | Знать: приемы система- | Творче- | ||||||||||||||||||||||||||||
38 | ние в жанре заметки в газету | тия речи | ственного текста) | самостоятельно найденный материал в связи с предлагаемой темой сочинения | тизации материала. Уметь: излагать мысли на заданную тему | ская работа | |||||||||||||||||||||||||||||
39 | Не с разны- | 1 | Урок систе- | Совершенствование навы- | Роль лексического | Знать: основные типы | Коммен- | Упражне- | |||||||||||||||||||||||||||
ми частями | матизации | ка применения основных | и грамматического | орфограмм - правописа- | тируемое | ния по вы- | |||||||||||||||||||||||||||||
речи | ЗУН | типов орфограмм - правописания не с разными частями речи. Порядок действий при решении орфографических задач | разбора при написании слов различной структуры и значения | ния не с разными частями речи; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор | письмо. Самостоятельная работа | бору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||||
40 | нe с разными частями речи | 1 | Комбинированный урок | Корректировка уровня изученного материала, индивидуальные задания в соответствии с уровнем обученности школьников | Умение находить и использовать информацию | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученности школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
41- 42 | Словарное богатство русского языка | 2 | Комбинированный урок | Повторение и углубление сведений об объединении слов в разные группы, отражающие особенности лексического значения слов (лексика, лексическое значение слова, явления, происходящие в лексике, синонимы, омонимы, антонимы, слова в прямом и переносном значении), о смысловой связи разных слов в языке. Особенности употребления слов в речи, происхождение слов. Совершенствование умения пользоваться толковым словарем, словарями синонимов и антонимов | Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом, объяснение их значения с помощью лингвистических словарей | Знать: сферы употребления и историю происхождения русской лексики. Уметь: извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой | Конструирование предложений | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученности школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
43-44 | Грамматика: морфология и синтаксис | 2 | Комбинированный урок | Систематизация знаний учащихся о морфологии и синтаксисе, грамматическом значении частей речи. Порядок морфологического разбора. Понятие грамматическая основа предложения, второстепенных членов предложения | Составление обобщенной таблицы «Способы словообразования» с использованием справочной литературы | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдая основные правила орфографии | Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученное™ школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
45 | Р/р. Публицистическое рассуждение | 1 | Комбинированный урок | Средства публицистического стиля в письменной речи | Совершенствование навыков написания текстов различной стилистической направленности | Уметь: писать сочинение в жанре публицистического рассуждения | Творческая работа | Написать публицистическое рассуждение на предложенную тему | |||||||||||||||||||||||||||
46- 47 | Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками | 2 | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдая основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста | |||||||||||||||||||||||||||
Наречие (38 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | Наречие | 1 | Исследование | Систематизация ранее изученного о наречии; углубление понимания роли наречий в речи; формирование умения определять синтаксическую роль наречия в предложении | Умение редактировать текст, устранять повторы | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь: находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль в предложении | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученное™ школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
49-50 | Р/р Сочине- ние-рассуж-дение в публицистическом стиле | > | Урок развития речи | Сочинение (создание собственного текста) | Уметь использовать самостоятельно най-'денный материал в связи с предлагаемой темой сочинения | Знать: приемы систематизации материала. Уметь: излагать мысли на заданную тему | Творческая работа | ||||||||||||||||||||||||||||
51 | Какие слова являются наречиями | 1 | Комбинированный урок | Наличие омонимичных форм, приемы опознавания наречий. Обобщение знаний учащихся о наречиях, их роли в речи; совершенствование навыков правописания наречий, предлогов со словами, суффиксов | Морфологические признаки, орфография, нормы употребления наречий в речи. Наречие как часть речи. Конструирование наречий | Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении | Практикум, тест, графический диктант | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
52-53 | Разряды наречий | 2 | Комбинированный урок | Разряды наречий по значению, их определение; представление о словах категории состояния, их употребление в речи | Подготовка сообщения «Роль наречий в речи. Стилистические особенности употребления наречий» | Знать: морфологические признаки, орфографию наречия в речи. Уметь: применять знания; находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении | Комплексный анализ текста | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | |||||||||||||||||||||||||||
54- 55 | Р/р. Порядок слов в спокойной монологической речи | 2 | Урок развития речи | Повторение изученного материала о порядке слов в предложении, его роли в передаче информации; ознакомление с понятием монологическая речь, с порядком слов в спокойной монологической речи | Умение писать сочинение | Знать: признаки текста, особенности прямого порядка слов в спокойной монологической речи. Уметь: составлять план текста, определять его идею и тему | Творческое задание | Лингвистический анализ текста | |||||||||||||||||||||||||||
56 | Степени сравнения наречия | 1 | Исследование | Знакомство с теоретическими сведениями об образовании степеней сравнения наречий. Профилактика орфоэпических и орфографических ошибок при опоре на полученные ранее знания о правильном употреблении омонимичных форм прилагательных. Порядок морфологического разбора наречия. Формирование навыка употребления наречий в степенях сравнения наречий, омонимичных формам прилагательных | Конструирование предложений | Знать: особенности образования степеней сравнения наречий. Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении; обосновывать свой выбор; узнавать части речи и определять их значения; употреблять наречия в степенях сравнения, омонимичных формам прилагательных | Таблица | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | |||||||||||||||||||||||||||
57-58 | Степени сравнения наречия. Морфологический разбор наречий | 2 | Урок систематизации ЗУН | Знакомство с теоретическими сведениями об образовании степеней сравнения наречий. Профилактика орфоэпических и орфографических ошибок при опоре на полученные ранее знания о правильном употреблении омонимичных форм прилагательных. Порядок морфологического разбора наречия. Формирование навыка употребления наречий в степенях сравнения наречий, омонимичных формам прилагательных | Нормы употребления наречий | Знать: особенности образования степеней сравнения наречий. Уметь: узнавать части речи и определять их значения; употреблять наречия в степенях сравнения, омонимичных формам прилагательных; определять синтаксическую роль наречия в предложении; обосновывать свой выбор | Практикум, тест, графический диктант | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
59 | Образование наречий | 1 | Урок объяснения нового материала | Наиболее распространенные способы образования . наречий (суффиксальный, приставочный, приставоч-но-суффиксальный, сложение); формирование умения членить наречия на морфемы, образовывать наречия | Анализ текста и устного высказывания | Знать: особенности образования наречий. Уметь: членить наречия на морфемы; образовывать наречия; работать со словообразовательными цепочками | Организация совместной учебной деятельности | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | |||||||||||||||||||||||||||
60 | Образование наречий | 1 | Комбинированный урок | Формирование умения членить наречия на морфемы, образовывать наречия; отрабатывание правописания непроверяемых слов и терминов русского языка, гласных в корне; работа со словообразовательным словарем | Анализ текста и устного высказывания | Знать: особенности образования наречий. Уметь: членить наречия на морфемы; образовывать наречия; работать со словообразовательными цепочками | Организация совместной учебной деятельности | Комплексный анализ текста | |||||||||||||||||||||||||||
61- 62 | Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками | 2 | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения изученного материала; проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдая основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста | |||||||||||||||||||||||||||
63 | Написание наречий | 1 | Комбинированный урок | Формирование новых и совершенствование ранее сформированных орфографических навыков; усвоение норм употребления наречий | Нормы употребления наречий | Знать: морфологические признаки, орфографию наречия в речи и применять знания. Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении | Самостоятельная работа | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | |||||||||||||||||||||||||||
64-65 | Р/р. Обрат- ный порядок слов | 2 | Урок разви- тия речи | Повторение материала о порядке слов в предло- жении, его роли в передаче информации; ознакомление с обратным порядком слов в спокойной монологической речи | Инверсия как средст- во художественной выразительности | Знать: признаки текста; особенности обратного порядка слов в спокойной монологической речи. Уметь: составлять план текста, определять его идею и тему | Творче- ское за- дание | Найти в произве- дениях художественной литературы образцы инверсии | |||||||||||||||||||||||||||
66- 67 | Написание не с наре- чиями | 2 | Комбиниро- ванный урок | Освоение орфограммы чиях на -о, -е»; усвоение алгоритма действий при применении правила написания не в наречиях на -о, -е | Принцип единого написания морфем при проверке орфограммы | Знать: правило написа- ния не в наречиях на -о, -е. Уметь: применять это правило при письме | Коммен- тируемое письмо. Самостоятельная работа | Упражне- ния по вы- бору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
68-69 | Н и нн в суф- фиксах на- речий | 2 | Комбиниро- ванный урок | Освоение орфограммы «Правописание нн и н в суффиксах наречий на -о, -е»; усвоение алгоритма действий при применении правила написания нн-, н- в наречиях на -о, -е | Принцип единого написания морфем при проверке орфограммы | Знать: правило написа- на -о, -е. Уметь: применять это правило при письме | Коммен- тируемое письмо. Самостоятельная работа | Упражне- ния по вы бору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
70-71 | Р/р. Подробное изложение текста публицистического характера | 2 | Урок развития речи | Основные признаки публицистического стиля. Обучение написанию подробного изложения. Обобщенная форма передачи исходного текста. Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов | Понятие стили литературного языка. Умение составлять тексты | Знать: основные признаки публицистического стиля; признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение) | Организация совместной учебной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||
72-73 | Дефис в наречиях | 2 | Комбинированный урок | Освоение орфограммы «Дефис в наречиях»; усвоение алгоритма действий при применении правила | Принцип единого написания морфем при проверке орфограммы | Знать: правило написания дефиса в наречиях. Уметь: применять это правило при письме | Комментируемое письмо. Самостоятельная работа | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обу-ченности школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
74-75 | Буквы о, е, а на конце наречий | 2 | Урок объяснения нового материала | Ознакомление с правилом употребления букв о, е, а на конце наречий, после шипящих; повторение изученного о словообразовании наречий; отрабатывание правила написания о, е на конце наречий | Конструирование предложения с применением изученных орфографических правил | Знать: правило употребления букв о, е, а на конце наречий; после шипящих. Уметь: применять это правило при письме | Таблица | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученное™ школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
76- | P/p. Описа- | 2 | Урок раз- | Обучение созданию собст- | Умение найти в про- | Знать: признаки текста, | Творче- | ||||||||||||||||||||||||||||
77 | ние состояния человека | вития речи | венного текста заданного типа | изведениях художественной литературы образцы текстов-описаний состояния человека с целью подготовки к классному сочинению | особенности текста-описания, композиционные признаки текста-описания. Уметь: составлять план текста, определять его идею и тему | ское задание | |||||||||||||||||||||||||||||
78 | Не и ни | 1 | Комбини- | Освоение орфограммы | Принцип единого | Знать: правило написа- | Коммен- | Упражне- | |||||||||||||||||||||||||||
в отрица- | рованный | «Не и. ни в отрицательных | написания морфем | ния не и ни в отрицатель- | тируемое | ния по вы- | |||||||||||||||||||||||||||||
тельных на- | урок | наречиях»; усвоение алго- | при проверке орфо- | ных наречиях. | письмо. | бору учите- | |||||||||||||||||||||||||||||
речиях | ритма действий при применении правила | граммы | Уметь: применять это правило при письме | Самостоятельная работа | ля с учетом уровня обученности школьни- | ||||||||||||||||||||||||||||||
79 | Употребле- | 1 | Комбини- | Освоение орфограммы | Принцип единого | Знать: правило употреб- | Коммен- | ||||||||||||||||||||||||||||
ние ь на | рованный | «Употребление ь на конце | написания морфем | ления ъ на конце наре- | тируемое | ков класса | |||||||||||||||||||||||||||||
конце наречий | урок | наречий»; усвоение алгоритма действий при применении правила | при проверке орфограммы | чии. Уметь: применять это правило при письме | письмо. Самостоятельная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||
80 | Употребле- | 1 | Урок сис- | Роль наречий в передаче | Связь глагола и наре- | Знать: общее граммати- | Работа | Упражне- | |||||||||||||||||||||||||||
ние наречий | тематиза- | эмоций, употребление на- | чия, непроверяемые | ческое значение, морфо- | с дефор- | ния по вы- | |||||||||||||||||||||||||||||
в тексте. | ции ЗУН | речий в тексте. Отрабаты- | написания наречия | логические признаки | миро- | бору учите- | |||||||||||||||||||||||||||||
Произноше- | вание произношения упот- | «ближнего простран- | и синтаксическую роль | ванным | ля с учетом | ||||||||||||||||||||||||||||||
ние наречии | ребительных наречий. Работа с текстами по определению роли наречий в художественном и научном тексте, выявлению обстоятельственных и определительных наречий. Совершенствование навыков правописания наречий | ства», характерные признаки текстов разного стиля | наречий. Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении | текстом | уровня обученное™ школьников класса | ||||||||||||||||||||||||||||||
81 | Обобщающий урок по теме «Наречие» | 1 | Урок систематизации знаний | Систематизация ЗУН по теме «Наречие» | Нормы употребления наречий | Знать: орфографию причастия. Уметь: применять изученные орфографические правила; использовать изученную часть речи в устной и письменной практике | Организация совместной учебной деятельности | Комплексный анализ текста | |||||||||||||||||||||||||||
82-83 | Р/р. Сочинение-описание состояния человека | 2 | Урок развития речи | Сочинение (создание собственного текста) | Умение использовать самостоятельно найденный материал в связи с предлагаемой темой сочинения | Знать: приемы систематизации материала. Уметь: излагать мысли на заданную тему | Творческая работа | ||||||||||||||||||||||||||||
84-85 | Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками | 2 | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков | Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдая основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста | |||||||||||||||||||||||||||
Служебные части речи. Предлог (11 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
86- 87 | Предлог как часть речи | 2 | Комбинированный урок | Понятие предлог, назначение предлогов в речи. Многозначность предлогов, группы предлогов по происхождению, переход других частей речи в предложении, слитное написание производных предлогов | Владение терминологией (отыменные, наречные, отглагольные предлоги) | Знать: морфологические признаки предлога, разряды предлогов по зна- чению. Уметь: находить предлоги среди других частей речи; подбирать предлоги к заданным существительным | Тематический диктант. Комментируемое письмо | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
88 | Разряды предлогов | 1 | Комбинированный урок | Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов, группы предлогов по происхождению, переход других частей речи в предложении, слитное написание производных предлогов | Владение терминологией (отыменные, наречные, отглагольные предлоги) | Знать: разряды предлогов по значению. Уметь: находить предлоги среди других частей речи; подбирать предлоги к заданным существительным | Тематический диктант. Комментируемое письмо | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обу-ченности школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
89-91 | Правописание предлогов | 3 | Комбинированный урок | Формирование новых и совершенствование ранее сформированных орфографических навыков; усвоение норм употребления производных и непроизводных предлогов | Нормы употребления предлогов | Знать: условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь: применять правила слитного и раздельного написания предлогов; различать предлоги и синонимичные части речи; подбирать предлоги-синонимы | Самостоятельная работа | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | |||||||||||||||||||||||||||
92-93 | Р/р. Изложение публицистического текста типа описания состояния человека | 2 | Урок развития речи | Основные признаки публицистического стиля. Обучение написанию подробного изложения. Обобщенная форма передачи исходного текста. Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов | Понятие стили литературного языка. Умение составлять тексты | Знать: основные признаки публицистического стиля; признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение) | Организация совместной учебной деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||
94 | Употребление и произношение предлогов в речи | 1 | Комбинированный урок | Усвоение норм употребления производных и непроизводных предлогов. Знакомство с алгоритмом морфологического разбора предлога | Нормы употребления предлогов | Знать: простые и составные предлоги, порядок морфологического разбора предлога. Уметь: различать предлоги и синонимичные части речи, подбирать предлоги-синонимы | Самостоятельная работа | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | |||||||||||||||||||||||||||
95-96 | Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками | 2 | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков | Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдая основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста | |||||||||||||||||||||||||||
Союз (15 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
97 | Понятие о союзе | 1 | Исследование | Понятие о союзе, назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложении с однородными членами. Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении | Повтор союза в целях усиления выразительности речи | Знать: признаки союза как служебной части речи, его роль в предложении. Уметь: находить союзы среди других частей речи, самостоятельно анализировать новый материал, составлять блок-схемы | Таблица | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня знаний учащихся | |||||||||||||||||||||||||||
98 | Простые и составные союзы | 1 | Исследование | Простые и составные союзы. Сочинительные и подчинительные союзы. Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении | Классификация союзов по строению: простые и сложные | Знать: классификацию союзов по строению: простые и сложные. Уметь: определять вид союза по строению, составлять предложения по заданным схемам | Тематический диктант. Комментируемое письмо | ||||||||||||||||||||||||||||
99 | Сочинительные союзы | 1 | Комбинированный урок | Классификация союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи | Конструирование предложения с применением изученных пунктуационных правил | Знать: разряды сочинительных союзов. Уметь: различать сочинительные и подчинительные союзы | Таблица | ||||||||||||||||||||||||||||
100 | Подчинительные союзы | 1 | Комбинированный урок | Классификация союзов по значению, группы подчинительных союзов и их значение | Конструирование предложения с применением изученных пунктуационных правил | Знать: разряды подчинительных союзов. Уметь: различать сочинительные и подчинительные союзы | Тематический диктант. Комментируемое письмо | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
101 | Р/р. Характеристика человека | 1 | Урок развития речи | Особенность характеристики человека как вид письменного высказывания | Создание собственных текстов на заданную тему | Знать: приемы систематизации материала. Уметь: излагать мысли на заданную тему | Работа с деформированным текстом | Творческая работа | |||||||||||||||||||||||||||
102- 103 | Правописание союзов | 2 | Комбинированный урок | Правила написания союзов тоже, также, чтобы, зато. Способы отличия союзов от наречий и местоимений с частицей {что бы, так же, за то, то же и т. п.) | Конструирование предложения с применением изученных пунктуационных правил | Знать: нормы употребления союзов в письменной и устной речи. Уметь: соблюдать эти нормы; конструировать различные виды сложных предложений; отличать союзы от наречий и местоимений с частицей | Комплексный анализ текста | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
104-105 | Правописание союзов и омонимичных им слов | 2 | Комбинированный урок | Способы отличия союзов от наречий и местоимений с частицей. Применение на письме изученных ор- ' фографических правил | Конструирование предложения с применением изученных пунктуационных правил | Знать: нормы употребления союзов в письменной и устной речи. Уметь: соблюдать эти нормы; конструировать различные виды сложных предложений; отличать союзы от наречий и местоимений с частицей | Тематический диктант. Комментируемое письмо | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | |||||||||||||||||||||||||||
106-107 | Употребление и произношение союзов и союзных слов в простых и сложных предложениях | 2 | Урок систематизации ЗУН | Полифункциональность союза и частотность его употребления, ошибки, связанные с употреблением союза, представление о роли союзов как средстве связи самостоятельных по смыслу предложений текста. Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания и говорения | Анализ текста и устного высказывания | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: применять изученные правила; пользоваться определенными способами по их применению | Тематический диктант. Комментируемое письмо | Комплексный анализ текста | |||||||||||||||||||||||||||
108 | Повтори-тельно-обобща-ющий урок по теме «Союз» | 1 | Урок систематизации знаний | Систематизация ЗУН по теме «Союз» | Подготовка сообщения «Роль союзов в речи. Стилистические особенности употребления производных союзов» | Уметь: обобщать и систематизировать знания о союзе как части речи; выполнять морфологический разбор союза; грамотно употреблять союзы в письменной и устной речи | Комплексный анализ текста | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
109- 110 | Р/р. Подго- товка и написание со-чинения-воспомина- ния «Как я в первый раз...» | 2 | Урок раз- вития речи | Сочинение (создание соб- ственного текста) | Умение использовать самостоятельно найденный материал в связи с предлагаемой темой сочине- ния | Знать: приемы система- тизации материала. Уметь: излагать мысли на заданную тему | Творче- ская работа | ||||||||||||||||||||||||||||
111 | Контроль- ный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Урок кон- троля ЗУН по теме | Определение уровня ус- воения изученного мате- риала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Умение классифици- ровать ошибку, пра- вильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдая основные правила орфографии | Тренинг, практи- кум | Комплекс- ный анализ текста | |||||||||||||||||||||||||||
Частица как часть речи (17 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
112 | Частица как | 1 | Урок-иссле- | Понятие частица, значе- | Правила речевого | Знать: особенности | Цифро- | Составле- | |||||||||||||||||||||||||||
часть речи. | дование | ние частиц, закрепление | этикета (формы веж- | частицы как служебной | вой дик- | ние пред- | |||||||||||||||||||||||||||||
Разряды | умения правильно писать | ливости при выраже- | части речи; роль час- | тант, тест, | ложении | ||||||||||||||||||||||||||||||
частиц | частицы не пни с различными частями речи 1 | нии просьбы) | тицы в предложении и при образовании форм слова. Уметь: применять орфограммы «Пробел между частицей и словом», «Дефис между частицей и словом»; отличать частицу от других единиц служебных частей речи | творческое списывание | с использованием изучаемой языковой единицы | ||||||||||||||||||||||||||||||
113 | Разряды частиц | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с разрядами частиц по значению; формирование умения видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами | Выразительная роль частиц, конструирование предложений с различными частицами | Знать: разряды частиц. Уметь: видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль; конструировать предложения с различными частицами | Тематический диктант. Комментируемое письмо | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
114-115 | Правописание не и ни | 2 | Комбинированный урок | Смысл положительных и отрицательных предложений с частицей не. Понятие двойное отрицание, значение частицы ни в устойчивых сочетаниях | Выразительная роль частиц, конструирование предложений с различными частицами | Знать: разряды частиц по значению и употреблению; отрицательное значение частицы не. Уметь: опознавать языковые единицы и явления; проводить различные виды их анализа | Работа с деформированным текстом | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||
116 | Правописание не с существительными, прилагательными, глаголами | 1 | Комбинированный урок | Повторение орфограммы «Правописание не с существительными, прилагательными, глаголами»; усвоение алгоритма действий при применении правила | Конструирование предложений с различными частицами | Знать: правила написания не с существительными, прилагательными, глаголами. Уметь: применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма | Отобрать материал, необходимый для характеристики литературного героя | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | |||||||||||||||||||||||||||
117 | Правописа- | 1 | Комбини- | Повторение орфограммы | Конструирование | Знать: правила написа- | Самосто- | Упражне- | |||||||||||||||||||||||||||
ние не с при- | рованный | «Правописание не с прила- | предложении с раз- | ния не с прилагательны- | ятельная | ния по вы- | |||||||||||||||||||||||||||||
лагательными и причастиями, словами состояния | урок | гательными и причастиями, словами состояния»; усвоение алгоритма действий при применении правила | личными частицами | ми и причастиями, словами состояния. Уметь: применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма | работа | бору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||||||||||||||||||||||
118 | Правописа- | 1 | Комбини- | Повторение орфограммы | Конструирование | Знать: правила написа- | Самосто- | Упражне- | |||||||||||||||||||||||||||
ние не с ме- | рованный | «Правописание не с место- | предложений с раз- | ния не с местоимениями. | ятельная | ния по вы- | |||||||||||||||||||||||||||||
стоимениями | урок | имениями»; усвоение алгоритма действий при применении правила написа- | личными частицами | Уметь: применять изученные правила, основываясь на определении час- | работа | бору учителя с учетом уровня | |||||||||||||||||||||||||||||
ния | ти речи и морфемы, в ко- | обученно- | |||||||||||||||||||||||||||||||||
торой встретилась орфограмма | сти школьников класса | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
119- | Раздельное | 2 | Комбини- | Частица как часть речи. | Конструирование | Знать: о дефисном на- | Цифро- | Изучив из- | |||||||||||||||||||||||||||
120 | и дефисное | рованный | Разряды частиц по значе- | предложений. Со- | писании частиц -то, -ка. | вой дик- | дания прес- | ||||||||||||||||||||||||||||
написание | урок | нию и употреблению. Со- | вершенствование на- | Уметь: применять изу- | тант, тест, | сы, найти | |||||||||||||||||||||||||||||
частиц | вершенствование орфографических навыков по теме «Раздельное и дефисное написание частиц» | выка раздельного написания частиц бы, ли, же | ченные орфографические правила о написании частиц | творческое списывание | образцы предложений с частицами | ||||||||||||||||||||||||||||||
121- | Контроль- | 2 | Урок кон- | Определение уровня изу- | Умение классифици- | Знать: основные нормы | Тренинг, | Комплекс- | |||||||||||||||||||||||||||
122 | ный диктант. | троля ЗУН | ченного материала. Про- | ровать ошибки, пра- | русского литературного | практи- | ный анализ | ||||||||||||||||||||||||||||
Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками | по теме | верка и тематический контроль знаний, умений, навыков | вильно объяснять графически орфограмму | языка. Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдая основные правила орфографии | кум | текста | |||||||||||||||||||||||||||||
123-124 | P/р. Характеристика человека. Виды характеристики. Создание сжатой деловой характеристики на основе художественной | 2 | Урок развития речи | Формирование умения анализировать текст, создавать краткую характеристику; знакомство с деловой (информационная речь) и художественной (изобразительная речь) характеристикой | Создание собственных текстов на заданную тему | Знать: приемы систематизации материала. Уметь: излагать мысли на заданную тему | Работа с деформированным текстом | Творческая работа | |||||||||||||||||||||||||||
125 | Употребление и произношение частиц в речи | 1 | Урок систематизации ЗУН | Функции частиц и частотность их употребления, ошибки, связанные с употреблением частиц, представление о роли частицы как средстве выразительности и связи самостоятельных по смыслу предложений текста. Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания,говорения | Анализ текста и устного высказывания | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: применять изученные правила; пользоваться определенными способами по их применению | Тематический диктант. Комментируемое письмо | Комплексный анализ текста | |||||||||||||||||||||||||||
126 | Повтори-тельно-обоб-щающий урок по теме «Частица» | 1 | Урок систематизации знаний | Систематизация ЗУН по теме «Частица» | Подготовка сообщения «Роль союзов в речи. Стилистические особенности употребления частиц» | Уметь: обобщать и систематизировать знания о частице как части речи; выполнять морфологический разбор частицы. Уметь: грамотно употреблять частицы в письменной и устной речи | Комплексный анализ текста | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | |||||||||||||||||||||||||||
127- 128 | Р/р. Сжатое изложение | 2 | Урок развития речи | Совершенствование навыка сжатого изложения и рассуждения на заданную тему. Характеристика сжатого изложения. Обобщенная форма передачи исходного текста. Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов | Понятие стили литературного языка. Умение составлять тексты | Знать: основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение) | Организация совместной учебной деятельности | Повторение: «Стили и типы речи» | |||||||||||||||||||||||||||
Междометие. Омонимия разных частей речи (8 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
129 | Понятие о междометии | 1 | Исследование | Понятие междометие, значение междометий в речи, предназначение междометий | Сочинение грамматической сказки «Междометие» | Знать: информацию о междометии как части речи. Уметь: осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи | Тематический диктант. Комментируемое письмо | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы. Повторение: «Фонетика. Орфоэпия» | |||||||||||||||||||||||||||
130 | Правописание междометий | 1 | Комбинированный урок | Нормы употребления междометий в речи. Знаки препинания при междометии | Презентации проектов с использованием ИКТ | Знать: и соблюдать нормы употребления междометий в речи. Уметь: применять пунктуационные правила; конструировать предложения с междометиями | Цифро- вой диктант, тест, творческое списывание | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти учащихся. Повторение: «Состав слова и словообразование», «Лексика и фразеология» | |||||||||||||||||||||||||||
131— 132 | Р/р. Описание внешности человека. Сочинение-описание внешно- сти человека на тему «Кто он?» | 2 | Урок развития речи | Обучение описанию внешности человека. Сочинение (создание собственного текста). Особенности текста-описания действий; повествование; главная мысль. Композиционные признаки описания | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения | Знать: признаки текста, особенности текста-описания, композиционные признаки описания. Уметь: отбирать материал для сочинения; составлять план сочинения, определять его идею и тему | Творческое задание | ||||||||||||||||||||||||||||
133 | Звукоподражательные слова | 1 | Исследование | Понятие звукоподражательные слова, значении звукоподражаний в речи, предназначение звукоподражаний | Сочинение грамматической сказки «Звукоподражательные слова» | Знать: информацию о звукоподражаниях как особой группе слов в речи. Уметь: осознанно и в соответствии с нормами употреблять звукоподражания в речи | Тематический диктант. Комментируемое письмо | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы. Повторение: «Грамматика: морфология и синтаксис» | |||||||||||||||||||||||||||
134 | Омонимия слов разных частей речи | 1 | Комбини- . рованный урок | Принципы выделения частей речи и состав частей речи в русском языке. Спорные вопросы определения частеречной принадлежности слов. Переход слов из одной части речи в другую | Совершенствование навыков поисково-исследовательской, эмпирической, эвристической деятельности | Знать: классы слов, не входящие в части речи. Уметь: находить в тексте примеры омонимии частей речи; использовать в речи явление омонимии частей речи | Организация совместной учебной деятельности | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы. Повторение: «Орфография. Пунктуация» | |||||||||||||||||||||||||||
135- 136 | Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками | 2 | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков | Умение классифицировать ошибки, правильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдая основные правила орфографии | Тренинг, практикум | *! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238 часов....
Рабочая программа по физике 9 класс по учебнику Пинского и Разумовского
Данная программа разработана для 9 класса с углубленным изучением физики. Есть календарно-тематическое планирование (4 часа в неделю)...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...