Рабочая программа по русскому языку 9 класс ( по учебнику М.М. Разумовской)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М. Разумовской, В.И. Капинос и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_9a_klass.docx | 75.46 КБ |
Предварительный просмотр:
9 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения в программе усилена речевая направленность курса: расширена понятийная основа обучения связной речи, теория приближена к потребностям практики, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
. • овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
• формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
• освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; ,
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему - основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• применения родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
В программе усилен семантический аспект подачи лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. Часы повторения изученного в 8 классе перенесены на самостоятельное домашнее усвоение с последующей проверкой на уроках.
Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного года наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план.
Программа рассчитана на 68 часов, в том числе для проведения:
- контрольных диктантов - 4 часа;
- изложений - 6 часов;
- сочинений - 2 часа;
- творческих работ - 7 часов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Элементы дополнительного содержания образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||
план. | факт. | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||||
Русский язык - национальный язык русского народа | |||||||||||||||||
1 | Русский язык -национальный язык русского народа | 1 | Комбинированный урок | Понятие о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка | Составление простого и сложного плана | Знать: о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка | Беседа, проблемные задания | Комплексный анализ текста | |||||||||
Повторение изученного в 5-8 классах (13 часов) | |||||||||||||||||
2 | Повторение изученного: фонетика, орфоэпия, графика | 1 | Урок систематизации ЗУН | Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика, графика, орфография. Фонетический разбор». Тренинг | Работа со справочной литературой и словарями | Знать: звуки речи, соотношение звука и буквы; связь фонетики с графикой и орфографией; основные орфоэпические нормы. Уметь: применять знания по фонетике в практике правописания и говорения | Фонетический разбор | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученное™ школьников класса | |||||||||
3 | Р/р. Повторение: типы и стили речи | 1 | Урок развития речи | Повторение знаний о тексте, его особенностях, тематике и проблематике, типах и стилях речи; формирование умения создавать тексты разных жанров | Умение писать сочинение в разных жанрах | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст | Организация совместной учебной деятельности | Творческая работа | |||||||||
4 | Р/р. Сжатый пересказ | 1 | Урок развития речи | Микротема. Абзац. Роль плана. Совершенствование навыка составления сжатого пересказа текста | Умение писать изложение | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь: строить микротекст в соответствии с заданной темой; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; совершенствовать и редактировать собственный текст | Организация совместной учебной деятельности | Творческая работа | |||||||||
5 | Повторение изученного: лексика, морфемика, словообразование | 1 | Урок систематизации ЗУН | Систематизация и обобщение знаний по теме «Лексика, словообразование, морфемика и орфография, состав слова». Тренинг | Работа со справочной литературой и словарями | Знать: виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова; чередование звуков в морфемах; основные способы образования слов. Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста | |||||||||
6 | Повторение изученного: морфология и синтаксис | 1 | Урок систематизации ЗУН | Систематизация и обобщение знаний по теме «Морфология и синтаксис». Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания | Анализ текста с точки зрения морфологических норм русского литературного языка | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: применять изученные правила; пользоваться определенными способами по их применению | Тематический диктант. Комментируемое письмо | Комплексный анализ текста | |||||||||
7-8 | Повторение: орфография и пунктуация | 2 | Урок систематизации ЗУН | Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания | Анализ текста с точки зрения морфологических норм русского литературного языка | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: применять изученные правила; пользоваться определенными способами по их применению | Тематический диктант. Комментируемое письмо | Комплексный анализ текста | |||||||||
9 | Р/р. Повторение и углубление знаний о тексте: способы и средства связи | 1 | Урок развития речи | Повторение знаний о тексте, его особенностях, тематике и проблематике, способах и средствах связи; формирование умения создавать тексты разных жанров | Умение писать сочинение в разных жанрах | Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); способы и средства связи предложений в тексте. Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактиро-вать собственный текст | Организация совместной учебной деятельности | Творческая работа | |||||||||
10 | Повторение. Синтаксис и пунктуация | 1 | Урок систематизации ЗУН | Систематизация и обобщение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». Тренинг | Анализ, выбор, использование выразительных средств синтаксиса | Знать: термины пункто-грамма, грамматическая основа. Уметь: характеризовать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; пунктуационно верно оформлять текст | Конструирование предложений | Комплексный анализ текста | |||||||||
11-12 | Обобщающий урок по теме «Повторение изученного» | 2 | Урок кон- троля ЗУН по теме | Определение уровня ус- воения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Конструирование предложений | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Зачет | Упражне- ния по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||
13- 14 | Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками | 2 | Урок кон- троля ЗУН по теме | Определение уровня ус- воения материала. Про- верка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Умение классифи- цировать ошибку правильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные нормы русского литературного языка Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | практи- кум | Комплекс- ный анализ текста | |||||||||
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение (11 часов) | |||||||||||||||||
15 | Сложное | 1 | Урок сис- | Понятие сложное пред- | Классификация | Знать: признаки сложных | Исполь- | Проекты- | |||||||||
предложение | тематиза- | ложение, средства связи | сложных предло- | предложений. | зование | презента- | |||||||||||
(СП) | ции ЗУН | предикативных частей сложного предложения (повторение). Отличие сложного предложения от простого. Формирование умения различать основные виды сложных предложений; закрепление умения постановки знаков препинания в сложном предложении | жений | Уметь: различать основные виды сложных предложений; объяснять постановку знаков препинания в них; создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи | для решения познавательных задач справочных пособий по русскому языку | ции с применением ИКТ | |||||||||||
16 | Типы сложных предложений и средства связи * | 1 | Урок объяснения нового материала | Повторение сведений о типах сложных предложений; расширение знаний учащихся о сложном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях); знакомство с классификацией сложных предложений по характеру союза и значению | Создание текста определенного функционально-смыслового типа | Знать: основные типы СП по значению и союзам. Уметь: объяснять постановку знаков препинания; находить в тексте сложные предложения и выполнять их пунктуационный разбор | Беседа, проблемные задания | Проекты-презентации с применением ИКТ | |||||||||
17-18 | Р/р. Жанры публицистики. Выборочный пересказ с элементами сочинения | 2 | Урок развития речи | Систематизация знаний об основных жанрах публицистики; совершенствование навыка написания выборочного изложения с элементами сочинения | Средства связи частей текста | Уметь: создавать письменные высказывания, адекватно передающие информацию с заданной степенью свернутости | Организация совместной учебной деятельности | Творческая работа | |||||||||
19 | Сложносочиненные предложения (ССП) и знаки препинания в них | 1 | Урок объяснения нового материала | Повторение сведений о сочинительных союзах (деление на три разряда); расширение знаний учащихся о сложносочиненном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях); ознакомление с классификацией сложносочиненных предложений по характеру союза и значению (три группы сложносочиненных предложений) | Создание текста определенного функционально-смыслового типа | Знать: основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Уметь: объяснять постановку знаков препинания; находить в тексте сложносочиненные предложения и выполнять их пунктуационный разбор | Беседа, проблемные задания | Комплексный анализ текста | |||||||||
20 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | Комбинированный урок | Закрепление знаний о смысловых отношениях в сложносочиненном предложении; ознакомление с теоретическими сведениями о знаках препинания в сложносочиненном предложении; совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП | Средства, подкрепляющие смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Умение давать при анализе интерпретацию языковых явлений | Знать: основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Уметь: вычленять из текста ССП; производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи; анализировать текст с точки зрения выразительных возможностей ССП | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||
21 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом | 1 | Урок систематизации ЗУН | Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»; совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП; ознакомление с особенностями структуры ССП с общим второстепенным членом | Умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами | Знать: основные группы ССП по значению и союзам; особенности структуры ССП с общим второстепенным членом. Уметь: находить в тексте сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом, выполнять их пунктуационный и синтаксический разбор | Тематический диктант. Комментируемое письмо | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | |||||||||
22-23 | Использование сложносочинённых предложений в тексте | 2 | Урок систематизации ЗУН | Применение знаний по теме «Сложносочиненное предложение» в практике правописания и говорения | Анализ текста и устного высказывания | Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь: применять изученные правила; пользоваться определенными способами по их применению | Беседа, проблемные задания | Проекты-презентации с применением ИКТ | |||||||||
24-25 | Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками | '2 | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков | Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста | |||||||||
Сложноподчиненное предложение (29 часов) | |||||||||||||||||
26 | Понятие о сложноподчиненных предложениях (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях | 1 | Урок объяснения нового материала | Углубление знаний о сложноподчиненных предложениях, средствах связи главного предложения с придаточным, строении сложноподчиненных предложений, способах разграничения союзов и союзных слов | Различие между подчинительными союзами и союзными словами | Знать: отличительные признаки сложноподчиненных предложений; средства связи главного предложения с придаточным. Уметь: правильно ставить знаки препинания и составлять схемы сложноподчиненных предложений | Беседа, проблемные задания | Проекты-презентации с применением ИКТ | |||||||||
27-28 | Виды сложноподчинённых предложений. Роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях. Особенности присоединения придаточных предложений к главному | 2 | Урок объяснения нового материала | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении; закрепление сведений о строении сложноподчиненных предложениях. Совершенствование навыка находить в предложении указательные слова | Навык составления простого и сложного плана | Уметь: видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного предложения; находить слово, к которому относится придаточное предложение, и задавать от него вопрос | Беседа, проблемные задания | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса |
29 | Р/р. Художественный стиль речи, язык речи и язык художественной литературы | 1 | Урок развития речи | Повторение сведений о стилях речи. Особенности художественного стиля речи. Отличительные черты языка речи и языка художественной литературы | Умение создавать тексты разных стилей | Знать: отличительные черты художественного стиля речи как одного из основных видов информационной переработки текста. Уметь: создавать и редактировать текст художественного стиля | Беседа, проблемные задания | Творческая работа | ||
30 | Р/р. Эссе: понятие о жанре | 1 | Урок развития речи | Теоретические сведения об особенностях жанра эссе. Анализ предложенных образцов. Подготовка к написанию эссе | Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | Знать: отличительные особенности эссе. Уметь: создавать текст в жанре эссе | Организация совместной учебной деятельности | Творческая работа | ||
31 | Виды придаточных предложений | 1 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с видами придаточных предложений по строению и значению; закрепление синтаксических, пунктуационных умений и навыков учащихся | Классификация придаточных предложений | Знать: виды придаточных предложений. Уметь: объяснить постановку знаков препинания в СПП, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи; производить анализ изучаемых синтаксических единиц с точки зрения уместности их употребления в тексте, употреблять в собственном высказывании синонимичные данным синтаксические конструкции | Тест, комплексный анализ текста | Проекты-презентации с применением ИКТ |
32 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | 1 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с отличительными особенностями придаточных определительных; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными определительными. Выяснение роли синтаксических синонимов | Анализ изучаемых синтаксических единиц с точки зрения уместности их употребления в тексте, употребление в собственном высказывании синонимичных данным синтаксических конструкций | Знать: виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными. Уметь: объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи | Беседа, проблемные задания | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | ||
33 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | 1 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с отличительными особенностями придаточных изъяснительных; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными изъяснительными. Выяснение роли синтаксических синонимов | Составление сложных предложений | Знать: особенности структуры СПП с придаточными изъяснительными. Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Беседа, проблемные задания | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | ||
34 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | 1 | Урок систематизации ЗУН | Знакомство с отличительными особенностями придаточных обстоятельственных; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными обстоятельственными. Выяснение роли синтаксических синонимов | Создание мини-повествования с использованием в них сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными | Знать: особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными. Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | Тренинг, практикум | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы |
35 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места | 1 | Урок систематизации ЗУН | Знакомство с отличительными особенностями придаточных места; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными места. Выяснение рол и. синтаксических синонимов | Создание мини-повествования с использованием в них сложноподчиненных предложений с придаточными места | Знать: особенности структуры сложноподчиненных предложений с придаточными места. Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными места | Тренинг, практикум | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | ||
36 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени | 1 | Урок систематизации ЗУН | Знакомство с отличительными особенностями придаточных времени; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными времени. Выяснение роли синтаксических синонимов | Создание мини-повествования с использованием в нем сложноподчиненных предложений с придаточными времени | Знать: особенности структуры СПП с придаточными времени. Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными времени | Тренинг, практикум | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | ||
37 | Р/р. Путевые заметки | 1 | Урок развития речи | Теоретические сведения об особенностях жанра путевых заметок. Анализ предложенных образцов. Подготовка к написанию сочинения в жанре путевых заметок | Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | Знать: отличительные особенности жанра путевых заметок. Уметь: создавать текст в жанре путевых заметок | Организация совместной учебной деятельности | Творческая работа |
38 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными | 1 | Урок систематизации ЗУН | Знакомство с отличительными особенностями предложения с придаточными сравнительными; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи предложения с придаточными сравнительными. Выяснение роли синтаксических синонимов | Создание мини-повествования с использованием в них предложения с придаточным сравнительным | Знать: особенности структуры предложения с придаточным сравнительным. Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными | Тренинг, практикум | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | ||
39 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени | 1 | Урок систематизации ЗУН | Знакомство с отличительными особенностями придаточных образа действия и степени; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными образа действия и степени. Выяснение роли синтаксических синонимов | Создание мини-повествования с использованием в них СПП с придаточными образа действия и степени | Знать: особенности структуры СПП с придаточными образа действия и степени. Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени | Тренинг, практикум | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | ||
40 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели | 1 | Урок систематизации ЗУН | Знакомство с отличительными особенностями придаточных цели; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными цели. Выяснение роли синтаксических синонимов | Создание мини-повествования с использованием в них СПП с придаточными цели | Знать: особенности структуры СПП с придаточными цели. Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными цели | Тренинг, практикум | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы |
41 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия | 1 | Урок систематизации ЗУН | Знакомство с отличительными особенностями придаточных условия; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными условия. Выяснение роли синтаксических синонимов | Создание мини-повествования с использованием в нем сложноподчиненных предложений с придаточными условия | Знать: особенности структуры сложноподчиненных предложений с придаточными условия. Уметь: выполнять пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными условия; определять роль синтаксических синонимов | Тренинг, практикум | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | |||||||||||||
42-43 | Р/р. Подробное изложение текста публицистического характера «Чистые пруды» | 2 | Урок развития речи | Совершенствование навыка подробного изложения и рассуждения на тему. Принципы построения текста. Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов | Понятие стили литературного языка. Умение составлять тексты | Знать: основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение) | Организация совместной учебной деятельности | ||||||||||||||
44-45 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия | 2 | Урок систематизации ЗУН | Знакомство с отличительными особенностями придаточных причины и следствия; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными причины и следствия. Выяснение роли синтаксических синонимов | Создание мини-повествования с использованием в нем сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия | Знать: особенности структуры сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия. Уметь: производить пунктуационный разбор, использовать в речи | Тренинг, практикум | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | |||||||||||||
46- 47 | Р/р. Композиционные формы сочинений. Сочинение -рецензия на книгу | 2 | Урок развития речи | Повторение сведений о композиционных формах сочинения (рассуждение на литературную тему, описание по воображению и по памяти, психологический портрет, рассказ). Обучение написанию рецензии на книгу | Умение писать рецензию | Знать: отличительные особенности рецензии как жанра. Уметь: отбирать литературный материал в соответствии с учебной задачей; создавать текст в жанре рецензии; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | Создание текста определенного функ-циональ-но-смы-слового типа | ||||||||||||||
48 | Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными | 1 | Урок систематизации ЗУН | Знакомство с отличительными особенностями предложения с придаточными уступительными; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи предложения с придаточными уступительными. Выяснение роли синтаксических синонимов | Создание мини-повествования с использованием в них предложения с придаточными уступительными | Знать: особенности структуры предложения с придаточными уступительными. Уметь: производить пунктуационный разбор, использовать в речи сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными; определять роль синтаксических синонимов | Тренинг, практикум | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы | |||||||||||||
49-50 | Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение» | 2 | Урок контроля ЗУН по теме | Систематизация ЗУН по теме «Сложноподчиненное предложение». Виды сложноподчиненных предложений. Классификация сложноподчиненных предложений | Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Создание письменных и устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей | Знать: отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения. Уметь: производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с точки зрения синтаксиса СПП, владея основными синтаксическими нормами современного русского языка | Словарный диктант | Комплексный анализ текста | |||||||||||||
51- 52 | Р/р. Изложение с элементами сочинения | 2 | Урок развития речи | Совершенствование навыка написания изложения с элементами сочинения. Овладение культурой письменной речи, видами речевой деятельности | Стилизация. Стилистические ресурсы русского литературного языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей | Уметь: составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения); самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | Изложение | Сочинение (устное) «Путешествуя по родному краю» | |||||||||||||
53 | Понятие о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 1 | Урок объяснения нового материала | Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения, знаки препинания между однородными придаточными, соединенными союзами и, или, либо, да (= и) | Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания | Уметь: различать сложноподчиненные предложения с однородным, параллельным и последовательным подчинением; составлять схемы, выполнять синтаксический разбор | Беседа, проблемные задания | Комплексный анализ текста | |||||||||||||
.54 | Р/р. Деловая речь | 1 | Урок раз- вития ре- чи | Повторение сведений о книжных стилях, о сред-ствах языка, характерных для деловой речи | Анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров | Знать: отличительные осо- БЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ. Уметь: пользоваться средствами деловой речи в соответствующих речевых ситуациях | Органи- зация со-вместной учебной деятельности | Проекты- презента-ции с применением ИКТ | |||||||||||||
Бессоюзное сложное предложение (6 часов) | |||||||||||||||||||||
55 | Понятие | 1 | Урок объ- | Знакомство учащихся | Умение сравнивать | Знать: основные признаки | Беседа, | Комплекс- | |||||||||||||
о бессоюзном | яснения | с основными признаками | бессоюзные пред- | БСП, правила постановки | проблем- | ный анализ | |||||||||||||||
сложном | нового | сложных бессоюзных | ложения с синони- | запятой и точки с запятой, | ные за- | текста | |||||||||||||||
предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | материала | предложений, условиями постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном предложении; прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП | мичными конструкциями | выразительные возможности БСП. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи | дания | ||||||||||||||||
56 | Значение бес- | 1 | Комбини- | Знакомство с правилом | Конструирование | Знать: правила постановки | Тренинг, | Упражне- | |||||||||||||
союзного | рованный | постановки тире в бессо- | предложений | тире, выразительные воз- | практи- | ния по вы- | |||||||||||||||
сложного предложения. Тире в бессоюзном сложном предложении | урок | юзном сложном предложении. Сопоставление синонимичных конструкций, работа над особенностями интонации сложных бессоюзных предложений, их ролью в речи | можности БСП. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения бессоюзного сложного предложения, употребления в речи | кум | бору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса | ||||||||||||||||
57 | Значения бессоюзного сложного предложения. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с правилом постановки двоеточия в БСП. Сопоставление синонимичных конструкций, работа над особенностями интонации сложных бессоюзных предложений, их ролью в речи | Конструирование предложений | Знать: правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обу-ченности школьников класса | |||||||||||||
58 | Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения» | 1 | Урок систематизации ЗУН | Систематизация ЗУН по теме «Бессоюзные сложные предложения» | Конструирование предложений. Умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами | Знать: правила постановки тире, выразительные возможности БСП. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи | Организация совместной деятельности | Проекты-презентации с применением ИКТ | |||||||||||||
59-60 | Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками | 2 | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста. Повторение: «Орфография. Пунктуация» | |||||||||||||
Сложное предложение с различными видами связи (8 часов) | |||||||||||||||||||||
61 | Сложные предложения с разными видами связи | 1 | Урок объяснения нового материала | Сложные предложения с разными видами связи. Знакомство с понятием и алгоритмом синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи | Синтаксический разбор сложного предложения | Знать: отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь: правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи | Беседа, проблемные задания | Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы. Повторение: «Фонетика. Орфоэпия» | |||||||||||||
62-63 | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Период | 2 | Комбинированный урок | Знакомство с пункто-Граммой «Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов», особенностями пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью, имеющих общее придаточное предложение; закрепление правил постановки знаков препинания, синтаксического разбора, употребления в речи | Конструирование предложений. Навык расстановки знаков препинания в соответствии с изученными правилами | Знать: отличительные особенности сложных предложений с разными видами связи. Уметь: правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, выполнять синтаксический разбор; правильно строить сложные предложения с разными видами связи и употреблять в речи | Тренинг, практикум | Упражнения по выбору учителя с учетом уровня обученно-сти школьников класса. Повторение: «Состав слова и словообразование» | |||||||||||||
64 | Урок-зачет по теме «Сложное предложение» | 1 | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков | Конструирование предложений | Знать: основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связей. Уметь: соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения сложного предложения, употребления в речи; выполнять пунктуационный и синтаксический разбор | Зачет | Проекты-презентации с применением ИКТ. Повторение: «Лексика и фразеология» | |||||||||||||
65-66 | Р/р. Подробное изложение текста публицистического характера | 2 | Урок развития речи | Совершенствование навыка подробного изложения и рассуждения на тему. Анализ текста: основная идея, ключевые слова. Составление плана, определение типа и стиля текста, структура и его языковые особенности | Понятие стили литературного языка. Умение составлять тексты | Знать: основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение) | Организация совместной учебной деятельности | Повторение: «Грамматика: морфология и синтаксис» | |||||||||||||
67-68 | Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками | 2 | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тренинг, практикум | Комплексный анализ текста. Повторение: «Орфография. Пунктуация» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по учебнику М.М.Разумовской.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по учебнику М.М.Разумовской, рассчитано на 3 часа в неделю. Планирование содержит несколько разделов, включая количество часов, типы урока, виды ...
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса к учебнику М.М.Разумовской
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания программы и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по учебнику М.М.Разумовской
Рабочая программа рассчитана на 137 часов, состоит из пояснительной записки, содержания программы, календарно-тематического планирования....
Рабочая программа по русскому языку 8 класс. Автор учебника М.М.Разумовская
Рабочая программа по русскому языку составлена по учебному комплексу М.М.Разумовской. Содержит пояснительную записку, основные требования к учащимся, основное содержание курса, а также календано...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по учебнику М.М.Разумовской.
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по учебнику М.М.Разумовской включает в себя пояснительную записку, содержание программы, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе по учебнику М.М.Разумовской.
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе создана по учебнику М.М.Разумовской. В ней - пояснительная записка, полное содержание программы за курс 6 класса, учебно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку9 класс
Рабочая программа составлена по учебнику Русский язык. 9 класс. Учеб.для общеобразоват. Организаций / (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский)...