Рабочая программа по русскому языку, 9 класс (к УМК М.М. Разумовской, С.И. Львовой и др.)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Данная рабочая программа по русскому языку составлена к УМК М.М. Разумовской, С.И. Львовой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_9_klass-2015-16_-_2ch_panfilova.doc | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЕРШОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ВАСИЛИЯ ФАБРИЧНОВА
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова _____________________ Т. В. Гарькавая «_31_» августа 2015 г. Приказ № _523_ от _31_августа_ 2015 г. | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы от__________ 2015 г. № ____ Руководитель ШМО ______________ Е. В. Магдалёва |
Рабочая программа
Учитель: Панфилова Ольга Владимировна
Классы: 9 «А»
с. Ершово
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Регионального базисного учебного плана на 2015-2016 учебный год (приказ МО МО №2758 от 26.05.2015г. «Об утверждении регионального базисного плана для государственных образовательных организаций Московской области, реализующих образовательные программы основного общего образования на 2015-2016 учебный год».
- Учебного плана для 7-9 классов МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова на 2015-2016 учебный год.
- Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской, М. Дрофа, 2011.
- Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
- Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Образовательной программы МБОУ Ершовской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова.
Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством:
- общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);
- хранения и передачи информации;
- связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика курса
В 9 классе завершается систематический курс русского языка в основной школе.
Основная тема курса – сложное предложение.
Учитывая, что 9 класс завершает систематический курс русского языка, в программе много внимания уделяется повторению в начале и в конце года. По орфографии и пунктуации повторение строится на обобщающем уровне.
Авторская программа М.М. Разумовской в 9 классе рассчитана на 68 ч (2ч. в неделю), и базисный учебный план также предусматривает 68 ч. (2 ч. в неделю), часы распределились следующим образом:
№п/п | Название темы | Кол-во часов в авторской программе | Кол-во часов в рабочей программе |
1 | О языке | 5 | 2 |
2 | Речь | 17 | 17 |
3 | Повторение изученного в 8 классе | 6 | 6 |
4 | Сложное предложение | 2 | 2 |
5 | Сложносочиненное предложение | 5 | 5 |
6 | Сложноподчиненное предложение | 15 | 18 |
7 | Бессоюзное сложное предложение | 7 | 7 |
8 | Сложное предложение с разными видами связи | 5 | 5 |
9 | Повторение | 6 | 6 |
10 | Итого: | 68 | 68 |
Раздел «О языке» сокращен на 3 часа в целях адаптации программы к учебнику. Объёма 2 часов достаточно для раскрытия содержания материала, данного в разделе, а 3 часа добавлены в раздел «Сложноподчиненное предложение», в котором содержится материал более сложный для понимания учащимися.
Количество уроков развития речи -17
Количество контрольных работ - 5
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Основная особенность курса русского языка в 9 классе заключается в том, что он завершает систематическое изучение предмета и в конце года подводятся итоги, проводится государственная итоговая аттестация (ГИА).
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетестного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой лингвистической и культуроведческой компетенций. Культуроведческий аспект пронизывает всю работу по изучению языка и речи. Важнейшее значение в формировании культуроведческой компетенции имеет постоянное внимание к языку великой русской литературы.
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы.
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа.
Как учебная дисциплина, он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы должно содействовать развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.
Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками.
Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся — предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. д.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков самоконтроля.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приёмы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, составление с ними гнёзд однокоренных слов, ведение индивидуальных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного человека.
Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.
Особую важность приобретает контроль учителя за классными и домашними работами учащихся. Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию и коррекции умений и навыков школьников.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам, учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8—9 классах.
Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах, сведения по стилистике и речеведению — в 5, 6 и 9 классах.
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи — пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются среди грамматического материала. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.
В программе указан годовой объём учебного времени по каждому классу, а также распределение количества часов по темам программы. Преподаватель, учитывая значимость материала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а также подготовленность учащихся и условия работы с данным классом, в указанное распределение может вносить свои коррективы.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению использовать пятую часть времени, не ослабляя, однако, изучение базовых знаний и работу по формированию умений и навыков. Для этого преподаватель располагает следующими возможностями: давать учащимся сходные и сложные темы обобщённо (в виде блоков); по-своему использовать материал повторения пройденного; увеличивать (за счёт повторения пройденного в сильных классах) количество работ по развитию связной речи.
Разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая реальный объём знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе — 105 ч, в 9 классе — 68 ч. В учебном плане нашей школы обучение русскому языку в 9 классе составляет 2 недельных часа.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-де- лового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы:
О языке
Русский язык среди языков мира. В разделе о русский язык изучается как национальный язык русского народа.
Речь.
Систематизация сведений о тексте. Стилях, типах речи, строении текста; расширение представлений о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения.
Повторение.
Основные единицы язык и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Сложное предложение.
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложносочиненное предложение.
Строение сложноподчиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение.
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды сложноподчиненных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Бессоюзное сложное предложение.
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Сложное предложение с разными видами связи.
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания при нем.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.
В современной дидактической системе целями контроля обучения предусматривается не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения. Содержание контроля обучения строится в основном как предметное, хотя имеются интегративные курсы.
Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы и т.д.
Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося.
Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе ученику необходимо показать и теоретические знания и умения применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того, выявляется степень владения письменной речью, умение логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.
Существует множество разных форм и методов проверки результатов учебной деятельности школьников, которые должны выполнять основные принципы контроля: целенаправленность, систематичность, объективность.
Различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Чтобы контроль знаний сделать для учащихся интересным используют разные формы опроса: индивидуальный, групповой, коллективный.
В своей деятельности я применяю следующие способы проверки знаний и умений:
Контрольная работа, тестирование, диктант, графический диктант, самостоятельная работа, практическая работа, изложение, сочинение, комплексный анализ текста.
Итоговые контрольные работы являются способом проверки достигнутых знаний и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение русскому языку. Цель их проведения — государственная проверка выполнения требований школьной программы за истекший период работы (учебная четверть, год), получение объективных данных. Итоговые контрольные работы имеют особое значение для учета успеваемости каждого ученика. Они являются основными критериями оценки работы ученика и учителя.
В течение учебного года обычные контрольные работы (текущий учет навыков) проводятся по окончании изучения ключевых (крупных) тем. Итоговые контрольные работы проводятся пять раз в году. Ими являются: входная работа; работы за I, II, III учебные триместры; работа за год. Входная работа, которая проводится в самом начале учебного года, позволяет выявить, в какой мере утрачены знания, умения и навыки, полученные в предыдущем учебном году, за летний период. Контрольные работы за каждый учебный триместр и учебный год позволяют следить за формированием знаний, умений и навыков в течение всего учебного года. Годовая итоговая работа проводится в середине мая, т. е. за две недели до окончания учебного года.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛГИИ
Группа педагогических технологий | Педагогическая технология | Авторы |
1 | 2 | 3 |
Традиционные технологии | Объяснительно-иллюстративные технологии обучения | В основе - дидактические принципы Я.А. Коменского |
ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса | «Педагогика сотрудничества» | Педагоги-новаторы |
Гуманно-личностная технология | Ш.А. Амонашвили | |
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся | ||
Проблемное обучение | Дж. Дьюи | |
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала | ||
В.Ф. Шаталов | ||
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса | Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении | С.Н. Лысенкова |
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов | В.В. Фирсов | |
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам. | И.Н. Закатова | |
Технология индивидуализации обучения | И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков | |
Коллективный способ обучения | А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко | |
Групповые технологии | - | |
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения | - | |
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности | И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер | |
Личностно ориентированное развивающее обучение | И.С. Якиманская | |
Технология саморазвивающего обучения | Г.К. Селевко |
Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку за курс 9 класса
- Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновать свои ответы приводя нужные примеры.
- К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка.
П о п у н к т у а ц и и. находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V – IX классах пунктуационными правилами, находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
П о о р ф о г р а ф и и. находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V – IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.
П о с в я з н о й р е ч и. определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Создавать тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Материально-техническое обеспечение.
Компьютер
Интерактивная доска
Многофункциональное устройство
ЭОР
Интернет-ресурсы
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен знать:
• изученные разделы науки о языке;
• смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
• объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
• определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• различать разговорную и книжную речь, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный стили, язык художественной литературы;
• опознавать основные единицы языка, проводить их анализ;
• определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип, а также стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности;
Речеведческая деятельность.
Аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотации, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения);
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построение текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать к практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• владеть русским языком на уровне, необходимом и достаточном для официального и неофициального общения в социальной, культурной, бытовой и учебной сферах;
• владеть русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам, пользоваться словарями разного типа, справочной литературой;
• понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе; речь диктора радио, телевидения, официального лица;
• читать оригинальные тексты разных функциональных стилей, используя ознакомительное, изучающее, просмотровое виды чтения;
• пересказывать подробно, выборочно, сжато исходный текст (устный и письменный);
• создавать устные и письменные тексты, различные по функционально-смысловому типу, стилю и жанру, с учетом замысла, адресата, ситуации общения;
• осуществлять основные виды информационной переработки текста: план, конспект;
• вести диалог на бытовые, учебные, социальные, социокультурные темы; диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;
• соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка; соблюдать нормы русского речевого этикета;
• владеть навыками речевого самоконтроля, оценивать свою речь с точки зрения правильности, находить ошибки, обусловленные влиянием родного языка учащегося.
Литература:
- Русский язык. 9 класс: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014 .
- Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл., / сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
- Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы (по программе по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта) / авт.-сост. Дубовец И.Н., Васильченко Н.В., Косарева Н.Н. – М.: Планета, 2011. – 264.
- Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М: ВАКО, 2015.
- Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Русский язык. 9 класс/ В.И. Капинос, Л.И.Пучкова, А.О. Татур – М.: «Интеллект-Центр», 2009.
- Баранова М.М. Русский язык: Полный справочник для подготовки к ГИА/ М.М. Баранова. – М.: АСТ: Асирель; Владимир: ВКТ, 2011.
- Кулаева Л.М. Диктанты по русскрму языку: 9класс / Л.М. Кулаева, Е.В. Петрова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Львова С.И. ГИА 2011. Русский язык: сборник заданий: 9 класс / С.И. Львова. – М.: Эксмо, 2010.
Справочная литература:
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп.. – М.: АЗЪ,1995.
- Учебный словарь синонимов русского языка/ Авт. В.И. Зимин, Л.П. Александрова и др. – М: школа-пресс, 1994.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов: ок.1500 слов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
Интернет-ресурсы:
- http://www.fipi.ru
- http://interneturok.ru
- https://statgrad.org
- https://videouroki.net
- http://www.gramota.ru
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | № в теме | План | Дата | Название темы | Форма проведения, использование ИКТ |
О языке (2ч) | |||||
1 | 1 | 1 неделя | Богатство, образность, точность русского языка. | Комбинированный урок. | |
2 | 2 | 1 неделя | Русский язык – национальный язык русского народа. | Комбинированный урок. | |
Повторение изученного в 8 классе (6ч. + 2р/р) | |||||
3 | 1 | 2 неделя | Разделы русского языка. | Комбинированный урок. ИКТ | |
4 | 2 | 2 неделя | Стили речи. | Урок развития речи. | |
5 | 4 | 3 неделя | Фонетика. Орфоэпия. Графика. | Комбинированный урок. ИКТ | |
6 | 6 | 3 неделя | Лексика. Морфемика. Словообразование. | Комбинированный урок. | |
7 | 7 | 4 неделя | Морфология и синтаксис. | Комбинированный урок. ИКТ | |
8 | 8 | 4 неделя | Типы речи. Способы и средства связи. | Урок развития речи. | |
9 | 9 | 5 неделя | Орфография и пунктуация. | Урок обобщения знаний. | |
10 | 10 | 5 неделя | Контрольный диктант по теме «Повторение». | Урок контроля. | |
Синтаксис и пунктуация. (37ч +14 р/р) | |||||
Сложное предложение. (2ч.) | |||||
11 | 1 | 6 неделя | Понятие о сложном предложении. | Комбинированный урок. | |
12 | 2 | 6 неделя | Типы сложных предложений и средства связи между его частями. | Комбинированный урок. ИКТ | |
Сложносочиненное предложение (5ч +2р/р) | |||||
13 | 1 | 7неделя | Обучение изложению. Сжатие текста. | Урок развития речи. | |
14 | 2 | 7неделя | Сложносочиненное предложение. | Комбинированный урок. | |
15 | 3 | 8неделя | Виды сложносочиненных предложений. | Комбинированный урок. ИКТ | |
16 | 4 | 8неделя | Виды сложносочиненных предложений. | Комбинированный урок. ИКТ | |
17 | 5 | 9 неделя | Виды сложносочиненных предложений. | Комбинированный урок. | |
18 | 6 | 9неделя | Виды сложносочиненных предложений. | Комбинированный урок. | |
19 | 7 | 10 неделя | Стили речи. Художественный стиль речи и язык художественной литературы. | Урок развития речи. | |
Сложноподчиненное предложение (18 ч + 5 р/р) | |||||
20 | 1 | 10 неделя | Понятие о сложноподчиненном предложении. | Урок объяснения нового материала. ИКТ | |
21 | 2 | 11 неделя | Средства связи частей сложноподчиненного предожения. | ||
22 | 3 | 11 неделя | Виды сложноподчиненных предложений. | Комбинированный урок. | |
23 | 4 | 12 неделя | Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. | Комбинированный урок. ИКТ | |
24 | 5 | 12 неделя | Изложение, близкое к тексту «Мой друг» на основе комплексного анализа текста. | Урок развития речи. | |
25 | 6 | 13 неделя | Написание изложения. | Урок развития речи. | |
26 | 7 | 13 неделя | Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. | Комбинированный урок. ИКТ | |
27 | 8 | 14 неделя | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. | Комбинированный урок. ИКТ | |
28 | 9 | 14 неделя | Сложноподчиненное предложение с придаточными места и времени. | Комбинированный урок. ИКТ | |
29 | 10 | 15 неделя | Сложноподчиненное предложение с придаточными места и времени. | Комбинированный урок. ИКТ | |
30 | 11 | 15 неделя | Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. | Комбинированный урок. | |
31 | 12 | 16 неделя | Художественный стиль речи и язык художественной литературы. | Урок развития речи. | |
32 | 13 | 16 неделя | Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени. | Комбинированный урок. | |
33 | 14 | 17 неделя | Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. | Комбинированный урок. ИКТ | |
34 | 15 | 17 неделя | Сложноподчиненное предложение с придаточным условия. | Комбинированный урок. ИКТ | |
35 | 16 | 18 неделя | Творческая работа по картине А.А. Пластова «Первый снег» (употребление сложноподчиненных предложений). | Урок развития речи. ИКТ | |
36 | 17 | 18 неделя | Сложноподчиненное предложение с придаточным причины и следствия. | Комбинированный урок. ИКТ | |
37 | 18 | 19 неделя | Сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным. | Комбинированный урок. ИКТ | |
38 | 19 | 19 неделя | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение» | Урок контроля. | |
39 | 20 | 20 неделя | Эссе. Понятие о жанре. | Урок развития речи. | |
40 | 21 | 20 неделя | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. | Комбинированный урок. | |
41 | 22 | 21 неделя | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. | Комбинированный урок. | |
42 | 23 | 21 неделя | Контрольный диктант по теме «Сложное предложение» | Урок контроля. | |
43 | 24 | 22 неделя | Сочинение в жанре эссе. «Кем быть? Каким быть?» или «О времени и о себе» | Урок развития речи. | |
44 | 25 | 22 неделя | Написание сочинения. | Урок развития речи. | |
Бессоюзное сложное предложение. (7ч + 2 р/р) | |||||
45 | 1 | 23 неделя | Понятие бессоюзного сложного предложения. | Комбинированный урок. ИКТ | |
46 | 2 | 23 неделя | Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления. | ||
47 | 3 | 24 неделя | Путевые заметки: понятие о жанре. | Урок развития речи. | |
48 | 4 | 24 неделя | Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления. | Комбинированный урок. | |
49 | 5 | 25 неделя | Бессоюзное сложное предложение со значением причины и пояснения, дополнения. | Комбинированный урок. | |
50 | 6 | 25 неделя | Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени или условия и следствия. | Комбинированный урок. ИКТ | |
51 | 7 | 26 неделя | Путевые заметки: структура, языковые особенности жанра. | Урок развития речи. | |
52 | 8 | 26 неделя | Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени или условия и следствия. | Комбинированный урок. | |
53 | 9 | 27 неделя | Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение». | Урок контроля. | |
Сложное предложение с различными видами связи. (5 ч + 3 р/р) | |||||
54 | 1 | 27 неделя | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. | Комбинированный урок. ИКТ | |
55 | 2 | 28 неделя | Рецензия: понятие о жанре. | Урок развития речи. | |
56 | 3 | 28 неделя | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. | Комбинированный урок. | |
57 | 4 | 29 неделя | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. | Комбинированный урок. | |
58 | 5 | 29 неделя | Работа по картине В.В. Верещагина «Смертельно раненый». | Урок развития речи. ИКТ | |
59 | 6 | 30 неделя | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. | Комбинированный урок. | |
60 | 7 | 30 неделя | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. | Комбинированный урок. | |
61 | 8 | 31 неделя | Деловая речь. | Урок развития речи. | |
Повторение. (6 ч + 1 р/р) | |||||
62 | 1 | 31 неделя | Повторение. | Комбинированный урок. ИКТ | |
63 | 2 | 32 неделя | Повторение. | Комбинированный урок. | |
64 | 3 | 32неделя | Повторение. | Комбинированный урок. | |
65 | 4 | 33 неделя | Итоговая контрольная работа. | Урок контроля. | |
66 | 5 | 33 неделя | Анализ контрольной работы. | Комбинированный урок. | |
67 | 6 | 34 неделя | Деловая речь. Обобщение изученного | Урок развития речи. | |
68 | 7 | 34 неделя | Повторение. | Комбинированный урок. ИКТ |
Итого: 68ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку и литературе, МХК, элективные курсы по УМК С.Львовой
Ниже помещены рабочие программы по русскому языку по УМК Львовой С.И., литературе по УМК Меркина Г.Н. (+ региональный компонент "Адыгский фольклор и литература"), а также элективные курсы по русскому ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебному комплексу М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.
Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по рус...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...