Модель урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния" (с презентацией)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Харина Тамара Федоровна

Материал может быть использован на первом уроке по теме "Категория состояния". В нем содержится проблемный вопрос, который учащиеся самостоятельно пытаются решить при анализе предложенных материалов. В этом хорошо помогает презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель урока русского языка в 7 классе

Тема:                                                Категория состояния

1.ФИО                                              Харина Тамара Фёдоровна

2. Место работы                              МКОУ ООШ с.Верхобыстрица Куменского района

3.Должность                                    учитель

4.Предмет                                        русский язык

5. Класс                                            7

6.Тема и номер урока в теме         Категория состояния   1-й урок в теме

7.Базовый учебник                         М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. под ред.                    Н.М.Шанского – М., Просвещение, 2011

 Цели урока:

     1) Обучающая: 1. познакомить с  новой частью речи – категорией состояния;

                           2. отработать умение разбирать категорию состояния       морфологически.

     2) Развивающая: развивать речь учащихся через составление высказывания на грамматическую тему.

      3)Воспитывающая: развивать интерес  детей к новой части речи через проблемный поиск нужного решения и выполнение упражнений.

Тип урока: урок сообщения новых знаний, формирование умений и навыков

Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, практические упражнения

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация

Метод познания: проблемный

Планируемый результат: знать порядок морфологического разбора категории состояния, уметь производить устный и письменный морфологический разбор категории состояния; анализировать текст со словами категории состояния

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация ЗУН.

- Какой раздел науки мы изучаем?

- Дайте определение морфологии.

- По каким основным критериям слова распределяются по частям речи?

- Изучение какой части речи мы с вами закончили?

- Дайте определение наречия.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной частью речи, о которой мы ни разу не говорили. Это категория состояния. Очень необычная часть речи. В этом вы сейчас убедитесь сами.

3. Изучение нового материала.

Работа с презентацией.

  1. Целеполагание урока (Слайд №2)
  2. Определение проблемы при изучении категории состояния

- При изучении категории состояния перед нами возникает проблема. Какая – вы ее сейчас сами определите при анализе данных предложений. (Слайд 3)

- Определите синтаксическую роль выделенных слов и чем они выражены.

-  (Слайд4) Итак, перед вами возникла проблема: как отличать слова категории состояния от наречий и прилагательных?! Не случайно, ученые-лингвисты до сих пор не пришли к единому мнению, стоит ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи, так как они очень похожи на наречия.

3) Поиск решения обозначенной проблемы.

- Как нам решить данную проблему?

- Правильно. Чтобы найти решений этой проблемы, нам нужно определить синтаксическую роль похожих друг на друга слов и их общее значение.(Слайд 5)

- Наречие обозначает признак действия, предмета, другого признака. Прилагательное – признак предмета. А категория состояния? Откроем учебники на стр. 128, упр.276.

(Анализ упражнения)

- Общее значение категории состояния (Слайд 6)

- Каковы же морфологические признаки этой части речи? ЕЕ путают чаще с наречием. (Слайд 7)

- А ещё мы должны определить синтаксическую роль категории состояния. (Слайд 8)

- Дополнительные сведения (Слайды 9 – 10)

4) Практикум. Синтаксический разбор предложения. (Слайд 11)

5) Знакомство с морфологическим разбором категории состояния (Слайд 12)

4. Тренировочные упражнения

А) разбор предложений (Слайд 13)

Б) упр. 275 (стр.128)

В)упр. 278 (стр. 129)

5. Итог урока.

- Каково общее значение категории состояния?

- Назовите основной  морфологический признак этой части речи?

- Какую роль категория состояния выполняет в предложении?

- Как отличить слова категории состояния от похожих наречий и прилагательных?

6. Задание на дом.

- Параграф 45 изучить, определение на стр.127 выучить; упр. 279 или 282

(по выбору учащихся: оба упражнения творческие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка по теме "Слова категории состояния"

План- конспект урока русского языка по теме "Слова категории состояния". К уроку разработана презентация, карточки для парной, индивидуальной работы, тест....

урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния"

Данный урок - это знакомство с категорией состояния как частью речи...

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

Модель урока русского языка "Лабораторная работа для учащихся 6 А класса "Учись определять способ образования слова"

Представляю вашему вниманию модель урока русского языка "Лабораторная работа дляучащихся 6 А класса "Учись определять способ словообразования слова". Материал может быть полезен учителям ру...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Модель урока русского языка для учащихся 5 класса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных ресурсов

Урок русского языка для учащихся 5 класса разработан в соответствии с требованиями электронного обучения и дистанционных образовательных ресурсов....

Открытый урок. Русский язык 7 класс Тема: «Категория состояния и другие части речи»

Открытый урок. Русский язык 7 класс  Тема: «Категория состояния и  другие части речи»...