Разработка урока русского языка по теме "Слова категории состояния"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Бобырева Елена Павловна

План- конспект урока русского языка по теме "Слова категории состояния". К уроку разработана презентация, карточки для парной, индивидуальной работы, тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova_kategorii_sostoyaniya.doc47.5 КБ
Office presentation icon kategoriya_sostoyaniya.ppt163 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Слова категории состояния»

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному  

           закреплению нового лингвистического понятия – слова категории      

           состояния/

.

Задачи:

- образовательные:  формировать умение различать слова категории                        

                                     состояния и омонимичные слова других частей речи;                    

                                     

- развивающие: развивать познавательную активность учащихся;

                               развивать аналитические способности: сравнивать,          

                              сопоставлять, делать вывод;

                             развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;

- воспитательные:  воспитывать потребность правильно оценивать                                              

                                    собственную деятельность;

                                    воспитывать внимательное отношение друг к другу;

Тип урока:    урок изучения нового материала

Форма урока:   урок-презентация

Оборудование:  компьютер, мультимедиопроектор, презентация в Power    

                              Point, карточки, тест.

Ход урока:

        1. Организационный момент.

        2. Этап актуализации знаний, умений и навыков.

1. Проблемное задание.

Определите, к какой части речи  принадлежит слово спокойно. Можно ли определить принадлежность слова  к какой-либо части речи без включения его в предложение?

2. Сравнение синтаксических конструкций (слайд № 2)

1) Какой частью речи  будет слово спокойно в первом случае? Почему?
2) Какой частью речи будет слово
спокойно во второй предложении? Почему?
3) Подчеркните слово
спокойно как член предложения в последнем предложении – это предложение безличное потому, что подлежащего в этом предложении нет и быть не может.

Какая же это часть речи? Краткая форма прилагательного среднего рода, как в первом предложении, или наречие, как во втором? Выскажите ваши предположения.

  3. Целеполагание (что должны узнать? чему научиться?)

  4. Этап объяснения нового материала.

1. Работа в парах (заполнение таблицы, карточка №1)

Поработайте в парах: попробуйте разыграть учебный диалог-спор, в котором один будет доказывать, что слово спокойно в третьем предложении – это краткая форма прилагательного, а другой – что это слово – наречие.

3. Подведение итогов (самопроверка по слайду № 3)

Какой вывод мы можем сделать? Какое из высказанных мнений верно?

4. Выдвижение гипотезы.

Получается, что форма  спокойно  – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым, и наречие – оно неизменяемо. Это слово как бы и то, и другое. Возникает мысль: а может быть, оно как раз ни то, ни другое, а что-то третье, совершенно особая грамматическая категория?

Предположение о том, что в предложении Спокойно в зимнем лесу слово спокойно – это краткая форма прилагательного, очень правдоподобно. В безличном предложении, где нельзя сказать, кто производит действие, сказуемое не с чем согласовывать, и потому используется форма среднего рода как самая нейтральная. Второе предположение о том, что в третьем предложении слово спокойно – наречие, оказывается ничуть не менее обоснованным. Есть наречие спокойно – уже «готовое» неизменяемое слово. Не проще ли считать, что именно оно в безличном предложении и выступает в качестве сказуемого?

Какое же из предположений верно? Получается, что форма спокойно одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым, и наречие – оно неизменяемо. Это слово как бы и то, и другое. Возникает мысль: а может быть, оно как раз ни то, ни другое, а что-то третье, совершенно особая грамматическая категория?
Некоторые ученые в своих трудах выделяют слова, объединяемые двумя общими свойствами (неизменяемостью и синтаксической ролью сказуемого в безличных предложениях), в отдельную часть речи, которая получила название
категории состояния. Впервые этот термин предложил  известный языковед Лев Владимирович Щерба. Однако существует и другое мнение: «противники» категории состояния называют главные члены таких предложений, как Мне холодно; Мне тяжело; Мне скучно и т.п., «предикативными наречиями». Иными словами, их все же признают какой-то особой категорией.

  5.  Этап закрепления изученного.

1. Тренировочные упражнения.  Фронтальная работа (слайд № 4)

   а) Какие группы по значению выделяют у слов категории состояния? Упражнение 277, стр. 128.

  б) Творческая работа – составление предложений (работа в паре)

       Составьте три предложения так, чтобы в одном слово было кратким прилагательным, во втором – наречием, а в третьем – словом категории состояния (интересно, печально, смешно)

    Индивидуальная работа (карточка №2)

Создайте пейзажную зарисовку на тему «Первый снег», используйте для выражения своих чувств и впечатлений слова состояния.

   в) Проблемный вопрос (слайд № 5), приведите примеры, подтверждающие правильность  

        ваших суждений

6. Этап подведения итогов урока, рефлексия (слайд №7)

 Что нового о языковых явлениях вы узнали на сегодняшнем уроке?

Как оцениваете свою работу?

Закончите предложения:

  1. Сегодня на занятии мне удалось….
  2. Самым интересным для меня было….
  3. Особенно трудным мне показалось….

Домашнее задание: Упражнение 277, стр. 128 или составить пейзажную зарисовку на свободную тему.

Дидактический материал  к уроку.

               

Карточка № 1

Задание: заполнить 4 столбец таблицы

Признаки

1 предложение

Имя прилагательное

2 предложение

Наречие

3 предложение

Вопрос

Каково?

Как?

Общее значение

Признак предмета

Признак действия

Изменяемость

Изменяется, может иметь степень сравнения

Неизменяемое слово. Может иметь степень сравнения.

Синтаксическая роль

Сказуемое в двусоставном предложении, связано с подлежащим

Обстоятельство, зависит от сказуемого

                                                  Карточка № 2

Создайте пейзажную зарисовку на тему «Первый снег», используйте для описания состояния окружающей среды, выражения своих чувств и впечатлений слова категории состояния.

Первый снег. Выхожу во двор.

………….

…………

…………

После такой прогулки……….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Категория состояния как часть речи"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи" с применением элементов технологии критического мышления. Презентация к уроку....

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Технологическая карта урока русского языка на тему: Категория состояния

Технологическая карта урока русского языка на тему: Категория состояния...

Разработка урока русского языка с дидактическими материалами в 7 классе по теме "Слова категории состояния"

Материал содержит план урока, презентацию, рабочие листы, раздаточный материал....

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме:«Категория состояния как часть речи»

Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:   изучить и  закрепить первичные  знания  о категории состояния как части речи.   Задачи урокаОбучающие :1)актуали...