Разработка урока русского языка по теме "Слова категории состояния"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
План- конспект урока русского языка по теме "Слова категории состояния". К уроку разработана презентация, карточки для парной, индивидуальной работы, тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_kategorii_sostoyaniya.doc | 47.5 КБ |
kategoriya_sostoyaniya.ppt | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Слова категории состояния»
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному
закреплению нового лингвистического понятия – слова категории
состояния/
.
Задачи:
- образовательные: формировать умение различать слова категории
состояния и омонимичные слова других частей речи;
- развивающие: развивать познавательную активность учащихся;
развивать аналитические способности: сравнивать,
сопоставлять, делать вывод;
развивать монологическую и диалогическую речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать потребность правильно оценивать
собственную деятельность;
воспитывать внимательное отношение друг к другу;
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок-презентация
Оборудование: компьютер, мультимедиопроектор, презентация в Power
Point, карточки, тест.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Этап актуализации знаний, умений и навыков.
1. Проблемное задание.
Определите, к какой части речи принадлежит слово спокойно. Можно ли определить принадлежность слова к какой-либо части речи без включения его в предложение?
2. Сравнение синтаксических конструкций (слайд № 2)
1) Какой частью речи будет слово спокойно в первом случае? Почему?
2) Какой частью речи будет слово спокойно во второй предложении? Почему?
3) Подчеркните слово спокойно как член предложения в последнем предложении – это предложение безличное потому, что подлежащего в этом предложении нет и быть не может.
Какая же это часть речи? Краткая форма прилагательного среднего рода, как в первом предложении, или наречие, как во втором? Выскажите ваши предположения.
3. Целеполагание (что должны узнать? чему научиться?)
4. Этап объяснения нового материала.
1. Работа в парах (заполнение таблицы, карточка №1)
Поработайте в парах: попробуйте разыграть учебный диалог-спор, в котором один будет доказывать, что слово спокойно в третьем предложении – это краткая форма прилагательного, а другой – что это слово – наречие.
3. Подведение итогов (самопроверка по слайду № 3)
Какой вывод мы можем сделать? Какое из высказанных мнений верно?
4. Выдвижение гипотезы.
Получается, что форма спокойно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым, и наречие – оно неизменяемо. Это слово как бы и то, и другое. Возникает мысль: а может быть, оно как раз ни то, ни другое, а что-то третье, совершенно особая грамматическая категория?
Предположение о том, что в предложении Спокойно в зимнем лесу слово спокойно – это краткая форма прилагательного, очень правдоподобно. В безличном предложении, где нельзя сказать, кто производит действие, сказуемое не с чем согласовывать, и потому используется форма среднего рода как самая нейтральная. Второе предположение о том, что в третьем предложении слово спокойно – наречие, оказывается ничуть не менее обоснованным. Есть наречие спокойно – уже «готовое» неизменяемое слово. Не проще ли считать, что именно оно в безличном предложении и выступает в качестве сказуемого?
Какое же из предположений верно? Получается, что форма спокойно одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым, и наречие – оно неизменяемо. Это слово как бы и то, и другое. Возникает мысль: а может быть, оно как раз ни то, ни другое, а что-то третье, совершенно особая грамматическая категория?
Некоторые ученые в своих трудах выделяют слова, объединяемые двумя общими свойствами (неизменяемостью и синтаксической ролью сказуемого в безличных предложениях), в отдельную часть речи, которая получила название категории состояния. Впервые этот термин предложил известный языковед Лев Владимирович Щерба. Однако существует и другое мнение: «противники» категории состояния называют главные члены таких предложений, как Мне холодно; Мне тяжело; Мне скучно и т.п., «предикативными наречиями». Иными словами, их все же признают какой-то особой категорией.
5. Этап закрепления изученного.
1. Тренировочные упражнения. Фронтальная работа (слайд № 4)
а) Какие группы по значению выделяют у слов категории состояния? Упражнение 277, стр. 128.
б) Творческая работа – составление предложений (работа в паре)
Составьте три предложения так, чтобы в одном слово было кратким прилагательным, во втором – наречием, а в третьем – словом категории состояния (интересно, печально, смешно)
Индивидуальная работа (карточка №2)
Создайте пейзажную зарисовку на тему «Первый снег», используйте для выражения своих чувств и впечатлений слова состояния.
в) Проблемный вопрос (слайд № 5), приведите примеры, подтверждающие правильность
ваших суждений
6. Этап подведения итогов урока, рефлексия (слайд №7)
Что нового о языковых явлениях вы узнали на сегодняшнем уроке?
Как оцениваете свою работу?
Закончите предложения:
- Сегодня на занятии мне удалось….
- Самым интересным для меня было….
- Особенно трудным мне показалось….
Домашнее задание: Упражнение 277, стр. 128 или составить пейзажную зарисовку на свободную тему.
Дидактический материал к уроку.
Карточка № 1
Задание: заполнить 4 столбец таблицы
Признаки | 1 предложение Имя прилагательное | 2 предложение Наречие | 3 предложение |
Вопрос | Каково? | Как? | |
Общее значение | Признак предмета | Признак действия | |
Изменяемость | Изменяется, может иметь степень сравнения | Неизменяемое слово. Может иметь степень сравнения. | |
Синтаксическая роль | Сказуемое в двусоставном предложении, связано с подлежащим | Обстоятельство, зависит от сказуемого |
Карточка № 2
Создайте пейзажную зарисовку на тему «Первый снег», используйте для описания состояния окружающей среды, выражения своих чувств и впечатлений слова категории состояния.
Первый снег. Выхожу во двор.
………….
…………
…………
После такой прогулки……….
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Категория состояния как часть речи"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи" с применением элементов технологии критического мышления. Презентация к уроку....
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...
Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....
Технологическая карта урока русского языка на тему: Категория состояния
Технологическая карта урока русского языка на тему: Категория состояния...
Разработка урока русского языка с дидактическими материалами в 7 классе по теме "Слова категории состояния"
Материал содержит план урока, презентацию, рабочие листы, раздаточный материал....
Разработка урока русского языка в 7 классе по теме:«Категория состояния как часть речи»
Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: изучить и закрепить первичные знания о категории состояния как части речи. Задачи урокаОбучающие :1)актуали...