Рабочая программа по русскому языку в 10 классе, профильный уровень.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Используемый учебно-методический комплекс

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М, Н.А.Николина. Русский язык.

Программы общеобразовательных учреждений. М.»Просвещение» 2011.

 А.Д.Дейкина , Т.М.Пахнова. Русский язык. Учебник для 10- 11 классов. М.Вербум-М. 2009. На изучение русского языка в 10 классе (профильный уровень)

отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_russkiy_yazyk_10_klass.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе.

(профильный уровень)

Пояснительная записка

 Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на

основе федерального компонента государственного стандарта среднего

(полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного)

общего образования по русскому языку (профильный уровень);

Программно-методических материалов (Программно-методические

материалы. Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.:

Дрофа, 2011) .

 Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре,

содержании и организации учебного процесса более полно учитывать

интересы, склонности и способности обучающихся.

Основные задачи курса русского языка в старших классах по

данной программе сводятся к следующему:

 - закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике

и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность

учащихся;

 - закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то

же время навыки конструирования текстов;

 - дать общие сведения о языке; - обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с

одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках,

правилах их использования;

- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и

умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися

содержания литературного произведения через его художественно-

языковую форму;

- способствовать развитию речи и мышления учащихся на

межпредметной основе.

Цели и задачи обучения :

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о

русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности

народа; осознание национального своеобразия русского языка;

овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому

взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и

навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к

осознанному выбору профессии,  

- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как

многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных

единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-

стилистической системе русского языка; нормах речевой поведения в

различных сферах и ситуациях общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять,

классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных

интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический

комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации

общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой

практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере

общения;

- совершенствование нормативного и целесообразного использования

языка в различных сферах и ситуациях общения.

 Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения

 основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения,

теории речевой деятельности и процесса формирования умений

нормативного, целесообразного, уместного использования языковых

средств в разнообразных условиях общения.

 Содержание обучения русскому языку на профильном уровне

отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода:

развиваются и совершенствуются

языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и

культуроведческая компетенции.

 Большое значение придается развитию и совершенствованию

навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к

разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной

литературе для определения языковой нормы.

 Обучение русскому языку в социально-гуманитарном профиле имеет

определенные особенности, которые связаны с актуализацией

межпредметных связей не только с литературой, но и с такими

предметами, как история, обществознание, право.

 

 Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

1) функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, формах

существования русского национального языка, , литературном языке и

его признаках;

2) связь языка и истории, культуры русского и других народов;

3) системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

4) понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в

развитии норм литературного языка;

5) компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности

речевого общения;

6) основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к

устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной,

обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферой общения;

Уметь:

1) проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых

явлений и фактов ,допускающих неоднозначную интерпретацию;

 2) разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковой нормы;

3) проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых,

публицистических, разговорных и художественных текстов;

4) оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения

языкового оформления, эффективности достижения поставленных

коммуникативных задач;

 5) объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры

русского и других народов;

 1) использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее,

ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной

задачи;

2) извлекать необходимую информацию из различных источников;

учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой

информации, в том числе представленных в электронном виде на

различных информационных носителях;

 3) владеть основными приемами информационной переработки устного и

письменного текста;

1) создавать устные и письменные монологические и диалогические

высказывания различных типов и жаров в социально-культурной, учебно-

научной (на основе изучаемых дисциплин), деловой сферах общения;

редактировать собственный текст;

2) применять в практике речевого общения основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы современного русского

литературного языка; использовать синонимические ресурсы русского

языка;

3) применять в практике письма орфографические и пунктуационные

нормы современного русского литературного языка;

4) соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях

общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для: 1) осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной

ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой

культуры;

2) совершенствования коммуникативных способностей, развития

готовности к речевому взаимодействию, межличностному и

межкультурному общению, сотрудничеству;

3) увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;

расширения круга используемых языковых и речевых средств;

совершенствования способности к самооценке через наблюдение за

собственной речью;

4) развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков

самостоятельной деятельности;

5) удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных

наук;

6) самообразования и активного участия в производственной, культурной

и общественной жизни государства.

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения: 

применять в практике речевого общения основные орфоэпические,

лексические, грамматические нормы современного русского

литературного языка;

соблюдать в процессе письма изученные орфографические и

пунктуационные нормы; эффективно использовать языковые единицы в речи;

соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-

научной, официально-деловой сферах общения;

участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями

доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не

соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого

взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования,

различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично

реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Контроль за результатами обучения осуществляется в

следующих направлениях:

- речевые умения и навыки (формы контроля: доклад, устное

сообщение);

- умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся

лингвистических знаний (формы контроля: комплексный анализ текста,

фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический,

синтаксический, орфографический и пунктуационный разборы);

- умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением

орфографических и пунктуационных норм (формы контроля:

контрольный диктант, изложение с творческим заданием (с элементами

сочинения), подробное и сжатое изложение);

- умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа

речи, жанра (формы контроля: сочинения разнообразных жанров,

реферат).

 Место предмета

На изучение русского языка в 10 классе (профильный уровень)

отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

 

Введение в науку о языке- 10 часов.

Языковая система — 57 часов.

  *Фонетический уровень — 13.

   *Лексический уровень -      8.

    *Морфемный уровень-       10.

    Морфологический уровень — 13.

    *Синтаксический уровень -    13.

   

Системное устройство языка-14 часов.

Функциональная стилистика — 17 часов.

Повторение изученного в 10 классе — 6 часа.

 

Используемый учебно-методический комплекс

Власенков А. И., Рыбченкова Л. М, Н.А.Николина. Русский язык.

Программы общеобразовательных учреждений. М.»Просвещение» 2011.

 А.Д.Дейкина , Т.М.Пахнова. Русский язык. Учебник для 10- 11 классов. М.Вербум-М. 2009.

.

Система контроля и оценки учебных достижений учащихся

 Промежуточный, тематический, итоговый контроль. Тестирование,

защита презентаций, рефератов, исследовательских работ. Государственная

итоговая аттестация.

 

Содержание  курса.

  1. Введение в науку о языке. 10Часов.

Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Язык — важнейшее средство человеческого общения.Формирование и передача мысли. Основные функции языка:коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, познавательная. Языки естественные и искусственные. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из европейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков.Роль старославянского в развитии русского. Осознание лингвистики как науки , ее места в кругу филологических дисциплин. Понимание основных функций языка.Осмысление сведений о развитии и происхождении языка. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.

 Языковая система.57  часов. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка.

 

Фонетический(фонологический) уровень. 13 часов.

Звук речи и фонема. Позицтонные чередования звуков речи. Позиционнные чередования согласных звуков. Позиционные чередования гласных звуков. Правописание корней с позиционными чередованиями звуков. Позиционные чередования в приставках. Правописание приставок. Позиционные чередования звуков в суффиксах. Правописание суффиксов. Интонационные особенности русской речи. Изобразительные средства фонетики русского языка.

 Лексический уровень. 8 часов.

Классификация лексических единиц русского языка. Лексические единицы языка. Их роль в тексте. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые выражения, их роль в тексте. Исторические изменения словарном составе языка. Лексические средства выразительности речи. Средства выразительности в художественных текстах.

Морфемный уровень. 10 часов.

Морфема и ее виды. Варианты морфем. Варианты морфем в разных частях речи. Этимология как раздел лингвистики. Система современного русского словообразования. Определение способов словообразования в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи в предложении и в тексте. Использование словообразовательных средств выразительности речи при переработке текстов.

Морфологический уровень. 13 часов.

Грамматические категории. Грамматические значения. Грамматические значения частей речи. Грамматические формы. Проблема классификации частей речи в русистике. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматические значения именных частей речи. Грамматические значения глагольных частей речи. Грамматические значения служебных частей речи. Определение грамматических значений частей речи. Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксический уровень языка. 13 часов.

Синтаксические единицы. Классификация синтаксических единиц русского языка. Синтаксические связи. Типы синтаксических связей. Словосочетание.

Средства выражения синтаксических связей. Подчинительные связи в словосочетании. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксис текста. Простые и сложные предложения в тексте. Сложное синтаксическое целое(сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Изобразительные средства синтаксиса. Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.

Системное устройство языка. 14 часов.

Единицы и уровни языка. Взаимосвязь уровней и единиц языка. Речевое высказывание. Оценка коммуникативной стороны речевого высказывания. Нормативная сторона речевого высказывания. Создание речевого высказывания в соответствии с речевыми нормами. Лингвистический анализ повествовательных текстов, описаний, рассуждений.Художественный текст. Анализ художественного и публицистического текстов.

Функциональная стилистика. 17 часов.

Дифференциация языка. Функциональные стили. Научный стиль и сферы его употребления. Языковые средства научного стиля. Особенности речевого этикета в научной сфере общения. Публичное выступление на научную тему, требования к нему. Основные жанры научного стиля: доклад, аннотация, научная статья, реферат, рецензия. Требования к научным работам. Создание текста в научном стиле.

Повторение изученного в 10 классе. 64часа.

Основные языковые единицы. Фонетические единицы языка. Лексические единицы языка. Словообразовательные средства языка. Части речи. Синтаксические единицы.

 

 Тематическое планирование по русскому языку (профиль)

10 класс (102 часа)

1 Фонетика и графика. Гласные и согласные звуки речи;

звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Фонема.

 

2 Фонетика и орфоэпия. Трудные случаи орфоэпии. Тест.

3 Слог. Фонетический и орфоэпический разбор слова.

Фонетика и орфография.

 

4 Административный диктант с тестовыми заданиями.

5 Лексика и фразеология. Лексическое и грамматическое

значение слова. Прямое и переносное значение.

Однозначные и многозначные слова.

 

6 Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Архаизмы

и неологизмы. Лексика с точки зрения происхождения.

 

7 Лексика с точки зрения употребления. Роль

диалектизмов в создании художественной образности.

 

8 Принципы лексической сочетаемости. Тест.

9 Словарно-тематические группы. Использование в речи

разных лексических групп слов.

 

10 Развитие лексической системы. Лексический разбор.

Тест.

 

11 Фразеологические единицы русского языка: идиомы,

фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые

выражения. Эзопов язык, его использование в речи.

 

12 Формулы речевого этикета. Наблюдение над лексикой и

фразеологией текстов разных стилей речи.

 13 Изобразительно-выразительные ресурсы лексики. Тест.

14 Состав слова и словообразование. Способы

словообразования, морфемный разбор слова. Тест.

 

15 Орфография. Правописание окончаний разных частей

речи. Правописание корня слова. Классификация

орфограммы.

 

16 Словообразовательная модель. Словообразовательный

разбор. Правописание приставок и суффиксов.

 

17 Контрольная работа по теме «Состав слова и

словообразование».

 

18-19 Р/р. Изложение с творческим заданием.

20 Текст и его строение. Основные виды переработки

текста. Признаки текста.

 

21 Типы и средства связи между частями текста. Цепная и

параллельная связь. Абзац.

 

22 Типы речи: повествование. Композиция типа речи.

Создание текста по типу речи.

 

23 Типы речи: описание. Строение типа речи. Создание

текста по типу речи.

 

24 Типы речи: рассуждение. Композиция типа речи.

Создание текста по типу речи.

 

25-26 Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

27 Сокращение текста. План. Тезисы.

28 Выписки. Конспект. Реферат. Аннотация.

29 Оценка текста. Реферат.

30 Контрольная работа по теме: «Типы речи. Текст. Оценка

текста».

 

31 Стили речи. Разговорный стиль речи. Использование

разговорного стиля речи в языке художественной

 литературы.

32 Официально-деловой стиль. Использование стиля в

конкретной речевой ситуации.

 

33 Научный стиль речи. Сфера его использования и

основные признаки.

 

34 Лексика научного стиля: нейтральная, общенаучная,

специальная. Термины.

 

35 Термины. Источники наполнения терминологии.

Способы образования новых терминов.

 

36 Профессионализмы и нормы их употребления в речи.

Морфологические и синтаксические особенности

научного стиля речи.

 

37 Язык таблиц. Трансформация научного текста в

таблицу. Тест.

 

38 Публицистический стиль речи. Сфера его

использования и основные признаки.

 

39 Общественно-политическая лексика. Синтаксические

особенности публицистического стиля.

 

40 Средства эмоционального воздействия в

публицистическом стиле речи. Тест.

 

41 Жанры публицистического стиля. Путевой очерк.

42 Портретный очерк.

43 Проблемный очерк.

44 Устное выступление. Доклад.

45 Диспут, дискуссия.

46 Контрольная работа по теме «Лингвистический анализ

текста».

 

47-48 Р/р. Изложение с творческим заданием.

49 Языковые особенности текста. 50 Фонетические особенности текста. Роль ассонанса и

аллитерации в прозаическом тексте. Тест.

 

51 Словообразовательные особенности текста.

Использование слов с суффиксом субъективной оценки.

Окказиональное словообразование. Тест.

 

52 Лексические особенности текста. Жаргонизмы,

историзмы, литота и гипербола.

 

53 Роль тропов в создании художественного текста.

54-55 Сочинение-размышление по прочитанному тексту.

56 Понятие контекстных синонимов и антонимов.

Омонимия и её виды. Градация, её роль в тексте. Тест.

 

57 Просторечные слова и формы слов. Экспрессивный

лексический повтор.

 

58 Нарушение логической однородности. Парадокс.

59 Смешанная лексика в тексте. Оксюморон. Ирония.

Фразеология.

 

60 Авторская позиция в тексте и способы её выражения.

61 Определение авторской позиции. Как научиться

находить авторские оценки. Автор и герой.

 

62-63 Сочинение-рассуждение по прочитанному тесту.

64 Смысловая точность речи. Выбор слова. Речевые

ошибки, вызванные неправильным выбором слова.

Речевая избыточность и недостаточность.

 

65 Стилистическое использование в речи синонимов.

Стилистические функции синонимов. Неоправданное

употребление синонимов.

 

66 Стилистическое использование в речи антонимов.

Стилистические функции антонимов.

 

67 Полисемия, омонимия и смежные с ней явления. Индивидуально-авторская омонимия.

68 Паронимия. Отношение паронимов к омонимам,

синонимам, антонимам. Стилистические функции

паронимов и сходных по звучанию разнокоренных слов.

 

69 Лексические ошибки, вызванные смешением

паронимов. Тест.

 

70 Стилистическая окраска слова. Функционально-

стилевое расслоение лексики. Канцеляризмы и речевые

штампы.

 

71 Проникновение диалектной лексики в литературный

язык. Стилистически неоправданное употребление

диалекта.

 

72 Стилистические функции профессионализмов,

жаргонизмов, архаизмов. Неоправданное их

употребление.

 

73 Неологизмы и заимствованные слова. Типы

неологизмов. Индивидуально-стилистические

неологизмы в публицистической речи. Ошибки,

вызванные употреблением неологизмов.

 

74 Стилистическая оценка заимствованных слов. Приток

иноязычной лексики в русский язык в последние годы.

Стилистическая классификация заимствованных слов.

 

75 Контрольная работа по теме «Лексическая стилистика».

76 Стилистическая окраска фразеологизма. Использование

фразеологизмов в публицистической и художественной

речи.

 

77 Принципиальные отличия фразеологизма

публицистической и художественной речи. Тест.

 

78 Разрушение образного значения фразеологизмов. Изменение компонентов фразеологизма. Контаминация

фразеологизмов.

79 Границы использования тропов в речи. Речевые ошибки,

вызванные неоправданным употреблением тропов.

 

80 Речевой практикум: «Классификация речевых ошибок,

вызванных нарушением лексической нормы».

 

81-82 Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

83 Анализ сочинений: классификация ошибок, формы их

ликвидации.

 

84 Значение звуковой организации речи. Фонетические

средства языка, имеющие стилистическое значение.

 

85 Благозвучие речи. Эстетическая оценка звуков русского

языка. Длина слова. Устранение неблагозвучия.

 

86 Стилистические приёмы усиления звуковой

выразительности речи: звуковые повторы, отклонение

от средней длины слова, звукоподражание, исключение

из текста слов определённого звучания.

 

87 Композиционная функция звукописи. Понятие

звукообраза.

 

88 Практикум по теме: «Устранение стилистических

недочётов в звуковой организации прозаической речи».

 

89 Диктант с тестовым заданием.

90 Создание оценочных значений средствами

словообразования.

 

91 Экспрессивное словообразование в художественной и

публицистической речи. Переосмысление форм

субъективной оценки в современном русском языке.

 

92 Словообразовательные архаизмы. Стилистическое

использование книжных словообразовательных средств

 публицистами и писателями.

93 Окказиональное словообразование.

94 Практикум по теме: «Устранение речевых ошибок в

словообразовании при стилистической правке текста».

 

95-96 Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

97 Повторение. Трудные случаи фонетики и орфоэпии.

98 Повторение. Трудные случаи словообразования.

99 Повторение. Трудные случаи орфографии.

100 Повторение. Трудные случаи пунктуации.

101 Административная контрольная работа в формате ЕГЭ.

102 Анализ контрольной работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (профильный уровень)

Рабочая программа по рускому языку к учебнику Власенкова (профильный уровень), 3 часа в неделю....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс (профильный уровень)

Программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образовани...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс (профильный уровень).

Рабочая программа по русскому языку 10 класс (профильный уровень)....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс (профильный уровень)

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 10 (профильного) класса (3 ступень обучения) разработана в соответствии с Федеральным компонентом стандарта основного общего образования на основе П...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс (профильный уровень)

Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на профильном  уровне  в  объеме  102  часов  (3 ч в неделю)  и  составлена на основе  федер...

Рабочая программа по русскому языку 11 кл (профильный уровень)

Рабочая программа по русскому языку 11 кл (профильный уровень)...