урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ – средняя общеобразовательная школа с.Садовка Балтайского района Саратовской области
КОНСПЕКТ
урока русского языка в 6 классе
по теме «Фразеологизмы»
с использованием компьютерных технологий
Мамкеева Э.Ф.
учитель русского языка и литературы
Тема урока: Фразеологизмы (6 класс).
Форма урока: Путешествие в страну Фразеологизмов
Цель: научить узнавать в речи фразеологизмы, умело их использовать;
Задачи:
обучающие: выяснить, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи,
развивающие: развивать умение пользоваться фразеологизмами в собственной речи,
воспитывающие: прививать любовь к русскому языку.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, иллюстрации, карточки для индивидуальной работы, словари.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая
п/№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемые ответы учащихся | |||||||||||||||||||||||
1 | Организацион-ный | Сообщение темы и цели урока Музыка Сегодня у нас необычный урок, урок-приключение, полное опасностей и неожиданностей, урок-путешествие в страну Фразеологизмов. На доске сказочная карта страны Фразеологизмов (Слайд №2) Путешествовать мы будем и на фрегате, и на самолете, на поезде, пешком, пока не доберемся к берегам загадочной и прекрасной Фразеологии, населенной фразеологизмами. Цель нашего путешествия: научиться узнавать в речи фразеологизмы, понять, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи, умело их использовать, в очередной раз восхититься чудесными возможностями русского языка. - Давай поднимем парус И прямо в океан! Ведь и для нас осталось Еще немало стран, Пока что не открытых, Или давно забытых! - Дорог в морях немало - Смелее у штурвала! Познакомимся с маршрутом нашего путешествия (Слайд № 3) | |||||||||||||||||||||||||
2 | Словарная работа | Слайд №4 (В)перёд! (На) таком к…рабле, да и (с) таким эк…пажем, можно плыть даже (к) самому г…ризонту. Задание 1 группе: Запишите словарные слова и поработайте с ними (ударения, безударные гласные, предлоги и окончания). Определите падежи. Задание 2 группе: Дайте с помощью словаря объяснение словам: Бриз Боцман Капитан Лоцман Фрегат Штурман. Но вы сами должны выбрать словарь, в котором можно найти толкование этих слов. Какой это словарь? | Работа по группам | 1 группа Вперёд! На таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту. Вперед – наречие, На, с, к – предлоги Корабле, экипажем, горизонту – слов.слова На корабле (П.п.), с экипажем (Т.п.), к горизонту (Д.п.) 2 группа: Фразеологический словарь Бриз – легкий ветерок, дует днем с моря, а ночью с суши. Боцман – лицо младшего командного состава, в обязанности которого входит содержание корабля в порядке, руководство общекорабельными работами, обучение команды морскому Капитан – лицо, управляющее судном. Лоцман – специалист по проводке судов в пределах определённого участка, где требуются особо точные знания местных условий плавания. Фрегат – трёхмачтовое парусное военное судно (18-19 в.), обладавшее большой скоростью хода. Штурман – специалист по вождению кораблей. | |||||||||||||||||||||||
3 4 5. 6 7 8 | Сравнение свободных и устойчивых словосочетаний Физминутка Происхождение Фразеологизмов Получение новых знаний Подведение итогов Закрепление знаний | Мы приближаемся к острову Повторения. Вдали виден мыс Ошибок. Задание называется «Когда мы так говорим» (Слайд №5) Если команда успешно справится с заданием, то удачно обогнёт мыс Ошибок и благополучно продолжит путешествие. Кто самый смелый? Раз ты такой смелый – будешь капитаном, и поможешь своей команде благополучно обогнуть мыс Ошибок (Слайд №5)Когда мы так говорим?
Слайд №6
А сейчас я выберу лоцмана . Кто справится с заданием? Слайд № 7 Сейчас проведем лингвистический эксперимент. Слайд № 8 Замените в данных словосочетаниях подчеркнутое слово синонимом: куда глаза смотрят или куда глаза глядят? Каков результат эксперимента? Слайд №9 Можно ли «обновить» устаревшее слово «зеница» в данных фразах: беречь как зрачок глаза на как зеницу ока? Можно ли заменить даже грамматическое число компонентов данных словосочетаний: сбиться с ног на сбиться с ноги ? Вывод 1. Слайд № 10 Кроме свободных словосочетаний в русском языке существуют несвободные, устойчивые, или фразеологизмы (фразеологические обороты). Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии. Действительно, данные словосочетания нельзя «сконструировать» из отдельных слов (как это происходит со свободными словосочетаниями), они воспроизводятся в памяти в том виде, в каком они всегда употребляются. От штурмана в не меньшей степени зависит успех нашего предприятия. Сейчас задание для всей команды. Но кому отвечать – решает штурман Разминка для команды. Посмотрим, насколько богата ваша речь и выразительна. Знаете ли вы эти фразеологизмы? Отгадайте фразеологические загадки. Наберите как можно больше флажков за правильные ответы. Слайд № 11, 13, 15, 17
Вывод 2. Слайд № 19В отличие от свободного словосочетания у фразеологического оборота лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм в целом. В предложении фразеологизмы выступают как неделимое словосочетание. Свистать всех наверх! В путешествие пойдём. В страну чудес мы попадём. Слушай, думай, наблюдай, Дружно, громко отвечай. По морю сначала плыли И на острове мы были Все задания решили Ничего мы не забыли! А теперь электровоз Нас на станцию повез Садимся на поезд и мчимся до остановки Фразеологический Словарь Займите места в своих купе. Состав приближается к остановке Фразеологического Словаря. Здесь нас ждет встреча с великими мудрецами, которые нам расскажут о том, как возникли фразеологизмы. Приготовились внимательно слушать, иначе Великий Словарь не раскроет нам свои тайны. Выходят 2 ученика: Великий Словарь и принцесса Фразеология Посмотрим, какие истории о себе нам расскажут исконно русские фразеологизмы Презентация фразеологизмов: Слайды № 22-34 Дым коромыслом – Шум, гам, суматоха. Тертый калач – Очень опытный человек, которого трудно обмануть. Реветь белугой – Громко кричать или плакать. Слайд №35Вывод 3. Источники возникновения новых фразеологизмов огромны. Они могут появиться в любой момент. Крестьянский быт, наблюдения над животными, народные обычаи, профессиональная среда, исторические события – все это может дать жизнь фразеологизмам. Кроме того, литературные произведения, фольклор (сказки, пословицы и поговорки) пополняют фразеологическую копилку русского языка.
Появляясь в языке, они находят похожих на них друзей. К ним мы сейчас и отправимся на самолете. Остановимся на вершине Синонимов и Антонимов. Синонимы и Антонимы день и ночь трудятся вместе с Фразеологизмами, делая речь богаче, ярче и выразительнее. Часто Фразеологизмы в тексте становятся на место синонимов, что позволяет более точно выразить мысль. А некоторые Фразеологизмы являются антонимами.
Потренируемся. Слайд № 36, 37 Мы летим с вами высоко над землей, выше облаков. В каждом из облаков синонимы или антонимы для фразеологизмов, записанных на карточках. Игра в лото. Разделимся на 3 группы. Передавая друг другу эстафету, группы должны как можно быстрее накрыть карточку с фразеологизмами облаком с синонимами к этим фразеологизмам для одной группы, антонимами - для другой. Теперь нам надо преодолеть поэтический перевал. Идем пешком Слайды № 38,39 Найдите в тексте фразеологизмы: И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут.
Вывод 4. Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной Итак, что мы сегодня узнали о загадочной стране? Слайд 40. Выводы. Конечный пункт нашего путешествия – проверка знаний. Кто правильно все решит, тот вернется домой. Тест Слайды № 41-44 Ключ к тесту Слайд № 45
Сегодня наше путешествие подошло к концу. Сколько чудесных походов в мечтах и наяву ждет вас впереди. По океану книг, через океан языкознания и многие другие моря вы обязательно придете к Земле Знаний. Спасибо всем! | Выходит 1 учащийся Работает команда Выходит 1 учащийся Работает команда Работает команда Ребята выполняют упражнения Великий Словарь. Нашим островом правит принцесса Фразеология, которая просто обожает фразеологизмы, изучает их и заботится о них. Большую помощь ей оказывают ученые-мудрецы. Среди них русский лингвист Виктор Владимирович Виноградов. Он был одним из составителей первого научного Толкового словаря русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, одним из редакторов 4-томного и 17-томного академических словарей русского языка, руководил работой по составлению словаря языка А.С. Пушкина. Принцесса Фразеология. По своему происхождению фразеологизмы делятся на исконно русские и заимствованные из славянских и неславянских языков. Фразеологизмами русский язык пополнился, благодаря заимствованиям из старославянского языка и таких неславянских языков, как древнегреческий, латинский, французский, немецкий и английский язык. 2 учащихся у доски Работа по группам Индивидуальная работа на бланках | Вымыть руки. (Когда хотим помыть руки) Держать себя в руках. (О выдержанном человеке) Взять голыми руками. (Легко одолеть) 2 и 3 Когда происходит перенос прямого значения слова на другой предмет или явление. В нем очень много слов, которые употребляются не только в прямом, но и в переносном значении. О многозначности Метафора,олицетворе- ние, эпитет Вымыть руки – здесь нет переносного значения Идти направление взгляда Изменился смысл высказывания Нельзя Сильно устать от беготни, хлопот, начать идти не в ногу со всеми в строю нельзя Нос, каша, вода, Язык Жить-поживать, за тридевять земель, в некотором царстве, в некотором государстве, по щучьему велению, сказка про белого бычка Сино́нимы— слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение Анто́нимы— это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения ушки на макушке тут как тут Быть начеку, осторожными; Быстро появиться В этой строфе баллады речь идёт о начале Бородинского сражения Рассказчик – участник событий Отечественной войны 1812 года Используя эти устойчивые сочетания, он подчёркивает готовность русских солдат к бою, их бдительность и неожиданность появления вражеской армии. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии. У фразеологического оборота лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. В предложении фразеологизмы выступают как неделимое словосочетание. Источники возникновения новых фразеологизмов огромны. Они могут появиться в любой момент. Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной, экспрессивной. |
Бланк для ответа
№ задания | № вопроса | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-347150-1384704200.jpg)
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/14/picture-400871-1631601365.jpg)
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/14/picture-400871-1631601365.jpg)
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/28/picture-461307-1403961343.jpg)
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/19/picture-783578-1461069106.jpg)
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-572342-1505896183.jpg)
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/13/picture-725268-1607883377.jpg)
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....