Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" в 8 классе
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5–9 классы Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский (2009).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 35.07 КБ |
Содержание тем учебного курса | 143.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5–9 классы Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский (2009) в соответствии со следующими нормативными и инструктивно – методическими документами:
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (Распоряжение Правительства РФ от 07.02. 2011г. № 163 - р)
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 учебный год».
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404 «О разработке учебных программ, учебных курсов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»
- «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013-2014 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997)
- Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24 июля 2013г. № 03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2013 – 2014 учебном год»
- Учебный план МАОУ СОШ № 34 на 2013 – 2014 учебный год.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки учащихся.
Русский язык- язык русского народа. Он является средством общения, орудием познания и формой человеческого мышления. Русский язык выполняет следующие универсальные функции:
1.Коммуникативная функция языка.
Язык есть важнейшее средство передачи и хранения информации: основная часть информации, циркулирующей в обществе, существует именно в языковой форме. Важнейшей функцией языка является функция общения.
2.Язык как орудие мышления.
Ещё одна функция языка - функционирование языка как орудия мышления. Очевидно, что невозможно мыслить без слов.
3.Эстетическая функция языка.
Но язык и наша речь способны не только оказывать влияние на поведение и мышление человека, они дают человеку возможность испытать эстетическое наслаждение, наслаждение прекрасным словом, его благозвучностью. Конечно, более всего такая эстетическая функция языка проявляется в произведениях художественной литературы.
Русский язык является государственным языком нашей страны, средством межнационального общения и консолидации народов России. Он один из официальных языков ООН.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Поэтому в системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
- систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся; сведения об основных нормах русского литературного языка; - сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе продолжают формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка в 8 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
2. Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
3. Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
5. Применение знаний и умений в жизни.
Данная рабочая программа призвана конкретизировать содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение часов по разделам курса.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение русского языка в 8 классе 102 (105) часа (3 часа в неделю).
Распределение учебного времени
Планирование основных тем
№ | Тема (раздел) | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Функции языка в современном мире Повторение изученного в 5 – 7 классах. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. Словосочетание Простое предложение. Простые двусоставные предложения Простые односоставные предложения. Неполные предложения Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения, вводные слова и междометия. Прямая и косвенная речь. Повторение изученного в 8 классе. | 1 ч. 8 ч (6+2). 2 ч. 4 ч. (3+1) 16 ч.(12+4) 11 ч.(9+2) 2 ч. 14 ч.(12+2) 20 ч.(18+2) 11 ч.(9+2) 7 ч.(6+1) 6 (9) ч.(5-8+1) |
На реализацию национально-регионального компонента отводится 10% учебного времени, что составляет 11 часов.
НРК включен в образовательный процесс в виде модульного курса «Риторика».
Цель занятий: дать учащимся начальные представления о риторике, вооружить их необходимыми сведениями об основах красноречия и сформировать основные умения и навыки устного публичного выступления.
Программа: «Основы риторики» (составитель Н.Н.Кохтев. Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык. Для классов гуманитарного профиля. М «Просвещение», 1994г.)
Учебники:
- Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. Москва, 1992г.
- Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Москва, 1984г.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. «Просвещение», 2001г.
Содержание учебной программы в части реализации национально-регионального компонента
№№ | Раздел (тема) | № урока | Тематика НРК | Количество минут | Источник информации |
1 | Раздел 1. Функции русского языка в современном мире | 1 | Что такое риторика? Цели и задачи курса.
| 20 | Н.Н.Кохтев. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов.стр.3-4 |
2. | Раздел 3. Словосочетание | 10 | Истоки возникновения риторики как науки. Родина и причины возникновения риторики. | 15 | Стр. 5-7 |
3 | Раздел 4. Простое предложение | 13 | Древнегреческие и древнеримские ораторы. Ораторское искусство в России. | 20 | Стр. 8- 12, 25-27. |
4 | Раздел 4. Простое предложение | 14 | Коммуникативное намерение. Речевые задачи и речевые роли. | 25 | Стр.135-139 |
5. | Раздел 5. Простые двусоставные предложения | 22 | Виды общения. Причины коммуникативных ошибок. | 20 | Стр.189-193 |
6. | Раздел 5. Простые двусоставные предложения | 27 | Средства воздействия на слушателя. Их роль в общении. | 20 | Стр.141-145 |
7. | Раздел 6. Простые односоставные предложения | 37 | Устная речь, её особенности. Приёмы подготовки устной речи. | 25 | Стр.91-92 |
8. | Раздел 8. Однородные члены предложения | 55 | Первичные и вторичные речевые жанры | 20 | Стр.41-47 |
9. | Раздел 9. Обращения, вводные слова и междометия | 64 | Подготовка речи и её роль | 25 | Стр.93-100 |
10. | Раздел №11. Прямая и косвенная речь | 95 | Спор и его признаки. Приёмы ведения спора. | 30 | Стр.201-203 |
11. | Раздел №12. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе | 101 | Культура и искусство спора. | 20 | Стр.204-206 |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АУДИРОВАНИЕ:
-дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста - рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
ПИСЬМО:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
ТЕКСТ:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8-ом классе следующие:
- диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);
- тест;
- проверочная работа с выборочным ответом;
- комплексный анализ текста;
- подробное и выборочное изложение;
- изложение с элементами сочинения-рассуждения;
- сочинение - описание памятника;
- сочинение на морально-этическую тему;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
- сочинение-рассказ на свободную тему;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Литература для учащихся
1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс / Л. А. Ахременкова. М.: Просвещение, 2005.
2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. М.: Просвещение, 2006.
3. Жердева Л. А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. 2-е изд.
/ Л. А. Жердева. М.: Владос, 2004.
4. Еремеева А. С, Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь/А. С. Еремеева. Саратов: Лицей, 2005.
5. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2002.
6. Тростенцова Л. А, Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; научн. редакт. Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2010.
Литература для учителя
1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. 3-е изд./ Г. А. Богданова .М.: Просвещение, 2000.
2. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы/А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. М.: АРКТИ, 1999.
3. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс / Сост. Ю. С. Пичугов. М.: Просвещение, 1999.
4. Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т. А. Костяева. М.: Просвещение, 2004.
5. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе/Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. М.: Просвещение, 2005.
6. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В, А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
7. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы / Н. М. Лебедев. М.: Просвещение, 1991.
8. Лекант П. А. и др. Дидактический материал по русскому языку: Синтаксическая синонимия / П. А. Лекант, Т. В. Маркелова. М.: ОО ТИД Русское слово , 1999.
9. Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи / И. В. Кусмарская, А. К. Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.
10. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е. К. Францман. М.: Просвещение, 1998.
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
№ | Сроки проведения | Тема | Количество часов | Тип урока. Форма организации учебного процесса. | Содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта | Требования к уровню подготовки учащихся. Учебные компетенции. | Домашнее задание | Корректировка | ||
Раздел 1. Функции русского языка в современном мире (1ч) | ||||||||||
1. НРК№1 | Функции русского языка в современном мире. Что такое риторика? Цели и задачи курса. | 1 | Урок усвоения новых знаний. Беседа, презентация. | Понятие «государственный язык». Особый политико-правовой статус русского языка как государственного языка Российской Федерации. Функции русского языка в современном мире. | Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри Российской Федерации, пони- мать его функции интеграции (объединения) народов России, причины потребности в общении на русском языке. (КВ., Я., К.) | Упр.4 | ||||
Раздел 2. Повторение пройденного в 5-7 классах.(6+2ч) | ||||||||||
2. | . | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | 1 | Повторительно- обобщающий урок. Практическая работа. | Понятие «знаки препинания», их функции в предложении. | Знать назначение знаков препинания, их функции в предложении.(Я.К) | Упр.7 | |||
3. 4. 5-6. 7. 8-9. | Знаки препинания в сложном предложении Буквы Н и НН в суффиксах имен прилага- тельных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с разными час- тями речи Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в5-7классах» Подробное изложение с грамматиче-ским заданием (по упр. 27) | 1 1 2 1 2 | Повторительно- обобщающий урок. Тест. Повторительно- обобщающий урок. Объяснительный диктант. Повторительно- обобщающий урок. Диктант «Проверь себя» Урок контроля. Диктант с грамматическим заданием. Уроки развития речи. Изложение. | Понятие «сложное предложение», Функции знаков препинания в сложном предложении. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий. НЕ с глаголами и деепричасти-ями,причастия-ми, именами существитель-ным и, прила- гательными и наречиями на –О Правописание Н и НН, слитное и раздельное написание НЕ, знаки препинания в простом и сложном предложении. Стили и типы ре- чи, анализ содер- жания и языковых средств, исполь- зование просмот- рового чтения по ключевым словам | Уметь находить сложное предложение, определять функции знаков препинания в сложном предложении.(Я.,К) Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употреблять их в речи.(Я.К) Уметь безошибоч-но писать НЕ: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существитель- ными, прилага-тельными и наречиями на –О; аргументировать такую группиров-ку частей речи в связи со слитным и раздельным напи- санием с НЕ.(Я.К) Уметь на письме соблюдать ор- фографические и пунктуационные нормы, опозна-вать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложе-ниях.(Я.К) Уметь переска-зывать текст, от- ражать свое понимание пробле- матики и позиции автора исходного текста,производить частичный языко-вой анализ текс-та, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи в тексте, уметь подбирать однокоренные слова, пересказы-вать текст от 3-го лица.(К., Я. КВ) | Упр.19 §4, упр. 24. По опорным словам составить предложения, определить синтаксическую роль слов с Н и НН. § 5, упр. 36. Из художестве-нных произве-дений выпи-сать предло-жения со словами с НЕ, указать части речи и условия выбора орфограммы |
Раздел 3. Словосочетание (2ч)
10. НРК№2 11. | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосо-четаний по характеру выражения главного слова Истоки возникновения риторики как науки. Родина и причины возникновения риторики. Виды слово-сочетаний по способу связи слов.Синтаксический разбор словосочетаний | 1 1 | Урок усвоения новых знаний. Творческая работа. Урок усвоения новых знаний Работа по схемам. | Основные виды словосочетаний по морфологичес-ким свойствам главного слова. Основные признаки сло- восочетания. Виды словосочетаний по способу связи слов: согла-сование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний. | Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов.(Я.К.,КВ) Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетании, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания.(Я.,К.,КВ) | §9, 10, упр. 60. §11, 12, упр71. |
Раздел 4. Простое предложение(3+1ч)
12-13. НРК№3 14. НРК№4 15. | Синтаксическая структура просто го предложения. Грамматическая (предикативная основа предло-жения. Древнегреческие и древнеримские ораторы. Ораторское искусство в России. Порядок слов в предложении. Интонация. Коммуникативное намерение. Речевые задачи и речевые роли. Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности. | 2 1 1 | Урок усвоения новых знаний. Конструирование предложений с заданной грамматической основой. Урок закрепления изученного. Выразительное чтение текстов. Урок развития речи. Сочинение- описание памятника. | Структура простого предложения Главные члены двусоставного предложения. Ос- новные типы грамматических основ. Прямой и обратный порядок слов в предло-жении. Ин -тонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логиче- ское ударение) Сопоставительный анализ репродукций картин А.Баулина, С. В. Герасимова с изображением одного и того же памятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения. | Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать слу- жебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении.(Я.,К.,КВ) Уметь интонационно правильно произносить предложения, вы- делять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов.(Я.,К) Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно- выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме.(Я., К., КВ.) | § 13, упр. 75.
§14, 15, упр. 84. |
Раздел 5. Простые двусоставные предложения(12+4ч)
Главные члены предложения (6+2ч)
16. 17. 18-19. 20. 21. 22. НРК№5 23. | Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее. Виды сказуемого. Простое гла-гольное сказуемое и способы его выражения Публици- стическое сочинение о памятнике культуры Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения Составное именное сказуемое, способы его выражения Тире между подлежащим и сказуемым Виды общения. Причины коммуникатив-ных ошибок Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми | 1 1 2 1 1 1 1 | Урок усвоения новых знаний. Предупредительный диктант. Урок усвоения новых знаний. Составление плана теоретического материала пара- графа, подготов-ка устного высказывания «Способы выражения простого глагольного сказуемого». Уроки развития речи. Подготовка рабочих материалов. Урок усвоения новых знаний. Творческая работа. Урок усвоения новых знаний. Комментированное письмо. Устный связный ответ «Составное именное сказуемое, способы его выражения» Урок усвоения новых знаний. Объяснительный диктант Урок закрепления изученного. Осложненное списывание | Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым. Виды сказуемого. Простое глаголь- ное сказуемое и способы его вы- ражения Публицистическое сочинение-описание памятника культуры(на основе упр.101,102) Составное гла- гольное сказуе- мое, способы его выражения Составное именное сказуемое, способы его выражения Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми | Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуе- мое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом.(Я.К.) Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого.(Я.,К.,КВ) Уметь создавать текст публици- стического характера, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экс- прессивный синтаксис, расчле- ненное предло-жение, рито- рические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложе-ния)(Я.,К., КВ.) Знать структуру составного гла- гольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое (Я.,К) Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов.(Я.,К) Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения. (Я.,К.,КВ.) Уметь определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемого(Я.,К.) | § 17, упр. 93. §18, 19, упр. 97. Сочинение §20, упр. 105. §21, упр. 112 §22, упр. 116. § 17- 22, упр. 120. |
Второстепенные члены предложения(6+2ч.)
24. 25. 26. 27. НРК№6 28. 29. 30-31. | Дополнение. Способы выражения дополнения Определение согласованное и несогласо-ванное. Способы выражения определения Приложение как разновид-ность определения. Знаки препинания при приложении Обстоятельство. Способы его выражения Средства воздействия на слушателя. Их роль в общении. Главные и второстепенные члены предложения Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения» Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его языковые особенности | 1 1 1 1 1 1 2 | Урок усвоения новых знаний. Осложнённое списывание Урок усвоения новых знаний. Творческое списывание. Урок усвоения новых знаний. Составление план к теоретическому материалу пара- графа. Урок усвоения новых знаний. Конструирование предложений. Повторительно- обобщающий урок. Предупредительный, графический диктанты. Урок контроля. Тест. Уроки развития речи. Сочинение-характеристика. | Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения Согласованные и несогласованные определения. Спо- собы выражения определения Приложение как разновидность оп- ределения. Знаки препинания при приложении Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоя- тельств Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом Главные и второстепенные члены предложения. Способы выражения Характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности | Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения, уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение (Я.,К.) Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения, уметь использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения-эпитеты - как средства выразительности речи.(Я.,К) Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препи- нания при приложении(Я.,К) Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах (Я.,К.,КВ) Уметь определять грамматические основы в простом и сложном предложении, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, отличать подлежащее от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и ска- зуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемых, нераспространенных и распространенных предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в текстах разных стилей (Я., К., КВ) Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения, производить синонимическую замену разных видов сказуемого, согласованных и несогласованных определений, правильно ставить знаки препинания между подлежащими и сказуемыми, при приложении (Я. К.) Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы(Я., К.,КВ) | §24, упр. 130. §25, упр. 138. §26,упр.142. §27, упр. 158. §23-27, упр. 167. §29, упр. 165. |
Раздел 6. Простые односоставные предложения (9+2ч.)
32. 33. 34. 35. 36. 37. НРК№7 38-39. 40. 41. 42. | Главный член односоставного Предложения. Основные группы односоставных предложений Определенно-личные предложения. Их струк-турные и смысловые особенности Неопределен-но-личные предложения, их структур- ные и смысло- вые особенно- сти Обобобщенно-личные предложения Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности Безличные предложения, их структур- ные и смы- словые осо- бенности Устная речь, её особенности. Приёмы подготовки устной речи. Сочинение- рассуждение на свободную тему Назывные предложения, их структурные и смысловые особенности Употребле- ние односо- ставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксиче- ский разбор односостав- ных пред- ложений. Синонимия односостав- ных и дву- составных предложений Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» | 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 | Урок усвоения новых знаний. Урок усвоения новых знаний. Анализ текста. Урок усвоения новых знаний. Сопоставительный анализ текста Урок усвоения новых знаний. Конструирование предложений. Урок усвоения новых знаний. Работа по схемам. Урок закрепления изученного. Взаимодиктант. Уроки развития речи. Сочинение-рассуждение. Урок усвоения новых знаний. Анализ текста. Повторительно- обобщающий урок. Анализ текста. Урок контроля. Зачёт. | Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения Определенно- личные предложения. Их структурные и смысловые особенности Неопределенно- личные предложе- ния, их структур- ные и смысловые особенности Обобобщенно-личные предложения Безличные пред- ложения, их струк- турные и смысло- вые особенности Безличные пред- ложения, их струк- турные и смысло- вые особенности Сочинение-рас- суждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Раз- мышление об от- ветственности че- ловека за свои слова с опорой на личный опыт Назывные пред- ложения. Их струк- турные и смысло- вые особенности Употребление од- носоставных пред- ложений в устной и письменной ре- чи. Синтаксиче- ский разбор одно- составных пред- ложений Виды односостав- ных предложений. Употребление од- носоставных и предложений | Знать структурные особенности односоставных предложений, уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения(Я.,К.) Знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений . Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить опреде- ленно-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определенно- личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в слож- ных предложениях, в состав которых входят определенно-личные предложения (Я.,К.,КВ.) Знать структурно-грамматические особенности неопределенно- личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложе- ния, уметь их использовать в собственных высказываниях, за- менять двусоставные предложения синонимичными односоставными (Я.,КВ.) Знать функцию обобщенно-личных предложений в речи, способы выражения сказуемого в них, опознавать данные предложения в тексте, употреблять их в собственных высказываниях, использовать односоставные предложения с обобщенным значением (пословицы, афоризмы, крылатые выражения)(Я.,К.,КВ.) Знать структурные особенности безличных предложений, спосо- бы выражения сказуемого, осо-бенности употребления в речи, уметь опознавать безличные предложения в тексте, и умело употреблять в собственной речи(Я., К.) Уметь определять структурные типы безличных предложений, морфологические средства выражения сказуемого; различать односоставные и двусоставные предложения; использовать си- нонимические односоставные предложения, сопоставляя личные и безличные предложения; включать безличные предложения в текст, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения (Я.,К) Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типоло- гические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, высказывать свое мнение, соблюдать на письме нормы рус- ского литературного языка.(Я.,К.,КВ.) Знать структурные особенности и особенности употребления на- зывных предложений, уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изоб- ражения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений(Я.,К.) Уметь проводить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, про- изводить сопоставительный анализ и использовать синонимию двусоставных и односоставных предложений; односоставные предложения в обобщенном зна- чении и в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях (Я.,К.,КВ) Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать (Я.,К., КВ) | §30, упр.172 §32, упр.188 §33, упр. 191. Написать небольшое сочинение (6-7 предло-жений) по одной из пословиц: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь», «Поспе- шишь - людей на- смешишь» § 35, упр. 203. Создать небольшой текст, передающий состояние человека, созвучное его на- строению и состоянию природы, включить в него безлич- ные предложения. (Возможные темы: «Дождь идет», «Осень», «Зимнее утро») §31, упр. 181 §38, упр. 216. |
Раздел 7. Неполные предложения (2ч.)
43-44. | Неполные предложения | 2 | Уроки усвоения новых знаний. | Неполные предложения. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении | Знать общее понятие неполных предложений, понимать назна-чение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных вы- оказываниях, наблюдать за упот- реблением неполных предложений в разговорной речи. (Я.,К) | §37, упр. 214. |
Раздел 8. Однородные члены предложения (12+2ч.)
45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54-55. НРК№8 56-57. 58. | Понятие об однородных членах предло- жения. Средства связи однородных членов предложения Однородные и неоднородные определения Однородные и неоднородные определения Изложение (текст - сравни- тельная характеристика) Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них Однородные члены, связанные сочини- тельными союзами, и пунктуация при них Обобщающие слова при одно- родных членах и знаки препинания при них Обобщающие слова при одно- родных членах и знаки препинания при них Синтаксический и пунктуаци- онный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены» Первичные и вторичные речевые жанры Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения.» Сочинение - сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенно- сти строения текста | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 | Урок усвоения новых знаний. Анализ текста Урок усвоения новых знаний. Составление конспекта текста. Урок закрепления изученного. Предупредитель- ный диктант Урок развития речи. Изложение - сравнительная характеристика Урок усвоения новых знаний. Комментирован- ное письмо. Урок закрепления изученного. Графический диктант. Урок усвоения новых знаний. Составление алгоритма. Урок закрепления изученного. Составление текста на заданную тему. Повторительно- обобщающий урок. Синтаксический и пунктуаци- онных разбор предложений с однородными членами. Повторительно- обобщающие уроки. Объяснительный диктант Уроки контроля. Комплексный анализ текста Урок развития речи. Сочинение. | Предложения с од- нородными чле- нами. Средства связи однородных членов предложе- ния. Интонацион- ные и пунк- туационные осо- бенности предло- жения с однород- ными членами Однородные и не- однородные опре- деления Однородные и не- однородные опре- деления Изложение - срав- нительная харак- теристика Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них Однородные члены, связанные сочини- тельными союзами, и пунктуация при них Обобщающие слова при одно- родных членах и знаки препинания при них Обобщающие слова при одно- родных членах и знаки препинания при них Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами Средства связи од- нородных членов предложения.Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности пред- ложений с одно- родными членами Однородные члены предложения Сочинение - сравнительная характеристика двух знакомых лиц | Уметь опознавать однородные члены (распро-страненные, нераспространенные, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов (Я.,К.) Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями (Я.,К.) Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) оп- ределений(К.,Я.) Уметь дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную инфор- мацию прослушанного текста, фиксировать информацию про- слушанного текста в виде полного пересказа, определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка, переска- зывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности.(Я.,К.,КВ) Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами; определять оттенки противопоставления, контрастности, усту- пительности и несоот- ветствия, выражаемые противительными союзами; чередование или неопределенность оценки явлений, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания.(Я.,К.) Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые пред-ложения с однородными членами, связанными союзом И, и сло- жносочиненные предложения; производить возможную синони- мическую замену союзов при од- нородных членах (Я.,К.) Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах.(Я.,К.) Уметь различать предложения с обобщающими словами при од- нородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах различных стилей(Я.,К.,КВ.) Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами, с со-ставными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов (Я.,К.) Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предло-жений(Я.,К.) Уметь анализировать текст по следующим параметрам: компо- зиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной мысли, количества микротем и т. п.); стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); типо- логический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи); языковой анализ отдельных элементов текста; анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений(Я.,К.,КВ) Уметь создавать текст - сравнительную характеристику, опираясь на правила сравнения, устанавливая между объектами сходство и различие, строить высказывание на основе типовой схемы (параллельного или последовательного сравнения), использовать для выражения различия антонимы, предлоги, союзы, вводные слова, параллельные синтаксические конструкции, для которых характерна сопоставительно-про- тивительная интонация. (Я.,К.,КВ.) | § 40, упр. 226. §41, упр. 241. §42. упр. 244(1, II) § 44, упр. 260. § 44, упр. 252. § 44, упр. 270. §40-46, упр. 277,280. |
Раздел 9. Обращения, вводные слова и междометия (9+2ч)
59. 60. 61. 62. 63-64. НРК№9 65. 66. 67. 68. 69. | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении Знаки препинания при обращении. Употребление обращений Составление делового письма Вводные конструкции (слова, словосо-четания, пред- ложения) Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них Подготовка речи и её роль. Публичное выступление на общественно значимую тему Вводные предложения, знаки препина-ния при них Вставные конструкции, особенности употребления вставных конст- рукций Систематизация и обобщение изученного по теме «Предложения с вводными кон- струкциями, обращениями и междометиями» Контрольная работа по теме « Предложения с вводными кон- струкциями, обращениями и междометиями» | 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 | Урок усвоения новых знаний. Заполнение таблицы. Урок усвоения новых знаний. Анализ литера-турных текстов. Урок развития речи. Деловое письмо. Урок усвоения новых знаний. Заполнение таблицы. Уроки усвоения новых знаний. Взаимодиктант. Урок развития речи. Подготовка рабочих материалов (выбор темы, аудитории, цели своего выступления) Урок усвоения новых знаний. Составление связных текстов на заданную тему. Урок усвоения новых знаний. Диктант «Проверяю себя» Повторительно- обобщающий урок. Лингвисти-ческий анализ текста художественной литературы. Урок контроля. Диктант | Обращение, его функции и способы выраже- ния. Выделитель-ные знаки при обращении. Обращение, знаки препинания при нем. Интонация предложения с обращениями. На- блюдение за упот- реблением об- ращений в разго- ворной речи, язы- ке художественной литературы и офи- циально-деловом стиле Составление делового письма Вводные конструкции (слова, словосо-четания, пред- ложения) Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них Публичное выступление на общественно значимую тему (упр. 386). Разграничение понятий «публичный» и «публици-стический». Тре- бования к устному выступлению Вводные предложения, знаки препинания при них Вставные конструкции, осо- бенности употребления вставных конст- рукций Вводные конструкции как средство выраже-ния оценки высказывания, воз- действия на собе- седника. Группы вводных слов и выражений по зна- чению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выра- жения. Знаки препинания. Вводные конструкции как средство выраже-ния оценки высказывания, воз- действия на собе- седника. Группы вводных слов и выражений по зна чению. Вводные предложения и вставные конструк- ции. Обращение и способы его выра- жения. Знаки пре- пинания | Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями(Я.,К.,КВ) Уметь интонационно правильно произносить предложения, упот- реблять формы обращений в различных речевых ситуациях,различать обращения и подле- жащие двусоставного предложения (Я.,К..КВ) Уметь составить собственное высказывание в официально- деловом стиле, сохраняя его особенности, соблюдая специфику жанра (деловое письмо), исполь- зовать обращение, учитывая адресат и цель делового письма (Я.,К.,КВ.) Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания, уметь выражать определен-ные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения(Я.,К) Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предло-жений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов(Я.,К.) Знать требования к устному выступле-нию, понимать значение понятий «публичный» и «публицистический», уметь использовать характерные для публицистического стиля средства языка, самостоятельно отбирать, обрабаты- вать и структурировать информацию, исследовать и анализировать важные современные проблемы общества, аргументированно отстаивать свои взгляды,убеждения (Я.,К.,КВ) Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями (Я.,К.) Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений, уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме (Я.,К.) Уметь производить синтаксический разбор предложений с ввод- ными конструкциями, обращениями и междометиями, пра- вильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные чле- ны предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как прием публицистического и художественного стилей (Я., К., КВ) Уметь производить синтаксический разбор предложений с ввод- ными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предло- жений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как прием публицистического и художественного стилей(Я.,К,КВ) | § 55, 56, упр. 347 § 57, 58, упр. 355. § 58, упр. 360. § 59, 60 упр. 367. § 61 упр. 373. Подготовить публичное выступление «Что такое радость познания, связанная с изучением родно- го языка, родного слова» или «Телевидение: слабые и сильные стороны» § 61, упр. 377. § 62, упр. 389. §63,64упр. 398 |
Раздел 10. Обособленные члены предложения (18+2ч)
70. 71-72. 73. 74. 75-76. 77-78. 79. 80-81. 82. 83-84. 85. 86. 87. 88. 89. | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения Обособление согласованных распростра-ненных и нерас-пространенных определений. Выделительные знаки пре-пинания при них Обособление определений. Выделительные знаки пре-пинания при них Обособление определений с обстоятельствен- ным оттенком значения, обо- собление несо-гласованных определений Рассуждение на дискуссионную тему Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препина-ния Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот Обособление обстоятельств, выраженных существитель- ными с предлогами Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препина-ния при уточняющих членах предложения Уточняющие, поясняющие, присоеди- нительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенности Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» Контрольная работа по теме « Обособленные члены предло-жения». | 1 2 1 1 2 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 | Урок усвоения новых знаний. Комментированное Письмо Уроки усвоения новых знаний. Конструирование Предложений Урок закрепления изученного. Анализ текста. Урок усвоения новых знаний. Составление плана ответа. Уроки развития речи. Сочинение. Уроки усвоения новых знаний. Работа по схемам. Урок закрепления изученного. Анализ текста. Уроки усвоения новых знаний. Работа по схемам Урок закрепления изученного.Диктант «Проверяю себя» Уроки усвоения новых знаний. Синтаксический и пунктуационный разбор предложе-ний Урок усвоения новых знаний. Взаимодиктант. Урок усвоения новых знаний. Синтаксический и пунктуационный разбор предложе-ний с уточняю-щими членами предложения Урок усвоения новых знаний. Составление текста на заданную тексту. Повторительно- обобщающий урок. Предупредительный диктант. Урок контроля. Диктант. | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания при них Обособление опре- делений. Выдели- тельные знаки пре- пинания при них Обособление опре- делений с обстоя- тельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений Рассуждение на основе литератур- ного произведения Обособление согласованных приложений. Выде- лительные знаки препинания Обособление приложений. Вы- делительные знаки препинания при них Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный Оборот Обособление обстоятельств, выраженных суще- ствительными с предлогами Обособленные уточняющие чле- ны предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложе- ния Уточняющие, поясняющие, присоединитель-ные члены предложения, их смысловая и интонационная особенности Обособление вто- ростепенных чле- нов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. На- блюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устной и письменной речи Обособленные члены, знаки пре- пинания при них | Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании; уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамма-тические, интонаци-онные и пунктуации-онные; уметь опозна-вать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами(Я.,К.) Уметь находить грамматические условия обособления определений, выра-женных причастными оборотами и прила-гательными с зави-симыми словами, а также согласованные одиночные опреде-ления, относящиеся к существительным, интонационно пра- вильно их произно-сить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста (Я.,К.) Уметь опознавать условия обособления определений, интона- ционно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в тек- стах разных стилей и типов (Я.,К.,КВ) Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, несогласованных определений, интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями, понимать и определять изобразительно-выразительные функ- ции обособленных определений в художественной речи (Я.,К.,КВ) Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его ком- позиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), ориентируясь на определенного чита- теля или слушателя, отобрать аргументы с целью обогащения речи, умело вплетать цитаты из художест-венного текста, обосновывать свое мнение (Я.,К.,КВ) Знать основные условия обособления приложений, интона-циионно правильно произносить пред- ложения с обосо-бленными приложе-ниями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособ-ленных прило-жений.(Я.,К.) Уметь опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произно-сить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных стилях и текстах речи (Я.,К.,КВ.) Уметь определять условия обособления обстоятельств, выра- женных деепричаст- ным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричаст-ный оборот, определять его границы,правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями (Я.,К) Уметь определять границы деепричаст-ного оборота, правиль-но ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложе-нии, интонационно правильно произно-сить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно- выразительные средства в худо-жественной речи (Я.,К.,КВ) Уметь опознавать синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи(Я.,К.,КВ) Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах, интонационно правильно произносить предло- жения с обособлен-ными обстоятельства-ми уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них.(Я.,К.,КВ.) Иметь представление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отлича-ющих их от обособленных оборотов, уметь опознавать уточня-ющие члены на основе семантико- интонационного анализа высказывания (Я.,К.) Умение производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами предложения, соблюдать интонацию уточнения (Я.,К.) Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений, отличие в обособлении согласованных оп- ределений и прило-жений, различие в обособлении опреде-лений, выраженных причастным оборо- том, и обособлении обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосно-вывать синтакси-ческие нормы построения предложений с обособленными членами и выразитель-но читать их (Я.,К.) Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы(Я.) | §47, упр. 289. §47, упр. 299. §47, упр. 300. §47, упр. 296 §49, упр. 302 § 50, упр. 307. §50, упр. 311,313. 51, упр. 320. §51, упр. 322. Из текстов изученных художественных произведений выписать 10 предложений с КАК, объяснить наличие или отсутствие знаков препинания Написать текст об ученом-лингвисте, определить, к какому стилю относится текст, найти предложения с однородны- ми и обособлен-ными членами. Составить схемы этих предложений § 52, упр. 326. § 53, 54, упр. 330, 333. § 47-54, упр. 339. |
Раздел 11. Прямая и косвенная речь (6+1)
90-91. 92. 93. 94-95. НРК№10 96. | Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания Предложения с косвенной ре- чью. Замена прямой речи косвенной Цитаты и знаки препинания при них Систематиза-ция и обоб-щение изученного по теме «Прямая и косвенная речь» Спор и его признаки. Приёмы ведения спора. Рассказ | 2 1 1 2 1 | Уроки усвоения новых знаний. Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам. Урок усвоения новых знаний. Конструирование предложений с разными спосо- бами передачи чужой речи Урок усвоения новых знаний. Анализ текста Повторительно- обобщающие уроки. Практическая работа. Урок развития речи. Сочинение- рассказ по данному началу с включением диалога | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной Цитаты и знаки препинания при них Систематизация и обобщение изученного по теме «Прямая и косвенная речь» Композиция рассказа, исполь-зование в рассказе диалога как тексто-образующего элемента | Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ста- вить в них знаки препинания и обосновывать их постановку(Я.,К.) Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновы-вать постановку знаков препинания при косвенной речи.(Я.,К) Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании(Я.,К.,КВ) Уметь производить синтаксический разбор предложений и мо- делировать предложе-ния с прямой речью, производить синони- мичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предло- жения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения с прямой и косвенной речью (Я.,К) Уметь создать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы (Я.,К.) | § 65, 69, упр. 410 § 68, упр. 406 § 72, упр. 427 § 65-72, упр. 432 § 71, упр. 421 |
Раздел 12. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе - 6ч (5+1ч)
97-98. 99. 100. 101. НРК№11 102. | Синтаксис и морфология Контрольное изложение (сжатое) Синтаксис и пунктуация Синтаксис и культура речи Культура и искусство спора Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | 2 1 1 1 1 | Повторительно- обобщающие уроки. Анализ текста. Урок развития речи. Сжатое изложение Повторительно- обобщающий урок. Взаимодиктант Повторительно- обобщающий урок. Тест Урок контроля. Комплексный анализ текста | Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Разнообразие синтаксических конструкций. Первичные и вторичные функции различных частей речи екст как речевое произведение Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки пре-пинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении Нормы литератур- ного русского языка в построении словосочетаний и предложений Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы, текст, типы и стили речи | Уметь опознавать части речи по их грамма-тическим признакам, определять синтак-сическую роль в предложении, исполь-зовать в речи разные виды омонимов,виды и средства синтакси-ческой связи (Я.,К.) Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенно- сти исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме (Я.,К.,КВ) Понимать смыслоразличитель- ную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с одно- родными и обособленными чле- нами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания (Я.,К,,КВ) Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении сло- восочетаний разных видов, синтаксические нормы - при пост- роении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответ-ствии с целями общения (Я.,К.,КВ) Уметь анализировать текст: производить композиционно- содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ право- писания отдельных слов и пунктуации предложения(Я.,К.) | § 73, упр. 436 § 74, упр. 441 § 75, упр. 448 |
Список сокращений:
1.НРК- национально- региональный компонент
2.Я.- языковая (лингвистическая компетенция)
3.К.- коммуникативная компетенция
4. КВ.- культуроведческая компетенция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...
Рабочая программа учебного курса 6 класс
quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...
Рабочая программа учебного курса 8 класс
quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...
Рабочая программу учебного курса 9 класс
Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный результат изучения курса геометрии....
Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"
Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...