Технологическая карта урока русского языка «Прямая речь» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Яцкина Елена Александровна

Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учётом требований ФГОС по теме "Прямая речь" (1-й урок по теме).  Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. М.М.Разумовской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_pryamaya_rech_5_kl.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учетом требований ФГОС

«Прямая речь»

Предмет: русский язык

Учитель: Яцкина Е.А, учитель русского языка и литературы   МОУ «Бутырская ООШ» Валуйского района Белгородской обл.

Класс: 5

Программа: Программа по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных  учреждений под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Учебник: Разумовская М.М. и др. Русский язык. 5 кл.  – М.: Дрофа, 2012 г. (ФГОС)

Тема урока:    Прямая речь

Тип урока:  Урок  «открытия» новых знаний

Цель урока:  способствовать формированию представления  о  предложениях с прямой речью;   формировать навык пунктуационного оформления предложений с прямой речью;  развивать мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;   читать схемы  предложений с прямой речью, составлять предложения по указанным схемам.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование культурологической компетенции.

Регулятивные: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему самостоятельно; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по выработанным алгоритмам.

Познавательные: осознают познавательную задачу; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя её; учатся подтверждать аргументы фактами, соблюдая правила ведения диалога.

Методы обучения: проблемно-поисковый, познавательный, практический, метод  обобщения.

 

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Электронное приложение к учебнику, §65.

Технологическая карта урока русского языка  «Прямая речь»

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

Организационный этап

1 минута

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3 минут

Выдвигает проблему. Предлагает ученикам высказать свое мнение по поводу названия урока. Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока.

Обучающиеся комментируют смысл понятия «предложение с прямой речью», формулируют тему, цель и   задачи урока.

Высказывают предположения, о чем может на уроке пойти речь.

Целеполагание, планирование учебной деятельности. Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Проверка домашней работы

10 минуты

  1. Организует написание словарного диктанта по материалам упр. 526 и взаимопроверку написанного.

  1. Организует устный опрос по теме «Сложное предложение».

 Пишут словарный диктант.

Выполняют взаимопроверку.

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

 Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ,   обобщение; внимательное чтение

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Изучение нового материала

5 минут

Организует работу с  материалом рубрики «Понаблюдайте!»  на с.189 и теоретическим материалом  §65.

Анализируют предложенные предложения, делают выводы.

Читают теоретический материал.

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

6 минут

 Организует работу с упр. 527,  с целью формирования умения   конструировать предложения с прямой речью.

Выполняют    упр. 527,   отвечают на вопросы  учебника.

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ,   обобщение; внимательное чтение.

 

6 минут

Организует  самостоятельную  работу учеников в тетрадях (упр.528) с последующей взаимопроверкой.

Самостоятельно выполняют  упр.508.

Проводят взаимопроверку.

Умение структурировать знания, работать индивидуально и в парах.

 

1 минута

Организует физкультминутку.  

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

Силой их к плечам прижать – это пять.

 Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Выполняют упражнения физкультминутки.

 

 

3 минуты

 Организует работу с  теоретическим материалом на  на с.190  и  

 Анализируют предложенные предложения с точки зрения  взаиморасположения прямой речи и слов автора, строят схемы, делают выводы.

 Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение.

6 минут

Организует работу с упр. 529,  с целью формирования умения    объяснять постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Выполняют    упр. 529, комментируют выполнение по цепочке.

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

3 минуты

Организует работу по исправлению ошибок, если они были.

Комментируют ошибки.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование.

Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Умение оценивать действия одноклассников.

Рефлексия учебной деятельности.

3 минуты

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.  

Оценивает работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Поднимают руку.

Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности.

Умение выражать свои мысли.

Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование.

Домашнее задание  

1 минута

Комментирует ДЗ. § 65, упр.530

Записывают ДЗ в дневниках.

 

 

Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учетом требований ФГОС

« Прямая речь»

Предмет: русский язык

Учитель: Яцкина Е.А, учитель русского языка и литературы   МОУ «Бутырская ООШ» Валуйского района Белгородской обл.

Класс: 5

Программа: Программа по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных  учреждений под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Учебник: Разумовская М.М. и др. Русский язык. 5 кл.  – М.: Дрофа, 2012 г. (ФГОС)

Тема урока:    Прямая речь

Тип урока:  Комбинированный урок

Цель урока:  способствовать  расширению представления  о  предложениях с прямой речью;    способствовать совершенствованию навыка пунктуационного оформления предложений с прямой речью;  развивать мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся  умеют находить в прямой речи слова автора и прямую речь, ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью; правильно ставить знаки  препинания в предложениях с прямой речью, состоящей из нескольких предложений; читать схемы  предложений с прямой речью, составлять предложения по указанным схемам.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование культурологической компетенции.

Регулятивные: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему самостоятельно; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по выработанным алгоритмам.

Познавательные: осознают познавательную задачу; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя её; учатся подтверждать аргументы фактами, соблюдая правила ведения диалога.

Методы обучения: проблемно-поисковый, познавательный, практический, метод  обобщения.

 

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Электронное приложение к учебнику, §65.

Технологическая карта урока русского языка  «Прямая речь»

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

Организационный этап

1 минута

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3 минут

Выдвигает проблему. Предлагает ученикам высказать свое мнение по поводу названия урока. Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока.

Обучающиеся комментируют смысл понятия «предложение с прямой речью», формулируют тему, цель и   задачи урока.

Высказывают предположения, о чем может на уроке пойти речь.

Целеполагание, планирование учебной деятельности. Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Проверка домашней работы

10 минут

  1.  Организует устный опрос по теме « Прямая речь».

  1. Организует написание объяснительного диктанта.

 Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

Записывают под диктовку предложения с прямой речью, объясняют постановку знаков препинания, строят схемы предложений.

По очереди работают у доски.

 Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ,   обобщение; внимательное чтение

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Изучение нового материала

2 минуты

Организует работу с   теоретическим материалом   на с.191. Прямая речь, состоящая из нескольких предложений.

Анализируют предложенные предложения, делают выводы.

Читают теоретический материал.

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

7 минут

 Организует работу с упр. 532,  с целью  закрепления навыка грамотного пунктуационного оформления предложений с прямой речью.

Выполняют    упр. 532,    выполняют  задания  учебника.

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ,   обобщение; внимательное чтение.

 

7 минут

Организует  самостоятельную  работу учеников в тетрадях  по карточкам с последующей взаимопроверкой.

Самостоятельно выполняют   задания на карточках.

Проводят взаимопроверку.

Умение структурировать знания, работать индивидуально и в парах.

 

1 минута

Организует физкультминутку.  

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

Силой их к плечам прижать – это пять.

 Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Выполняют упражнения физкультминутки.

 

7минут

Организует  творческую работу  с целью формирования умения    использовать предложения с прямой речью в собственных текстах.

 Пишут мини-сочинения с использованием предложений с прямой речью.

Выразительно читают вслух  творческие работы.

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

3 минуты

Организует работу по исправлению ошибок, если они были.

Комментируют ошибки.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование.

Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Умение оценивать действия одноклассников.

Рефлексия учебной деятельности.

3 минуты

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.  

Оценивает работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Поднимают руку.

Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности.

Умение выражать свои мысли.

Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование.

Домашнее задание  

1 минута

Комментирует ДЗ. § 65, упр.533

Записывают ДЗ в дневниках.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме :"Употребление деепричастий в речи"

Урок, построенный по новым требованиям ФГОС с использованием различного литературного материала для развития интереса у детей....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное - как часть речи"

Подробное описание урока в соответствии с  требованиями  ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"

В архиве технологическая карта урока и презентация. Урок разработан по учебнику под ред. А. Д. Шмелёва...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.«Имя прилагательное как часть речи.»

Урок служит для актуализации и востановления знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прильных....

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Причастие как глагольная форма. Особенности его функционирования в речи. Причастный оборот".

Урок русского языка в 10 классе с использованием элементов развивающих технологий в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: "Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение. К.Г. Паустовский «Шкатулка!"

Предмет: русский языкТип урока: урок развивающего контроляЦели урока: -закрепить знания о повествовании,  как типе речи;- развивать у учащихся навыки работы с  художественным стилем;- р...

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...