Программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Андросовка муниципального района Красноармейский Самарской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «русский язык»
Класс 9 (интегрированный)
2013-2014 учебный год
Ф.И.О. учителя: Неверова Любовь Николаевна
С.Андросовка,
2013 г
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для учащихся 9 класса, обучающихся по программе VII вида, создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Рабочей программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классов (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А Тростенцова, А.Д. Дейкина. Москва, «Просвещение» 2011) и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы. М., «Просвещение», 2011год
- Учебник: «Русский язык. 9 класс.» Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др., М., «Просвещение», 2009г.
- «Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации» Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, Л.Ю. Комиссарова
Программа рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю). Так как рекомендованная программа рассчитана на 105 часов, а в учебном плане – 102, то рабочая программа адаптирована на 102 часа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа определяет базовый уровень подготовки по русскому языку учащихся основной общеобразовательной школы в соответствии со стандартом основного общего образования по русскому языку.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; поурочное планирование; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения. Нормы оценок за различные виды работ, планирование с характеристикой видов деятельности, контрольно-измерительные материалы даны в приложениях. Курс русского языка для основной школы направлен на достижение
следующих целей и задач:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего свой язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего свой язык как основное средство общения, средство получения знаний, средство освоения морально-этических норм;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в различных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:
совершенствование речемыслительной деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании
- различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и
излучения знаний а разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
В классе обучается учащийся с ОВЗ. Поэтому программа рассчитана на учащихся, имеющих смешанное специфическое расстройство психического, психологического развития, задержку психического развития.
Задачи преподавания русского языка обучающимся с задержкой психического развития максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой, и учитывают специфические особенности учеников. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку.
– воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
– совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
– освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
– формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для обучающихся уровне.
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.
Ввиду психологических особенностей обучающихся с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.
Познавательные задачи:
– формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;
– развитие языкового и эстетического идеала.
Практические задачи:
– формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
– овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
– обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общепредметные задачи:
– воспитание обучающихся средствами данного предмета;
– развитие их логического мышления;
– обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
– формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи - пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи - речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Обучение русскому языку ведется с использованием учебника для 9 класса «Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений»/ авторы М. Т. Баранова и др.: Просвещение, 2008. Это учебное пособие выбрано с учетом особенностей памяти, мышления, восприятия детей ЗПР. Оно содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задание представленные в нем, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании: словарные слова помещены в рамочки, что облегчает знакомство с ними; условные обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; репродукции картин, которыми снабжен учебник, хорошего качества, что, дает возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним .
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в различных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступками с позиции моральных норм.
Содержание курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических норм, синтаксических конструкций; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользовать различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоения норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Изучение материала строится по блочно-модульной системе с использованием опорных конспектов (ОК).
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности являются коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие о сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска ,в том числе компьютерных средств; перерабатывать и систематизировать информацию и предъявлять ее различными способами др); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.) Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения русского языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения.
Результаты изучения предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенстванию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметными результатами освоения выпускниками программы по русскому языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности , последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни ; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках литературы, иностранного языка и других)
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками программы по русскому языку являются:
- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли русского языка в жизни человека и общества;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования а также роли русского языка в процессе самообразования;
- владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения(цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным , изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы); приемами работы с книгой, периодическими изданиями;
- способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в Ом числе на электронных носителях;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования(с полным пониманием текста, с понимание его основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, тезисы);
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учетом замысла и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
- владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических и грамматических норм; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
- способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения (жестами, мимикой) в различных ситуациях общения;
- осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления и эффективности коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи; текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей оформления, использования выразительных средств языка;
- осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки учащихся IX класса основной школы».
Содержание программы учебного курса русского языка для 9 класса
Международное значение русского языка
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Основные группы сложноподчинённых предложений
I.Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление).
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности.
Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые
отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение
пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными
предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах.
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Учебно-тематический план
Поурочное планирование учебного предмета на учебный год
№п/п | Тема урока | Элементы содержания или основные понятия урока | Характеристика и (или)виды деятельности учащихся | Форма урока |
1 | Международное значение русского языка. | Международное значение русского языка Основные формы существования национального русского языка. Понятие о литературном языке | Составление связного монологического высказывания, с опорой на план, составленный по предложенному тексту; сжатое изложение. | Комбинированный, практикум. |
Повторение пройденного в 5-8 классах | ||||
2 | Устная и письменная речь. | Устная и письменная речь. | Создание устного монологического высказывания на учебные, социально-бытовые темы, | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
3 | Монолог. Диалог. | Монолог и диалог | Ведение диалога, с опорой на основные нормы построения устного и письменного высказывания. | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
4 | Р.р. Стили речи | Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей. | Составление плана учебной статьи, анализ речевого высказывания с точки зрения его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферами общения и задачами речи. Анализ статьи журнала (газеты): выявить языковые средства публицистического стиля | Урок развития речи ИКТ |
5-6 | Простое предложение и его грамматическая основа. | Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов предложения. Виды односоставных предложений. Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. | Тренировочные упражнения, работа с опорными схемами и таблицами, работа с учебником, работа с текстом | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
7-10 | Предложения с обособленными членами. | Предложения с обособленными второстепенными членами. | Тренировочные упражнения, работа с опорными схемами и таблицами, работа с учебником, работа с текстом | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа ИКТ |
11. | Р.р. Сочинение по данному началу | Работа с текстом сочинения | Развитие речи ИКТ | |
12. | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. | Тренировочные упражнения, работа с опорными схемами и таблицами, работа с учебником, работа с текстом | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
13. | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Контрольный словарный диктант. | Повторение. Урок контроля | ||
14 | Контрольный диктант. | Диктант с грамматическим заданием | Написание диктанта | Урок контроля |
15. | Понятие о сложном предложении. | |||
16 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях. | Упражнения на классификацию СП, умение разграничивать СП разных типов, интонационно и пунктуационно оформление бессоюзных и союзных СП. | Объяснение учителя, практикум |
17. | Р.р. Диктант с продолжением. | Написание диктанта с продолжением | Урок развития речи | |
18-20. | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в сложном предложении. Авторское употребление знаков препинания. | Упражнения на расстановку разделительные и выделительных знаков препинания между частями сложного предложения. | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
21. | Интонация сложного предложения. | Комбинированный | ||
22 | Р.Р. Сочинение – описание по упр.59. | Работа с текстом сочинения | Урок развития речи | |
23. | Повторение и закрепление изученного по теме «Сложное предложение». | Тренировочные упражнения, работа с опорными схемами и таблицами, работа с учебником, работа с текстом | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа ИКТ | |
24. | Зачёт по теме «Сложное предложение». Контрольные вопросы. | Ответы на вопросы, выполнение упражнений учебника. | Урок контроля | |
Сложносочиненные предложения | ||||
25 | Понятие о сложносочиненном предложении. | Сложносочиненное предложение (ССП), его признаки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения. | Упражнения на формирование умений интонационно оформлять ССП с разными типами СО между частями, выявление этих отношений, правильную постановку ЗП, составление схем предложений и конструирование предложений по схеме | Объяснение учителя, практикум |
26. | ССП с соединительными союзами | ССП с соединительными союзами | Упражнения на распознавание ССП с соединительными союзами. | Объяснение учителя, практикум |
27. | ССП с разделительными союзами | ССП с разделительными союзами | Упражнения на распознавание ССП с соединительными, разделительными союзами. | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
28. | ССП с противительными союзами | ССП с противительными союзами | Упражнения на распознавание ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. | Объяснение учителя, практикум |
29. | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | Знаки препинания в ССП . | Упражнения на умение правильно ставить разделительные ЗП в ССП. | Объяснение учителя, практикум |
30 | Синтаксический и пунктуационный разбор ССП | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП . | Упражнения на формирование умений правильно ставить разделительные ЗП в ССП, производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП. | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
31 | Итоговый тест по теме «ССП» | Выполнение теста. | Урок контроля | |
32 | Контрольный диктант. | Диктант с грамматическим заданием | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | Урок контроля |
33-34 | Р.Р. Сжатое изложение. | Работа с текстом изложения | Урок развития речи | |
Сложноподчиненные предложения | ||||
35. | Понятие о сложноподчиненном предложении | Сложноподчинённое предложение (СПП), его строение. Главная и придаточная части. Средства связи частей СПП, интонация, подчинительные союзы, союзные слова. | Упражнения на закрепление умений опознавать СПП в тексте, правильную постановку ЗП. | Объяснение учителя, практикум |
36. | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | Главная и придаточная части СПП, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП. | Упражнения на формирование умений определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильную расстановку ЗП, использование различных средств связи главной и придаточной части, интонационное оформление СПП. | Объяснение учителя, практикум |
37. | Р/р Сочинение – отзыв по картине И. Тихого «Аисты» (упр. 92) | Части текста. Основная мысль. | Написание сочинения-отзыва | Урок развития речи. |
38-39. | Союзы и союзные слова в СПП (упр. 93, 96,97) | Средства связи частей СПП: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. | Упражнения на различение подчинительных союзов и союзных слов, использование их при конструировании СПП, правильную постановку ЗП. | Объяснение учителя, практикум |
40. | Р/р Сообщение на лингвистическую тему | Урок развития речи | ||
41. | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении | Место придаточного в СПП. Главное предложение с указательным словом. Пунктуационные и синтаксические нормы. | Тренировочные упражнения, работа с опорными схемами и таблицами, работа с учебником, работа с текстом | Объяснение учителя, практикум |
Основные группы сложноподчиненных предложений | ||||
42-43 | СПП с придаточным определительным и местоименно-определительными | СПП с придаточным определительным и местоименно-определительным. | Упражнение на формирование умений определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять их. | Объяснение учителя, практикум |
44 | СПП с придаточным изъяснительным | Место придаточных изъяснительных в СПП. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы. | Упражнение на формирование умений определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять их | Объяснение учителя, практикум |
45 | Повторение орфографии (НЕ с разными частями речи) | НЕ с разными частями речи | Тренировочные упражнения, работа с опорными схемами и таблицами, работа с учебником, работа с текстом | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа ИКТ |
46 | Повторение Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях, отглагольных прилагательных. | Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях, отглагольных прилагательных. | Тренировочные упражнения, работа с опорными схемами и таблицами, работа с учебником, работа с текстом | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа ИКТ |
47 | Р/р Деловые документы (автобиография, заявление). | Составление текста | Урок развития речи | |
48 | Контрольный диктант | Контрольный диктант | Диктант с грамматическим заданием | Урок контроля |
49 | СПП с придаточными обстоятельственными | Виды придаточных обстоятельственных. Простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными. | Упражнение на формирование умений определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять их | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
50-51 | СПП с придаточными времени и места | СПП с придаточными времени и места. | Объяснение учителя, практикум | |
52. | СПП с придаточными причины | Структура СПП с придаточными причины. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главными. | Объяснение учителя, практикум | |
53. | СПП с придаточными условными | Структура СПП с придаточными условными. | Упражнение на формирование умений определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять их | Объяснение учителя, практикум |
54 | СПП с придаточными уступительными | Средства связи придаточного с главным. Знаки препинания в СПП с придаточными уступки. | Объяснение учителя, практикум | |
55 | СПП с придаточными цели | Структура СПП с придаточными цели. | Объяснение учителя, практикум | |
56 | СПП с придаточными следствия | Структура СПП с придаточными следствия. | Объяснение учителя, практикум | |
57 | СПП с придаточными степени и образа действия | Средства связи придаточного с главным. Синтаксические нормы. | Объяснение учителя, практикум | |
58 | СПП с придаточными сравнительными | Средства связи придаточного с главным. Отличие СПП с придаточными сравнительными от простых предложений со сравнительными оборотами. | Объяснение учителя, практикум | |
59 | Р/р Сочинение по данному началу (Упр.166) | Работа с текстом сочинения | Урок развития речи | |
60 | Закрепление темы «СПП» | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания. | Тренировочные упражнения, работа с опорными схемами и таблицами, работа с учебником, работа с текстом | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
61-63 | СПП с несколькими придаточными | Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимичная замена предложений. | Тренировочные упражнения, работа с опорными схемами и таблицами, работа с учебником, работа с текстом. Выполнение различных видов разбора | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа ИКТ |
64 | Синтаксический разбор СПП | Синтаксический разбор СПП | Тренировочные упражнения, работа с опорными схемами и таблицами, работа с учебником | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
65 | Р/ р Изложение (по упр. 177) | Работа с текстом изложения | Урок развития речи | |
66 | Пунктуационный разбор СПП | Пунктуационный разбор СПП | Тренировочные упражнения, орфографическая диктовка. | |
67. | Р/ р Сочинение-рассуждение на тему «Подвиг» | Работа с текстом сочинения | Урок развития речи. | |
68. | Итоговая работа по теме «СПП» | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания. | Урок контроля | |
69. | Анализ работы. Коррекция ошибок. | Выполнение работы над ошибками. | Урок коррекции | |
Бессоюзные сложные предложения | ||||
70. | Понятие о бессоюзном сложном предложении | Бессоюзные сложные предложения(БСП), их грамматические признаки. | Упражнения на постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении | Объяснение учителя, практикум ИКТ |
71 | Интонация в бессоюзных сложных предложениях | Смысловые отношения между частями в БСП. | Упражнения на постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
72 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Пунктуационные нормы. | Упражнения на постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
73 | Р/р Подробное изложение с дополнительным заданием (упражнение192) | Текст, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций. | Работа с текстом изложения | Урок развития речи |
74 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. | Упражнения по закреплению изученных правил пунктуации. Орфографическая диктовка. | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
75 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | Тренировочные упражнения, работа с опорными схемами и таблицами, работа с учебником. | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
76 | Р/р Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. | Работа с текстом | Урок развития речи | |
77 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП | Упражнения в синтаксическом и пунктуационном разборах. | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
78 | Контрольный диктант по теме БСП | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания при нём. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разборов. | Диктант с грамматическим заданием | Урок контроля |
79 | Комплексное повторение. Замена как способ сжатия текста. | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа ИКТ | ||
80 | Мониторинг уровня обученности. Тест в форме ГИА. | Урок контроля | ||
Сложные предложения с различными видами связи | ||||
81-82 | Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях | Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. | Тренировочные упражнения, работа с опорными схемами и таблицами, работа с учебником, работа с текстом | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
83 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы. | Тренировочные упражнения, работа с опорными схемами и таблицами, работа с учебником, работа с текстом | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа ИКТ |
84 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи. | Упражнения в синтаксическом и пунктуационном разборах сложного предложения с различными видами связи | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
85 | Р/р Подробное изложение (упражнение 219) | Написание изложения. | Урок развития речи | |
86 | Р/р Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. | Урок развития речи | ||
87 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием | Диктант с грамматическим заданием | Урок контроля | |
Повторение и систематизация изученного | ||||
88-91* | Пробная экзаменационная работа | Написание изложения, выполнение теста, написание сочинения на лингвистическую тему. | Урок контроля | |
92 | Фонетика и графика | Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма. | Упражнения в фонетическом анализе слов. Орфографическая диктовка | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
93 | Лексика и фразеология | Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. | Упражнения на подбор синонимов антонимов, омонимов. Использование в речи фразеологизмов. | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
94 | Морфемика и словообразование | Морфемы, передающие информацию о слове. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ. | Упражнения на закрепление умений производить морфемный разбор. | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
95 | Морфология | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий. | Упражнения на закрепление умений производить морфологический разбор различных частей речи. | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
96 | Синтаксис | Виды связи слов в словосочетании. | Тренировочные упражнения, работа с опорными схемами и таблицами, работа с учебником, работа с текстом | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа |
97 | Р/р Выборочное изложение или сочинение-отзыв (упр.259 или 260) | Работа с текстом сочинения | Урок развития речи | |
98-99 | Орфография. Пунктуация. | Возможности орфографии в точной передаче мысли. Функции знаков препинания. | Комбинированный, практикум, самостоятельная работа | |
100 | Р/р Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. | Работа с текстом сочинения | Урок развития речи | |
101-102 | Резерв |
*- по плану-графику школы
Требования к уровню подготовки учащихся в конце 9 класса
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицисти-ческого, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произноси-тельные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно исполь-зовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Контроль за уровнем обучения учащихся 9 класса.
Формы контроля: виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров, изложения; воспроизведение опорных конспектов (письменно и устно).
В связи с проведением итогового контроля в форме ГИА со второго полугодия проводится мониторинг готовности учащихся к сдаче экзамена в стандартизированной форме. С этой целью проводятся две комплексные работы в формате ГИА по материалам тренировочных заданий и демонстрационному варианту работы.
Учебно-методическое обеспечение
Программы по русскому языку для 5-9 классов авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского М., «Просвещение», 2009г.
Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы. М., «Просвещение», 2011год
Учебник: «Русский язык. 9 класс.» Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др., М., «Просвещение», 2009г.
«Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации» Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, Л.Ю. Комиссарова
Используемая литература
1. Богданова Г. А. Конспекты уроков для учителей русского языка: 9 класс / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2008.
2. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2006.
3.Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Т. А. Ладыженская, М. Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. - М.: Просвещение, 2006.
4.Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями / Д.А. Хаустова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
5. Иванова. Подготовка к ГИА
6. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку 7-9 классы. Москва. «Вако».2008г.
7.Полещук В.Ф., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Тренажёр по русскому языку для средней школы. Издательство ЮВЕНТА Москва 2005
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
Мультимедийные пособия.
«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...