Программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Неверова Любовь Николаевна

Программа по русскому языку 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russk_8_2.doc290.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Андросовка муниципального района Красноармейский Самарской области

                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «русский язык»

Класс      8

2013-2014 учебный год (интегрированный)

        

Ф.И.О. учителя:  Неверова Любовь Николаевна

 С.Андросовка,

2013 г

Пояснительная записка

     Программа обеспечивает реализацию соответствующего минимума содержания образования. Рабочая программа по русскому для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык для 5-9 классов. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский, Л.А. Тростенцова, Д.А. Дейкина – М.: Просвещение, 2011. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

   Учебник русского языка 8 класс. Автор: Л.Тростенцова, Т. Ладыженская и др. М.: «Просвещение», 2010г.

Рекомендованная программа рассчитана на 105 часов, а так как в учебном плане – 102 часа, то рабочая программа сокращена до 102 часов за счёт исключения трёх уроков из темы  «Односоставные  предложения» (1 час) и  «Обособленные члены предложения» (2 часа). Из темы  «Синтаксис и пунктуация» 1 час перенесён в раздел «Повторение изученного в 5-7 классах из-за специфики уровня обученности данного класса. Из раздела «Однородные члены предложения» 2 часа выделены на резервные часы.

   В классе обучается учащийся с ОВЗ. Поэтому  программа рассчитана на учащихся, имеющих смешанное специфическое расстройство психического, психологического развития, задержку психического развития.

   Задачи преподавания русского языка детям с задержкой психического развития максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой, и учитывают специфические особенности учеников

   В учебнике по русскому языку представлены задания с учетом особенностей памяти, мышления, восприятия детей ЗПР. Он содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задание представленные в нем, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании: словарные слова помещены в рамочки, что облегчает знакомство с ними; условные обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; репродукции картин, которыми снабжен учебник, хорошего качества, что, дает возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.

   Кроме того, учителем составлен план  коррекционной работы по направлениям:

Направления

Содержание работы, приёмы, формы

Рекомендации родителям

Письменная и устная речь.

1. Упражнения на речевое развитие учащихся и отработку произносительных навыков

-активизация словарного запаса, обогащение словаря и его уточнения. Например, прочитай текст, выпиши слова с неясным значением, поищи их толкование в словаре и запиши определение, если не нашёл слово, спроси у родителей объяснение; перескажи дома интересный рассказ, фильм; подготовь текст открытки с поздравлением ко дню рождения, с Новым годом, заучи скороговорки.

2. Упражнения, направленные на развитие умения грамматически правильно оформлять предложения, на коррекцию недостатков и развитию диалогической и монологической форм устной речи, а также на выработку умений связно и логично излагать свои мысли в письменной форме

-задания типа: ответь полным ответом на поставленные вопросы; добавь в предложение недописанные слова; восстанови порядок слов во фразе, предложении; найди и исправь речевую ошибку в предложении, тексте; замени в тексте повторяющиеся словами текстовыми синонимами.

- Найди и исправь орфографические и пунктуационные ошибки.

Просматривать с детьми познавательные телевизионные программы, читать совместно книги и обсуждать их, сделать традицией семейное чтение.

Развитие основных мыслительных операций.

1. Задачи на группировку «Исключи лишнее слово из ряда», «Сходство и различие частей речи, простого и сложного предложения»

2. Упражнения на исключение предметов и понятий, не подходящих к остальным в предложенной группе. Например, найди ошибку в формулировке правила. Установление закономерностей. Задание: по каким признакам предложения распределили по группам.

3. Упражнения на классификацию. Например, распредели слова в две группы, по общим признакам.

Выполнять задания совместно с детьми, предлагая свои варианты решений.

                

Принципы построения

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и  перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Специфика курса 

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Цели обучения русскому языку

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
  2. Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
  3. Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
  4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Применение знаний и умений в жизни.

Задачи :

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  
  • На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны:

 знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

речевая деятельность:

АУДИРОВАНИЕ:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-рецензировать устный ответ учащихся;

- задавать вопросы по прослушанному тексту;

- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

 -прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и  на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;

-используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей;

- при необходимости переходить на изучающее чтение;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

-строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкцию по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

-адекватно реагировать на обобщенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

- пересказать фрагмент прослушанного текста;

- пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

Писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные формы предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения. Ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для худ-ых и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять,

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ;

- распознать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

   

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(102 часа)

Функции русского языка в современном мире (1 ч)

Русский язык в современном мире.

Повторение изученного в V–VII классах (6 ч + 2 ч)

Синтаксис, пунктуация, культура речи (6 + 1*  ч)

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.

Словосочетание

Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (2 ч + 1 ч)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (6 ч + 2 ч)

Повторение пройденного о подлежащем.

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (6 ч + 2 ч)

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Простые односоставные предложения (8 ч + 2 ч)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Простое осложнённое предложение. (1 час)

Однородные члены предложения (10ч + 2ч)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (16ч + 2ч)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Ораторская речь, ее особенности.

Обращение (4ч)

Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.

Текстообразующая роль обращений.

Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Вводные и вставные конструкции(5 ч + 2ч)

Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.

Чужая речь (6 ч + 1 ч)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация изученного в VIII классе (5 ч + 1 ч)

Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).


Учебно-тематический план


Поурочное  планирование учебного предмета на учебный год

№п/п

Тема урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

Характеристика и (или)виды деятельности

учащихся

Форма урока

1.

Русский язык в современном мире

Понятие «государственный язык». Особый политико-правовой статус русского языка как Государственного языка Российской Федерации

Беседа, работа с учебником, выборочное письмо.

Индивидуальная(самостоятельная работа)

2.

 Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения.

Правила орфографии и пунктуации.

Проверка домашнего задания, работа по теме урока, работа в тетради, работа с учебником, работа с деформированным текстом

Повторение и обобщение изученного материала.

3.

Знаки препинания в сложном предложении

Общеобязательные правила орфографии и пунктуации

Проверка домашнего задания, запись под диктовку, «проверяем орфографию», работа с учебником, «повторяем состав слова и орфографию». Работа с теоретическим материалом.

Проверка усвоения знаний, повторение и обобщение.

4.

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий

Проверка домашнего задания, работа по теме урока, работа с учебником, выполнение упражнения. Работа с таблицами.

Работа в малых группах, индивидуальная работа

5.

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

НЕ с глаголами и деепричастиями, причастиями, именами существительными, прилагательными, местоим. и наречиями.

Проверка домашнего задания, объяснительный диктант, работа с учебником, беседа, словарный диктант, работа с учебником.

Обобщение и повторение изученного материала.

6.

Правописание дефиса.

Дефис в словах разных частей речи

Повторение изученного

7-8.

Р.р. Изложение

Изложение «Косцы»

Развитие речи

9.

Контрольный диктант.

Правописание Н и НН, слитное и раздельное  написание НЕ, дефис в разных частях речи, НЕ и НИ в местоимениях и наречиях

Текущий контроль

Урок проверки, коррекции знаний

10.

Синтаксис. Пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса.

Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса. Синтаксическая роль в предложении. Понятие текста. Композиция текста. Смысловая связь частей текста

Проверка домашнего задания, беседа, работа с учебником, работа на доске, словарная работа, работа с учебником.

Коллективная, индивидуальная

11.

Предложение как единица синтаксиса

Предложение как основная единица синтаксиса. Предложение как речевое высказывание, средство выражения мысли. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложения утвердительные и отрицательные

Проверка домашнего задания, работа с записями на доске (аналитическое упражнение), работа с учебником, повторение орфографии (запись под диктовку).

Комбинированный урок

12.

Словосочетание как единица синтаксиса

Беседа, работа с записями на доске, работа с учебником, работа с текстом.

Закрепление изученного материала, сообщение новых знаний.

13.

Виды словосочетаний

Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетания

Проверка домашнего задания, работа с записями на доске, практикум,  работа с учебником, работа с толковым словарём.

Комбинированный: повторение, сообщение новых знаний.

14.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях

Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание.

Работа с учебником, работа в тетрадях, работа с записанными на доске словами.

Закрепление изученного материала, изучение нового.

15.

Синтаксический разбор словосочетаний

Синтаксический разбор словосочетаний. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложнопадежной формы управляемого существительного, согласование сокращенных слов с прилагательными и др.

Проверка домашнего задания, работа с учебником, практикум по теме, работа с записями на доске.

Комбинированный.  

16.

Р.р. Сочинение. “Дом который украшает».

Урок развития речи.

17.

Простое предложение. Грамматическая основа предложения.

Структура  простого     предложения. Главные  члены двусоставного предложения,   Основные типы грамматических основ

Проверка домашнего задания, работа по  теме урока, работа с учебником,

Коллективная, индивидуальная.

18.

Порядок слов в предложении. Интонация.

Прямой и обратный порядок    слов в предложении. Интонационные средства,  основные элементы    интонации  (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение)

Проверка домашнего задания, орфографический практикум, работа с учебником, работа с текстом.

Коллективная, индивидуальная.

19.

Р.р. Описание памятника культуры.

Сопоставительный анализ репродукций картин. А. Баулина, С. В. Герасимова с изображением    памятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо,  рассказ). План сочинения

Работа с учебником, выполнение упражнения

Урок развития  речи. ИКТ

20.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым

Слово учителя, работа с записями на доске, работа с учебником, творческое задание

Коллективная, парная, индивидуальная

21.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Виды   сказуемого. Простое    глагольное   сказуемое   и способы   его   выражения. Составление предложений по заданным схемам.

Составление таблицы «Простое глагольное сказуемое.» Лингвистический рассказ по теме урока.

Комбинированный

22.

Составное глагольное сказуемое.

Составное       глагольное       сказуемое,  способы   его выражения.

Виды   сказуемого. Составное   глагольное   сказуемое   и способы   его   выражения. Составление предложений по заданным схемам. Лингвистический разбор.

Урок усвоения новых знаний

23.

Составное именное сказуемое.

Составное     именное        сказуемое, способы   его   выражения.

Составление предложений по заданным схемам, объяснительный диктант,  работа в творческих группах.

Комбинированный

24.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков  препинания между  подлежащим и сказуемым

Выразительное чтение (интонационное) предложений с отсутствующей связкой. Лингвистический разбор, словарный диктант.

Урок усвоения новых знаний

25.

Р.р. Сообщение по упр.102

Урок развития речи

26.

Повторение о главных членах предложения.

ИКТ

27.

Р.р Изложение с элементами сочинения-рассуждения

Текст из методического пособия Богдановой. Урок 25

Написание изложения, прослушанного текста, написание сочинения-рассуждения.

Урок развития речи

28.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение     прямое   и   косвенное. Способы   выражения дополнения

Сообщения «Роль второстепенных членов в предложении», «Отличие дополнения от омонимичных форм подлежащего». Лингвистический рассказ по теме урока. Составление таблицы по теме урока.

Урок усвоения новых знаний

29.

Определение.

Согласованные    и несогласованные определения. Способы     выражения определения

Выборочное списывание, объяснительный диктант, чтение теоретического материала с обсуждением, работа с толковым словарем.

Комбинированный

30.

Приложение. Знаки препинания при нём.

Приложение как разновидность определения.   Знаки препинания  при приложении

Словарный диктант, лингвистический разбор, комментированное письмо.

комбинированный

31.

Обстоятельство.

Виды           обстоятельств по значению. Способы выражения     обстоятельств

Мини-диктант, орфографическая работа, работа с записями  на доске

Комбинированный

32.

Обстоятельство (продолжение).

Виды           обстоятельств по значению. Способы выражения     обстоятельств

Повторение орфографии, выборочное письмо, мини-диктант с заданиями.

Урок  закрепления      изученного

33.

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Распределительный диктант, тренировочные упражнения по теме.

Повторение и   закрепление ранее изученного материала

34.

Р.р. Изложение «Характеристика человека»

Понимать    особенности    такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида,  использовать языковые  средства,   соблюдать  на письме литературные нормы

Характеристика человека   как  вид текста,    строение, языковые   особенности

Урок ИКТ развития речи.

35.

Р.р. Сочинение по картине Ю.Ракши «Проводы ополчения»

36.

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения.

Односоставные предложения,     их основные   группы. Главный член односоставного предложения

Работа с записями на доске, работа с учебником, анализ распространённых и нераспространённых предложений, запись под диктовку.

Урок усвоения новых знаний

37.

Назывные предложения.

Назывные     предложения. Их структурные и смысловые особенности

Словарный диктант, ответы на вопросы учебника, лингвистический разбор, работа по карточкам.

Урок усвоения новых знаний

38.

Определённо-личные предложения.

Определенно-личные  предложения. Их  структурные  и смысловые      особенности.

Объяснительный  диктант, работа над теоретическим материалом, комментированное письмо, объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа.

Урок усвоения новых знаний

39.

Неопределённо-личные предложения.

Неопределенно-личные предложения,   их   структурные и смысловые особенности

Запись предложений под диктовку, лингвистический разбор, комментированное письмо, беседа.

Урок усвоения новых знаний

40.

Безличные предложения.

Безличные    предложения, их структурные и смысловые особенности

Орфографическая работа, запись под диктовку с последующей самопроверкой по словарю, работа с предложением, работа с теоретическим материалом, выборочный диктант.

Урок усвоения новых знаний

41.

Р.р. Инструкция.

Инструкция

Беседа по теме урока, работа с записями на доске,  тренировочные упражнения

Урок развития речи

42.

Р.р. Составление текста-рассуждения.

Сочинение-рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление   об ответственности человека  за свои слова с опорой на личный опыт

Вступительное слово учителя, анализ текста, составление плана работы со словарём.

Урок развития речи

43.

Неполные предложения.

Неполные     предложения.   Предложения   полные   и неполные.   Неполные   предложения в диалоге и сложном предложении

Объяснение учителя, тренировочные упражнения, работа с таблицей, словарный диктант, мини-диктант.

Урок усвоения новых знаний

44.

Синтаксический разбор односоставного предложения

Употребление   односоставных предложений в устной и  письменной  речи.   Синтаксический разбор односоставных     предложений

Изучение плана разбора, практикум, работа с учебником

комбинированный

45.

Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения»

Односоставные предложения,     их грамматические признаки.       Виды односоставных предложений. Морфологические средства   выражения главного члена.  Виды   односоставных предложений. Употребление   односоставных и неполных предложений

Опрос по контрольным вопросам, работа по карточкам.

Контроль за усвоением ЗУН по теме.

46.

Понятие об осложнённом предложении

Осложненные  и  неосложненные предложения

Орфографическая работа, работа с учебником, практикум по теме.

Урок усвоения новых знаний

47.

Однородные члены предложения.

Предложения с однородными   членами. Средства связи   однородных членов   предложения.  Интонационные и пунктуационные особенности предложения   с  однородными членами

Составление схем предложений, сравнительный анализ предложений, чтение и  обсуждение теоретического материала, практикум по теме, запись  под диктовку с устной проверкой.

Комбинированный

48.

Однородные члены предложения (продолжение).

Предложения с однородными   членами. Средства связи однородных членов   предложения.     Интонационные  и  пунктуационные      особенности предложения   с  однородными членами

Чтение упражнения с перечислительной интонацией и объяснением орфограмм, работа со схемами предложений, выборочное списывание, лингвистический разбор.

Урок закрепления      изученного, комбинированный

49.

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и знаки препинания при них.                        

Однородные члены

Запись предложений и  графическое обозначение перечислительной интонации

Беседа, рассказ учителя.

50-51.

Однородные и неоднородные определения.

Однородные и неоднородные определения

Распознавание однородных и неоднородных определений

Беседа, рассказ учителя.

52.

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки пунктуации при них.        

Выделение разделительных союзов в предложении. Постановка знаков препинания в текстах.

Запись предложений и постановка знаков препинания

Беседа, рассказ учителя.

53.

Обобщающие слова при однородных членах, и пунктуация при них.

Обобщающие слова

Запись предложений и постановка знаков препинания

Объяснение  учителя, практикум

54.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Синтаксический и пунктуационный разбор.

1)Письменный синтаксический и пунктуационный разборы предложений с однородными членами.2) Словарно-орфографическая диктовка

Комбинированный, практикум, самостоятельная работа

55.

Р.р. Отзыв. (по . 281)

Развитие речи

Написание отзыва

Развитие речи ИКТ

56.

Р.р. Сочинение по картине Ю.Пименова «Спор» Упр. 265

Составление текста-рассуждения

57.

Контрольный диктант.

Умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Написание диктанта.

Урок контроля

58.

Анализ диктанта. Коррекция ошибок.

59.

Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении.

Понятие об обособлении.

Упражнения в выделении обособленных членов.

Объяснение  учителя, практикум

60.

Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения.

Обособленные определения.

Упражнение в графическом выделении обособленных определений.

Беседа, рассказ учителя.

61.

Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения.

Согласованные и несогласованные определения.

Упражнение в графическом выделении обособленных определений.

Комбинированный, практикум, самостоятельная работа

62.

Обособленные приложения, выделительные знаки препинания при них.

Обособленные приложения

Упражнение в графическом выделении обособленных приложений.

Объяснение  учителя, практикум

63.

Обособленные приложения, выделительные знаки препинания при них.

Обособленные приложения

Комбинированный, практикум, самостоятельная работа

64.

Обособленные обстоятельства, выделительные знаки препинания при них.

Обособленные обстоятельства

Упражнение в графическом выделении обособленных обстоятельств.

Объяснение  учителя, практикум

65.

Обособленные обстоятельства, выделительные знаки препинания при них.

Обособленные обстоятельства

Комбинированный, практикум, самостоятельная работа

66.

Контрольный диктант.

Диктант с грамматическим заданием.

Написание диктанта с грамматическим заданием.

Урок контроля

67.

Обособленные уточняющие члены предложения,  знаки препинания при них.

Обособленные уточняющие члены предложения.

Упражнение в графическом выделении обособленных уточняющих членах предложения.

Объяснение  учителя, практикум.

68.

Обособленные уточняющие члены предложения,  знаки препинания при них.

Комбинированный, практикум, самостоятельная работа.

69.

Р.р Рассуждение на дискуссионную тему

Развитие речи. ИКТ

70.

Р.р. Изобретение наших дней

Развитие речи

71.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Синтаксический и пунктуационный разбор

Упражнения в синтаксическом и пунктуационном разборах.

Объяснение  учителя, практикум

72.

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

73.

Повторение по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

74.

Контрольный диктант.

Диктант с грамматическим заданием.

Написание диктанта

Урок контроля

75.

Урок коррекции.

Работа над ошибками.

Выполнение работы над ошибками.

Индивидуально-групповая работа

76.

Зачёт по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

Урок контроля

77.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение.

Обращение

Упражнения по графическому обозначению обращений.

Объяснение  учителя, практикум

78.

Распространённые обращения, выделительные знаки препинания при обращении.

Знаки препинания при обращении.

Упражнения на постановку знаков препинания при обращении.

Комбинированный, практикум, самостоятельная работа

79.

Вводные и вставные конструкции. Самостоятельная работа.

Вводные слова.

Упражнения на выделение вводных слов знаками препинания.

80.

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Комбинированный, практикум, самостоятельная работа

81.

Выделительные знаки препинания при вводных словах и вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Выделительные знаки препинания при вводных словах и вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Упражнения на выделение вводных слов знаками препинания

Объяснение  учителя, практикум

82

Вставные слова, словосочетания и предложения.

Вставные слова, словосочетания и предложения.

Комбинированный, практикум, самостоятельная работа

83.

Р.р. Сочинение-рассуждение публицистического характера.

Сочинение

Написание сочинения.

Развитие речи. ИКТ

84

Р.р. Сочинение-рассуждение публицистического характера.

ИКТ

85.

Междометия в предложении.

Междометия.

Работа над интонацией в предложениях с междометиями.

Объяснение  учителя, практикум

86.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и  предложениями, грамматически не связанными с членами предложениями.

Порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разборов

Упражнения в синтаксическом и пунктуационном разборах.

Комбинированный, практикум, самостоятельная работа

87.

Мониторинг

 Урок контроля

88.

Чужая речь. Прямая и косвенная речь.

Чужая речь. Прямая и косвенная речь.

Прямая речь.

Упражнения в распознавании прямой и косвенной речи и в  выделении её знаками препинания.

Объяснение  учителя, практикум ИКТ

89.

Прямая речь.

Комбинированный, практикум, самостоятельная работа

90.

Диалог.

Диалог.

Упражнения в выделении диалога на письме. Составление диалога.

91.

Р.р. Сжатое изложение по упр.419.

Сжатое изложение

Развитие речи

92.

Цитата.

Цитата.

Упражнения в употреблении цитат.

Объяснение  учителя, практикум

93.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с чужой речью.

Синтаксический и пунктуационный разбор

Упражнения в  синтаксическом и пунктуационном разборах предложений с чужой речью.

Комбинированный, практикум, самостоятельная работа

94.

Упражнения в постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Постановка изученных знаков препинания.

Упражнения по закреплению изученных правил пунктуации

Комбинированный, практикум, самостоятельная работа

95.

Синтаксис и морфология.

Первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи.

Соотнесение синтаксиса и морфологии.

Комбинированный, практикум, самостоятельная работа

96

Синтаксис и пунктуация.

Постановка изученных знаков препинания.

Соотнесение синтаксиса и пунктуации.

Комбинированный, практикум, самостоятельная работа

97-98

Р.р. Контрольное изложение

Подробное изложение

Написание подробного изложения

Самостоятельная работа.

99

Синтаксис и орфография.

Орфограммы в разных морфемах.

Повторение изученных орфограмм.

Комбинированный, практикум, самостоятельная работа

100

Итоговый тест.

Тест.

Выполнение теста.

Урок контроля

101-102

Резервные уроки

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2010г.
  2. Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Поурочные разработки по русскому языку– М.: Просвещение, 2009.
  3. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
  4.        4.     Петрова Е.В. Итоговая аттестация. Практикум 8 класс. Издательство «Экзамен» Москва. 
  5. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку 7-9 классы. Москва. «Вако».2008г.
  6. Полещук В.Ф., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Тренажёр по русскому языку для средней школы. Издательство ЮВЕНТА Москва 2005

Интернет-ресурсы для ученика и учителя: 

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4.  http://www.openclass.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...