Урок русского языка в 6 классе. «Рр. Публичное выступление о произведениях народного промысла».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Тема: «Р/р. Публичное выступление о произведениях народного промысла».
Тип урока: развитие связной речи.
Форма проведения: заочная экскурсия, презентация.
Цели урока:
познавательный аспект:
- знать особенности публичного выступления о произведении народного промысла;
- знать народные промыслы;
-уметь использовать в своей речи слова, связанные с народно-прикладным искусством;
- уметь ориентироваться в информационном пространстве, собирать материал к выступлению;
развивающий аспект:
-развитие письменной и устной речи;
- развитие мышления (умение анализировать, выделять главное), творческого потенциала детей;
воспитывающий аспект:
-воспитание уважения и интереса к русским народным промыслам, любви к малой родине;
- воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к труду;
- содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация “Народные промыслы России”.
Предварительная подготовка к уроку: ученики, получив индивидуальное задание, подбирают материал, учитель консультирует по отдельным вопросам.
Технологии: - метод проектов
-элементы развития критического мышления
-элементы здоровьесберегающей.
Эпиграфы к уроку:
“Работа хороша, если в ней польза и душа.
Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано”.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык – 6 класс
Тема: «Р/р. Публичное выступление о произведениях народного промысла».
Тип урока: развитие связной речи.
Форма проведения: заочная экскурсия, презентация.
Цели урока:
познавательный аспект:
- знать особенности публичного выступления о произведении народного промысла;
- знать народные промыслы;
-уметь использовать в своей речи слова, связанные с народно-прикладным искусством;
- уметь ориентироваться в информационном пространстве, собирать материал к выступлению;
развивающий аспект:
-развитие письменной и устной речи;
- развитие мышления (умение анализировать, выделять главное), творческого потенциала детей;
воспитывающий аспект:
-воспитание уважения и интереса к русским народным промыслам, любви к малой родине;
- воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к труду;
- содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация “Народные промыслы России”.
Предварительная подготовка к уроку: ученики, получив индивидуальное задание, подбирают материал, учитель консультирует по отдельным вопросам.
Технологии: - метод проектов
-элементы развития критического мышления
-элементы здоровьесберегающей.
Эпиграфы к уроку:
“Работа хороша, если в ней польза и душа.
Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано”.
Ход урока
Деятельность учителя
1.Организационный момент. Приветствие учеников.
Учитель:
- Здравствуйте! Предлагаю начать наш урок с небольшой разминки. Положите руки на плечи соседа и споём часть песенки.
«Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету,
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги»(2 р)
-Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? (В музей, на экскурсию)
Правильно! В музей народно-прикладного искусства.
2. Сообщение темы урока. (Слайд 1-2)
Учитель:
- Запишите число и тему урока «Устное публичное выступление о произведениях народного промысла». Подберите слова на эту тему, запишем их.
(Запись уч-ся в тетрадях. Ученики: «Хохлома, Жостово, Гжель, дымковская игрушка, матрёшка». (записывают в тетрадь))
3. Работа с учащимися
- Молодцы! Вот видите, в вашей памяти уже это хранится! Значит, это необходимо знать! А зачем?
(Ученики: «Чтобы расширять свой кругозор, правильно употреблять слова, связанные с народными промыслами, развивать свою речь».)
- Молодцы! Да ребята, сегодня урок особенный, так как связан с уроками изобразительного искусства. Мы попробуем себя в роли искусствоведов и расскажем о народных промыслах России.
Русь всегда славилась своими умельцами и изобретателями. До сих пор в мире широко известны и очень ценятся изделия лаковой миниатюры Федоскино, Палеха, художественная роспись подносов Жостово, лоскутное шитье, фарфоровое, фаянсовое и стекольное производства. Многие изделия наших народных мастеров являются гордостью частных художественных коллекций.
Большинство народных промыслов возникло в глубокой древности, их корни лежат в деревенском ремесле. Сама природа подсказывала человеку и материалы, и сюжеты. В лесной полосе развились токарное ремесло, резьба по дереву или бересте (коре березы). В местах, где находили залежи глин, зарождалось искусство художественной обработки керамики. В северных районах европейской части России, где выращивали лен, возникло искусство кружевоплетения. Урал - место залежей железной руды и полудрагоценных и поделочных камней - знаменит чугунным литьем, украшением оружия и изделиями из камня.
Резьба по дереву и кости, кружевоплетение, вышивка, роспись по дереву и металлу, керамика, набивные ткани, изделия из кожи и меха - существуют десятки разнообразных народных промыслов. Однако мировую славу снискали лишь некоторые из них - матрешки, хохломская роспись, гжельская керамика, палехская миниатюра, жостовские подносы, павловопосадские шали, вологодские кружева, дымковская игрушка, городецкая роспись, каслинское чугунное литье.
Давайте запишем названия лучших образцов народного искусства. (Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы - лучшие образцы народного искусства)
(Один уч-ся работает у доски (остальные в тетрадях).Запись предложения)
Учитель:
- Объясните постановку знаков препинания.
(Ученик: В предложении ставлю знак разделения тире, т.к подлежащее и сказуемое выражены существительным в им.п.)
Учитель:
В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь разными ремеслами. Что такое “ремесло”? (слайд 3)
Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.
Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества. И появилось название “промыслы”.
Откуда появилось это название?
Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.
Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.
И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.
Сегодня я хочу воспеть и восславить
“Сердце доброе, щедрость да разум,
Руки искусные народа русского”.
Учитель: (слайд 4-5)
- Мы посетим зал музея с дымковской игрушкой. Находясь в зале, вы составляете рассказ по плану (вывешивается план). Поэтому во время экскурсии я предлагаю не просто смотреть, но и запоминать, делать пометки в тетрадях.
(Ознакомление с планом.
План рассказа
1.Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
2. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
3. Что бы вы сказали о мастерах Хохломы, Дымково, Жостово?
4. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная мысль.
5. Ваше отношение к предметам народного искусства.
6. Начните свой рассказ так:
Вот передо мной…
Однажды я увидел(а)…
Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…)
Учитель: (слайд 4-5)
- Алёша подготовил сообщение о дымковской игрушке. Итак, отправляемся.
Дымковская игрушка.
О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.
Еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.
Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.
Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов.
До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).
Учитель: (слайд 7)
- Экскурсия в зале дымковской игрушки закончена. Сейчас мы приглашаем вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом – гжельским фарфором, о котором еще Ломоносов МВ. сказал: “Едва ли есть земля на свете самая чистая, как наша гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее”.
Гжель.
Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.
Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Секреты красоты таятся в самой природе. К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.
При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.
Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо. Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”.
И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.
Физкультминутка
Учитель:
- А сейчас разомнемся, а также выполним зарядку для глаз.
Учитель: (Слайд 8-9)
Матрёшка
А сейчас отгадайте загадку: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут?
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце!
Разные бывают на свете куклы – из дерева, из глины, их ткани. А есть особенные куклы – матрешки. Их знают во всех городах и селах – это исконно русский сувенир для иностранцев. Матрешка еще довольно «молода», потому что первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Произошла она от разъемной японской деревянной куклы - буддийского мудреца Фукуруму. А игрушечных дел мастер (В. Звездочкин) из Сергиева Посада сделал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Получилась русская матрешка прообраз Матрены (имя, которое было очень распространено в то время). Всего через несколько лет после своего появления на свет матрешка уже экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую славу.
Все матрешки отличаются друг от друга, сегодня на них переносят образы знаменитых людей.
Учитель: (слайд 10-11)
Расписные платки.
А теперь вас приветствуют умельцы из старинного русского города Павловского Посада.
Издавна на Руси принадлежностью женской одежды был платок. Крестьяне ткали платки, украшали их вышивкой, наносили на них узоры. Производство платков и шалей возникло в России в 19 веке, мода пришла из Франции, но и сегодня это рукотворное искусство востребовано. Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России это вышивка и кружево. Кружева использовались для оформления костюмов и предметов быта. При Петре 1 ношение кружев было предписано всем дворянам обязательно. Всем известны и популярны вологодские, кировские, елецкие кружева. Выполняют кружева с помощью коклюшек – это работа требует как творчества, так и большого терпения.
Учитель: (слайд 12-14)
Хохлома
- А теперь мы в Нижегородской области.
В Нижегородской области мастерят деревянные расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохломская роспись — пламе нная хохлома. Хохлома — старинное село, где раньше продавали изделия из дерева. А пламенной её называют потому, что весёлые красно-золотые изделия горят, как огонь.
Но хотя расписные вещи сверкают подобно золоту, драгоценного металла в них совсем нет. Когда миску или бочонок выточат из мягких пород дерева, их грунтуют глиной, промасливают и лудят — натирают алюминиевом порошком. Затем покрывают олифой и лаком и сажают в горячую печь. В жаре олифа и лак густеют, спекаются, становятся желтоватыми. Под их слоем серебряный цвет посуды выглядит, как золото. Далеко за пределами нашей Родины известна пламенная хохлома.
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди служишь Отчизне!
Учитель:
- Теперь приступаем к нашей совместной работе. Экскурсоводы часто используют слова хохлома, хохломская роспись, хохломские изделия. Так что же означает слово хохлома? Составим словарную статью.
Учитель:
- Составьте предложения со словом хохлома в разных значениях:
I вариант – село Хохлома.
II вариант - изделия, которые делают мастера.
III вариант - народный промысел.
Учитель:
- Какой тип речи вы будете использовать в сочинении о хохломе? (Описание.)
- Что характерно для описания? (Оно как бы отвечает на вопрос, каков предмет, его признаки, отличительные черты, каково общее впечатление о предмете)
- Наступает время пробовать себя в роли искусствоведа. Вначале, прочту вам текст-образец. А вы следите, как автор отвечает на данные вопросы плана.
Чудо – хохлома!
Вот передо мной изделия мастеров хохломской росписи: чаши, ложки, стаканчики. Они роскошны, наполнены каким-то радостным светом.
Глядя на эту красоту, представляешь себе народного умельца, который зимним вечером, у свечи, мастерит своё “детище”. Представляешь, как он улыбнулся над каким-то затейливым узором, подивился, как озорничает завиток на чаше, как красная клубника прямо манит его к себе.
Я думаю, что у грубого, жестокого человека никогда бы не появилось таких прекрасных вещей, потому что эти изделия творят истинные мастера, знатоки своего дела.
Приятно сознавать, что хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских промыслов.
- Как вы думаете, ответил ли автор этого сочинения на вопросы, данные в плане?
- Кто был внимательным слушателем, тот должен сказать, как автор умело использует синонимы в тексте к слову мастер?
- Как ещё мы можем его назвать?
- Какую работу этот мастер делает?
- Теперь обратим внимание на саму роспись. Какие узоры вы видите?
- Что помогает сделать этот узор прекрасным? (листья, травка, завиток, стебель ягодки)
- И вновь мы с вами обращаемся к плану. Теперь вы должны сами составить текст. Поработаем по вопросам (плана) и составим своё выступление по данной теме.
4. Составление рассказа, корректировка устных ответов.
5. Итоги урока
Учитель:
- Вы познакомились с некоторыми народными промыслами России, вы узнали много нового, участвовали в работе по собиранию материала, увидели, как можно подготовить интересное сообщение. Давайте вернёмся к теме сегодняшнего урока. Чему мы научились? Какие новые слова узнали? Что запомнили?
-Вы сегодня хорошо поработали и в награду получаем следующие оценки.
6. Релаксация
- Определите своё настроение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока познавательный аспект: - знать особенности публичного выступления о произведении народного промысла; - знать народные промыслы; - уметь использовать в своей речи слова, связанные с народно-прикладным искусством; - уметь ориентироваться в информационном пространстве, собирать материал к выступлению;
Изделья из глины. Роспись по дереву. Изделия из металла. Изделье из папье-маше. Кружево. Резьба по кости. Народные художественные промыслы .
Ремесло Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.
План рассказа 1. Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что вас в них привлекает, что нравится? 2. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы? 3. Что бы вы сказали о мастерах Хохломы, Дымково, Жостово? 4. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная мысль. 5. Ваше отношение к предметам народного искусства. 6. Начните свой рассказ так: Вот передо мной… Однажды я увидел(а)… Говорят, что на свете жила сказочная Жар-птица…
Изделие из глины. Дымковская игрушка. Высота игрушки 20-25 см. Традиционными дымковскими игрушками считаются петухи, барыни, няньки.
Филимоновская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Тульской области. Основную массу изделий мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи.
Гжель. Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики.
Русские матрешки игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Изобретение русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин
Кружевоплетение. Вологодское кружево – самое известное, оно выплетается там с 1820 года. Особое внимание уделяется штучным изделиям: знаменитым воротникам, пелеринам, шарфам, перчаткам, салфеткам.
Роспись по дереву. Хохломская роспись возникла в 17 веке (Нижегородской области). Выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону
Хохлома I вариант – село Хохлома. II вариант - изделия, которые делают мастера. III вариант - народный промысел.
Чудо – хохлома! Вот передо мной изделия мастеров хохломской росписи: чаши, ложки, стаканчики. Они роскошны, наполнены каким-то радостным светом. Глядя на эту красоту, представляешь себе народного умельца, который зимним вечером, у свечи, мастерит своё “детище”. Представляешь, как он улыбнулся над каким-то затейливым узором, подивился, как озорничает завиток на чаше, как красная клубника прямо манит его к себе. Я думаю, что у грубого, жестокого человека никогда бы не появилось таких прекрасных вещей, потому что эти изделия творят истинные мастера, знатоки своего дела. Приятно сознавать, что хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских промыслов.
Заключение урока. Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. И наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главным экспонатом которого является вдохновение, работа мастера. Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека; они вошли в быт как необходимые предметы.
Домашнее задание Упр.344
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся...
Формирование культуры диалога на уроках русского языка и литературы (организация публичных выступлений учащихся, участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах)
Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Разработанные единые государственные образовательн...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...