Учебная программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Свиридова Екатерина Александровна

Материал содержит необходимые пункты, раскрывающие суть обучения русскому языку и соответствующие требованиям, предъявляемым к рабочим программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_rus._yaz._7_kl.doc154 КБ
Microsoft Office document icon kal.-tem._plan_rus._yaz._7_kl.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цели обучения русскому языку в 7 классе

В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.

Основные цели изучения русского языка в школе, согласно ФГОС второго поколения:

· формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;

· формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;

· обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;

· овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

          Задачи организации учебной деятельности:

  • формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
  1. Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

   - формирование научно-лингвистического мировоззрения учащихся, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

  1. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

   - формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского   литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате  обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о  ее методах, этапах развития, о выдающихся  ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

   Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

   Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, ориентация в сети Интернет и информационных источниках.

 Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Программа составлена с учетом принципов  системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.

Материал расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению. Содержание  работы по повторению спланировано конкретно в рабочей программе.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся  при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, орфографического, морфологического, синтаксического и пунктуационного разбора.

Важное направление в работе – формирование навыков грамотного письма и культуры речи.  Закрепление орфографических и пунктуационных навыков обеспечивается при изучении всех разделов и тем русского языка.

Развитие речи учащихся способствует развитию логического мышления . Развитие речи предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения. аудирования (слушания), чтения и письма и осуществляется в трех направлениях.

  1. Овладение нормами литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений. Предполагает устранение из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
  2. Обогащение словарного  запаса и грамматического строя языка путем систематической словарной работы, синонимией словосочетаний и предложений.
  3. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы /Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – Москва, «Просвещение», 2012).

   Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:

   - общения во всех сферах жизни;

   - хранения и передачи информации;

   - связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

   Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.

   Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

   Свободное владение  родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.

Программа рассчитана на 175 часов, в неделю - 5 часов. Из них на развитие речи - 30. Рабочая программа подкреплена учебником русского языка для 7 класса (Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский).  Программа реализует обязательный (базовый) минимум  содержания образования.

Основными формами организации образовательного процесса являются урок, урок-семинар, урок-конференция.

Технологии обучения русскому языку

  • предметно-ориентированные технологии, обеспечивающие прежде всего освоение учащимися системы ЗУН по предмету, то есть содержания данного предмета;
  • личностно-ориентированные технологии, реализующие гуманистические цели и принципценностно-ориентирующие – направленные прежде всего на развитие самосознания личности, ее ценностное самоопределение: такие, как социально-психологический тренинг, дискуссия, деловые и ролевые игры;
  • адаптивные технологии, цель которых – «приспособление» обучения к индивидуальным возможностям, потребностям и интересам учащегося, создание психологически комфортных условий, обеспечивающих самоутверждение и самореализацию ученика в учебной деятельности: технологии индивидуализации и дифференциации обучения;
  • технологии творческого развития личности – сориентированные на развитие личностного потенциала учащихся, в том числе на развитие творческого мышления: технология учебного проектирования, технология обучения как исследования, творческие работы.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: привлечение дополнительного дидактического материала на уроках русского языка, использование ЦОР и ЭОР,  проектно-исследовательская деятельность, творческие задания.

Виды и формы контроля

Виды контроля: входной, текущий, промежуточный, итоговый.

Формы проверки знаний, умений и навыков:  - выборочная;    - самопроверка,  - взаимопроверка,   - экспресс-контроль, - проверка с помощью учеников-ассистентов. Способы оценки знаний, умений, навыков:

- устный опрос (индивидуальный, фронтальный, групповой,

                              взаимный);

- письменный (изложение, сочинение, диктант);

- графический (схемы, рисунки);

- тестовый (многовариантный, распределительный,

                       порядковый);

- игровой (кроссворды, олимпиады, нетрадиционный урок).

Планируемый уровень подготовки обучающихся

 на конец учебного года

Учащиеся должны ЗНАТЬ определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими УМЕНИЯМИ и НАВЫКАМИ:

♦♦♦  Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе,

синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами.

♦♦♦   Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами.

♦  Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы , обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По ПУНКТУАЦИИ. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По   СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Информация об используемом учебнике

Баранов М.Т. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2013.

Учебник переработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Основан на интеграции знаний о языке и речи, напрвлен на формирование ключевых лингвистической и коммуникативной компетенций, включает материал культурологического характера.

Содержание программы

VII КЛАСС (175 ч)

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

Должны понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык – это прежде всего язык русского народа русской нации.

                ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (11 ч + 5 ч)

      Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор

 Лексика и фразеология.

 Фонетика и орфография. Фонетический разбор.     Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи. Служебные части речи Морфологический разбор.

 Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Знать,

  • чем отличаются словосочетания от предложений, простые предложения от сложных, главные от второстепенных;
  • определения раздела «Лексика и фразеология»,
  • способы образования слов,
  • общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные признаки, уметь выполнять морфологический разбор,
  • знать особенности публицистического стиля.

Уметь

  • расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, строить схемы,
  • разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями,
  • соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов.

Развитие речи – 5 ч., контрольная работа – 1 ч.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

                                                   Причастие  (25 ч + 7 ч)

1. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях
(принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены),
правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовы
вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе
ния с причастным оборотом.

3.  Описание внешности человека: структура текста,

Языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова).
Устный пересказ исходного текста с описанием внешности.

4. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание
внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Знать определение причастия, грамматические признаки, склонение причастий, определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, отличие действительных причастий от страдательных, способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола, способы образования страдательных причастий настоящего времени, способы образования причастий, порядок морфологического разбора, способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

признаки текста-описания,

определение «литературный портрет».

Уметь опознавать причастие в тексте, определять синтаксическую роль, правильно употреблять в речи, определять постоянные и непостоянные признаки причастий, устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, выделять причастный оборот запятыми, определять разряд причастия по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах –ом- (-ем-), -им- причастий, правильно выбирать написание –н- и –нн- в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, выполнять морфологический разбор, различать не-приставку, не-часть корня, не-частицу, обозначать условия выбора орфограммы,

Описывать внешность человека.

Развитие речи – 2 ч., контрольная работа - 1 ч.

                                 

Деепричастие  (10 ч + 2 ч)

1.        Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

3.        Рассказ по картине.

        Знать лексическое, грамматическое значений деепричастий, определение «деепричастный оборот», правило правописания НЕ с деепричастиями, способы образования деепричастий.

языковые особенности текста описания действия.

        Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, обосновывать выбор  написания НЕ с деепричастиями, уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического грамматического анализа слов.

Развитие речи – 2 ч., контрольная работа – 1 ч.

Наречие  (28 ч + 6 ч)

1.  Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на и –е,  не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы и в наречиях на и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

2.        Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

3.        Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием   действий.

Знать  наречие как часть речи, синтаксическую роль в предложении, степени сравнения и образование, правописание НЕ с наречиями, НЕ- и НИ- внаречиях –Н-, -НН- в наречиях и другие правила этого раздела.

Уметь применять правила, правильно ставить ударение, составлять текст-описание действия.

Развитие речи – 6 ч., контрольная работа – 1 ч.

Категория состояния  (4 ч + 2 ч)

1. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

2. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

        Знать особенности категории состояния как часть речи, ее отличие от наречий, синтаксическую роль.

        Уметь отличать категорию состояния от наречий, излагать текст с описанием состояния человека или природы.

        Развитие речи – 2 ч.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

Предлог  (11 ч+ 2 ч)

1.  Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги.   Простые   и   составные   предлоги.   Текстообразующая   роль  предлогов. 

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

2.Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

  1. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

        Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте, о предлоге как служебной части, его роли в словосочетании и предложении, об однозначных и многозначных предлогах, разряды предлогов по происхождению, по составу, понятия «простые и составные предлоги», порядок морфологического разбора предлога, условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов.

        Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок, правильно использовать предлоги в речи, отличать производные предлоги от непроизводных, производные от омонимичных частей речи, различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги.

        Развитие речи – 2 ч.

                                              Союз  (15 ч + 2 ч)

 1. Союз   как   служебная   часть   речи.   Синтаксическая   роль союзов  в  предложении.   Простые   и   составные  союзы.   Союзы   сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные,   разделительные   и   противительные.   Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

        Знать о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, разряды союзов по строению, группы сочинительных и подчинительных союзов, их назначение, правила правописания союзов,

        Уметь ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении,  разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, различать союзы по значению и строению , использовать их для связи предложений и целого текста, отличать союзы от созвучных сочетаний слов.

        Развитие речи – 2 ч.

Частица  (18 ч + 4 ч)

1.  Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

3. Рассказ по данному сюжету.

        Знать особенности частиц как служебной части речи, разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц, понимать смысловое значение и роль частиц НЕ и НИ, значения модальных частиц, правила раздельного и дефисного написания частиц, порядок морфологического разбора частицы.

        Уметь  отличать частицы от знаменательных частей речи, распознавать формообразующие частицы, различать частицы НЕ и НИ. Правильно употреблять их в речи, определять стилистическую роль частиц, определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать, применять правила написания НЕ с различными частями речи, различать частицу НИ, приставку НИ- и союз НИ…НИ.

        Развитие речи – 4 ч.

Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)

1.  Междометие как часть речи.  Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные  слова  и  их отличие от  междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

2. Умение   выразительно   читать   предложения   с   междометиями.

        Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной  частью речи, условия дефисного написания междометий.

        Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них, выразительно читать предложения с междометиями, находить и определять их значение в художественном тексте.

             ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

(15ч + 2 ч)

Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика, фонетические нормы. Лексика. Фразеология.

Морфемика и словообразование. Морфология. Морфологический разбор.

Синтаксис. Простое предложение. Сложное предложение.

 Пунктуация. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Знать особенности текста, черты стилей речи.

Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, уметь составлять сообщение в жанре заметки, находить нарушения лексических норм, грамматические ошибки, осуществлять анализ текста, применять правила речевого поведения, использовать этикетные выражения в соответствии с ситуацией.

Развитие речи – 2 ч., контрольная работа – 1 ч.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела или темы

Количество часов

Количество часов по

развитию речи

Количество контрольных работ

Всего

часов

1.

Русский язык как развивающееся явление

1

1

2.

Повторение пройденного в 5-6 классах

11

5

1

16

3.

Причастие.

25

7

1

32

4.

Деепричастие

10

2

1

12

5.

Наречие

28

6

1

34

6.

Категория состояния

4

2

6

7.

Служебные части речи. Предлог

12

2

14

8.

Союз

15

2

1

17

9.

Частица

18

4

1

22

10.

Междометие. Звукоподражательные слова

4

4

11.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

15

2

1

17

Итого:

145

30

175

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,

УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VII КЛАССА

I.        Учащиеся должны  знать  определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II.        К концу VII класса учащиеся должны овладеть   умениями   и   навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (простейших случаях), а  также сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

  В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать: 

- роль русского языка как национального языка русского народа,

- государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;

- сфера и ситуация     речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического стилей, языка художественной литературы;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;  

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические,  лексические, орфографические, пунктуационные);

- нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический стили, язык художественной литературы;

-определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения;

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

- свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

 - воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, выступление, письмо, дневниковые записи);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (обмен мнениями);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной  и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,

- исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка  как средства получения знаний по другим учебным предметам.

Литература

Для учащихся

  1. Баранов М. Т. Русский язык: Учебник. 7 класс / М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.  – М.: Просвещение, 2013.
  2. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Сфера, 2006.
  4. Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова.  – М.: Просвещение, 2005.
  5. Позднякова А. А. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык»: 7 класс / А. А. Позднякова. – М.: Экзамен, 2006.
  6. Поникарова Л. А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях /Л. А. Поникарова.  – М.: Просвещение, 2004.
  7. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык. 7 класс.  – М.: Интеллект-Центр, 2006.
  8. Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс /Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2006.

        Для учителя

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя / Г. А. Богданова. –  М.: Просвещение, 2001.
  2. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход / М. Бройде. – М.: Айрис-Пресс, 2001.
  4. Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс/А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова.  – М.: Дрофа, 2001.
  5. Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 7 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.
  6. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. –  М.: Просвещение, 2005.
  7. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс/Л. Г. Ларионова. – М.: Просвещение, 2006.
  8. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 7 класс/С. И. Львова.  –М.: Просвещение, 2006.

Средства обучения

1. Мультимедийные презентации по темам:  «Причастие», «Деепричастие», «Служебные части речи».

2.  Ю.С. Пичугов. Русский язык в таблицах. – М.: «Стрекоза», 2006.

 3.  Словари и справочники по русскому языку:

-Новый краткий словарь иностранных слов. Б. Букчина. – М.: Дрофа, 2006.

-Орфографический словарь. Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков. – М; Дрофа, 2006.

-Фразеологический словарь русского языка. В. Тихонов.  – М.: Русский язык. Медиа, 2006.

-Краткий этимолого-орфографический словарь /  Патрамова З.С.  – Саратов: «Лицей», 2005.

  4. Н.Н. Соловьева. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку, 7 класс , 1,2 часть.  – М.: «Материк -Альфа», 2006.

 



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Русский язык. 7 класс.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Раздел

Дата

Вид, форма контроля

По плану

По факту

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Общие сведения о русском языке

Т. Анализ текстов, устное высказывание.

13+3

Повторение пройденного в 5-6 классах

2-3

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор

2

Т. Графический, объяснительный диктанты. Составление схем, конструирование по схемам.

4-5

Лексика и фразеология

2

Т. Сочинение-миниарюра.

6-7

Фонетика и орфография

2

Т. Фонетический разбор, тест.

8-9

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

2

Т. Объяснительный диктант, Диктант «Проверь себя»

10-12

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

3

Т. Работа по карточкам, предупредительный диктант.

13

Контрольная проверочная работа

1

Диктант с грамматическим заданием.

14

Работа над ошибками контрольной работы

1

Работа над ошибками.

15

Текст

1

Т. Работа с текстом.

16

Подготовка к сочинению по картине И. Бродского «Летний сад осенью»

1

Т. Сочинение.

17

Стили литературного языка

1

Т. Составление таблицы.

25+7

Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие

18

Причастие как часть речи

1

Т. Выборочный диктант, изложение-миниатюра.

19

Публицистический стиль

1

Т. Чтение текстов, сравнение, анализ.

20

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

Т. Осложненное списывание.

21-22

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

2

Т. Объяснительный, распределительный диктант.

23

Описание внешности человека

1

Т. Составление миниатюр.

24

Действительные и страдательные причастия

1

Т. Работа по карточкам.

25

Краткие и полные  страдательные причастия

1

Т. Объяснительный диктант. Тест.

26-27

Действительные причастия настоящего времени.

2

Т. Диктант «Проверь себя». Тест.

28

Действительные причастия прошедшего времени

1

Т. Тест.

29-30

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

2

Т. Составление таблицы. Объяснительный диктант,

31

Изложение с изменением формы действующего лица

1

Изложение.

32-33

Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед одной Н в полных и кратких страдательных причастиях

2

Т. Свободный диктант, редактирование текста.

34-37

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. Одна и две   буквы Н  в суффиксах кратких  страдательных причастий и в отглагольных прилагательных

4

Т. Тест. Объяснительный диктант.

38

Морфологический разбор причастия

1

Комплексный анализ текста.

39-40

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

2

Т. Работа по карточкам, свободный диктант.

41-42

Выборочное изложение с описанием внешности

2

43-44

Сочинение по личным впечатлениям на тему «Вы с ним знакомы»

2

Сочинение

45

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Т. Контрольный словарный диктант, выборочный диктант.

46-47

Повторение по теме «Причастие»

2

Т. Работа с текстами разных стилей и жанров.

48

Контрольный тест по теме «Причастие»

1

Тест

49

Комплексный анализ текста

1

Комплексный анализ текста

10+2

Деепричастие

50-52

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

3

Т. Объяснительный/клмментированный диктант

53

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

1

Т. Работа по карточкам

54-56

Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида

3

Т. Диктант «Проверь себя»

57-58

Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины

2

Сочинение

59

Морфологический разбор деепричастия

1

Т. Редактирование текста.

60

Повторение по теме «Деепричастие»

1

Осложненное списывание

61

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1

Диктант с грамматическим заданием.

28+6

Наречие

62-63

Наречие как часть речи

2

Т. Объяснительный  диктант.

64-65

Смысловые группы наречий

2

Т. Работа по карточкам.

66

Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И. Попова «Первый снег»)

1

Сочинение

67-68

Степени сравнения наречий

2

Т. Работа по карточкам.

69

Морфологический разбор наречия

1

Т. Морфологический разбор наречий.

70

Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища»

1

Сочинение

71-73

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е

3

Т.  Объяснительный диктант.

74-76

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий

3

Т. Предупредительный диктант.

77-78

Одна и две буквы Н в наречиях

2

Т. Осложненное списывание.

79-80

Описание действий

2

Т. Работа с текстом.

81

Буквы О-Е после шипящих на конце наречий

1

Т. Объяснительный диктант.

82-83

Буквы О и А на конце наречий

2

Т. Работа по карточкам.

84

Подробное изложение с элементами сочинения

1

Изложение

85

Описание животного, человека и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья»

1

Сочинение

86-88

Дефис между частями слова в наречиях

3

Т. Предупредительный диктант.

89-90

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

2

Т.  Осложненное списывание.

91

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Т. Объяснительный диктант.

92-93

Повторение по теме «Наречие»

2

Т. Работа по карточкам.

94

Контрольный тест по теме «Наречие»

1

Тест.

95

Комплексный анализ текста

1

Комплексный анализ текста.

4+2

Категория состояния

96-98

Категория состояния как часть речи

3

Т. Объяснительный диктант.

99

Морфологический разбор категории состояния

1

Т. Морфологический разбор.

100

Сжатое изложение с описанием состояния природы

1

Изложение.

101

Сочинение на лингвистическую тему

1

Сочинение

11+2

Служебные части речи.      Предлог.

102

Самостоятельные и служебные части речи

1

Т. Работа с текстом.

103-104

Предлог как часть речи

2

Т. Создание текста на предложенные темы

105-106

Употребление предлогов

2

Т. Предупредительный диктант, редактирование текста.

107-108

Непроизводные и производные предлоги

2

Т. Проверочная работа.

109-110

Простые и составные предлоги

2

Т. Работа по карточкам, выполнение упр.

111

Морфологический разбор предлога

1

Т. Морфологич. разбор

112-113

Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине по данному началу (по картине А.В. Сайки 2Детская спортивная школа»

2

Сочинение по картине

114-115

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

Т. Осложненное списывание. Тест.

15+2

Союз

116

Союз как часть речи

1

Т. Объяснительный диктант.

117-118

Простые и составные союзы. Союзы подчинительные и сочинительные

2

Т. Графический диктант, составление предложений по схемам.

119-120

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

2

Т. Письменные упр.

121-122

Сочинительные союзы

2

Т. Объяснительный диктант.

123-124

Подчинительные союзы

2

Т. Составление предложений по схемам.

125-126

Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему

2

Сочинение

127-129

 Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

3

Т. Составление таблицы.

130-131

Повторение сведений о предлогах и союзах

2

Т. Ответы на теоретические вопросы.  Работа с текстом.

132

Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы»

1

Диктант с грамматическим заданием.

18+4

Частица

133-135

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы

3

Т. Определить значение частиц в тексте.

136-138

Смысловые частицы

3

Т. Составить связный текст.

139-140

Раздельное и дефисное написание частиц

2

Т. Свободный диктант. Работа с текстом.

141-142

Сочинение-рассказ с использованием картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

2

Сочинение

143

Морфологический разбор частицы

1

Т. Составление тексты.

144-145

Отрицательные частицы НЕ и НИ

2

Т. Объяснительный диктант.

146-147

Различение частицы и приставки НЕ

2

Т. Осложненное списывание.

148-149

Сочинение-рассказ по данному сюжету

2

Сочинение

150-151

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ

2

Т. Объяснительный диктант.

152

Повторение по теме «Частица»

1

153

Контрольный тест по теме «Частица» и его анализ

1

Тест.

154

Повторение по теме «Частица»

1

Т. Работа по карточкам.

4

Междометие

155-157

Междометие как часть речи

3

Т. Составление таблицы. Конструирование предложений с междометиями.

158

Дефис в междометиях Знаки препинания при междометии

1

Т. Объяснительный диктант. Составление предложений.

15+2

Повторение  и систематизация изученного в 5- 7 классах

159-160

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи

2

Анализ текстов разных типов и стилей.

161-162

Сочинение на одну из тем: «Удивительное рядом», «Дело мастера боится»

2

Сочинение

163

Фонетика. Графика

1

Т. Работа по карточкам.

164-165

Лексика и фразеология

2

Т. Редакторская правка.

166

Морфемика.  Словообразование

1

Т. Письменная работа.

167-168

Морфология

2

Т. Диктант «Проверь себя»

169-170

Орфография

2

Т. Письменная работа.

171-172

Синтаксис

2

Т. Работа по карточкам.

173-174

Пунктуация

2

Т. Объяснительный диктант.

175

Итоговое тестирование за курс русского языка седьмого класса

1

Тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку 8 класс

Рабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений "Русский язык" 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский (20...

Рабочая учебная программа по русскому языку 5 класс

рабочая программа для образовательных учреждений  с  родным ( нерусским)  языком обучения....

Рабочая учебная программа по русскому языку 6 класс

Рабочая учебная программа по русскому языку имеет следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, контроль уровня обученности, требования к ЗУН обуча...

Рабочая учебная программа по русскому языку, 6 класс

Рабочая учебная программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе авторской программы по русскому языку 5-9 классы авторов В.В. Бабайцевой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитина, А.П. Еремеевой, Г...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 9 класс основное общее образование

Рабочая учебная  программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 8 класс основное общее образование

Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации....

Рабочая учебная программа по русскому языку 9 класс 7 вида

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского н...