Лингвистический анализ текста М.Цветаевой
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Лингвистический анализ текста М.Цветаевой
«Рябину рубили зорькою…»
Цель: Создать условия для
-исследования языка художественного произведения;
-расшифровки поэтического текста через стилистические особенности синтаксических конструкций.
.
Эпиграф.
Рябина навсегда вошла в геральдику её
поэзии. Пылающая и горькая…она стала
символом судьбы, тоже переходной и
горькой, пылающей творчеством и ухо-
дящей в забвение.
А.Павловский «Куст рябины».
Ход урока.
Муз. вставка.
Песня на слова М.Цветаевой «Благословляю вас…»
1.Слово учителя.
- Сегодняшний урок мы посвятим работе над стихотворением
гениальной поэтессы России М.Цветаевой, написанного в эмиграции в 1934 году, вдали от Родины «Рябину рубили зорькою…»
- Какую цель вы поставите себе при анализе данного стихотворения:
- Попытаться исследовать поэтический текст через различные языковые уровни, расшифровать заложенную в нём «образную»
информацию и, конечно, разглядеть поэтическое очарование текста, его цельность и значимость.
2. Анализ текста.
Знакомство с текстом:
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина-
Судьбина
Горькая.
Рябина-
Седыми
Спусками…
Рябина!
Судьбина
Русская.
1934г.
-Назовите ключевые слова.
(Рябина – судьбина - …)
-Какое слово хочется поставить в этот ряд, рифмующееся с нашими ключевыми словами?
(Марина)
Рябина – судьбина – Марина
-Как это можно расшифровать?
(Марина хочет через образ рябины сказать о своей судьбе)
-Определите жанр произведения.
(Лирическое стихотворение)
-На сколько смысловых отрезков мы можем разделить этот текст?
(4. В стихотворении 4 микротемы. Каждые 3 строки объединены
общей темой и начинаются со слова «рябина»)
- Как называются эти стилистические фигуры?
(Это стилистическая фигура – анафора-повтор начал. слова)
- Это не случайно. Ещё в 1916году М.Цветаева писала:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
А известный русский лингвист А. Павловский в своей книге «Куст рябины» говорит о том, что «…рябина навсегда вошла в геральди-
ку её поэзии… она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в забвение»
- С чем ассоциируется образ рябины в стихотворении?
(С образом рябины Марина ассоциирует свой образ.)
-Рассмотрим каждую микротему.
Первую разбираем вместе, а остальные в группах. Для этого
У вас на столах есть всё необходимое; текст, карточки-«помощники».
1 микротема:
Рябину
Рубили
Зорькою
-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?
Подсказка зашифрована в словах А.Пешковского:
«Стилистические особенности неопределённо – личных предложений состоят в усилении действия, действующее лицо намеренно устранено из речи и представлено как неизвестное,
неопределённое».
Значит, повышается смысловая роль глагола «рубили».
-Подберите образные синонимы:
Рубили – вредили, губили
-Охарактеризуйте языковой уровень, какие звуки преобладают?
(р) (б*) л*) – приём аллитерации
-С чем ассоциируются звонкие сог. звуки?
(со стуком топора)
Вывод:
Перед нами картина жизни, которая очень поразила духовный мир Марины, вызвала определённые мысли. Стихотворение
написано в 1934году, в эмиграции. В это время Марина рвётся на Родину.
Таким образом, появляется новое ключевое слово
Рябина – Россия, Родина – контекстные синонимы к слову «рябина».
-А почему возник образ зорьки?
(«Знаю, умру я на заре…» - пишет Цветаева в одном из своих стихотворений).
Рассмотрев первую микротему, мы подтверждаем мысль:
Рябина – символ судьбы Марины Цветаевой.
2-я микротема (помогает одна из групп):
Рябина-
Судьина
Горькая.
-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?
Обратитесь к карточке – «помощнице».
(А.Гвоздев: «Именной падеж существительного и отсутствие связки выражает постоянство двух понятий».)
В нашем случае, какие образы в творчестве поэтессы неизменны?
(рябина – судьбина)
-Подберите синонимы к слову «судьбина»
(судьба, доля, участь)
-Чем «судьба» отличается от «судьбины»?
(суффиксом ин, который вносит в слово что-то большее, значительное).
Из словаря Ожегова узнаём, что слово «судьбина» употребляется в народной речи.
-В каком значении определение «горькая»? Подберите синонимы
(горестная, трудная, тяжёлая)
Вывод:
Рябина – символ тяжёлой доли, участи поэтессы.
3-я микротема (помогает другая группа):
Рябина –
Седыми
Спусками…
-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?
Обратитесь к карточке – «помощнице».
(А. Решетов: «Пропуск одного из членов предложения есть стилистический приём достижения динамичности, сжатости речи. взволнованности автора»)
Это предложение неполное.
Здесь присутствует стилистическая фигура «седыми спусками»,
назовите её.
(метафора)
-Как можно её объяснить, откуда взялся этот образ?
(1.Листья рябины опущены вниз, обратная сторона листьев
серая, как седая.
2.Седые волосы Марины.
В 20-е годы у Марины появляются стихи:
Золото моих волос
Тихо переходит в седость…
Это пеплы сокровищ,
Утрат и обид.
Это пеплы, пред коими
В прах-гранит. )
-Почему в конце многоточие?
(Недосказанность. Этот знак заставляет нас остановиться,
задуматься. Кажется, что до главной мысли остаётся один шаг)
Вывод:
Рябина – больше, глубже и трагичнее, чем судьба Марины
4-я микротема (помогает группа):
Рябина!
Судьбина
Русская.
-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?
Обратитесь к карточке – «помощнице».
(А.Гвоздев: «Назывные предложения – это эмоциональная оценка изображаемого, смысловая насыщенность, способность в немногих словах сказать многое»)
Это два назывных предложения.
-Почему в первом стоит восклицательный знак?
(Её как бы осенило, и нас тоже. Мы поняли главное, что рябина – это ведь судьба русская)
Вот вам и вывод:
Рябина – судьба русская.
Перед нами развёрнутая метафора, которая раскрывается по всем микротемам:
Рябину рубили на заре.
Рябина – это судьба горькая.
Рябина – седыми спусками.
Рябина – судьба русская.
Рябина как судьба Марины, рябина как судьба русская!
-Какие языковые уровни мы рассмотрели с вами?
(синтаксис, лексика, морфология, стилистика, пунктуация)
-А стилистические особенности?
(аллитерация, анафора, недосказанность)
- Проведём небольшой стилистический анализ частей речи в этом стихотворении:
12слов, 1 глагол, 8 существительных, из них 4 слова «рябина»,
3 прилагательных.
Вывод – заключение учителя:
Двенадцать слов, двенадцать строчек
Пред нами живо пронеслись.
Судьба России и Марины
В рябины красный куст слились.
И для меня, как наважденье,
Как символ святости земной,
Звучат цветаевские строки:
«Мне нравится, что вы больны не мной…»
( В.Рахматуллина)
(Музыкальная вставка: «Мне нравится, что вы больны не мной…»
Домашнее задание на выбор:
1. Написать сочинение - рассуждение по данному стихотворению (объем 60-70 слов).
2. Написать свой текст- рассуждение на тему… ( выбрать самим).
3. Упр……
Карточка – « помощница» №1.
1 микротема:
Рябину
Рубили
Зорькою.
1.Синтаксическая конструкция.
Особенности неопределённо – личных предложений состоят в усилении действия, действующее лицо намеренно устранено из речи и представлено как неизвестное,
неопределённое
А.Пешковский.
2.Стилистический приём.
Аллитерация – повтор звонких согласных звуков.
Карточка – « помощница» №2.
2 микротема:
Рябина -
Судьбина
Горькая
1.Синтаксическая конструкция.
Особенность двусоставного предложения с нулевой связкой
состоит в том, что именительный падеж существительных без связки выражает постоянство отношений двух понятий и указывает на тесную связь между ними.
А.Гвоздев.
2.Лексическое понятие.
Синонимы – слова близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
Карточка – « помощница» №3.
3 микротема:
Рябина -
Седыми
Спусками…
1.Синтаксическая конструкция.
В неполном предложении пропуск одного из членов есть стилистический приём достижения динамичности,
сжатости речи, взволнованности автора.
А.Решетов.
2.Стилистический приём.
а)Метафора – образное скрытое сравнение.
б)Недосказанность заставляет оста –
новиться, задуматься над чем-то.
Карточка – « помощница» №4.
4 микротема:
Рябина!
Судьбина
Русская.
1.Синтаксическая конструкция.
Назывные предложения - это эмоциональная оценка изображае –
мого, смысловая насыщенность,
способность в немногих словах
сказать многое.
А.Гвоздев.
2.Стилистический приём.
а)Анафора – повтор начального слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"
Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...
Мастер-класс.Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."
На данном материале можно исследовать язык художественного произведения;расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-ную в нём образную и...
Мастер-класс. Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой "Рябину рубили..."
Тема и основная мысль произведения – через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще....
Конспект урока литературы в 11 классе "«Чтение – это разгадывание, толкование, сотворчество». (Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Август-астры…»)"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Технология проблемного обучения и воспитания....
Урок литературы в 11 классе на тему "Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"
Материал урока поможет провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста, показать роль тропов и стилистических фигур в поэзии М.Цветаево...
Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка
Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способ...