Мастер-класс. Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой "Рябину рубили..."
методическая разработка по литературе по теме
Тема и основная мысль произведения – через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_analiz.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
8класс
После урока литературы «Мне имя – Марина», где речь идёт о нелёгкой творческой судьбе гениальной поэтессы России Марины Цветаевой.
Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой «Рябину рубили…».
«Я не верю стихам, которые льются.
Рвутся – да!».
1.Выразительное чтение стихотворения учителем.
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина –
Судьбина
Горькая.
Рябина –
Седыми
Спусками…
Рябина!
Судьбина
Русская.
1934г.
1. Чтение стихотворения учащимися, определим тему, найдём ключевые слова.
Рябина – судьбина (горькая)
- Судьбина( русская)
-Какое слово может стоять в этом ряду, рифмуясь с рябина – судьбина?
- Марина – рябина – судьбина.
Вспомним строки Марины Цветаевой.
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя - Марина,
Я – бренная пена морская.
Тема и основная мысль произведения – через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще.
Жанр произведения – лирическое стихотворение.
- Разбейте текст на смысловые отрезки.
В стихотворении их 4 (каждые 3 строки объединены общей темой.
Каждый смысловой отрезок начинается со слова рябина.
И это не случайно. Ещё в 1916году Марина Цветаева писала
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья .
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
(Рябина навсегда вошла в поэзию Цветаевой)
- Пылающая, горькая, на излёте осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой.
- Как меняется мысль автора в стихотворении по мере движения от 1ой микротемы к последней7
Рябину рубили на заре.
Рябина – это судьбина горькая.
Рябина – седыми спусками.
Перед нами развёрнутая метафора:
Рябина как судьба Марины;
Рябина как судьба русская.
Теперь приступим к рассмотрению каждой микротемы.
1ая микротема:
Рябину
Рубили
Зорькою.
- Что представляет это предложение с точки зрения синтаксиса?
(это неопределённо – личное предложение).
В неопределённо – личном предложении повышается смысловая роль главного члена. У нас это глагол РУБИЛИ.
Перед нами картина жизни. Стихотворение написано в эмиграции в 1934году. В это время Марина Цветаева рвётся на Родину. В этом же году она пишет стихотворение «Тоска по родине!», которое заканчивается словами:
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё – едино.
Но если по дороге - куст
Встаёт, особенно – рябина…
Так возникает новое ключевое слово: рябина – Россия, Родина – контекстуальные синонимы слова рябина.
- «Рябину рубили зорькою» - почему возник этот образ?
Помните: «Знаю, умру на заре, - писала Цветаева.
Таким образом, рассмотрев 1ую микротему, мы подтвердили мысль: рябина – символ судьбы М.Цветаевой.
2ая микротема:
Рябина –
Судьбина
Горькая
Что представляет это предложение с точки зрения синтаксиса?
(двусоставное предложение с нулевой связкой)
Образ рябина – судьбине в творчестве поэтессы неизменен. Во второй микротеме начинает разворачиваться метафора. Обратите внимание на слова СУДЬБИНА и ГОРЬКАЯ.
Найдите синонимы к слову СУДЬБИНА
(судьбина – судьба, доля, участь) Суффикс ИН вносит дополнительный оттенок, оно вносит в слово значение чего – то большего, значительного.
В каком значении употребляется определение ГОРЬКАЯ? Подберите синонимы. Синонимы (горькая – горестная – трудная, тяжёлая)
3ья микротема:
Рябина –
Седыми
Спусками…
-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса?
(это неполное предложение)
- Для чего используется неполное предложение в поэтической речи?
(для достижения динамичности, сжатости речи, передачи взволнованности автора). Такая неполнота – характерная черта стиля М. Цветаевой. Обратите внимание на эпиграф.
Метафора продолжает развиваться, появляются новые оттенки: седыми спусками. – Почему появился этот образ? (Во –первых, листья рябины продолговатые, опущены вниз, обратная сторона их серая; во-вторых,уже в 20ые годы у Цветаевой появились стихи:
Золото моих волос
Тихо переходит в седость
- Не жалейте! Всё сбылось,
Всё в груди слилось и спелось…
Это пеплы сокровищ:
Утрат, обид.
Это пеплы, перед коими
В прах – гранит.
Серые листья, седые волосы…
- Почему в конце стоит многоточие?(заставляет остановиться, задуматься)
Главная мысль в 4ой микротеме.
Рябина!
Судьбина
Русская
- Что представляет 4ая микротема с точки зрения синтаксиса?
(это 2 назывных предложения. 1ое восклицательное)
! (рябина – судьбина русская! Метафора раскрылась до конца.)
Статистический анализ частей речи в этом стихотворении.
В произведении 12 слов: 1 глагол, 8 существительных, из них4 слова рябина, 3 прилагательных.
Д\з: творческая работа «12 слов… 12 строчек М.Цветаевой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"
Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...
Мастер-класс.Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."
На данном материале можно исследовать язык художественного произведения;расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-ную в нём образную и...
лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"Выхожу один я на дорогу..."
Данный материал представляет лингвистический анализ поэтического текста.В процессе групповой работы учащиеся развивают мышление,память,внимание,пополняют словарный запас языка. Вырабатывается чувство ...
Урок "Лингвистический анализ стихотворения"
Урок литературы в 10 классе "Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою"...
Урок "Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Мой Демон"
Обучение текстовой деятельности - один из путей развития коммуникативной компетенции. Одним из способов анализа и истолкования поэтического текста является лингвистический анализ, который позволяет бо...
Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»
Анализ композиции, структуры стихотворения с целью раскрытия их роли в идейно-образной структуре произведения; применения знаний по теории литературы с целью выяснения изобразительных средств яз...
Урок литературы в 11 классе на тему "Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"
Материал урока поможет провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста, показать роль тропов и стилистических фигур в поэзии М.Цветаево...