Конспект урока литературы в 11 классе "«Чтение – это разгадывание, толкование, сотворчество». (Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Август-астры…»)"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Технология проблемного обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskii_analiz_stikhotvoreniya_avgust-astry_.doc.zip | 7.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе
Технология проблемного обучения и воспитания.
Тема: «Чтение – это разгадывание, толкование, сотворчество».
(Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Август-астры…»)
Проблема: ребята не умеют читать стихи М.Цветаевой, не понимают её поэзии.
Проблемный вопрос: Что есть чтение? Как научиться читать и понимать стихи М.Цветаевой?
Цели: через лингвистический анализ текста показать силу и красоту слова в передаче чувств лирического героя, проанализировать языковые и стилистические средства языка, помогающие понять идейно-художественное своеобразие стихотворения М.Цветаевой
Задачи: конкретный анализ поэтического синтаксиса (роль анафоры, анжанбемана, роль тире и восклицательных предложений) в определении идеи стихотворения, конкретный анализ и роль изобразительно-художественных средств: метафоры, сравнения, эпитетов, оксюморона, значение аллитерации и ассонанса, увлечь и заинтересовать школьников поэзией М.Цветаевой, показать индивидуальность, мощь и силу ее творчества, развивать мышление, речь, художественное чутьё
Что есть чтение, - как не разгадывание,
толкование, извлечение тайного,
оставшегося за строками, за пределом слов.
чтение – прежде всего – сотворчество.
М.Цветаева.
Учитель называет тему урока, просит ребят определить цели и задачи урока, дополняет сказанное. Читается эпиграф.
Чтобы понять творчество, стихи Цветаевой, надо знать ее мировоззрение, некоторые моменты ее нелегкой судьбы, факты ее биографии. Она и есть тот самый гений, мощью своего творчества показавший по словам Е.Евтушенко, что «женская любящая душа – это не только хрупкая свечка, не только прозрачный ручеек, созданный для того, чтобы в нем отражался мужчина, но и пожар, перекидывающий огонь с одного дома на другой». Жизнь Цветаевой сложна и неповторима, интересна и трудна.
Звучит рассказ о судьбе, биографии М.Цветаевой (выступление ученика)
Учитель: Е.Евтушенко сказал: «Цветаевский характер был крепким орешком, в нем была пугающая воинственность, дразнящая, задиристая агрессивность». Так женщина – поэт боролась за право иметь сильный характер. Но другой литературовед Е. Тагер отмечает не только силу в характере, творчестве поэтессы, но и слабость. Эти противоречия он определил так: «С одной стороны, невероятная, бурная, взрывающаяся эмоциональность, с другой – столь же невероятно острая, всепроникающая, пронзительная мысль – все сплелось в Цветаевой в неразрывное целое».
Е. Тагер отмечает, что это не только черта ее творчества, но и всего ее духовного строя и даже внешнего облика(см.портрет) «Никаких парижских туалетов – суровый свитер и перетянутая широким поясом длинная серая шерстяная юбка. Не изящная хрупкость – строгость, очерченность, сила. И удивительная прямизна стана, слегка наклоненного вперед, точно таящего в себе всю стремительность ее натуры».
Стремительность, бурная, взрывающаяся эмоциональность видна в стихах М.Цветаевой.
Обратимся к стихотворению «Август - астры». Звучит выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. Итак, ключевое слово – это…(Август – что оно означает?). Август – финал лета, изобилие, щедрой рукой создателя даруемое миру и людям.
-Какие возникают ассоциации, когда читаем первую строчку «Август-астры». (Астра – красивый цветок, с яркими пышными соцветиями. Астра в переводе с греческого означает «звезда». Астра – красота, богатство, щедрость)
Читаем дальше. «Август - звезды».
-С чем ассоциируются звезды? (Тайна, необычность, яркость). Далее следует очень интересная строфа:
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август!
-Раскройте смысл метафоры – «грозди рябины ржавой»
(Ржавой – желто-бурый и рыже-бурый (по В.Далю) – цвет неспелой рябины здесь обещает не тлен, а расцвет и очарование любимой М.Цветаевой рябины.
-Какие еще литературные приемы здесь использованы? (Инверсия – рябины ржавой, аллитерация {р}, {ж}, анжанбеман – перенос части синтаксически целой фразы из единой стихотворной строки в другую, вызванной несовпадением заканчивающей строку постоянной ритмической паузы с паузой смысловой; передает повышенную эмоциональную напряженность речи, способствуя созданию разговорной интонации, подчеркивающийся лейтмотивом «август»). Сильная интонационная пауза выделяет это слово.
-С какой интонацией читается первая строфа?
Евтушенко писал: «Цветаева резка, порывиста, дисгармонична: строку, повинуясь интонации, рвет на отдельные слова и слоги, а слоги переносит из одного стихотворного строчного ряда в другой. Ей, прежде всего, важен смысл, речь. Не жалея стиха, поэтесса резала строку цезурой и резко с помощью тире выделяла, «отбрасывая» слово вниз. А если надо, отрезав слог, переносила его в следующую строку, нередко снабжая восклицательным знаком, подобно музыканту, «изнемогающему в буре звуков и едва справляющемуся со стихией».
-Какие особенности поэтического синтаксиса вы заметили в первой строфе? (Анафора подчеркивает, усиливает значимость, щедрость этого месяца, выделяет его среди других, показывая превосходство. Логическое ударение с каждой строчкой усиливается. Тире выделяет главные ключевые слова). Объяснить постановку тире:
Август – астры,
Август – звезды
Август – грозди.
Читаем вторую строфу.
Назовите эпитет. Объясните эпитет «полновесным». А далее удивительная метафора «благосклонным яблоком» - поясните её. (Добро, любовь, благо).
В словаре В. Даля слово «благосклонный» означает расположенный, милостивый, снисходительный. Поистине подарок в сочетании с существительным яблоко, ибо это не просто символ щедрого урожая богатейшего летнего месяца, это награда.
- Какие возникают ассоциации, когда мы читаем эпитет «яблоко имперское»?
(Римский император Октавиан Август)
-Что передает символ имперский? (Величавость, царственность, это слово вынесено логическим ударением, оно последнее в этих двух строчках). -Назовите сравнение и объясните его.
«Как дитя, играешь, август» подчеркивает «царский» характер месяца: своенравность, всевластие и беззаботность, упоение радостью жизни.
-Какой художественный прием использует Цветаева в следующих двух строчках:
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским.
(Оксюморон: гладишь имперским – становиться близким, понятным, милым сердцу. Август одаривает всех)
-Подберите синонимы к слову «гладишь» (ласкаешь, жалеешь), обратимся к звуковому строю этих строчек: [л], [м], [н] – плавные контрастные звуки. И заканчивается вторая строфа:
Август! – Сердце!
Слово «сердце» выделяется тире и восклицательным знаком. Почему? Далее читаем о жизни сердца.
Третья строфа.
Эпитет «поздний» повторяется три раза. Почему? Раскрываем, поясняем первый «месяц поздних поцелуев» - (торопитесь, ловите каждое мгновение, ничто не повторится), «поздних роз» - (все последнее, позднее – самое дорогое и прекрасное, роза – символ цветка любви), «молний поздних» (озарение, вспышка, просветление, рубеж).
-Что подчеркивает метафора «ливней звездных» (живописная картина вечного, высокого, недоступного неба, указывает на народную примету: август – месяц обильного звездопада, когда можно загадать желание и оно исполнится).
-Для чего используется тире? (Мажорный, финальный аккорд, объединяем три заключительные строки).
-Обратите внимание на аллитерацию: [з], [д], [ц]. Какие чувства она передает? (восклицание, радость, открытие мира, восхищение им).
Прочитайте ещё раз стихотворение.
- В чем выражается его своеобразие, индивидуальность?
Определите основные мысли стихотворения. Красота и сила слова передают чувства лирического героя: его восхищение, любовь к природе, к окружающей среде, миру, чувство понимания красоты, щедрости, богатство природы показывает богатство души человека. Любовь в обобщенном значении: любовь к природе, конкретно к звездам, цветам, небу, к августу. Любовь к человеку.
Лирический герой – человек с открытой душой, понимающий, любящий. Лирический герой похож на автора. Поэтесса М. Цветаева – гений.
-Что есть чтение? (Объяснение, рассуждение, размышление, комментарии, воспитание личности, искусство, разговор с поэтом, творчество и сотворчество)
«Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределом слов. (Не говоря уже о трудностях синтаксиса). Чтение – прежде всего – сотворчество. Устал от моей вещи – значит хорошо читал и – хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь и читателю и мне». М.И.Цветаева.
Учитель предлагает написать творческую письменную работу на тему: «Читая стихотворение М.Цветаевой «Август – астры»
Сочинение ученицы М. Екатерины
Август – астры! Какое интересное сочетание, удивительное и красивое. Август – мой любимый месяц. Август – это тепло, солнце, урожай, какое –то умиротворение, тишина и…астры. Именно в августе они цветут во всей своей красе: и махровые, и игольчатые, и красные, и жёлтые, и белые, неповторимые, чудесные цветы!
Август – звёзды. Они в августе ярче, красивее. Они как будто предчувствуют зимнюю стужу, длинные, холодные ночи.
Август – рябина. Как же М.И.Цветаева не вспомнит про своё любимое дерево!? Рябина пышно плодоносит в августе. И восторг, и удивление испытывает человек. Да, всё это происходит в августе, он главный, значимый. Поэтому и выделяется тире. Как меняется интонация дальше? Если в первой строфе – существительные, то во второй – эпитеты. Да какие! «Полновесным», «благосклонным», и читаются они нараспев, представляется мне что-то доброе, большое, благостное.
А дальше читаю: «яблоко имперское». Что за чудо?! «Как ладонью гладишь сердце именем своим имперским». «Играешь, гладишь» - как нежно и ласково звучат эти слова. Оксюморон и сравнение наводят меня на мысль, что автор – какой-то удивительный человек, дарящий любовь.
Август – сердце. Да, именно! Сердце - это жизнь, любовь. Пусть поздняя и «поздних поцелуев», и «поздних роз», и «поздних молний». Август – последний месяц лета. Ах, как не хочется, чтобы он уходил. И розы, и молнии, чтобы были всегда. Вера в лучшее, надежда на будущее, радость и любовь к жизни, к миру, к людям, к лету, к августу…Вот какие чувства я испытала, читая стихотворение М.Цветаевой, удивляясь её слогу, слову, щедрости необыкновенной русской души…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"
В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)
Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы ,11 класс по стихотворению Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!"
Урок является творческой лабораторией, с ипользованием проблемной, проектной технологии....