Урок литературы в 11 классе на тему "Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_tsvetaeva.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…»
Цель урока. Провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста, показать роль тропов и стилистических фигур в поэзии.
Развивать ассоциативное (образное) мышление детей как непременное условие в работе над текстом художественного стиля. Развивать воссоздающее вооображение в восприятии произведения как явления искусства.
Воспитывать уважение к поэтическому мастерству поэта, эстетические наклонности учащихся, способность понимать, видеть, воспринимать прекрасное, любовь и уважение к русскому слову и родному языку.
Ход урока
1.Слово учителя. Сообщение темы и целей урока. В качестве эпиграфа к уроку мы взяли строки М.Цветаевой: «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да!» (слайд 3) Как вы понимаете смысл этих строк? Поэтесса сравнивала свой стих с раковиной, в которой неизменно слышен гул океана. «Цветаева организовала свой стих –в музыкально-звуковом отношении- преимущественно с помощью сочетаний ударений и резко индивидуально-выраженных пауз, которые и придавали ее ритму сложный, прихотливый и (…) изощренный рисунок, всегда оправданный замыслом» (А.Павловский).
Учитель читает стихотворение «Рябину рубили зорькою…»
2.Анализ стихотворения.
-Определите тему стихотворения, найдите ключевые слова.
-Каждая строфа начинается со слова «рябина». Как в поэзии называется такой прием? (анафора)
-В чем композиционное значение этого приема? (заострить внимание на самом главном, сообщить стиху плавность, напевность )
-Какие ассоциации у вас связаны со словом «рябина»?
-Какое слово могло бы стоять в ряду «рябина-судьбина», рифмуясь с этими словами? (Марина) Марина-рябина-судьбина.
Мы подошли к определению темы и основной мысли стихотворения: через образ рябины сказать о своей судьбе и о судьбе русской вообще.
-Сколько микротем в стихотворении? (четыре)
-Как меняется мысль от первой микротемы к последней?
Каждый смысловой отрезок начинается со слова рябина. И это не случайно. Еще в 1916 году М.Цветаева написала стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…» Послушайте чтение этого стихотворения в авторском исполнении. А.И.Павловский в книге «Куст рябины» пишет: «Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы -она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения».Приступаем к рассмотрению каждой микротемы. Первая микротема представляет собою развернутую метафору.
-Обратите внимание на фонетический уровень языка, охарактеризуйте согласные звуки в этом предложении? Как называется такой прием? (аллитерация)
-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса? (неопределенно-личное предложение) В чем стилистические особенности таких предложений? (Все сосредоточено на действии) Итак, в н/л предложениях повышается смысловая роль главного члена.
-Что представляет собой данная микротема с точки зрения содержания?
Это стихотворение написано в эмиграции в 1934 году. Перед нами картина жизни, поразившая ее, вызвавшая в душевном мире М.Цветаевой определенные ассоциации. В это время М.Цветаева рвется на Родину. Возникает новое ключевое слово: рябина-Россия, Родина. В данном случае слова Россия, Родина - контекстуальные синонимы слова рябина. Рассмотрев первую микротему, мы подтвердили мысль: рябина-символ судьбы М.Цветаевой.
Вторая микротема:
–Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса? (Двусоставное предложение с нулевой связкой) А.Н.Гвоздев отмечает стилистические особенности таких конструкций: «Именительный падеж существительного без связки выражает наибольшее постоянство отношений двух понятий- неизменный, вневременный характер связи между ними» -Какие два понятия тесно слиты между собой в этой микротеме? (рябина-судьбина).
- Подберите синонимы к слову судьбина. В чем различие слов судьба и судьбина?
–В каком значении употребляется определение «горькая»?
Третья микротема:
–Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса? (неполное предложение)
-Для чего используется неполное предложение в поэтической речи? (Прием достижения динамичности, сжатости речи, передача взволнованности автора) Метафора продолжает развиваться, появляются новые смысловые оттенки: седыми спусками.
-Давайте подумаем, почему появляется этот образ? (серые листья, седые волосы)
-Почему в конце этого предложения стоит многоточие? Это самый «семантический знак препинания» по определению В.В.Бабайцевой. Этот знак заставляет нас остановиться, задуматься о главном. Главная мысль заключена в четвертой микротеме:
Рябина!
Судьбина
Русская.
-Что представляет собой это предложение с точки зрения синтаксиса? (назывные предложения)
-Назовите стилистические особенности назывных предложений? (Эмоциональная оценка изображаемого, смысловая насыщенность, способность в немногих словах сказать о многом)
Мы поняли главное: рябина-судьбина русская!
-Какие языковые уровни мы рассмотрели в процессе лингвистического анализа? (Синтаксис, пунктуация, фонетика, лексика)
-Проведите статистический анализ частей речи в этом стихотворении?
(В стихотворении 12 слов: 1 глагол, 8 существительных, из них четыре слова рябина, 3 прилагательных)
3.В этом же году М.Цветаева пишет стихотворение «Тоска по Родине»
Конец стихотворения очень необычен. До него все стихотворение было пронизано отрицанием Родины, но вот звучат последние строки:
Но если по дороге - куст
Встает, особенно -рябина…
И все… простое многоточие… Но сколько любви, нежности к Отчизне в этих строках! Героиня понимает, что в ее душе навсегда останется частичка ее Родины. Она навсегда связана с родной землей.
4.Рефлексия
5.Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"
Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученик...
Мастер-класс.Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."
На данном материале можно исследовать язык художественного произведения;расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-ную в нём образную и...
Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."
Урок словесности по теме "Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"...
Мастер-класс. Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой "Рябину рубили..."
Тема и основная мысль произведения – через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще....
Обобщение и повторение тем: «Односоставные предложения», «Текст», «Синонимы». ( По стихотворению М.Цветаевой «Рябину рубили…»)
Обобщение и повторение тем: «Односоставные предложения», «Текст», «Синонимы». ( По стихотворению М.Цветаевой «Рябину рубили…»)...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....
Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.
Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....