Лингвистический анализ стихотворения Марины Цветаевой "Рябину рубили"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Этот инетерсный урок поможет учителю показать старшеклассникам всю красоту и совеобразие лирики великой Марины Цветаевой посрелством анализа только одного стихотворения. Урок интересен тем, что ученики построчечно исседуют стихотворение, учатся читать между строк, понимать связь написанного и пережитого поэтессой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskiy_analiz_stihotvoreniya_mariny_cvetaevoy_ryabinu_rubili.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- Развитие навыков исследования литературного произведения.
- Обобщение и повторение ранее изученных тем: «Односоставные предложения», «Текст», «Синонимы».
- Выработка орфографической и пунктуационной грамотности.
- Воспитание любви к русской поэзии.
- Формирование гражданского самосознания.
- развитие речи и мышления учащихся.
Оборудование:
- сборники стихотворений Марины Цветаевой;
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.., 1955;
- Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М., 1979;
- Павловский А. Куст рябины: о поэзии М. Цветаевой. Л., 1949.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л., 1990;
- Фонограмма лирической мелодии из сб. «Русская классика».
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности.
Учитель (на фоне музыки):
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья –
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний
Иоанн Богослов.
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Здравствуйте, ребята! Я не случайно начала наш урок русского языка с чтения стихотворения прекрасной поэтессы Марины Цветаевой. Сегодня на уроке мы будем исследовать язык лирического стихотворения, расшифровать поэтический текст, сохраняя при этом образность и очарование. Другими словами, мы будем делать лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Рябину рубили».
Откройте тетради и запишите дату и тему урока. В качестве эпиграфа – слова самой же Марины Цветаевой: «Я не верю цветам, которые льются. Рвутся – да!».
Объясните внимание на опорную таблицу – план лингвистического анализа художественного текста, которым вы можете воспользоваться по ходу урока.
- Работа по тексту.
Класс поделён на 3 группы, расположившиеся за столами, поставленными кругом.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Марины
Цветаевой «Рябину рубили» наизусть.
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина -
Судьбина
Горькая.
Рябина
Седыми спусками.
Рябина!
Судьбина
Русская.
Учитель: Спасибо. А теперь прошу каждого из вас прочесть стихотворение для себя. Найдите ключевые слова и, мотивируя свой ответ, запишем их цепочкой.
Ответ: Рябина – судьбина – горькая – судьбина - русская… Слово «рябина» является ключевым, так как создаёт главный образ стихотворения. «Судьбина» - слово, определяющее тему стихотворения. Слово «горькая» передаёт настроение поэтессы. «Русская» - параллель частного с общим.
Учитель: Правильно. Какое слово можно внести в этот ряд, основываясь на рифмовке слов «рябина – судьбина»?
Ответ: С данными словами рифмуется слово «Марина». (Дописываем слово в цепочку).
Учитель: Куда бы вы поместили это слово: в начало, в середину или в конец цепочки? Почему?
Ответ: Это слово должно стоять в самом начале цепочки, так как Марина – это исток, звезда, начало всего.
Учитель: Верно. И в подтверждение этого я прочту отрывок из ещё одного стихотворения Марины Цветаевой.
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю.
Мне дело – измена, мне дело – Марина.
Я – бренная пена морская.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию определить тему стихотворения «Рябину рубили».
Ответ: Тема стихотворения: судьба Цветаевой и судьба русская.
Учитель: Именно это волновало поэтессу всю жизнь. А какова же идея стихотворения?
Посредством поэтического образа рябины Цветаева говорит о своей судьбе, о сопричастности судеб человека и Родины.
Учитель: Перед нами стоит более трудная задача – определите жанр данного произведения.
Ответ: Перед нами лирическое стихотворение, так как в основе его – размышление поэта – гражданина, неравнодушного человека.
Учитель: Предлагаю разбить стихотворение на смысловые отрезки (микротемы).
Ответ: В этом стихотворении 4 смысловых отрезка. В каждом – по 3 предложения. Каждая группа начинается со слова «рябина» и имеет особый смысл. «Рябина» - главная героиня многих стихотворений поэтессы. Это символ её судьбы, пылающей, гениальной и увядающей, уходящей в забытье.
Учитель: Отлично. «Цветаева – поэт красок, цветов, синонимики», - так сказал о ней литературовед Павловский. Докажите, что он прав.
Ответ: Пример тому – метафора «рябина как судьба Марины», «рябина как судьба русская». Метафора необычная: расширенная, развёрнутая.
Учитель: Это, действительно, так. И нам необходимо поработать со смысловыми отрезками в группах.
учитель – микротема № 1
1 группа - микротема № 2
2 группа – микротема № 3
3 группа – микротема № 4
Пока я работаю с первой микротемой, прошу вас внимательно слушать и делать наброски ответов по своим отрезкам.
Учитель читает первый смысловой отрезок.
Рябину
Рубили
Зорькою.
Это односоставное предложение, так как в нём только один главный челн предложения – сказуемое. Оно выражено глаголом 3 лица множественного числа. Главная роль в этом предложении отводится действию – «рубили», что значит «уничтожили», «сгубили».
Согласные звуки (г), (б), (л) – звонкие, и не случайно. Цель выбора поэтессы – придание резкости звучанию в зависимости от значения слова.
С точки зрения содержания можно сказать, что Цветаева нарисовала картину гибели русской рябины в момент рассвета, начала дня, на заре. Эта картина поразила её, задела за живое. Мы не знаем, выдумана или увидена поэтессой эта картина, но известно, что стихотворение написано в 1983 году, когда Цветаева находилась в эмиграции, тосковала по Родине, рвалась домой.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст.
И всё равно, и всё едино –
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина, -
пишет Цветаева в стихотворении «Тоска по Родине». Следовательно, в цепочке ключевых слов должно появится ещё одно слово – Родина. Кстати, в одном стихотворении поэтесса написала: «Я умру на рассвете…». Рябину-Цветаеву загубили на рассвете её жизни, в начале её творческого пути. Рябина – символ её судьбы.
Я надеюсь, что у вас получится так же, как и у меня. Приступаем к анализу 2 микротемы. Прочтите её.
Ответ: Рябина –
Судьбина
Горькая.
Учитель: Дайте характеристику этой микротеме с точки зрения синтаксиса.
Ответ: Это двусоставное предложение, в котором и подлежащее, и сказуемое выражены именами существительными в И.П., поэтому мы ставим между ними тире.
Учитель: Есть ли в отрывке пример метафоры?
Ответ: Да, это выражение «рябина – судьбина».
Учитель: Подберите к слову «судьбина» синонимы.
Ответ: Участь, доля, судьба.
Учитель: Почему поэтесса использовала слово «судьбина», а не слова судьба?
Ответ: Суффикс - ин – придаёт слову одновременное значение значительности или горькой презрительности. Это слово чаще используется в разговорной речи.
Учитель: Верно. Прошу найти синонимы к слову «горькая».
Ответ: Печальная, трудная, тяжёлая.
Учитель: Так какова основная мысль 2 микротемы?
Ответ: Судьба Цветаевой, как и судьба рябины, печальная и тяжёлая.
Учитель. Правильно. Мы приступаем к работе над 3 микротемой. Прочтём её.
Ответ: Рябина –
Седыми
Спусками.
Учитель: Характеризуем её с точки зрения синтаксиса.
Ответ: Это неполное предложение, в котором пропущено слово. Сказуемое отсутствует, вместо него – тире. Этот пропуск придаёт резкое, жёсткое звучание предложению. Такова Цветаева, которая верит рвущимся, а не льющимся стихам.
Учитель: Ищем метафору, ребята. В чём её смысл?
Ответ: Это выражение «седыми спусками». Рябина седая, испытавшая тяготы жизни. Седые листья – седые волосы Цветаевой.
Учитель: Какова главная мысль отрывка?
Ответ: Трагедия Марины – трагедия рябины.
Учитель: Прекрасно. Дайте характеристику 4 микротемы с точки зрения синтаксиса. Но прежде прочтите этот отрывок.
Ответ: Рябина!
Судьбина
Русская.
Перед нами 2 назывных предложения. Первое – восклицательное. В нём отражены боль, крик поэтессы – гражданки, а рябина – не только её судьба, но и судьба Родины. Чтобы усилить эту мысль, идёт повтор метафоры: «рябина – судьбина». Не судьба, а судьбина, которую явно не жалует Цветаева.
- Работа с капитанами команд.
Учитель: Сколько частей речи в данном стихотворении?
Ответ: 1 глагол – рубили; 4 существительных – рябину, зорькую, рябина, судьбина, рябина, спусками, рябина, судьбина; 3 прилагательных – горькая, седыми, русская.
Учитель: Какие разделы русского языка мы вспомнили благодаря этому стихотворению?
Ответ: Мы вспомнили Фонетику (звуки речи), Лексику ( многозначные слова и синонимы), Пунктуацию (знаки препинания), Синтаксис – синтаксические особенности предложений.
Учитель: Что испытываете вы после знакомства с творчеством Марины Цветаевой и ,в частности, стихотворения «Рябину рубили».
Ответ произвольный.
- Обобщение.
Учитель: Итак, дел сделано. Дело нужное, полезное. Зазвенело, зазвучало, стало понятным и близким каждое слово стихотворения о рябине, стихотворения, проникнутого горечью и трагизмом, болью и тоской, обидой и прощением. Я не призываю вас рассматривать каждое стихотворение под «лингвистическим микроскопом», но мы должны видеть заключённую в нём информацию, читать между строк. Это мы сегодня и сделали: И ещё: нам стало ближе творчество одной из замечательнейших поэтесс нашего времени – Марины Цветаевой. И в заключение работы я призываю вас жить так, как призывала Цветаева: не литься, как тихий ручёёк, а рваться в бой.
Звучит тихая лирическая композиция. На фоне музыки – стихи.
Учитель: Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, как сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
Несчитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам,
(Где их никто не брал и не берёт).
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Учитель: Именно за подтверждение этого пророчества Цветаевой я и хочу поставить вам сегодня оценки.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
1 группа – сочинение – эссе « 12 слов…12 строчек Марины Цветаевой».
2, 3 группа – сочинение – размышление на тему «Чем мне запомнился урок по стихотворению Марины Цветаевой».
Оформление доски.
Левая часть доски – стихотворение «Рябину рубили».
Средняя часть – запись даты, темы урока, эпиграф и опорная схема:
мысль мысль
I IY
Рябину рубили
II III
мысль мысль
Правая часть доски – план лингвистического анализа стихотворения.
- Чтение полувслух.
- Поиск ключевых слов.
- Определи тему и идею стихотворения.
- Определи жанр.
- Раздели стихотворение на микротемы.
- Работа со смысловыми отрезками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс.Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."
На данном материале можно исследовать язык художественного произведения;расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-ную в нём образную и...
лингвистический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"Выхожу один я на дорогу..."
Данный материал представляет лингвистический анализ поэтического текста.В процессе групповой работы учащиеся развивают мышление,память,внимание,пополняют словарный запас языка. Вырабатывается чувство ...
Урок "Лингвистический анализ стихотворения"
Урок литературы в 10 классе "Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою"...
Урок литературы в 11 классе по теме: Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость»
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русскогоязыка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н....
Мастер-класс. Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой "Рябину рубили..."
Тема и основная мысль произведения – через образ рябины сказать о своей судьбе в частности и о судьбе русской вообще....
Урок литературы в 11 классе на тему "Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"
Материал урока поможет провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста, показать роль тропов и стилистических фигур в поэзии М.Цветаево...
"На стёкла вечности легло моё дыхание, моё тепло..."Методика анализа стихотворения Марины Цветаевой "Кто создан из камня, кто создан из глины"
Анализ стихотворения " Кто создан из камня, кто создан из глины..." Марины Цветаевой , выполнен мною, учитывая время написания, состояние поэтессы в момент его написания. Показала её душевное состо...