Анализ текста в научном стиле Г. Горышина «Тропа»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Анализ текста в научном стиле Г. Горышина «Тропа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_analiz_teksta_g._goryshina_tropa.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноануйская основная общеобразовательная школа»
Солонешенского района Алтайского края
Комплексный анализ текста. Г. Горышин. «Тропа»
подготовила учитель
русского языка и
литературы
Максимова Любовь Федоровна
с.Солонешное
2014
Цель: создать условия для обучения школьников правилам, технологии построения текста на примере классики путем комплексного анализа текста.
Ход урока
- Вступительное слово учителя об авторе:
- Анализ текста. Г. Горышин. «Тропа»
Тип речи | Может показаться, что текст представляет собой описание, но вопрос «Для чего нужна тропа?» и последующие на него ответы заставляют изменить первоначальное мнение: этот текст — рассуждение. |
Что доказывает указанный тип речи? | Простота в формулировках доказательств, предельно малый объем этих формулировок, их логическая последовательность убеждают, что это рассуждение. |
Стиль | Рассуждение выполнено в художественном стиле, близко к разговорному, потому что текст непосредственно обращен к маленькому читателю, избранному автором своим собеседником. Близость автора к читателю подтверждается использованием местоимения ты. |
Что означают доказательства, как они расположены, как выражены? | Первые доказательства связаны с пространственными понятиями, очень важными для малых детей,— лишь бы не заблудиться. Далее уже возникает конкретная цель и конкретное направление — куда? и зачем? — на ручей, чтобы напиться, в лес по грибы и по ягоды. И затем уже предельная конкретизация этого пути — почему пройти? — по земле, по траве, по песочку... Постепенно этот путь — с возрастом человека – становится более протяженным и широким, выходит за пределы родных мест, ведет в дальние страны. Нам нетрудно понять, что тот, кто идет по тропе, растет и мужает, набирается опыта, он не просто повторяет чужие пути, не готовой тропою идет, а торит свою, идет своим путем, который и становится для него самым дорогим |
Идея | Постепенно проступает идея текста о необходимости служить людям. Тропа теперь уже не воспринимается только в прямом значении, это уже жизненный путь человека, его заботы, его открытия, его деяния. Вопрос «Что может быть лучше?», которым заканчивается текст, имеет для нас уже готовый ответ: нужно идти своим путем, и тогда идущим вслед будет легче |
Тема | Свой путь в жизни |
Почему в предложении «Чтобы не заблудиться в лесу...» перед последним однородным членом нет союза и? Что мешает его употреблению? | |
Почему ответы на главный вопрос текста даны частями предложений? Почему автор отказался от полных ответов? Почему части не объединены? Например, так: Пройтись по земле, по траве, по песочку, по каменной гальке. | |
Почему в последних абзацах появляется местоимение ты и глаголы в форме 2-го лица? Только ли о себе говорит автор? |
Задание на дом на выбор:
- Написать анализ текста Г. Горышина «Тропа»
- Создать свою миниатюру.
Литература
- Никитина Е.И. Журнал «Русский язык в школе» №4- 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ текста в научном стиле А. Митяева «Свистулька»
Комплексный анализ текста. А. Митяев. «Свистулька»...
Работа с текстом в научном стиле. В.И.Смирнов "Белый гриб"
Работа с текстом в научном стиле. В.И.Смирнов "Белый гриб"...
Интегрированный урок развития речи " Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле"./2 часа/
Данный материал представляет собой методическую разработку интегрированного урока развития речи, проеденного с использованием материалов о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева. Уче...
Основные жанры научного стиля и устной научной речи (выступление, тезисы, дискуссия, реферат, статья, рецензия). Правила корректной дискуссии. Анализ текста.
https://videouroki.net/razrabotki/osnovnyie-zhanry-nauchnogho-stilia-i-ustnoi-riechi-pravila-korriektnoi-diskussii.html...
технологическая карта интегрированного урока "Анализ текста научно-популярного стиля"
Данное занятие является как факультативом, так и уроком по ФГОС. Интегрированное занятие по русскому языку и биологии, анализ текста....
Материал методического семинара для преподавателей "Научный стиль.Способы построения научного текста"
Материал методического семинара для преподавателей "Научный стиль.Способы построения научного текста"...
Презентация к методическому семинару для преподавателей "Научный стиль. Способы построения научного текста".
Презентация к методическому семинару для преподавателей "Научный стиль. Способы построения научного текста"....