Материал методического семинара для преподавателей "Научный стиль.Способы построения научного текста"
методическая разработка
Материал методического семинара для преподавателей "Научный стиль.Способы построения научного текста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_nauchnyy_stil.docx | 41.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар «Научный стиль. Способы построения научного текста»
Слайд №1. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим семинар - «Научный стиль. Способы построения научного текста».
№ слайда | Текст |
№2. | Цель семинара: - дать общую характеристику научному стилю речи; -рассмотреть его языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические); -разобрать основные способы построения научного текста. |
№3. | Стилистика- это раздел науки о языке, в котором рассматриваются стили языка, а также использование языковых единиц в различных условиях речевого общения. Стиль-это способ использования единиц языка в процессе общения. Функциональные стили представляют собой разновидность литературной речи, которая выполняет функцию, определяемую условиями речевого общения. |
№4. | Использование того или иного стиля речи зависит от определенных условий: с какой целью? (общение, сообщение, воздействие); где? (официальная \ неофициальная обстановка); с кем? (с одним человеком, многими людьми). |
№5. | «Для каждой цели – свои средства, таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества». Григорий Осипович Винокур, доктор филологических наук, специалист по русской литературе, истории русского языка. |
№6. | Дадим определение научному стилю. Научный стиль речи — это функциональный стиль речи русского литературного языка, который является средством общения в сфере научной, научно-профессиональной и учебно-научной деятельности. Доминирующая функция - познавательная. Заключается она в том, чтобы передавать объективную информацию о человеке, природе, обществе. Задачей научного стиля является объяснение явлений природы и социальной жизни, определение закономерностей и выявление причинно-следственных связей. |
№7. | Исходя из сферы и целей общения, в научном стиле речи сформировались следующие подстили: собственно научный (жанры – монография, научные статьи, доклады, курсовая работа, выпускная квалификационная работа); научно-информативный (реферат, аннотация, патентное описание), научно-справочный (словарь, справочник, каталог), учебно - научный (учебник, методическое пособие, лекция), научно-популярный (очерк.). |
№8. | Перечислим особенности научного стиля:
|
№9. |
|
№10. |
|
№11. | Обратимся к истории формирования стиля. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в Александрийский период, когда в греческом языке стала создаваться научная терминология . |
№12. | Родоначальником национального научного стиля речи (а также и отечественной научной журналистики) считают М.В. Ломоносова, который заложил основы русской научной терминологии и положил начало современному точному научному языку (материя, градус, атмосфера, термометр). |
№13. | Рассмотрим языковые особенности научного стиля. Лексические признаки научного стиля 1.Использование нескольких пластов лексики: Нейтральная: земля, вода, жизнь, преобладать; Общенаучная: процесс, явление, вопрос, элемент (описывают научные объекты и явления, но не являются терминами); Терминологическая: инъекция, лимфа, бронхит, синтаксис и др). 2.Отсутствие разговорных, эмоционально- экспрессивных слов. |
№14. | 3. Особенности значений слов – точность, обобщенность, однозначность. Отвлеченный, обобщенный характер научного текста проявляется на лексическом уровне в том, что в нем широко употребляются слова с абстрактным значением: развитие, функция, диспозиция, фактор. 4. Для языка науки характерно использование заимствованных и интернациональных моделей (макро-, микро-, био-, терм-, -граф и т. д.): полиграф, микроскоп, термометр, биопсия. 5.Использование речевых клише: представляет собой…, заключается в…,используется для… |
№15. | 6.Употребление имен существительных и прилагательных с определенным типом лексического значения и морфологическими характеристиками. Например: а) существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на -ние, -ость, -ство, -ие, -ция: частотность, свойство, кульминация, построение; б) существительные на -тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия: землеустроитель, двигатель, усилитель; в) прилагательные с суффиксом -ист(ый) в значении «содержащий в малом количестве определенную примесь»: глинистый, песчанистый, хлористый. |
№16. | Морфологические признаки научного стиля. 1. Специфично употребляется в научном стиле глагол, чаще используются глаголы несовершенного вида. От них образуются формы настоящего времени, которые имеют вневременное обобщенное значение, например: В данной отрасли используется это соединение. Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже, часто в устойчивых оборотах: рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы. |
№17. | 2.Частое употребление причастий и деепричастий: анализируя факты, рассматриваемые теории Большое распространение в научных текстах имеют краткие страдательные причастия, например: Теорема доказана. Уравнение составлено верно. 3. В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные, например: Многообразны и неоднозначны функции этих элементов. 4. Использование существительных в форме ед.ч. в значении мн.ч.: Ландыш зацветает в начале мая. Летний дуб– порода теплолюбивая. |
№18. | 5.Своеобразно проявляется в языке науки категория лица. В научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица ед. ч. «я». Его заменяют местоимением «мы» (авторское мы). Принято считать, что употребление местоимения «мы» создает атмосферу авторской скромности и объективности: мы исследовали и пришли к выводу… ( вместо: я исследовал и пришел к выводу…). |
№19. | Синтаксические признаки научного стиля. 1.Прямой порядок слов в предложении. 2. Редкое использование неполных предложений. 3. Использование вводных слов : во-первых, во-вторых, наконец и т.п, которые помогают последовательно изложить материал. |
№20. | 4. Для научных текстов характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в них преобладают сложные предложения с различными типами союзов (несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др.). 5. Среди двусоставных предложений преобладают такие, в которых сказуемое является составным именным, что обусловлено семантикой научных текстов ( выявление признаков, свойств, качеств изучаемых объектов ) и тесно связано с морфологическими особенностями научного стиля. При этом в настоящем времени связка может быть нулевой, как и в других стилях, но может быть представлена и глаголом ЕСТЬ, что ни для одного стиля, кроме научного, не характерно. Например: Волевое усилие есть непременное условие успешного запоминания. |
№21. | 6. Среди односоставных предложений чаще всего используются неопределённо-личные и безличные предложения: считают, что; известно, что, реже - определенно-личные: рассмотрим проблему. 7.Использование цепочки родительных падежей: Изучение специфики единиц физики твердого тела. 8.Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. |
№22. | Каждый жанр научного стиля имеет определенную структуру. Научная работа имеет четкую структуру и состоит из следующих частей:
|
№23. | Титульный лист– первая страница работы, содержащая, прежде всего, основные сведения по документу в целом. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Основные сведения:
Дополнительная информация:
|
№24. | Требования к формулировке темы научной работы 1.Тема не должна быть слишком громоздкой, но при этом должна быть достаточно четкой и ясной. Один из способов проверить, удачно ли сформулирована тема, -задать вопрос: понятно ли из нее, что хочет узнать исследователь? 2. Хорошая тема формулируется таким образом, чтобы в ней были чётко «проведены границы» того, что надо будет сделать в ходе научной работы. Например, «Нарушение норм литературного языка в телевизионной рекламе», «Прозвища в речевом общении обучающихся», «Влияние Интернета на нашу речь». А вот примеры неудачных формулировок, не отражающих связи исследования с проблемами русского языка и имеющих размытые границы для исследования: «Реклама в современном мире», «Молодежный сленг». 3. В формулировке темы не допускаются неопределенные формулировки (например, «Анализ некоторых вопросов…») и штампы («К вопросу о…», «К изучению …», «Материалы к…»). |
№25. | Содержание раскрывает план работы, последовательное изложение названий структурных разделов; обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый раздел. Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте. Введение– это вступительная часть работы, помещаемая перед основным текстом. Оно призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблем и вопросов. |
№26. | Во введении в обязательном порядке четко формулируются:
|
№27. |
результат данной работы от результатов, полученных другими авторами.
Его цель – изучить и оценить существующие работы по данной тематике. Предпочтительным является не просто перечисление предшествующих исследований, но их критический обзор, обобщение основных точек зрения. |
№28. | Основная часть При изложении основной части необходимо ориентироваться на поставленную цель работы; состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы. В заключении в логической последовательности излагают полученные результаты исследования, указывают на возможность их внедрения в практику, оценивают полноту решения поставленных задач. В приложения включаются образцы анкет, таблицы, графики и другие вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, увеличивают её объём и затрудняют восприятие текста. При подсчёте объёма научной работы приложения не учитываются. |
№29. | Композиция и способы написания научного текста. Рубрикация – это деление текста на составные части с использованием заголовков, нумерации и прочих средств. Система рубрик включает заголовки частей, разделов, глав и параграфов, которые, как правило, нумеруются. |
№30. | При делении текста на главы и параграфы используются логические правила деления понятий. Под делением понятия понимается мыслительный процесс раскрытия объёма понятия посредством выделения в нём видовых понятий. Операция деления производиться по определенным правилам. |
№31. | 1. Деление должно быть соразмерным, т. е. объём всех членов деления должен равняться объёму делимого понятия. 2. Деление должно осуществляться по одному основанию (признаку). Нарушение этого правила влечёт ошибку, называемую «сбивчивое деление». 3. Члены деления не должны соотноситься между собой как часть и целое. 4. Деление должно быть последовательным, непрерывным. |
№32. | Рубрикация текста обычно связана с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы. Порядковые номера частей указывают словами, разделов – прописными буквами русского алфавита, глав – римскими цифрами, параграфов – арабскими цифрами. |
№33. | Пример пораздельной нумерации. |
№34. | Пример индексационной нумерации. |
№35. | Способы написания научного текста.
|
№36. | Рассмотрим функционально- смысловые типы изложения материала: Описание применяется в тех случаях, когда необходимо дать характеристику исследуемого предмета или явления, описать его развитие, структуру, составляющие элементы и признаки. Рассуждение- ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, передает процесс получения нового знания, а также выражает мнение автора. Основная цель – найти истинность или ложность утверждения, используя аргументы, правдивость которых не подвергается сомнению. |
№37. | Пример описания. |
№38. | Пример рассуждения. |
№39. | Полный текст рассуждение включает три части: тезис → аргументы → вывод. В рассуждении, как правило, выдвигается утверждение, которое нужно доказать, ответив на вопрос почему? – тезис. Далее для доказательства правильности выдвинутой мысли приводятся убедительные аргументы – доказательства, объяснения, которые могут подкрепляться примерами. Бывает так, что достаточно одного аргумента, но для большей убедительности приводятся несколько. В конце рассуждения делается общий вывод, который и является ответом на вопрос почему? (общий вопрос к тексту-рассуждению). Тексты-рассуждения могут отвечать на вопросы: почему мы утверждаем что-то? Что значит данное явление? В чём его причина? Что из этого следует? |
№40. | Заключение. Основная задача научного стиля - предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. А это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству. |
№41. | Список используемой литературы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Пособие к уроку по теме "Алфавит" (обучающий плакат). Выступление Михайловой И. А.
Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературыМихайлова Ирина Анатольевна (учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 311 г. Санкт-Петербург)...
Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературы. Повторение по теме "Фонетика". Выступление Петровой О. Ю.
Первый заочный научно-методический семинар МО учителей русского языка и литературыПетрова Ольга Юрьевна (учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 296 г. Санкт-Петербург)...
Материал методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – необходимое условие для формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся»
Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения как необходимого условиядля формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся Задачи:...
Статья "Семиотические и культурологические идеи в художественном тексте" для межрегионального научно-методического семинара для преподавателей вузов, учителей средних общеобразовательных школ, 2020 г.
Статья "Семиотические и культурологические идеи в художественном тексте для межрегионального научно-методического семинара для преподавателей вузов, учителей средних общеобразовательных школ, асп...
Материал методического семинара на конкурс "Педагог года - 2019
2 этап конкурса "Педагог года -2019"...
Материал методического семинара для преподавателей "Имидж преподавателя"
Материал семинара "Имидж педагога"...
Презентация к методическому семинару для преподавателей "Научный стиль. Способы построения научного текста".
Презентация к методическому семинару для преподавателей "Научный стиль. Способы построения научного текста"....