Интегрированный урок развития речи " Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле"./2 часа/
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Данный материал представляет собой методическую разработку интегрированного урока развития речи, проеденного с использованием материалов о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева.
Учебные: повторить типологические признаки рассуждения ; выявить особенности текста-рассуждения.
Учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме в научном стил
Развивающие: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, речевую культуру.
Воспитательные: воспитание интереса к историческому прошлому своей страны и своего народа.
Тип урока: урок развития связной речи; урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок развития речи
Организация урока: групповая, класс делится на 3 группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_7_klass_2016_god.docx | 264.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 7 классе
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле./2 часа/
Учебные: повторить типологические признаки рассуждения ; выявить особенности текста-рассуждения.
Учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме в научном стиле.
- Развивающие: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, речевую культуру.
- Воспитательные: воспитание интереса к историческому прошлому своей страны и своего народа.
Тип урока: урок развития связной речи; урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-размышление.
Организация урока: групповая, класс делится на 3 группы.
Оборудование: медиапроектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал: таблицы, карточки-задания,оценочный лист.
Методы обучения: проблемное изложение, исследовательский, рефлексивный.
Типы деятельности: репродуктивно-продуктивный, творческий.
Межпредметные связи: история.
План урока:
№ | Этап | Цель и содержание | Время |
1 | Организационный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | 1 минута |
2. | Повторение материала. | Речевая разминка | 5 мин |
3 | Этап постановки целей урока и мотивации | Беседа. Проблемный вопрос. Постановка целей. | 2 минуты |
4 | Этап подготовки к активному усвоению знаний | Актуализация опорных знаний о рассуждении как типе речи. Систематизация сведений о типологических признаках рассуждения. Работа с текстом по таблице. Формирование познавательных мотивов. | 8 минут |
5 | Этап изучения нового материала. Работа с текстом. | Работа с текстом. Подведение итогов работы с текстом. | 10 минут |
Выяснение особенностей в построении текста-рассуждения и его речевого оформления в научном стиле. Обобщение наблюдений. Обучение рассуждению по результатам анализа. | 10 минут | ||
6 | Этап применения знаний в новых условиях. Сбор материала для создания устного монологического высказывания в научном стиле. Обсуждение работы творческих групп по созданию устного монологического высказывания научном стиле. | Чтение текста учебника истории п. 25 по группам. Работа творческих групп: А) Работа над тезисом, аргументами и выводом текста- рассуждения по теме «Причины крестьянской войны под предводительством Пугачева». Б) Работа над тезисом, аргументами и выводом текста- рассуждения по теме «Значение крестьянской войны под предводительством Пугачева». В)Сбор материала для создания текста повествования в научном стиле по теме «Этапы крестьянской войны под предводительством Пугачева.»
| 15 минут |
7. | Создание письменного высказывания по заявленным темам. | Индивидуальная работа в тетрадях. Запись полученных текстов в тетрадь. | 15 минут |
8. | Обсуждение результатов работы творческих групп. | А) Оценка работы каждой творческой группы. Б)Самооценка работы в оценочных листах. | 5 минут |
9 | Подведение итогов. /рефлексия/ Домашнее задание | Обобщающее повторение( приём «Закончи фразу»). Оценка работы в группах. Информация о д/з | 3 минуты 2 минуты |
Цели урока:
- Повторить сведения о типах и стилях речи
- Углубить знания учащихся о рассуждении как типе речи
- Дать понятие о прямом и обратном доказательствах
- Учить писать сочинение-рассуждение в научном стиле.
- Развивать творческие способности учащихся
- Учить продуктивно работать в группах
- Совершенствовать умения анализировать заданный текст, аргументировать свое мнение, делать вывод
Ход урока:
- Организационный момент.
- Повторение материала.
- Речевая разминка (Текст распечатан и выведен на экран).
Учитесь говорить и писать.
Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономично.
В народе говорят: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».
Но как научиться писать?
ПОПРОБУЙТЕ ПРОДОЛЖИТЬ эту фразу ….
Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники.
(Д.С.Лихачев «Земля родная»)
- К какому типу и стилю речи отнесете этот текст? Докажите.
- (Этот текст представляет собой рассуждение в публицистическом стиле.)
Какую задачу решал данный текст? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации.)
- * К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)
- Актуальна ли проблема, поднятая Д.С.Лихачевым? (Да, актуальна. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными. И мы далеко не всегда умеем создавать текст, т.е. речевое высказывание. А вы должны это делать не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках истории, обществознания, географии …Вот так ваши умения правильно говорить неразрывно связаны с другими учебными дисциплинами.
3. Актуализация опорных знаний.
Итак, мы начинаем нашу работу над следующим текстом.
Чтение текста
(1)Способность мыслить – это качество человека, отличающее его от всех остальных живых существ. (2) Мышление – сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: сначала пробуждение, затем обдумывание, развитие, выражение в слове.(3) Думать –самая трудная работа, по утверждению Генри Форда, а излагать свои мысли верно, ясно, убедительно –сложнейшая задача. (4) Но цель достижима, потому что есть приёмы, правила, секреты и даже законы, которые помогают нам грамотно построить собственное развернутое высказывание – текст. (5)Итак, текст - это результат мышления, каждый из которых призван решать свои задачи. (6) Некоторые из них вы знаете, о некоторых вам предстоит узнать .
По каким признакам вы определили этот тип речи? (называются несколько признаков)
Задание: заполните таблицу, используя текст. /РАБОТА В ГРУППАХ/
* Вспомните, какое строение имеет текст рассуждение?
*Назовите языковые средства текста –рассуждения? / У каждого из вас есть табличка речевых клише, которые помогут вам составить текст рассуждение?/
- Попробуйте определить стиль данного текста? / научный/
- Коррекция по слайду и самооценка.
- Вывод: Заполняя таблицу, мы вспомнили правила построения текста- рассуждения, увидели, что в тексте один из тезисов объясняется, а другой - доказывается. Объяснение, доказательство и размышление являются разновидностями рассуждения.
На уроках русского языка мы не раз работали с текстами рассуждениями публицистического стиля, рассуждая о том, почему необходимо много и внимательно читать или о необходимости заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.
Поэтому сегодня на нашем уроке развития речи мы продолжим нашу работу по созданию текста и ваш разговор , который состоялся на вашем уроке истории, посвященном эпохе правления Екатерине 2 и войне под предводительством Емельяна Пугачева.Мы будем рассуждать, станем соавторами текстов-рассуждений в научном стиле. И поможет нам в этом учебник истории.
ПОСТАНОВКА УЧАЩИМИСЯ ЦЕЛЕЙ УРОКА.
*? Какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы у нас получился текст –рассуждение в научном стиле?
Цели урока:
- Освоить понятие научного стиля
- Выяснить особенности и законы построения текста рассуждения в научном стиле.
- Учиться создавать собственные речевые высказывания/ тексты/ в устной и письменной форме.
4.. Изучение нового материала. Усвоение новых знаний
Итак, тема урока: Текст –рассуждение в научном стиле.
(Слайды 3) ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО СТИЛЯ.
ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
СРЕДСТВА НАУЧНОГО СТИЛЯ
А) Работа в группах по текстам п. 25 учебника истории.
1 группа – причины войны под предводительством Пугачева.
3 группа – значение войны под предводительством Пугачева.
2 группа- текст –повествование в научном стиле .Этапы войны.
5.Подведение итогов работы.
Б) Отчеты работы в группах. Прослушивание и обсуждение полученных текстов.
В) Запись полученных текстов в тетрадь.
6.Рефлексия.
*? Как вы оценили свою работу в группах? (Используется лист самооценки групп)
7.Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест.10 класс. Лексические особенности научного стиля речи
Аннотация.Тестовое задание для обучающихся общеобразовательных школ. Данный тест может бы...
Презентация по теме "Стили речи: научный стиль"
В данной презентации рассматриваются функции, характерные черты и особенности научного стиля....
Интегрированный урок русского языка и биологии (11 класc) Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке".
Интегрированный урок русского языка и биологии (11 класc) Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке"....
Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Научный стиль и его характерные особенности".
Технологическая карта урока русского языка в 10 классе «Научный стиль и его характерные особенности» является одним из множества вариантов ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Книжные стили речи. Научный стиль"
Методическая разработка предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Книжные стили. Научный стиль"....
Создание текста рассуждение по лингвистическому высказыванию
Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по лингвистическому высказыванию....
4 класс Текст - рассуждение. Характерные признаки текста - рассуждения. Схема построения рассуждения.
Формировать умения конструировать сложно-подчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи; познакомить с особенностями текста типа "рассуждение", схемой построения текста -...