Интегрированный урок развития речи " Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле"./2 часа/
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Науменко Людмила Ивановна

Данный материал представляет собой методическую разработку интегрированного урока развития речи, проеденного с использованием материалов о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева.

 Учебные: повторить типологические признаки рассуждения ; выявить особенности текста-рассуждения.
Учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме в научном стил

   Развивающие: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, речевую культуру.

Воспитательные: воспитание интереса к историческому прошлому своей страны и своего народа.

Тип урока: урок развития связной речи; урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок развития речи

Организация урока: групповая, класс делится на 3  группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_7_klass_2016_god.docx264.38 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  в 7 классе

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле./2 часа/

 Учебные: повторить типологические признаки рассуждения ; выявить особенности текста-рассуждения.
Учить строить речевое высказывание в устной и письменной форме в научном стиле.

  • Развивающие: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, речевую культуру.
  • Воспитательные: воспитание интереса к историческому прошлому своей страны и своего народа.

Тип урока: урок развития связной речи; урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-размышление.

Организация урока: групповая, класс делится на 3  группы.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал: таблицы, карточки-задания,оценочный лист.

Методы обучения: проблемное изложение, исследовательский, рефлексивный.

Типы деятельности: репродуктивно-продуктивный, творческий.

Межпредметные связи: история.

План урока:

 Этап

 Цель и содержание

Время

1

Организационный

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

1 минута

2.

Повторение материала.

Речевая разминка

5 мин

3

Этап постановки целей урока и мотивации

Беседа. Проблемный вопрос. Постановка целей.

2 минуты

4

Этап подготовки к активному усвоению знаний

Актуализация опорных знаний о рассуждении как типе речи. Систематизация сведений о типологических признаках рассуждения. Работа с текстом по таблице. Формирование познавательных мотивов.

8 минут

5

Этап изучения нового материала.

Работа с текстом.

Работа с текстом. Подведение итогов работы с текстом.

10 минут

Выяснение особенностей в построении текста-рассуждения  и его речевого оформления в научном стиле. Обобщение наблюдений. Обучение рассуждению по результатам анализа.

10 минут

6

Этап применения знаний в новых условиях.

Сбор материала для создания устного монологического высказывания в научном стиле.

Обсуждение  работы творческих групп по созданию устного монологического высказывания  научном стиле.

Чтение текста  учебника истории п. 25 по группам.

Работа творческих групп:

А) Работа над тезисом, аргументами и выводом  текста- рассуждения по теме «Причины крестьянской войны под предводительством Пугачева».

Б) Работа над тезисом, аргументами и выводом  текста- рассуждения по теме «Значение крестьянской войны под предводительством Пугачева».

В)Сбор материала для создания текста повествования в научном стиле по теме «Этапы крестьянской войны под предводительством Пугачева.»

 

15 минут

7.

Создание письменного  высказывания по заявленным темам.

Индивидуальная работа  в тетрадях. Запись полученных текстов в тетрадь.

15 минут

8.

Обсуждение результатов работы творческих групп.

А) Оценка работы каждой творческой группы.

Б)Самооценка работы в оценочных листах.

5 минут

9

Подведение итогов.

/рефлексия/

Домашнее задание

Обобщающее повторение( приём «Закончи фразу»). Оценка работы в группах.

 Информация о д/з

3 минуты

2 минуты

Цели урока:

  • Повторить сведения о типах и стилях речи
  • Углубить знания учащихся о рассуждении как типе речи
  • Дать понятие о прямом и обратном  доказательствах
  • Учить писать сочинение-рассуждение в научном стиле.
  • Развивать творческие способности учащихся
  • Учить продуктивно работать в группах
  • Совершенствовать умения анализировать заданный текст, аргументировать свое мнение, делать вывод

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение материала.
  1. Речевая разминка (Текст распечатан и выведен на экран).

Учитесь говорить и писать.

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономично.

В народе говорят: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

Но как научиться писать?  

ПОПРОБУЙТЕ ПРОДОЛЖИТЬ эту фразу ….

Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники.

(Д.С.Лихачев «Земля родная»)   

  • К какому типу и стилю речи отнесете этот текст? Докажите.
  •  (Этот текст представляет собой рассуждение в публицистическом  стиле.)

Какую задачу решал данный текст?  (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации.)

  • * К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)
  • Актуальна ли проблема, поднятая Д.С.Лихачевым? (Да, актуальна. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными. И мы далеко не всегда умеем создавать текст, т.е. речевое высказывание. А вы должны это делать не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках истории, обществознания, географии …Вот так ваши умения правильно говорить неразрывно связаны с другими учебными дисциплинами.

 3. Актуализация опорных знаний.

Итак, мы начинаем нашу работу над следующим текстом.

Чтение текста

(1)Способность мыслить – это качество человека, отличающее его от всех остальных живых существ. (2) Мышление – сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: сначала пробуждение, затем обдумывание, развитие, выражение в слове.(3) Думать –самая трудная работа, по утверждению Генри Форда, а излагать свои мысли верно, ясно, убедительно –сложнейшая задача. (4) Но цель достижима, потому что есть приёмы, правила, секреты и даже законы, которые помогают нам грамотно построить собственное развернутое высказывание – текст. (5)Итак, текст - это результат мышления, каждый из которых призван решать свои задачи. (6) Некоторые из них вы знаете, о некоторых вам предстоит узнать .

По каким признакам вы определили этот тип речи? (называются несколько признаков)

Задание: заполните таблицу, используя текст. /РАБОТА В ГРУППАХ/

* Вспомните, какое строение имеет текст рассуждение?

*Назовите языковые средства текста –рассуждения? / У каждого из вас есть табличка речевых клише, которые помогут вам составить текст рассуждение?/

  • Попробуйте определить стиль данного текста? / научный/

  • Коррекция по слайду и самооценка.
  • Вывод: Заполняя таблицу, мы вспомнили правила построения текста- рассуждения, увидели, что в тексте один из тезисов объясняется, а другой - доказывается. Объяснение, доказательство и размышление являются разновидностями рассуждения.

На уроках русского языка мы не раз работали с текстами рассуждениями публицистического стиля, рассуждая о том, почему необходимо много и внимательно читать или о необходимости заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

Поэтому сегодня  на нашем уроке развития речи  мы продолжим нашу работу по созданию текста и ваш разговор , который состоялся на вашем уроке истории, посвященном  эпохе правления Екатерине 2 и войне под предводительством Емельяна Пугачева.Мы будем рассуждать, станем соавторами текстов-рассуждений в научном стиле. И поможет нам в этом учебник истории.

ПОСТАНОВКА УЧАЩИМИСЯ ЦЕЛЕЙ УРОКА.

*? Какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы у нас получился текст –рассуждение в научном стиле?

Цели урока:

  1. Освоить понятие научного стиля
  2. Выяснить особенности и законы построения текста рассуждения в научном стиле.
  3. Учиться создавать собственные речевые высказывания/ тексты/ в устной и письменной форме.

4.. Изучение нового материала. Усвоение новых знаний

Итак, тема урока: Текст –рассуждение в научном стиле.

 (Слайды 3) ПОНЯТИЕ НАУЧНОГО СТИЛЯ.

                     ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО СТИЛЯ

                     СРЕДСТВА НАУЧНОГО СТИЛЯ

А) Работа в группах по текстам п. 25 учебника истории.

1 группа – причины войны под предводительством Пугачева.

3 группа – значение войны под предводительством Пугачева.

2 группа- текст –повествование в научном стиле .Этапы войны.

5.Подведение итогов работы.

Б) Отчеты работы в группах. Прослушивание и обсуждение полученных текстов.

В) Запись полученных текстов в тетрадь.

6.Рефлексия.

*?  Как вы оценили свою работу в группах? (Используется лист самооценки групп)

7.Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест.10 класс. Лексические особенности научного стиля речи

                            Аннотация.Тестовое задание для обучающихся общеобразовательных школ. Данный тест может бы...

Презентация по теме "Стили речи: научный стиль"

В данной презентации рассматриваются функции, характерные черты и особенности научного стиля....

Интегрированный урок русского языка и биологии (11 класc) Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке".

Интегрированный урок  русского языка и биологии (11 класc)  Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке"....

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Научный стиль и его характерные особенности".

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе «Научный стиль и его характерные особенности»   является  одним из множества вариантов ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Книжные стили речи. Научный стиль"

Методическая разработка предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Книжные стили. Научный стиль"....

Создание текста рассуждение по лингвистическому высказыванию

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по лингвистическому высказыванию....

4 класс Текст - рассуждение. Характерные признаки текста - рассуждения. Схема построения рассуждения.

Формировать умения конструировать сложно-подчиненные предложения, анализировать причинно-следственные связи; познакомить с особенностями текста типа "рассуждение", схемой построения текста -...