Основные жанры научного стиля и устной научной речи (выступление, тезисы, дискуссия, реферат, статья, рецензия). Правила корректной дискуссии. Анализ текста.
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная цель нашего урока – обобщить знания о научном стиле, познакомиться с основными жанрами научного стиля и их особенностями.
Знать в совершенстве язык значит владеть его стилями. Г.Солганик
Особенности научного стиля речи точность, логичность, строгое изложение; употребление терминов; преобладание имен существительных; прямой порядок слов в предложении; преобладание неопределенно-личных и безличных предложений; обилие сложных предложений; употребление причастных и деепричастных оборотов.
Отрывок научной статьи Б. Кузнецова «Пути физической мысли»: В 1905 году, когда была опубликована первая статья Эйнштейна о теории относительности, никто не мог предвидеть конкретных путей научно-технической революции, призванной воплотить в жизнь новое учение о пространстве, времени и движении. В теории относительности видели поразительно глубокое, стройное и смелое обобщение и истолкование уже известных экспериментальных данных, прежде всего фактов, свидетельствовавших о постоянстве скорости света, о ее независимости от прямолинейного и равномерного движения системы, через которую проходит световой луч.
1.Выступление - это публичное сообщение, развернутое изложение определенной научной проблемы (темы, вопроса).
Существуют жанровые разновидности выступления: дискуссионные и полемические выступления; развернутые вопросы аудитории, ответы председателя и выступающего.
2. Тезисы - утверждения, которые необходимо обосновать. Тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Первичные тезисы – сжатое отражение собственного текста, а вторичные тезисы создаются на основе текстов, принадлежавших другому автору.
Как же составлять тезисы? После предварительного ознакомления книжный текст читают вторично. При этом разбивают текст (с помощью плана или без него – подчеркиванием) на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самОм тексте книги. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения.
3.Дискуссия - обсуждение спорного вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора. целей.
Признаки дискуссии: - работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущего и участников; - процесс общения протекает как взаимодействие участников; - взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств; - направленность на достижение учебных целей.
Пример: Человек убил человека с особой жестокостью. Его приговаривают к пожизненному заключению. Правильно дли это? Зло ли это? А может быть, добро? - Хорошему или плохому учит нас наше телевидение?
Правила проведения корректной дискуссии: 1)Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. 2)С уважением относитесь к мнению другого человека. 3)Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. 4) Придерживайтесь дружелюбного тона. 5) Не спорьте ради спора! 6) В дискуссии может участвовать только тот, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению.
4)Реферат – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определение целесообразности обращения к ней.
5) Научная статья - законченное авторское произведение, описывающее результаты оригинального научного исследования или посвящённая рассмотрению ранее опубликованных научных статей, связанных общей темой.
Признаки научной статьи : - небольшой объем (3-5 страниц); - аналитический характер ; в центре статьи одна узкая проблема; четкая последовательность изложения темы; традиционная композиция; лаконизм; достоверность всех приведенных примеров и фактов; в конце статей размещается список библиографии, использованной автором при написании текста; особенный набор языковых единиц.
Разновидности научных статей: - теоретические научные статьи (разработка теории на основе уже имеющихся научных материалов); - собственно-научная статья излагает информацию о результатах исследования, проведенного автором; - обзорные статьи «собирают» воедино сведения о проблеме из разных источников, анализируют степень изученности проблемы и отдельных ее аспектов; - научно-популярная статья рассчитана на широкий круг читателей, поэтому предполагает минимум терминологии, научных клише и разбавление основной информации научными фактами; - маркетинговая (рекламная) статья – маленькая по объему, так как ее цель – привлечь внимание читателя и быстро ознакомить его с темой.
6) Рецензия - это изложение анализа текста, в котором рассматриваются его содержание и форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.
План написания рецензии: Предмет анализа. Актуальность темы. Формулировка основного тезиса. Краткое содержание работы. Общая оценка. Недостатки, недочеты. Выводы.
Примерная схема анализа текста научного стиля 1)Тема: 2)Идея: 3)Читательский адрес (кому предназначен) 4)Жанр: 5)Лексические особенности научного текста 6 ) Морфологические особенности научного текста. 7) Синтаксические особенности научного текста.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ - Преимущественно книжная, специальная, терминологическая, а также стилистически нейтральная лексика; - Конкретные существительные используется для обозначения общих понятий ( Филолог должен внимательно …; Берёза хорошо переносит морозы…); - Глаголы употребляются в обобщенно-отвлечённом значении (речь идет о проблемах…, следует сделать вывод…, привести к общему знаменателю…) - Преобладание местоимений 3 лица, значение лица при этом ослаблено.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ Прямой порядок слов; Сложноподчиненные предложения, в составе которых неопределённо-личные ( считают, что …), безличные ( известно , что …), определенно-личные ( рассмотрим проблему …); Отсутствие восклицательных предложений; Недопустимость личного, субъективного мнения. Неличная манера изложения ( факт имеется…, теорема доказывается…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока русского языка в 11 классе по теме "Основные жанры публицистического стиля. Эссе о России. В. Набоков "Кембридж"
Работа учащихся 11 класса по теме "Основные жанры публицистического стиля". Практическая работа над составлением эссе о России.Разбор текста В.Набокова "Кембридж"...
Конспект урока "Основные жанры публицистического стиля"
Цель. Формирование умения работать с текстами публицистического стиля через анализ их жанровых особенностей. Задачи. Предметные. 1. Систематизировать знания обучающихся о публицистическом стиле. 2...
Презентация урока "Основные жанры публицистического стиля"
В презентации содержится материал к уроку "Основные жанры публицистического стиля"Использованные технологии, цель и задачи урока, таблица для систематизации знаний по теме "Публицистический стиль речи...
Интегрированный урок развития речи " Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле"./2 часа/
Данный материал представляет собой методическую разработку интегрированного урока развития речи, проеденного с использованием материалов о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева. Уче...
Основные жанры научного стиля и устной речи. Правила корректной дискуссии.
Презентация к уроку развития речи в 8 классе...
Материал методического семинара для преподавателей "Научный стиль.Способы построения научного текста"
Материал методического семинара для преподавателей "Научный стиль.Способы построения научного текста"...
Презентация к методическому семинару для преподавателей "Научный стиль. Способы построения научного текста".
Презентация к методическому семинару для преподавателей "Научный стиль. Способы построения научного текста"....