Рабочая программа по русскому языку (5 класс) к УМК Львовых
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, сводную таблицу по видам контроля, основные требования к учащимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_5_klass_lvova_rya.docx | 18.72 КБ |
ktp_5_klass_lvova.doc | 247 КБ |
soderzhanie_kursa_5_klass_lvova.doc | 36.5 КБ |
svodnaya_tablitsa_po_vidam_kontrolya.doc | 28.5 КБ |
trebovaniya_k_uchashchimsya_5_kl_lvova.docx | 14.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.), примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5 – 11 классов С.И. Львовой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа рассчитана на 210 часов в год, 6часов в неделю.
Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умения осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей (орфоэпическим, толковым, словообразовательным, этимологическим и др.).
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Требования к учащимся
Речевая деятельность.
Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; используя просмотровое чтение, определять, какая информация текста учебника является новой; использовать ознакомительное и изучающее виды чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; пользоваться справочным аппаратом учебника, ориентироваться в структуре параграфа; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логическое ударение, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении вслух.
Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного; пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать своё отношение к предмету речи.
Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок ; исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощённой транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарём.
Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита, свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексика и фразеология. Объяснять лексическое значение слова разными способами; пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология. Различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложение по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
- Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 частях. / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012
- Бажанова И.А. Учимся читать, слушать, говорить, писать: рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. В 2 частях: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. /И.А. Бажанова, С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2012
Для учителя:
- Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 частях. / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012
- Васильевых И.П. Уроки русского языка. 5 класс : пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык, 5 класс» / И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2010
Предварительный просмотр:
№№ | Дата | Тема урока | Количество часов | |
По плану | Факт. | |||
1 четверть | ||||
1. | Лингвистика – наука о языке. Разделы лингвистики | 1 | ||
2. | Лингвистика – наука о языке. Зачем изучают лингвистику? | 1 | ||
3. | Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. | 1 | ||
4. | Фонетический разбор слова. Практическая работа | 1 | ||
5. | Звукопись в художественном тексте. Выразительность текста | 1 | ||
6. | Слог. Ударение | 1 | ||
7. | Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков | 1 | ||
8. | Произношение согласных звуков. Оглушение, озвончение, непроизносимость | 1 | ||
9. | Произношение согласных звуков в иноязычных словах. Работа со словарём | 1 | ||
10. | Произношение групп согласных в русском языке. Способ проверки | 1 | ||
11. | Повторение и обобщение по разделам: «Орфоэпия» и «Фонетика» | 1 | ||
12. | Графика как раздел лингвистики. Алфавит | 1 | ||
13. | Алфавит и его использование в жизни | 1 | ||
14. | Звуки и буквы | 1 | ||
15. | Звуки и буквы | 1 | ||
16. | Обозначение звука с помощью букв Е, Ё, Ю, Я | 1 | ||
17. | Обозначение звука с помощью букв Е, Ё, Ю, Я | 1 | ||
18. | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Фонетика и графика» | 1 | ||
19. | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова | 1 | ||
20. | Словообразующие морфемы. Выразительные возможности словообразующих морфем | 1 | ||
21. | Морфемная модель слова | 1 | ||
22. | Корень слова | 1 | ||
23. | Чередование гласных и согласных звуков | 1 | ||
24. | Чередование гласных и согласных звуков | 1 | ||
25. | РР Сочинение на лингвистическую тему «Какова этимология слова?» | 1 | ||
26. | Лексикология как раздел лингвистики | 1 | ||
27. | Способы объяснения лексического значения слова | 1 | ||
28. | Способы объяснения лексического значения слова | 1 | ||
29. | Тематические группы слов | 1 | ||
30. | Тематические группы слов | 1 | ||
31. | РР Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка» | 1 | ||
32. | РР Написание сочинения по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка» | 1 | ||
33. | Орфография как раздел лингвистики. Разделы русской орфографии | 1 | ||
34. | Правописание морфем | 1 | ||
35. | Правописание И, У, А после шипящих. Правописание сочетаний ЧК, ЧН и других | 1 | ||
36. | Правописание корней | 1 | ||
37. | Правописание корней | 1 | ||
38. | Правописание окончаний существительных | 1 | ||
39. | Правописание окончаний глаголов | 1 | ||
40. | Правописание Ь и Ъ | 1 | ||
41. | Правописание Ь и Ъ | 1 | ||
42. | Слитные, дефисные и раздельные написания | 1 | ||
43. | Повторение и обобщение сведений по разделу «Орфография» | 1 | ||
44. | Повторение и обобщение сведений по разделу «Орфография» | 1 | ||
45. | Контрольный диктант с языковым анализом текста по разделу «Орфография» | 1 | ||
46. | Части речи в русском языке. Имя существительное, прилагательное, глагол | 1 | ||
47. | Части речи в русском языке. Наречие | 1 | ||
48. | Части речи в русском языке. Служебные части речи | 1 | ||
49. | Образование форм слова с помощью окончания | 1 | ||
50. | Культура речи. Соблюдение норм русского литературного языка | 1 | ||
51. | Нормы современного литературного языка | 1 | ||
52. | Употребление в речи этикетных слов | 1 | ||
53-54. | Резерв | |||
2 четверть | ||||
55. | Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание как единица синтаксиса | 1 | ||
56. | Словосочетание как единица синтаксиса | 1 | ||
57. | РР Подготовка к сочинению по картине И.И. Фирсова «Юный живописец» | 1 | ||
58. | Предложение как единица синтаксиса | 1 | ||
59. | Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего | 1 | ||
60. | Главные члены предложения. Способы выражения сказуемого | 1 | ||
61. | Второстепенные члены предложения. Определение | 1 | ||
62. | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | ||
63. | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | 1 | ||
64. | РР Сжатое изложение-миниатюра | 1 | ||
65. | Виды предложений по цели высказывания (повествовательно, вопросительное, побудительное) | 1 | ||
66. | Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательное и невосклицательное) | 1 | ||
67. | Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения (распространённые и нераспространённые) | 1 | ||
68. | Виды предложений по количеству грамматических основ. Простые и сложные предложения | 1 | ||
69. | Виды предложений по количеству грамматических основ. Знаки препинания в сложном предложении | 1 | ||
70. | Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами | 1 | ||
71. | Простое осложнённое предложения. Предложения с однородными членами | 1 | ||
72. | Предложения с обращениями | 1 | ||
73. | Предложения с вводными словами | 1 | ||
74. | Предложения со сравнительным оборотом | 1 | ||
75. | Предложения с прямой речью | 1 | ||
76. | Предложения с прямой речью | 1 | ||
77. | Повторение и обобщение по теме «Синтаксис» | 1 | ||
78. | Контрольная работа по теме «Синтаксис» | 1 | ||
79. | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | 1 | ||
80. | Понятие о пунктуации. Зачем нужны знаки препинания? | 1 | ||
81. | Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения | 1 | ||
82. | Знаки препинания внутри простого предложения | 1 | ||
83. | Знаки препинания внутри сложного предложения | 1 | ||
84. | Знаки препинания внутри предложений с прямой речью | 1 | ||
85. | Контрольный диктант с языковым заданием по темам «Синтаксис и пунктуация» | 1 | ||
86. | Текстоведение. Понятие о тексте | 1 | ||
87. | Основные признаки текста. | 1 | ||
88. | Типы речи. Повествование. | 1 | ||
89. | Типы речи. Описание | 1 | ||
90. | РР Подготовка к сочинению по картине В.Д. Поленова «Московский дворик» | 1 | ||
91. | Типы речи. Рассуждение | 1 | ||
92. | Типы речи. Обобщение | 1 | ||
93. | План текста | 1 | ||
94. | РР Изложение текста с использованием разных типов речи | 1 | ||
95. | Основные нормы построения текста | 1 | ||
96. | Обобщение по разделу «Текстоведение» | 1 | ||
3 четверть | ||||
97. | Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке | 1 | ||
98. | Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка | 1 | ||
99. | Правописание букв А-О в корнях с чередованием | 1 | ||
100. | Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов | 1 | ||
101. | РР Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень» | 1 | ||
102. | Словообразование имён существительных | 1 | ||
103. | Словообразование имён прилагательных | 1 | ||
104. | Словообразование глаголов | 1 | ||
105. | РР Изложение (упр. 434) | 1 | ||
106. | Группы приставок в зависимости от написания | 1 | ||
107. | Группы приставок в зависимости от написания | 1 | ||
108. | Образование слова и его морфемное строение | 1 | ||
109. | РР Подготовка к сочинению по картине Н.М. Ромадина «Вербы в половодье» | 1 | ||
110. | Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики русского языка на группы | 1 | ||
111. | Слова однозначные и многозначные | 1 | ||
112. | Переносное значение слов | 1 | ||
113. | Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор слова | 1 | ||
114. | Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами | 1 | ||
115. | Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами | 1 | ||
116. | РР Подготовка к сочинению по картине А.И. Куинджи «Берёзовая роща» | 1 | ||
117. | Деление лексики на группы в зависимости от происхождения | 1 | ||
118. | Деление лексики на группы в зависимости от происхождения | 1 | ||
119. | Написание букв И-Ы после Ц | 1 | ||
120. | Лексика ограниченного употребления | 1 | ||
121. | Устаревшие слова | 1 | ||
122. | Фразеология | 1 | ||
123. | Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология» | 1 | ||
124. | Морфология как раздел лингвистики. Слово как часть речи | 1 | ||
125. | Языковые значения слова | 1 | ||
126. | Имя существительное как часть речи | 1 | ||
127. | Правописание суффиксов –ЧИК-ЩИК- | 1 | ||
128. | Правописание суффиксов –ЕК-ИК- (-ЧИК-) | 1 | ||
129. | Постоянные морфологические признаки имён существительных. Собственные и нарицательные существительные | 1 | ||
130. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | ||
131. | Род имён существительных | 1 | ||
132. | Склонение имён существительных | 1 | ||
133. | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными | 1 | ||
134. | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными | 1 | ||
135. | Непостоянные морфологические признаки имён существительных | 1 | ||
136. | Правописание безударных окончаний Е-И в именах существительных | 1 | ||
137. | Правописание безударных окончаний Е-И в именах существительных | 1 | ||
138. | Синтаксическая роль имён существительных. Имя существительное как член предложения | 1 | ||
139. | Синтаксическая роль имён существительных. Имя существительное как член предложения | 1 | ||
140. | Культура речи. Правильное произношение имён существительных | 1 | ||
141. | Грамматические и лексические нормы употребления имён существительных | 1 | ||
142. | Повторение и обобщение по теме «Имя существительное» | 1 | ||
143. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | ||
144. | Имя прилагательное как часть речи | 1 | ||
145. | Роль имён прилагательных в речи | 1 | ||
146. | Роль имён прилагательных в речи | 1 | ||
147. | РР Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» | 1 | ||
148. | Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Качественные и относительные прилагательные | 1 | ||
149. | Притяжательные имена прилагательные. Употребление относительных и притяжательных имён прилагательных в значении качественных | 1 | ||
150. | Степени сравнения имён прилагательных | 1 | ||
151. | Полные и краткие имена прилагательных | 1 | ||
152. | Склонение имён прилагательных | 1 | ||
153. | Правописание безударных окончаний имён прилагательных | 1 | ||
154. | Синтаксическая роль имени прилагательного. Имя прилагательное как член предложения | 1 | ||
155. | Культура речи. Правильное произношение имён прилагательных. Лексические нормы | 1 | ||
156. | Правильное употребление имён прилагательных в речи | 1 | ||
157. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | ||
158. | Резерв | |||
4 четверть | ||||
159. | Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению | 1 | ||
160. | Роль глагола в речи | 1 | ||
161. | Инфинитив – начальная форма глагола | 1 | ||
162. | Инфинитив – начальная форма глагола | 1 | ||
163. | Глаголы совершенного и несовершенного вида | 1 | ||
164. | Использование суффиксов –ЫВА- (-ИВА-) и –ОВА- (-ЕВА-) для образования глаголов несовершенного вида | 1 | ||
165. | Переходные и непереходные глаголы | 1 | ||
166. | Возвратные и невозвратные глаголы | 1 | ||
167. | Правописание корней с чередующимися гласными Е-И | 1 | ||
168. | Правописание корней с чередующимися гласными Е-И | 1 | ||
169. | Изменение глагола по наклонениям. Условное, повелительное и изъявительное наклонение глагола | 1 | ||
170. | Значение, образование, изменение форм условного наклонения | 1 | ||
171. | Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения | 1 | ||
172. | Правописание форм повелительного наклонении я | 1 | ||
173. | Правописание форм повелительного наклонения | 1 | ||
174. | Изменение глаголов в изъявительном наклонении по временам | 1 | ||
175. | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени лицам | 1 | ||
176. | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени лицам | 1 | ||
177. | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени лицам | 1 | ||
178. | Повторение и обобщение по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола» | 1 | ||
179. | Контрольная работа по теме «Постоянные и непостоянные признаки глагола» | 1 | ||
180. | Значение и грамматические особенности безличных глаголов | 1 | ||
181. | РР Подготовка к написанию изложения по тексту повествовательного стиля | 1 | ||
182. | Синтаксическая роль глагола | 1 | ||
183. | Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи | 1 | ||
184. | Правильное употребление глаголов в речи | 1 | ||
185. | Повторение по теме «Глагол» | 1 | ||
186. | Контрольный диктант по теме «Глагол» с языковым анализом текста | 1 | ||
186. | Предмет изучения лингвистики | 1 | ||
187. | Разделы лингвистики | 1 | ||
188. | Значение слова в жизни человека | 1 | ||
189. | Правописание морфем | 1 | ||
190. | Орфограммы в существительных | 1 | ||
191. | Орфограммы в прилагательных | 1 | ||
192. | Орфограммы в глаголах | 1 | ||
193. | Простое осложнённое предложение | 1 | ||
194. | Сложные предложения. Прямая речь | 1 | ||
195. | Пунктуационный анализ текста | 1 | ||
196. | Языковой анализ текста | 1 | ||
197. | Основные признаки текста | 1 | ||
198. | Контрольный диктант с языковым анализом текста по теме «Глагол» | 1 | ||
199. | Анализ контрольного диктанта. Подведение итогов учебного года | 1 | ||
200-204. | Резервные уроки | 5 |
Предварительный просмотр:
Содержание курса
Лингвистика – наука о языке. Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики. Основные единицы языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.
Введение в лингвистику.
Фонетика как раздел лингвистики. Речь устная и письменная. Основные требования к устной и письменной речи. Звук – основная единица языка. Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификации: гласные (ударные/безударные), согласные (твёрдые/мягкие, глухие/звонкие). Парные и непарные согласные по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости. Словесное ударение и логическое ударение (смысловое выделение слова в речи).
Орфоэпия как раздел языкознания. Особенности произношения безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний. Изменения звуков в речевом потоке. Орфоэпический словарь.
Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками. Обозначение звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я. Роль букв Ъ и Ь в обозначении звукового состава словоформы.
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука (буквы) и слога. Словарь значения морфем. Корень, приставка, суффикс и окончание – морфемы, передающие информацию о слове: его лексическом значении, грамматических свойствах, стилистической принадлежности. Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство. Морфемная модель. Чередование гласных и согласных в морфемах, типы чередований. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Лексикология как раздел лингвистики. Слово – единица языка и речи. Лексическое значение слова. Основные способы объяснения лексического значение слова. Толковый словарь. Словари синонимов и антонимов. Тематические группы слов. Слова, обозначающие видовые и родовые понятия.
Орфография как раздел правописания. Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них. Орфограмма. Виды орфограмм в корне слова, связанные с обозначением безударных гласных и согласных звуков. Виды орфограмм в окончании. Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончаний имён существительных и глаголов. Употребление Ъ и Ь на письме. Слитные, дефисные и раздельные написания слов.
Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. Типичные суффиксы и окончания различных частей речи. Слова изменяемые и неизменяемые. Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание.
Культура речи как раздел лингвистики, устанавливающий правила (нормы) пользования языком в речевом общении. Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания. Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Виды норм. Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Ситнаксис как раздел лингвистики. Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание) и их признаки. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Типичные модели словосочетаний. Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ. Второстепенные члены предложения. Словарь эпитетов. Предложение, его виды по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, по количеству грамматических основ. Простое осложненное предложение. Синтаксические конструкции, которые осложняют простое предложение. Предложения с прямой речью.
Пунктуация как раздел правописания. Связь пунктуации и синтаксиса. Основные группы пунктуационных правил.
Текстоведение как раздел лингвистики. Текст и его признаки: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определенный порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь. Тема и основная мысль текста. Заголовок и отражение в нём основной мысли связного речевого высказывания. Строение текста и развитие основной мысли. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Строение текстов разных типов. План текста (простой и сложный).
Основные разделы лингвистики. Систематический курс.
Словообразование как раздел лингвистики. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Словообразующие морфемы (приставка, суффикс). Основные споосбы словообразования: приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной и без соединительной гласной. Словообразовательный словарь. Типичные способы словообразования имён существительных, прилагательных и глаголов. Словообразование как основной путь пополнения словарного состава родного языка.
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов, семантической группировки слов, происхождения слов, употребления слов разными группами людей. Особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями. Использование слов в разных стилях речи.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка.
Грамматика и её основные разделы: морфология и синтаксис. Принципы классификации частей речи, особенности их употребления и правописания.
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Словообразование имён существительных. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Склонение имён существительных. Существительные разносклоняемые и несклоняемые. Род имён существительных. Число имён существительных. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. Правильное употребление имён существительных в речи.
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Роль имён прилагательных в речевом высказывании. Словообразование имён прилагательных. Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов. Степени сравнения имён прилагательных, образование сравнительной и превосходной степеней. Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения. Склонение полных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных. Правильное употребление имён прилагательных в речи.
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Инфинитив, его грамматические особенности. Словообразование глаголов. Вид глагола, видовая пара. Использование суффиксов –ИВА-ЫВА- / -ОВА-ЕВА- для образования глаголов несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Спряжение глаголов. Изменение глагола по наклонениям (изъявительное, повелительное, условное). Условное наклонение: значение, образование, изменение по числам и родам. Повелительное наклонение: значение, образование и изменение. Изменение глаголов изъявительного наклонения. Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм. Правильное употребление глаголов в речи.
Предварительный просмотр:
Требования к учащимся
Речевая деятельность.
Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; используя просмотровое чтение, определять, какая информация текста учебника является новой; использовать ознакомительное и изучающее виды чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; пользоваться справочным аппаратом учебника, ориентироваться в структуре параграфа; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логическое ударение, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении вслух.
Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного; пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать своё отношение к предмету речи.
Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты – описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок ; исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощённой транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарём.
Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита, свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексика и фразеология. Объяснять лексическое значение слова разными способами; пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология. Различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложение по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 6 класс по УМК Львовой
пояснительная запискакалендарно-тематическое планированиепоурочное планированиеприложение контрольных работ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класса по УМК Львовой С.И.
Рабочая программа включает в себя все основные компоненты: пояснительную записку, тематическое планирование, перечень документов, реализующих содержание программы, график контрольных работ и т.д....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс С.И.Львова
Пояснительная записка, цели, задачи, требования к знаниям учащихся, календарно- тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику Львовой С.И.
Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учебнику Львовой С.И. с развернутым календарно-тематическим планированием...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс. С.И. Львова
Рабочая программав 9 классе составлена на основе Примерной программы по русскому языку 5-9 классы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общег...
Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. С.И.Львова.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программ...
Рабочая программа по русскому языку. 8 класс. С.И.Львова.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программ...