Рабочая программа по русскому языку 5 класс С.И.Львова
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме
Пояснительная записка, цели, задачи, требования к знаниям учащихся, календарно- тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_5_klass_lvova.docx | 76.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по курсу «Русский язык – 5 класс».
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку МО РФ 2004 г. и авторской программы («Русский язык. 5 класс.» ) С.И.Львова, В.В.Львов, М.: Мнемозина, 2010);
Рабочая программа учебного курса «Русский язык – 5 класс» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Примерной программы основного общего образования по русскому языку, составленной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования и науки РФ;
5. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс (М.: Мнемозина, 2009) автора-составителя С.И.Львовой.
6 Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
7.Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 11.05.2012 № 387 «Об утверждении учебных планов для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2012-2013 учебный год»
8.Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
7. Годового календарного графика МБОУ СОШ № 7 г.Сальска на 2012-2013 учебный год.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит ----- часов для обязательного изучения русского языка на базовом уровне ступени основного общего образования - минимальный уровень.
В 5 классе на изучение предмета отводится 245 часов из расчета 7 часов в неделю (35 учебных недели).
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2011-2012 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 241час. Из общего количества часов, отведенных она изучение курса, мною было сокращено количество часов за счет уплотнения и блоковой подачи учебного материала на 4 часа.
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 7 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом
Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (творческие и контрольные работы, тестирование) и устный опрос.
Виды учебной деятельности: беседа по вопросам, пересказ, тест на знание материала, экспресс – опрос «да-нет», взаимопроверка, самоконтроль, индивидуальные задания, сочинения- миниатюры, сочинения - рассуждения, развернутый письменный ответ, словарный диктант.
Учебно-методическое сопровождение
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
- учебник («Русский язык. 5 класс» С.И.Львова, В.В.Львов, М.: Мнемозина, 2011);
- методическое пособие для учителя («Примерная рабочая программа по русскому языку для 5 класса» С.И.Львова, Ростов-на-Дону, 2010);
Изучение курса русского языка на базовом уровне направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка, об особенностях русского речевого этикета;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по русскому языку с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений в собственной речевой практике.
Курс рассчитан на формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:
Общеучебные компетенции:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Предметные компетенции:
- Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
- Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
- Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения основными нормами современного русского литературного языка , формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами органично сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно- нравственных и эстетических качеств личности школьника. В связи с этим данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
В основу курса положен триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению и составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения школьник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности.
В 5 классе, как и в предыдущих, большое место занимает речевая деятельность, а также повторение основных разделов морфологии. Основная направленность курса - синтаксис и пунктуация, в ходе изучения которых учащиеся должны научиться правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; проводить синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА.
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик долженЗнать/понимать
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аудирование. Дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с остановкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Чтение. Прогнозировать содержание текста исходя из анализа названия, содержание эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами, языковыми примерами; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержание статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей; при необходимости переходить на изучающие чтение; читать и пересказывать небольшие по объему текста о выдающихся отечественных лингвистах.
Говорение. Пересказывать текст, отражать свое понимание проблематике и позиции автора исходного текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; составлять инструкция по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или закончить разговор и т. п.
Письмо. Пересказывать фрагмент прослушанного текста; пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуры и языковые особенности исходного текста; создавать портретные очерк, проблемную статью, репортаж о событии; писать заметки, рекламные аннотации ; составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию.
Текстоведение. Находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование .Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п. ); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.
Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические инструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Уметь:
-определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности
языка;
-создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- уместно использовать характерные для публицистики средства языка, (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.);
-находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок;
-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
-подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
-оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи
высказывания;
-распознавать части речи и их формы;
-применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм
Содержание тем учебного курса.
I.Лингвистика – наука о языке (2 часа) Основные разделы лингвистики. Основные единицы языка Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка великих людей о русском языке.
II.Введение в лингвистику(вводный курс).
1)Фонетика ( 8 час) Разделы лингвистики, изучающие устную речь: фонетика, орфоэпия. Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетический слог. Русское словесное ударение и его особенности.Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки.Элементы фонетической транскрипции. Фонетический разбор слова.
2) Орфоэпия(4 часа).Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков. Особенности произношения безударных гласных. Произношение согласных звуков. Особенности произношения согласных звуков . Особенности произношений сочетаний согласных звуков. Орфоэпический словарь. Допустимые варианты произношения и ударения. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова.
3) Графика (7 часов). Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное использование в письменной речи. Орфоэпический словарь использование его в речевой практике.
4) Морфемика (9 часов)Морфема как раздел лингвистики. Иметь представление о морфеме как мельчайшей значимой части слова. Корень; смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое окончание. Связь морфемики и орфографии. Однокоренные слова: их смысловое и структурное сходство. Виды морфем. Морфемные модели слов. Чередование гласных в морфемах. Типы чередований гласных. Чередование согласных в морфемах. Типы чередований согласных
5) Лексикология (12 часов) Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое значение слова Основные способы объяснения лексического значения. Толковый словарь. Словари синонимов и антонимов. Тематические группы слов.
6) Орфография ( 17 часов) Орфография как раздел лингвистики.. Правописание гласных в корнях слов. Правописание согласных в корнях слов. Виды орфограмм в окончании. Правописание слов с Ь и Ъ. Слитные, дефисные и раздельные написания.
7). Морфология (5 часов) Морфология как раздел грамматики. Образование форм слова с помощью окончания
8). Культура речи (7 часов) Культура речи как раздел лингвистики. Соблюдение норм современного русского языка. Орфографические и пунктуационные нормы в системе культуры речи. Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации. Употребление в речи этикетных слов.
9) Синтаксис и пунктуация (43 часа) Синтаксис как раздел лингвистики . Виды словосочетаний. Типичные модели словосочетаний. Виды связи слов. Предложение как единица синтаксиса. Члены предложения. Главные члены предложения. Основные типы грамматических основ. Тире в простом предложении. Второстепенные члены предложения. Определение. Словарь эпитетов. Дополнение. Обстоятельство. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Виды предложений по наличию второстепенных членов. Виды предложений по количеству грамматических основ. Простые и сложные. Простое осложнённое предложение. Предложения с прямой речью. Диалог. Основные разделы пунктуации. Синтаксический разбор предложения. Связь пунктуации и синтаксиса
10) Текстоведение (14 часов) Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Анализ текста. План текста. Основные нормы построения текста. Редактирование.
III.Основные разделы лингвистики. Систематический курс.
1) Словообразование (20 часов) Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования. Правописание букв а-о в корнях с чередованием. Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. Словообразование имён существительных. Словообразование имён прилагательных. Словообразование глаголов. Правописание приставок. Морфемный разбор.
2) Лексикология и фразеология (24 часа) Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Написание Ы-И после Ц. Лексика ограниченного употребления. Устаревшие слова. Терминологическая лексика. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их языковые особенности.
3) Морфология(60 часов)
а) Имя существительное (23 часа) Грамматика и её основные разделы. Имя существительное как часть речи. Словообразование имён существительных. Правописание суффиксов -чик-, -щик-. Правописание суффиксов –ек-,-ик-(-чик-). Собственные и нарицательные имена существительные. Прописная буква. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Род имён существительных. Склонение имён существительных. Написание НЕ с именами существительными. Непостоянные признаки имён существительных. Число имён существительных. Безударные окончания е-и в именах существительных. Имя существительное как член предложения. Правильное употребление имён существительных. Морфологический разбор имени существительного
б) Имя прилагательное (20 часов) Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речевом высказывании. Морфологические признаки имени прилагательного. Разряды имен прилагательных Непостоянные морфологические признаки. Степень сравнения имён прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Склонение имён прилагательных. Синтаксическая роль имени прилагательного. Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных Морфологический разбор имени прилагательного.
в) Глагол (17 часов) Глагол как часть речи. Инфинитив. Морфологические признаки глагола. Правописание суффиксов глаголов Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Корни с чередующимися гласными. Условное наклонение Повелительное наклонение. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. Изменение глаголов настоящего времени по числам и лицам. Безличные глаголы. Синтаксическая роль глагола. Правильное употребление глагола.
IV. Повторение изученного материала в 5 классе (9 часов) Разделы лингвистики Текст Фонетика и графика. Основные орфограммы курса Морфемика. Лексикология. Морфология. Пунктуация простого и сложного предложения.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Календарно – тематическое планирование 5 класс
Раздел/ Тема | Дата | Требования к уровню подготовки учащихся | Способы отслеживания результатов обучения | |||
Знать/понимать | Уметь | |||||
I. | Лингвистика – наука о языке (2 часа) | Знать основные разделы лингвистики, единицы языка. Понимать содержание научно-учебного текста, (Основные разделы лингвистики. Основные единицы языка и речи.) | Учиться извлекать информацию из разных источников. Доказательно отвечать на вопросы учителя. | |||
1 | Лингвистика как наука о языке и речи. | 3.09 | ||||
2. | Писатели о богатстве и выразительности русского языка. | 4.09 | ||||
II. | Введение в лингвистику 1)Фонетика (8 час) | Иметь представление о фонетике как разделе лингвистики, её основных единицах, о слоге как единице фонетики, об особенностях и роли ударения в русском языке. | Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику. Использовать элементы транскрипции, находить явления звукописи; правильно произносить гласные и согласные в слове, работать с орфоэпическим словарём; точно использовать термины. | |||
3. | Фонетика как раздел лингвистики. | 4.09 | ||||
4. | Р.Р.Подготовка к сочинению по картине | 5.09 | ||||
5. | Р.Р. Сочинение №1 по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | 5.09 | Сочинение-описание №1 | |||
6. | Фонетический разбор. | 6.09 | ||||
7. | Проверочная работа №1. по теме: «Фонетика» | 7.09 | Тест | |||
8. | Работа над ошибками | 10.09 | ||||
9. | Слог. Ударение. | 11.09 | ||||
10 | Особенность словесного ударения в русском языке. | 11.09 | ||||
2) Орфоэпия 4 часа | Знать орфоэпические нормы слов. | Уметь адекватно понимать информацию, пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарями; различать понятия орфография, фонетика, орфоэпия; правильно излагать свои мысли, соблюдать основные правила орфографии, осуществлять речевой самоконтроль. | ||||
11 | Орфоэпия как раздел языкознания. | 12.09 | ||||
12 | Произношение гласных звуков. | 12.09 | ||||
13 | Произношение согласных звуков. | 13.09 | ||||
14 | Словари. | 14.09 | ||||
3). Графика (7 часов) | Знать русский алфавит. Понимать различия между звуками и буквами, звуковое значение букв е, ё, ю, я и роль букв ъ и ь. | Правильно произносить буквы русского алфавита, использовать алфавит в практической деятельности, производить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова. | ||||
15 | Графика как раздел лингвистики. | 17.09 | ||||
16 | Алфавит и его использование. | 18.09 | ||||
17 | Звуки и буквы. | 18.09 | ||||
18 | Звуковое значение букв е, ё, ю, я. | 19.09 | ||||
19 | Звуковое значение букв е, ё, ю, я. | 19.09 | ||||
20 | Контрольная работа №1 по пройденным темам | 20.09 | Диктант | |||
21 | Работа над ошибками | 21.09 | ||||
4) Морфемика (9 часов) | Знать о морфеме как мельчайшей значимой части слова, понятие о чередовании гласных и согласных в морфемах. Морфемы словообразующие и формообразующие. | Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; производить морфемный разбор слова, применять поморфемную запись, пользоваться этимологическим словарём и словарём морфем, использовать словообразовательные модели в практике, понимать значение суффиксов в выражении оценки в художественной речи. | ||||
22 | Морфемика как раздел лингвистики. | 24.09 | ||||
23 | Морфема - значимая часть слова. | 25.09 | ||||
24 | Морфема - значимая часть слова. | 25.09 | Контрольная работа | |||
25 | Морфемы. | 26.09 | ||||
26 | Морфемная модель. | 26.09 | ||||
27 | Чередование гласных и согласных в морфемах. | 27.09 | ||||
28 | Чередование гласных и согласных в морфемах. | 28.09 | ||||
29 | Проверочная работа №2 по теме: «Морфемика» | 1.10 | Тест | |||
30 | Работа над ошибками. | 2.10 | ||||
5) Лексикология (12 часов) | Лексическое значение слова, основные способы объяснения лексического значения. | Объяснять лексическое значение слова разными способами, уметь пользоваться различными словарями для выбора наиболее точного слова, уместно использовать слова-синонимы с учётом их стилистической окрашенности, использовать слова одной тематической группы при конструировании высказывания или предложения с обобщающими членами; правильно распределять слова на тематические группы | ||||
31 | Лексикология как раздел лингвистики. | 2.10 | ||||
32 | Лексическое значение слова | 3.10 | ||||
33 | Основные способы объяснения лексического значения. | 3.10 | ||||
34 | Толковый словарь. Словари синонимов и антонимов. | 4.10 | ||||
35 | Тематические группы слов. | 5.10 | ||||
36 | Тематические группы слов. | 8.10 | ||||
37 | Р.Р.Подготовка к сочинению | 9.10 | ||||
38 | Р.Р.Сочинение по картине «Три царевны подземного царства» | 9.10 | Сочинение по картине | |||
39 | Контрольная работа №2 по теме: «Лексикология» | 10.10 | Диктант | |||
40 | Р.Р.Подготовка к сочинению | 10.10 | ||||
41 | Р.Р.Сочинение по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка». | 11.10 | Сочинение по картине | |||
42 | Работа над ошибками | 12.10 | ||||
6) Орфография ( 17 часов) | Знать об орфографии как системе правил правописания, включающей несколько разделов, о роли грамотного письма в процессе общения. Понимать возможностями орфографии для точной передачи смысла речи, разделами русской орфографии и системой орфографических правил для каждого раздела. Правописание окончаний. | Соблюдать основные правила орфографии, соблюдать основной принцип написания морфем (единообразного написания), опознавать орфограммы, группировать слова по видам орфограмм, объяснять правописание анализируемых слов, графически обозначать орфограммы, использовать орфографический словарь для самоконтроля и при возникновении трудностей написания слов, самостоятельно подбирать слова на изученное правило. | ||||
43 | Орфография как раздел лингвистики.. | 15.10 | ||||
44 | Правописание гласных в корнях слов. | 16.10 | ||||
45 | Правописание гласных в корнях слов. | 16.10 | ||||
46 | Правописание гласных в корнях слов. | 17.10 | ||||
47 | Правописание согласных в корнях слов. | 17.10 | ||||
48 | Правописание согласных в корнях слов. | 18.10 | ||||
49 | Правописание согласных в корнях слов. | 19.10 | ||||
50 | Виды орфограмм в окончании. | 22.10 | ||||
51 | Виды орфограмм в окончании. | 23.10 | ||||
52 | Виды орфограмм в окончании. | 23.10 | ||||
53 | Правописание слов с Ь и Ъ. | 24.10 | ||||
54 | Правописание слов с Ь и Ъ. | 24.10 | ||||
55 | Слитные, дефисные и раздельные написания. | 25.10 | ||||
56 | Слитные, дефисные и раздельные написания. | 26.10 | ||||
57 | Контрольная работа №3 по теме: «Орфография» | 29.10 | Диктант | |||
58 | Р/Р.Изложение№1 «Берёзовый праздник» (206) | 30.10 | Изложение№1 | |||
59 | Работа над ошибками. | 30.10 | ||||
7). Морфология (5 часов) | Знать морфологию как раздел грамматики. Понимать, что является объектом ее изучения. Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание. | Распознавать части речи с учётом различных признаков слов: общего грамматического значения, типичных суффиксов и окончаний, морфологических признаков, синтаксической роли. | ||||
60 | Морфология как раздел грамматики. | 31.10 | ||||
61 | Морфология как раздел грамматики. | 31.10 | ||||
62 | Морфология как раздел грамматики. | 1.11 | ||||
63 | Образование форм слова с помощью окончания. | 2.11 | ||||
64 | Образование форм слова с помощью окончания. | 12.11---1 четв | ||||
8). Культура речи (7 часов) | Знать об основных требованиях к речи: правильность, точность, чистота, выразительность, уместность; понятие речевой ситуации, её основными элементы, речевой этикет и речевые формулы. | Использовать в речи различные речевые формулы, уметь оценивать свою речь с точки зрения соответствия её нормам речевого этикета осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения, правильно излагать свои мысли, соблюдать основные правила орфографии и пунктуации. | ||||
65 | Культура речи как раздел лингвистики. | 13.11 | ||||
66 | Соблюдение норм современного русского языка. | 13.11 | ||||
67 | Орфографические и пунктуационные нормы в системе культуры речи. | 14.11 | ||||
68 | Речевой этикет как правила речевого поведения. | 14.11 | ||||
69 | Понятие речевой ситуации. Употребление в речи этикетных слов. | 15.11 | ||||
70 | Р.Р. Изложение на лингвистическую тему «Культура речи». | 16.11 | Изложение | |||
71 | Работа над ошибками | 19.11 | ||||
9) Синтаксис и пунктуация (43 часа) | Знать понятия синтаксиса и пунктуации; отличительные признаки словосочетания, его строение, виды по способу выражения главного слова, типичные модели, виды связи слов в словосочетании; понятие о главных и второстепенных членах предложения, виды сказуемого, виды предложений по цели высказывания, интонации, осложнению. Понимать условия постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым, внутри и в конце предложения. Основные группы пунктуационных правил. | Выделять словосочетания в предложении, распознавать и конструировать словосочетания изученных видов. Различать виды предложений на основе их смыслового и грамматико - интонационного анализа. Выделять грамматическую основу в простых и сложных предложениях; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; составлять схемы предложений. Производить синтаксический разбор предложения. Интонационно правильно произносить предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами, правильно ставить знаки препинания. Правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций | ||||
72 | Синтаксис как раздел лингвистики. | 20.11 | ||||
73 | Виды словосочетаний. | 20.11 | ||||
74 | Типичные модели словосочетаний. | 21.11 | ||||
75 | Контрольная работа №4 по теме: «Синтаксис» | 21.11 | ||||
76 | Виды связи слов. | 22.11 | ||||
77 | Предложение как единица синтаксиса. | 23.11 | ||||
78 | Р.Р. Подготовка к сочинению | 26.11 | Сочинение по картине | |||
79 | Р.Р.Сочинение по картине по картине «Юный живописец» | 27.11 | ||||
80 | Члены предложения. Главные члены предложения. | 27.11 | ||||
81 | Основные типы грамматических основ. | 28.11 | ||||
82 | Тире в простом предложении. | 28.11 | ||||
83 | Второстепенные члены предложения. | 29.11 | ||||
84 | Определение. Словарь эпитетов. | 30.11 | ||||
85 | Дополнение. | 3.12 | ||||
86 | Дополнение. | 4.12 | ||||
87 | Обстоятельство. | 4.12 | ||||
88 | Обстоятельство. | 5.12 | ||||
89 | Контрольная работа №5 по теме: «Синтаксис» | 5.12 | Диктант | |||
90 | Виды предложений по цели высказывания. | 6.12 | ||||
91 | Виды предложений по цели высказывания. | 7.12 | ||||
92 | Виды предложений по эмоциональной окраске. | 10.12 | ||||
93 | Р.р.Подготовка к сочинению | 11.12 | ||||
94 | Р.Р.Сочинение по картине «Весна» (упр.406). | 11.12 | Сочинение по картине | |||
95 | Виды предложений по наличию второстепенных членов. | 12.12 | ||||
96 | Виды предложений по количеству грамматических основ. | 12.12 | ||||
97 | Простые и сложные. | 13.12 | ||||
98 | Простое осложнённое предложение. | 14.12 | ||||
99 | Простое осложнённое предложение. | 17.12 | ||||
100 | Проверочная работа №3 по теме: «Предложение» | 18.12 | Тест | |||
101 | Предложения с прямой речью. | 18.12 | ||||
102 | Р.Р.Изложение «Поющие деревья» | 19.12 | Изложение | |||
103 | Предложения с прямой речью. | 19.12 | ||||
104 | Диалог. | 20.12 | ||||
105 | Основные разделы пунктуации. | 21.12 | ||||
106 | Основные разделы пунктуации. | 24.12 | ||||
107 | Простое осложнённое предложение. | 25.12 | ||||
108 | Подведение итогов в I полугодии. Контрольная работа №6 по теме: «Предложение» | 25.12 | Диктант | |||
109 | Работа над ошибками. | 26.12 | ||||
110 | Синтаксический разбор предложения. | 26.12 | ||||
111 | Основные разделы пунктуации. | 27.12 | ||||
112 | Работа над ошибками | 28.12 | ||||
113 | Синтаксический разбор предложения. | 14.01— 2 четв | ||||
114 | Связь пунктуации и синтаксиса | 15.01 | ||||
10) Текстоведение (14 часов) | Знать понятие текстоведения как раздела лингвистики, основные признаки текста. Понимать назначение плана. Знать основные нормы построения текста. Понимать различие в содержании, языковых средствах и строении разных типов речи, требованиями к образцовому тексту. | Проводить смысловой анализ текста Определять тему, основную мысль текста, опознавать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи, находить типовые фрагменты, делить текст на абзацы, составлять план. Исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении, создавать тексты разных типов речи, уместно употреблять соответствующие языковые средства | ||||
115 | Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте. | 15.01 | ||||
116 | Типы речи. Повествование. | 16.01 | ||||
117 | Р.Р.Подготовка к сочинению | 16.01 | ||||
118 | Р.Р.Сочинение по картине «В жаркий день» | 17.01 | Сочинение по картине | |||
119 | Описание. | 18.01 | ||||
120 | Р.Р.Подготовка к сочинению | 21.01 | ||||
121 | Р.Р.Сочинение № 2 по картине В.Д. Поленова «Московский дворик». | 22.01 | Сочинение №2 по картине | |||
122 | Рассуждение. | 22.01 | ||||
123 | Анализ текста. | 23.01 | ||||
124 | План текста. | 23.01 | ||||
125 | Р.Р.Подготовка к изложению «Маленькое чудовище». | 24.01 | ||||
126 | Р.Р.Изложение «Маленькое чудовище». | 25.01 | Изложение | |||
127 | Основные нормы построения текста. | 28.01 | ||||
128 | Редактирование. | 29.01 | ||||
III. | Основные разделы лингвистики. Систематический курс 1) Словообразование (20 часов) | Знать основные разделы систематического курса лингвистики. Иметь представление о словообразовании как одном из источников пополнения словарного запаса русского языка. Знать основные способы словообразования. Видеть взаимосвязь морфемики и словообразования. | Уметь определять способ словообразования, выделять исходные морфемы; применять правила для написания чередующихся гласных в корне, приставок, о-ё после шипящих, разбирать слова по составу, пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения | |||
129 | Словообразование как раздел лингвистики. | 29.01 | ||||
130 | Основные способы словообразования. | 30.01 | ||||
131 | Правописание букв а-о в корнях с чередованием. | 30.01 | ||||
132 | Правописание букв а-о в корнях с чередованием. | 31.01 | ||||
133 | Правописание букв а-о в корнях с чередованием. | 1.02 | ||||
134 | Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. | 4.02 | ||||
135 | Р.Р.Подготовка к сочинению | 5.02 | ||||
136 | Р.Р.Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень». | 5.02 | Сочинение по картине | |||
137 | Словообразование имён существительных. | 6.02 | ||||
138 | Словообразование имён прилагательных. | 6.02 | ||||
139 | Словообразование глаголов. | 7.02 | ||||
140 | Р.Р.Изложение «Символ России» | 8.02 | Изложение | |||
141 | Правописание приставок. | 11.02 | ||||
142 | Правописание приставок. | 12.02 | ||||
143 | Морфемный разбор. | 12.02 | ||||
144 | Проверочная работа №4 по теме: «Словообразование » | 13.02 | Тест | |||
145 | Р.Р.Подготовка к сочинению | 13.02 | ||||
146 | Р.Р.Сочинение по картине «Вербы в половодье» (упр. 640.) | 14.02 | Сочинение по картине | |||
147 | Контрольная работа №7 по теме: «Словообразование» | 15.02 | Диктант | |||
148 | Работа над ошибками. | 18.02 | ||||
2) Лексикология и фразеология (24 часа) | Знать определение синонимов, антонимов, омонимов. Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов. Тропы (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение). Лексическое богатство русского языка. | Использовать толковые словари для определения, уточнения лексического значения слов. Подбирать синонимы, антонимы к слову, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики. Правильно произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический минимум. Уместно использовать в речи лексику ограниченного употребления, правильно употреблять термины. Толковать фразеологизмы и уместно использовать в речи. Производить лексический разбор слова. | ||||
149 | Лексикология как раздел лингвистики. | 19.02 | ||||
150 | Слова однозначные и многозначные. | 19.02 | ||||
151 | Прямое и переносное значение слова. | 20.02 | ||||
152 | Тропы. | 20.02 | ||||
153 | Тропы. | 21.02 | ||||
154 | Синонимы. | 22.02 | ||||
155 | Синонимы. | 25.02 | ||||
156 | Антонимы. | 26.02 | ||||
157 | Антонимы. | 26.02 | ||||
158 | Омонимы. | 27.02 | ||||
159 | Омонимы. | 27.02 | ||||
160 | Р.Р.Подготовка к сочинению | 28.02 | ||||
161 | Р.Р.Сочинение по картине «Берёзовая роща» (упр.673.) | 1.03 | Сочинение по картине | |||
162 | Исконно русские и заимствованные слова. | 4.03 | ||||
163 | Написание Ы-И после Ц. | 5.03 | ||||
164 | Лексика ограниченного употребления. | 5.03 | ||||
165 | Устаревшие слова. | 6.03 | ||||
166 | Р.Р. Подготовка к сочинению | 6.03 | ||||
167 | Р.Р.Сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван -царевич на Сером Волке» | 7.03 | Сочинение по картине | |||
168 | Терминологическая лексика. | 11.03 | ||||
169 | Фразеология как раздел лингвистики. | 12.03 | ||||
170 | Фразеологизмы, их языковые особенности. | 12.03 | ||||
171 | Контрольная работа №8 по теме: «Лексикология» | 13.03 | Тест | |||
172 | Работа над ошибками. | 13.03 | ||||
3) Морфология( 60 часов) а) Имя существительное (23 часа) | Знать принципы классификации частей речи; постоянные и непостоянные признаки имени существительного; основные способами словообразования; правописание суффиксов имён существительных (чик-щик, ек-ик), условия слитного и раздельного написание НЕ с именами существительными. Понимать грамматические различия одушевлённых и неодушевлённых существительных; с именами существительными собственными и нарицательными. Правильное употребление имён существительных. Употребление прописной буквы при написании собственных имён существительных. | Распознавать типичные суффиксы имён существительных, употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, узнавать приёмы олицетворения в художественных текстах. Употреблять прописную букву при написании собственных имён существительных, правильное произношение отчеств и несклоняемых существительных. Уметь определять род, и тип склонения по суффиксу и окончанию, производить морфологический разбор, употреблять имена существительные в соответствии с основными орфоэпическими нормами. | ||||
173 | Грамматика и её основные разделы. | 14.03 | ||||
174 | Имя существительное как часть речи. | 15.03 | ||||
175 | Словообразование имён существительных. Правописание суффиксов -чик-, -щик-. | 18.03 | ||||
176 | Правописание суффиксов –ек-,-ик-(-чик-). | 19.03 | ||||
177 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 19.03 | ||||
178 | Прописная буква | 20.03 | ||||
179 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 20.03 | ||||
180 | Род имён существительных | 21.03 | ||||
181 | Р.Р.Изложение№ 2 «Сколько родов у имён существительных» (упр. 772.) | 22.03 | Изложение №2 | |||
182 | Склонение имён существительных. | 1.04 – 3 четв. | ||||
183 | Написание НЕ с именами существительными. | 2.04 | ||||
184 | Написание НЕ с именами существительными. | 2.04 | ||||
185 | Написание НЕ с именами существительными. | 3.04 | ||||
186 | Непостоянные признаки имён существительных. | 3.04 | ||||
187 | Число имён существительных. | 4.04 | ||||
188 | Безударные окончания е-и в именах существительных. | 5.04 | ||||
189 | Имя существительное как член предложения. | 8.04 | ||||
190 | Р.Р.Культура речи. | 9.04 | ||||
191 | Правильное употребление имён существительных. | 9.04 | ||||
192 | Морфологический разбор имени существительного. | 10.04 | ||||
193 | Проверочная работа №5 | 10.04 | тест | |||
194 | Контрольная работа №9 по теме: «Имя существительное» | 11.04 | Диктант | |||
195 | Работа над ошибками | 12.04 | ||||
б) Имя прилагательное (20 часов) | Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Имя прилагательное как член предложения. | Распознавать имена прилагательные на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний. Уметь работать с учебным словарём эпитетов, подбирать прилагательные-синонимы с учётом стилистической характеристики текста; распознавать прилагательные в прямом или переносном значении, устанавливать разряд, определять способ словообразования. Уметь правильно образовывать, произносить, писать и употреблять имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Определять орфограммы, связанные с написанием имён прилагательных. Производить морфологический разбор имён прилагательных. | ||||
196 | Имя прилагательное как часть речи. | 15.04 | ||||
197 | Роль имён прилагательных в речевом высказывании. | 16.04 | ||||
198 | Р.Р.Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (832) | 16.04 | ||||
199 | Р.Р.Сочинение № 3 по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (832) | 17.04 | Сочинение №3 по картине | |||
200 | Морфологические признаки имени прилагательного. | 17.04 | ||||
201 | Разряды имен прилагательных | 18.04 | ||||
202 | Разряды имен прилагательных | 19.04 | ||||
203 | Разряды имен прилагательных | 22.04 | ||||
204 | Непостоянные морфологические признаки. | 23.04 | ||||
205 | Степень сравнения имён прилагательных. | 23.04 | ||||
206 | Полные и краткие имена прилагательные. | 24.04 | ||||
207 | Склонение имён прилагательных. | 24.04 | ||||
208 | Синтаксическая роль имени прилагательного. | 25.04 | ||||
209 | Р.Р.Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных. | 26.04 | ||||
210 | Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных. | 29.04 | ||||
211 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 30.04 | ||||
212 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 30.04 | ||||
213 | Р.Р.Изложение. | 2.05 | Изложение | |||
214 | Контрольная работа №10 по теме: «И мя прилагательное» | 3.05 | Диктант | |||
215 | Работа над ошибками | 6.05 | ||||
в) Глагол (17 часов) | Вид глагола. Видовая пара. Правописание суффиксов глаголов.–ива-(-ыва-),-ева-(-ова-). Изменение глаголов по наклонениям. Правописание Ь знака в глаголах повелительного наклонения Морфологический разбор глагола. | Уметь распознавать глагол на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли, типичных суффиксов и окончаний, различать способ словообразования, уметь точно употреблять в речи, распознавать орфограммы, связанные с написанием глаголов. Уместно использовать в речи интонационные и лексические средства передачи разных оттенков побуждения к действию, употреблять в различных стилях. Производить морфологический разбор глагола, употреблять в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. | ||||
216 | Глагол как часть речи. Инфинитив. | 7.05 | ||||
217 | Морфологические признаки глагола. | 7.05 | ||||
218 | Правописание суффиксов глаголов | 8.05 | ||||
219 | Переходные и непереходные глаголы. | 8.05 | ||||
220 | Возвратные и невозвратные глаголы. | 10.05 | ||||
221 | Корни с чередующимися гласными. | 13.05 | ||||
222 | Корни с чередующимися гласными. | 14.05 | ||||
223 | Условное наклонение | 14.05 | ||||
224 | Повелительное наклонение. | 15.05 | ||||
225 | Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. | 15.05 | ||||
226 | Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. | 16.05 | ||||
227 | Изменение глаголов настоящего времени по числам и лицам. Безличные глаголы. | 17.05 | ||||
228 | Синтаксическая роль глагола. | 20.05 | ||||
229 | Р.Р. Культура речи. Правильное употребление глагола. | 21.05 | ||||
230 | Правильное употребление глагола. | 21.05 | ||||
231 | Контрольная работа №11 | 22.04 | Диктант | |||
232 | Работа над ошибками | 22.05 | ||||
IV. | Повторение изученного в 5 классе (9 часов) | Разделы лингвистики и их основные единицы. | ||||
233 | Разделы лингвистики | 23.05 | ||||
234 | Текст | 24.05 | ||||
235 | Фонетика и графика. | 27.05 | ||||
236 | Фонетика и графика. | 28.05 | ||||
237 | Основные орфограммы курса | 28.05 | ||||
238 | Морфемика. | 29.05 | ||||
239 | Лексикология. | 29.05 | ||||
240 | Морфология. | 30.05 | ||||
241 | Пунктуация простого и сложного предложения | 31.05 |
Итого количество часов – 241 ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК С.И.Львовой, 5 кл.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку УМК С.И.Львовой 7 класс
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание ста...
Рабочая программа по русскому языку УМК С.И.Львовой 6 класс
астоящая программа по русскому языку для 6 ласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание станд...