Проблематика текста части С единого государственного экзамена по русскому языку
статья по русскому языку (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое проблема, как правильно формулировать проблему в текстах части С ЕГЭ | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
В соответствии с требованиями к ЕГЭ последних лет в экзаменационном сочинении-рассуждении должен присутствовать следующий обязательный содержательный раздел: общая характеристика проблематики текста. Выделение одной из проблем и ее развернутый комментарий.
На данном этапе работы необходимо записать в черновике некоторые общие рассуждения (фразы), касающиеся его проблематики (какие проблемы рассматриваются в тексте?). При этом особое внимание следует уделить формулированию общих и частных проблем, поднимаемых автором в тексте.
Формулировка проблемы — это краткое и точное изложение сути сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте. Правильное формулирование основных проблем исходного текста является одним из главных показателей верного понимания и интерпретации исходного текста.
Именно с этим этапом сочинения выпускники и не справляются чаще всего. Ребята путают термины "тема" и "проблема". На мой взгляд, проблема не должна быть со знаком +. Когда я привожу доказательства, то всегда перевожу ситуацию в житейское русло. Кто-нибудь из нас радуется, когда в его жизни появляются проблемы. Я думаю, нет. Так почему же даже именитые авторы учебников часто предлагают нам проблемы со знаком +?
Видимо, под проблемой стоит понимать расхождение между «Хочу» и "Есть", между теми обстоятельствами, в которых человек находится сейчас, и теми, в которых он хочет оказаться в будущем, между желаемым и действительным. Существуют три этапа при решении проблемы, понимаемой таким образом: «Есть» - те обстоятельства, в которых находится человек сейчас и которые его не удовлетворяют; Осознание своих потребностей. «Хочу» - требование, которое невозможно выполнить на данном этапе. Действия для сближения «Хочу» и "Есть". Решение о действиях по сближению - это первый шаг собственно решения проблемы. Сами действия - это второй шаг. Стоит порассуждать о том, что же это такое, те обстоятельства, которые человек хочет. Мы делаем предположение о том, что речь идет о ресурсах, которые хочет получить человек для личного или производственного использования. То есть состояние «Хочу» - это о тех ресурсах, которые человек хочет, и это желание настолько интенсивно, что эти ресурсы становятся мотивом для действий. И на первом шаге третьего этапа и принимается решение об этих действиях.
Попробую привести пример на определённом тексте.
Задание 1. Прочитайте текст.
(1) Блюстители чистоты языка часто восстают против того вульгарного жаргона, который мало-помалу внедрился в разговорную речь некоторых кругов молодежи.
(2) Фуфло, потрясно, шмакодявка – в каждом этом слове мне чудится циническое отношение к людям, вещам и событиям.
(3) В самом деле, может ли питать уважение к девушке тот, кто называет чувихой?
(4) С глубокой тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие интересную книгу:
(5) – Возьми эту: ценная вещь.
(6) – Эту не бери! Лабуда.
(7) – Вот эта жутко мощная книжка!
(8) Неужели тот, кто подслушает такой разговор, огорчится лишь этих детей, а не тем низменным уровнем их духовной культуры, которым определяется эта пошлая лексика?
(9) Ведь вульгарные слова – порождение гарных поступков и мыслей, и потому очень нетрудно заранее представить себе, какой развинченной, развязной походкой пройдет мимо тебя молодой человек, который вышел прошвырнуться по улице.
(10) И в каждом слове этого жаргона мне видится печать того душевного, убожества, которое Герцен называл тупосердием.
(11) С острой, пронзительной жалостью гляжу я на этих тупосердых (и таких самодовольных) юнцов.
(12) Но можем ли мы так безапелляционно судить этот жаргон?
(13) Ведь у него есть немало защитников.
(14) Выслушаем их внимательно и беспристрастно.
(15) – В сущности, из-за чего вы волнуетесь? – говорят они нам.
(16) Во всех странах во все времена мальчики любили и любят напускать на себя некоторую развязность и грубость, так как из-за своеобразной застенчивости им совестно обнаружить перед своими товарищами мягкие, задушевные, лирические, нежные чувства.
(17) А во-вторых, не забудьте, что юным умам наша обычная, традиционная “взрослая. Речь нередко кажется пресной и скучной.
(18) Им хочется каких-то новых, небывалых, причудливых, экзотических слов – таких, на которых не говорят ни учителя, ни родителя, ни вообще “старики”. Все это в порядке вещей.
(19) Это бывает со всеми подростками, и нет ничего криминального в том, что они стремятся создать для себя язык своего клана, своей “касты” – собственный молодежный язык.
(20) Не стану оспаривать утверждения защитников.
(21) Пусть они правы.
(22) Но остается неразрешенным вопрос: почему же этот защищаемый ими жаргон почти сплошь состоит из пошлых и разухабистых слов, выражающих беспардонную грубость?
(23) Почему в нем нет ни мечтательности, ни доброты, ни изящества – никаких качеств, свойственных юным сердцам?
(24) И можно ли отрицать, что в грубом языке чаще всего отражается психика грубых людей?
(25) Главная злокачественность этого жаргона заключается в том, что он не только вызван обеднением чувств, но и сам, в свою очередь, ведет к обеднению чувств. (26) Попробуйте хоть неделю поговорить на этом вульгарном жаргоне, и у вас непременно появятся вульгарные замашки и мысли (К. Чуковский).
Выполните задание:
1. Какая из проблем не поднята автором в данном тексте?
1) Проблема взаимоотношений отцов и детей.
2) Проблема низкого уровня духовной культуры.
3) Проблема чистоты языка.
4) Проблема взаимосвязи языка и культуры.
2. Какое из утверждений противоречит позиции автора?
1) Низменный уровень духовной культуры молодежи заставляет задуматься о ее жизни и поступках.
2) Жаргон опасен не сам по себе, а “тупосердием”, душевным убожеством тех, кто им пользуется.
3) Защитники молодежного жаргона недооценивают опасности этого явления.
4) Использование жаргона в речи человека допустимо, ибо это не связано с уровнем его духовности.
3. После какого предложения в тексте должно следовать предложение: “Ибо кто же из нас, стариков, не испытывает острой обиды и боли, слушая, на каком языке изъясняется иногда наше юношество!”? 1) 1; 2) 4; 3) 6; 4) 11.
Таким образом, по нашему представлению, проблема - это вопрос об эффективном методе получения желаемых ресурсов. И читателю судить о том, насколько такой подход к формулированию проблемы эффективен и насколько проблемы, сформулированные по предложенным нами методам, облегчают поиск решения.
Хочется следовать мудрому совету В. Сухомлинского – беречь “детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты государственной (итоговой) аттестации 2011 года в форме единого государственного экзамена по русскому языку Результаты государственной (итоговой) аттестации 2011 года в форме единого государственного экзамена по русскому языку
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2010, 2011 годах. Наблюдается положительная динамика роста среднего балла, качества обучения....
Комментарии к написанию части С единого государственного экзамена учителей русского языка и литературы Глущенко Н.В. и Майоршиной Е.Б.
Задание части С предназначено для проверки не только знаний, умений и навыков по русскому языку, но и сформированности общей культуры обучающихся.Что учитывается при проверке сочинения?Что необходимо ...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Методические рекомендации по проблеме единого государственного экзамена по русскому языку и литературе
Сегодня наш с Вами разговор будет не о результатах ЕГЭ (об этом сказано довольно на всех уровнях), а о тех дальнейших совместных шагах, которые необходимо предпринять, чтобы в Год Учителя не стоять на...
Сравнительный анализ Единого государственного экзамена по английскому языку и Государственного национального экзамена в Нидерландах по английскому языку
Статя написана на английском, в ней представлен взгляд на две различные системы националных экзаменов по английскому языку. Представляет интерес для учителей -предметников....
Анализ единого государственного экзамена по русскому языку (2022 г.)
Анализ ЕГЭ по русскому языку включает процент выполнения заданий 11-х классов,что позволяет выработать шаги для более тщательной подготовки учащихся....