Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Орлова Наталья Олеговна

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей речевой среды, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

      Текст – это не только дидактическая единица в методике преподавания русского языка, но и литературное произведение, имеющее ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несёт в себе и важную воспитательную функцию.
      Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать умение школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskoy_kompetentsii.docx275.32 КБ
Office presentation icon pritcha_ob_istine.ppt795.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Орлова Наталья Олеговна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 11» города Абакана Республики Хакасия

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка

      Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей речевой среды, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

      Текст – это не только дидактическая единица в методике преподавания русского языка, но и литературное произведение, имеющее ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несёт в себе и важную воспитательную функцию.
     Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать умение школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

           

Тема: Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине»

            (подготовка к выполнению части «С»)

Цель: формирование языковой и коммуникативной компетенции;

           закрепление навыка анализа текста с целью подготовки к выполнению

          части «С»;

          обучение способности находить в тексте полезные идеи  и

          реализовывать их в жизни.

                                                Сценарий урока

I.Объявление цели урока

II.Групповая работа (всего три группы)

Задание для I-ой группы. Использован приём перепутанной логической цепочки. Текст притчи разрезан на отдельные предложения.

  - Определите порядок следования предложений. Прочитайте выразительно текст притчи.

Учащиеся II-ой и III-ей групп участвуют в обсуждении вопросов на повторение.

  - В чём особенность жанра «притча»? (назидательная, поучительная проза, имеющая мораль).

  - Как вы считаете, какие проблемы поднимают авторы притч? (моральные, нравственные, философские)

III.Чтение притчи

                                              Притча об Истине.

1) Один глупец спросил у Мудреца:

- Почему ты такой умный и где ты набрался такой мудрости?

2) И сказал Мудрец:

- Я достиг Высоты и испил из Истока.

3) Не задавал больше вопросов глупец, он бросился искать самую высокую гору и, найдя, стал подниматься на вершину, чтобы испить там мудрости.

4) Он долго шёл, и, наконец, поиски его увенчались успехом: он нашёл исток ручья и испил из него.

5) Когда глупец вернулся, то посчитал себя способным вещать людям Истину.

6) Но сколько и как бы он ни говорил, в речах его ничего, кроме воды, не было.

7) И обратился он снова к Мудрецу со словами:

- Я достиг вершины горы и испил там из истока ручья, почему же я не стал таким же, как ты?

8) Ответил ему Мудрец:

- Ты достиг вершины горы, а я – Вершины Сознания, ты испил из истока ручья, а я – Истока Мудрости, поэтому мои речи – Мудрость, а твои – вода.

9) Но не понял глупец слов Мудреца и сказал то, на что был способен:

- Вкусен хлеб с изюмом, но хлеба из одного изюма не бывает. 10) Речь человека не может состоять из сплошной мудрости. 11) Ты пытаешься быть мудрым, но до истинной мудрости тебе далеко. 12) То, что ты говоришь, - сплошная заумь.

13) Ничего не ответил Мудрец глупцу, да и что здесь скажешь, кроме одной мудрой фразы: «Мудрость порождает мудрость, а глупость, кроме глупости, ничего породить не сможет». 14) Это и есть Истина.

Читать притчу не до конца, у старшеклассников текст до слов: «Ничего не ответил Мудрец глупцу…»

  - «Притча об Истине»  Как вы понимаете значение слова «истина»?

Лингвистический комментарий.

Истина: 1) то, что существует в действительности, отражает

                 действительность, правда;

               2)утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. 

IV.Анализ текста

1. Самостоятельная работа в группах.

Задание для I-ой группы.

  - Определите тему, проблему притчи, выпишите ключевые слова.

Задание для II-ой группы.

  - Определите стиль, тип текста, его композицию.

Задание для III-ей группы.

  - Назовите характерные для этого текста средства выразительности, объясните их роль, приведите примеры.

2. Результаты самостоятельной работы.

Тема притчи: поиски глупца истины.

Проблема: может ли глупец стать мудрым человеком?

Ключевые слова: мудрец, мудрый, мудрость; глупец, глупый, глупость; истинный; умный.

Стиль художественный с элементами разговорного (слова книжной лексики, диалог).

Тип речи – повествование.

Композиция:

Завязка (№1,2) – обращение глупца к Мудрецу.

Развитие действия (№3-6) – поиски глупца высоты и истока.

Кульминация (№7-12) – обращение глупца к Мудрецу с обвинением.

Развязка (№13…)?

  - Как вы считаете, окончена ли притча? В чём заключена мораль? К развязке действия вернёмся позже.

Средства выразительности.

1. Эмоционально окрашенная лексика:

Испить мудрости (высок.) – выпить до конца

Увенчаться успехом (высок.) – успешно завершиться

Вешать истину (устар.) – предсказывать, говорить торжественным тоном

2. Многозначность слова:

Высота – самая высокая гора (конкретное значение)

             – Вершина Сознания (символ мудрости)

Исток – исток ручья

           – Исток мудрости

Сочетание конкретности с символикой создаёт явление подтекста, подчёркивает философский смысл притчи.

3. Аллегория.

4. Антитеза.

5. Диалог (придаёт живость тексту, способствует резкой противоположности персонажей)

6. Инверсия (придаёт определённую ритмику тексту, напевность, фольклорную окрашенность) и т.д.

3. Беседа.

  - Дано ли глупцу понять Мудреца? Какое слово в притче это подтверждает?

(Заумь – нечто заумное, бессмыслица)

  - Может ли, по мнению автора, глупец стать мудрецом?

  - Вернёмся к развязке. Ничего не ответил Мудрец глупцу…

Пять минут творчества. Закончите притчу, используя афоризмы.

                                                      Афоризмы.

Глупец не может быть мудрым: для этого у него слишком мало мозгов.                                                                                                                                                      

                                                                                                            Ф.Ларошфуко

Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.                                                                                                                                

                                                                                                    Ф.Ларошфуко

Глупость не была бы подлинной глупостью, если бы не боялась ума.                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                         Н.Шамфор

     Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

                                                                               И.Лафатер (Л.Н.Толстой)

Глупость – мать всех зол.

                                                                                     Античный афоризм

Мудрый человек твёрд в своих решениях, не входя в столкновение с людьми.

                                                                 Китайская мудрость (Л.Н.Толстой)

    Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек требует всего от других.

                                                                 Китайская мудрость (Л.Н.Толстой)

    Если можно быть учёными чужой учёностью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью.

                                                                                                  М.Монтень

Мудрецы придумывают новые мысли, а глупцы распространяют их.                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                       Г.Гейне

  Мы живём в мире, где один дурак создаёт много дураков, а один мудрец – очень мало мудрых.                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                    Г.Лихтенберг

Ум всех людей, вместе взятых, не поможет тому, у кого нет своего.                                                                                                                          

                                                                                                    Ж.Лабрюйер

  Умный человек не только никогда не скажет ничего глупого, но даже никогда и не услышит ничего глупого.                                                                                                                                

                                                                                                           Л.Берне

  Если человек ищет мудрости, он умён, но если он думает, что нашёл её, он глуп.

                                                             Персидская пословица (Л.Н.Толстой)

Глупец тот, кого губит избыток ума.                                                                                                                                      

                                                                                                         Б.Грасиан

Молчание для глупца – замена мудрости.                                                                                                                      

                                                                                      Публиций сир

  Умный человек нередко попадал бы в затруднительное положение, не будь он окружён дураками.                                                                                                                        

                                                                                                  Ф.Ларошфуко

  Когда видишь мудрого человека, подумай о том, чтобы уподобиться ему. Когда видишь человека, который не обладает мудростью, взвесь свои собственные поступки.                                                                                                                        

                                                                                                        Конфуций

Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться.                                                                                                                              

                                                                                                      Конфуций

V.Сопоставительный анализ

 Выразительное чтение стихотворения Р.Рождественского.

                                                  О дураках

В городах над рекой,

                                   в городах без реки

Рядышком с нами

Совершенно спокойно

                                    живут дураки,

Сколько –

Не знаю.

Только знаю,

                       что дело совсем не в числе

(лишние стрессы).

Даже больше скажу:

                                     дураки на земле

Очень полезны.

Развиваться бы,

                           двигаться без дураков

Жизнь

Перестала!

(Так в каком-то лесу

                                     истребили волков –

Зайцев не стало).

Что ж,

            дурак есть дурак.

                                         не проймёшь ты его –

Честное слово!

Он

        до гроба – дурак.

Иногда –

                     своего.

Чаще –

                    чужого.

Пуля – дура, конечно.

                                   но дура из тех,

Что –

            убивает...

А без крови победа,

                                  без пота успех –

Так не бывает!

Это –

             вечное правило жизни.

И я

        мыслю конкретно:

Дураки существуют,

                                        чтоб воля твоя

Зрела

            и крепла!

Чтоб шагал ты

                               уверенно и тяжело,

Жил

           без предела!

Чтоб назло дуракам,

                                      прохиндеям назло –

Двигалось

                   дело!

Чтоб твои –

                         безутешные прежде –

                                                                    зрачки

Силой мерцали!..

Нам нужны дураки!

Чтобы

                 недураки

                                       были

                                                  бойцами!

  - Перекликаются ли, по вашему мнению, притча О.М.Безымянной и стихотворение Р.Рождественского? Свой ответ аргументируйте.

VI.Подытожим урок

Закончим чтение притчи О.М.Безымянной (предложения №13,14).

  - Какова философская идея притчи?

(Автор убеждена, что мудрость прорастает только на благодатной почве. Глупца можно чему-то научить, но мудрым он никогда не станет. Туда, где нет места для ума, разум не вложишь).

VII.Домашнее задание

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста, и его позицию. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Приложение

Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине»

Тема притчи: поиски истины

Проблема: может ли глупец стать мудрым человеком

Ключевые слова и словосочетания:

Мудрец, глупец, достичь Высоты, Истина, Исток Мудрости, Вершина Сознания, мудрый, глупый

Композиция

1.Завязка. Обращение глупца к Мудрецу.

2.Развитие действия. Поиски глупцом высоты и истока.

3.Кульминация. Обращение глупца к Мудрецу с обвинением.

4.Развязка.   Ничего не ответил Мудрец...

Микротемы

Обращение глупца к мудрецу

Один глупец спросил у Мудреца:

- Почему ты такой умный и где ты набрался такой мудрости?

И сказал Мудрец:

- Я достиг Высоты и испил из Истока.

1

Поиски глупцом высоты и истока

4

   Не задавал больше вопросов глупец, он бросился искать самую высокую гору и, найдя, стал подниматься на вершину, чтобы испить там мудрости. Он долго шел, и, наконец, поиски его увенчались успехом: он нашел исток ручья и испил из него. Когда глупец вернулся, то посчитал себя способным вещать людям Истину. Но сколько бы и как бы ор ни говорил, в речах его ничего, кроме воды, не было.

Обращение глупца к Мудрецу с обвинением

И обратился он снова к Мудрецу со словами: 

-Я   достиг вершины горы и испил там из истока ручья, почему же я не стал таким же, как ты? Ответил ему Мудрец:

-  Достиг вершины горы, а я - Вершины Сознания, ты испил из истока ручья, а я - Истока Мудрости, поэтому мои речи - Мудрость, а твои - вода. Но не понял глупец слов Мудреца и сказал то, на что был способен:

- Вкусен хлеб с изюмом, но хлеба из одного изюма не бывает. Речь человека не может состоять из сплошной мудрости. Ты пытаешься быть мудрым, но до истинной мудрости тебе далеко. То, что ты говоришь,- сплошная заумь.

7

Это и есть Истина

8

 Но ничего не ответил Мудрец глупцу... Да и что здесь скажешь, кроме одной мудрой фразы:

     -  Мудрость порождает мудрость, а глупость, кроме глупости, ничего породить не может.  Это и есть Истина.

Лингвистический комментарий

Многозначность слова

Высота: 1.Самая высокая гора                 Исток:1.Исток ручья

              2.ВершинаСознания                              2.Исток Мудрости

Эмоционально-окрашенная лексика

Испить мудрости (высокое).

Увенчаться успехом (высокое).

Вещать людям истину (устаревшее).

                                                    Творческое задание

  3

               Если человек ищет мудрости, он умён, но если он думает, что нашёл её, он глуп.

                                             Персидская пословица

 

 

              Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста, и его позицию. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

Статья "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся".

Статья посвящена возможностям использования различных художественных текстов на уроках русского языка. Обращение к произведениям русской литературы играет важную роль в формировании не только лингвист...

План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции».

План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции»....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Доклад "Морфологический аспект как один из структурных компонентов комплексного анализа текста на уроках русского языка в 9 классе при подготовке к ОГЭ"

ull;Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи.   Работа с...