Презентация к уроку "Модель сочинения к части С Единого государственного экзамена"
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) на тему
Данный материал может быть использован на вводном уроке, так как он позволяет дать наглядное понятие о той работе, с которой ученик столкнется при написании части С ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_sochineniya_chasti_s.pptx | 91.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модель части С Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 1. Кк 2. Пр 3. Ав . поз 1. Пр 2. Тк Арг 1 1. Кк 2. Пр 3. Тк 4. Ав . поз Я-позиция 3. Ав . поз Арг 2 а) С А б) Ил в)М.в. а) С А б) Ил в)М.в. Вывод
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо - не те условия. 2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3).Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием принципиальность. (4)Вместо человека чести - человек принципов... (5). Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6). Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь? (7). Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8). В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9). В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10). Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11). Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его.
(12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13). «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, - писал он в Академию наук. - И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание. (15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21 )Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство - слово, дано было слово. (По Д. Гранину )
С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Основные проблемы 1) проблема сохранения в современном мире понятия «честь» (что означает слово «честь» для со- временного человека? Устарело ли это понятие ?); 2) проблема верности своему слову (как соотносятся верность своему слову и чувство чести?). Авторская позиция 1) чувство чести - это чувство собственного досто инства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека; 2) для человека порядочного важно быть честным прежде всего перед самим собой, хранить верность своему слову, в этом проявляется его чувство чести.
Примерный ответ к части С. Читая произведения 19 века, мы постоянно сталкиваемся с таким понятием, как честь. Владимир Ленский, отстаивая свою честь, вызывает Евгения Онегина на дуэль и погибает сам. Пьер Безухов, считая своё имя опозоренным, зная, что он не умеет хорошо пользоваться пистолетом, всё равно бросает вызов Долохову. Но так действовали не только литературные герои, но и реальные лица прошлого: Пушкин, Лермонтов, Толстой и многие другие. Что же ими двигало? Ответ прост. Честь. Желание отстоять своё доброе имя. Сейчас перчатку никто никому не бросает и на дуэль никто никого не вызывает. Так неужели понятие чести ушло из нашей жизни, устарело, отжило? Именно эту проблему поднимает Д. Гранин в предложенном отрывке. Размышляя о понятии чести и его месте в нашей жизни, автор говорит, что в нашем мире это понятие очень часто подменяется другим «высоким понятием - принципиальность» Но можно ли одно подменить другим? По мнению автора, нельзя. Гранин считает, что такое чувство, как честь, достоинство устареть не может, оно нравственный стержень человека, только благодаря этому понятию, мы можем назвать человека настоящим человеком. В подтверждение данной мысли он приводит случай, связанный с именем Чехова (предложения 7-14).
Я полностью согласна с мнением автора в том, что понятие честь устареть не может, что оно духовный, нравственный стержень любого человека. Вспомним главного героя рассказа Шолохова «Судьба человека», Андрея Соколова. Если бы для него понятие чести ничего не значило, смог бы он сказать в глаза немецкому офицеру, что за победу Германии он пить не будет? Именно чувство собственного достоинства помогает ему не сломаться, держаться гордо перед лицом смерти, именно это чувство заставляет немецких офицеров видеть в этом пленном человеке настоящего солдата, верного себе до конца. Понятие чести, чувства собственного достоинства не позволяют Ивану Денисовичу сломаться в тяжёлых лагерных условиях, даже там он остается глубоко порядочным, честным человеком. Подобных примеров можно привести великое множество, но все они ещё раз доказывают, что чувство чести устареть не может, что оно живо и в нашем веке.
ЕГЭ. Часть С. Вариант 1 (1)В первом батальоне нашего полка был знаменитый связист. (2)Фамилии его я уже не помню, звали Лешкой. (3). Маленький, худенький, с детской шеей, вылезающей из непомерно широкого воротника шинели, он казался совсем ребенком, хотя было ему не меньше семнадцати - девятнадцати лет. (4)Особую детскость ему придавали нежно-розовый цвет лица, совершенно непонятно как сохранившийся после многонедельного сидения под землей, и глаза, как огоньки, - живые, выразительные, совсем не взрослые глаза. (5). 3наменит же он был тем, что много читал. (6).У него была своя библиотека, в прошлом, очевидно, клубная, а сейчас никому не нужная, разбомбленная, заваленная кирпичом. (7).Когда бы вы ни пришли на командный пункт батальона, вы всегда могли застать его в своем углу, у аппарата, с подвешенной к голове трубкой и глазами, устремленными в книжку. (8).Наверху все гудело, стреляло, рвалось, а он сидел себе, поджав ноги, и читал. (9)Где-нибудь в сети обнаружится прорыв - загнет страницу, побежит, починит, вернется и опять глаза в книгу. (10)Лешка читал все, что попадалось под руку. (11)И все прочитанное вызывало у него массу различных мыслей, рассуждений, вопросов. (12). И в то же время он по-детски эмоционально переживал все преподносимое ему книгами. (13)Когда он прочитал «Попрыгунью» Чехова, он долго не мог прийти в себя. (14)По-моему, он даже всплакнул немного.
(15)И все это происходило в каком-нибудь полукилометре от немцев, в подвале, всегда набитом людьми, усталыми, невыспавшимися , где лежали и стонали раненые, где умирали. (16).В декабрьскую ночь нас передвинули на северо-западные скаты Мамаева кургана. (17). Лешке пришлось расстаться со своей библиотекой. (18). Вот тут-то Лешка и затосковал. (19)У меня был томик Хемингуэя в темно-красной обложке. (20)Эту книгу я украл у одного длинноносого майора с гладко выбритым лицом и серебряными волосами ежиком. (21)Когда я нес Лешке книгу, я невольно спрашивал себя, поймет ли он этого отнюдь не легкого писателя. (22). А наутро я узнал, что Лешка ранен. (23). Он лежал на плащ-палатке, очень бледный, потерявший свой девичий румянец. (24). И больше я Лешку не видел. (25). Хочется верить, что он жив и по-прежнему много читает. (26). И тот томик прочел. (27)Не думаю, что Хемингуэй стал его любимым писателем, слишком у него много подспудного, недоговоренного, а Лешка любил ясность. (28)Но в этих двух столь несхожих людях - прославленном писателе и мальчишке, родившемся под Саратовом и окончившем только шесть классов, - мне видится что-то общее. (По В. Некрасову)
Работа экзаменуемого №1 Война... Как много сказано в этом слове. Наверное, это самое страшное, коварное и тяжелое событие для всех людей. На войну уходят не только взрослые, но и дети. Не зря говорят, что русский дух народа преодолевает все на своем пути. Даже на войне русские не теряют надежды, не опускают руки, не унывают, а рвутся вперед. Главный герой рассказа Лешка - знаменитый связист. В. Некрасов показывает нам этого мальчишку маленьким, худеньким, совсем ребенок, лет семнадцати - девятнадцати, но в то лее время сильным, мужественным и умным. Жить, зная, когда твои папы, дедушки и прадедушки воюют, зная, что в любой момент их может и не быть, очень тяжело. В то же время русские - очень сильный народ, они всегда верят в победу, и как этот мальчишка, не плачутся, не думают о плохом, стараются хоть как-то помочь друг другу. При этом, как и в мирной жизни, занимаются своими любимыми делами. Лешка - мальчик, который много читал, даже если и случались какие-то неполадки в батальоне - побежит, починит, вернется и опять глаза в книгу. Автор также расскрывает проблемы беспорядка в годы войны, разрухи, но показывает насколько чистосердечен русский народ, готов всегда помочь и поддержать друг друга. Я буду солидарна с позицией автора. Русский народ - сильный народ. В свое доказательство, хочу сказать, что сколько бы не читала книг про войну, все время удивляюсь насколько силен русский человек, на какие подвиги он идет ради своей родной матушки земли. Я горжусь своими предками и очень уважаю и люблю свою страну
Война . Как много в этом слове. Кровь и радость побед, мужество и ненависть, страх перед гибелью и любовь к Родине, жизнь и смерть. Как же справиться со всем этим? Что помогает выжить, когда уже невозможно жить? Это одна из проблем данного текста, проблема поиска опоры, того стимула, который помогает выжить даже на войне. Некрасов считает, что пока такой стерженек, соломинка, за которую можно держаться, у человека есть, смерть его не тронет. Именно так происходит и с героем данного отрывка - Лешкой. До тех пор, пока у него есть книги, связист цел и невредим, книг нет - он ранен. Чтобы подчеркнуть актуальность данной проблемы, сделать её более понятной для читателя, автор использует такие изобразительно-выразительные средства, как эпитеты, ряды однородных членов, вводные конструкции, антитезу и другие. Я полностью разделяю позицию автора. У человека непременно должно быть что-то главное или кто-то важный, ради чего или кого стоит жить. Примером этому могут послужить слова из песни "Темная ночь" : "ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь и поэтому, знаю, со мной ничего не случится". "Он" знает, что нужен "ей" и поэтому просто не может позволить себе умереть. Такой же смысл и в стоках стихотворения Константина Симонова: "Не понять неждавшим им, как среди огня ожиданием своим ты спасла меня". У лирического героя есть смысл жизни, поэтому смерть обходит его стороной. Мне кажется, что все вышесказанное применимо не только к жизни на войне. Опора, некий смысл жизни на земле - залог существования человеческой души. А если этого нет, то ничего нет, жизнь будет бессмысленной... Тут-то смерть и делает свое дело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект расписания проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме в 2012 году
Проект расписания проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме в 2012 году...
Результаты государственной (итоговой) аттестации 2011 года в форме единого государственного экзамена по русскому языку Результаты государственной (итоговой) аттестации 2011 года в форме единого государственного экзамена по русскому языку
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2010, 2011 годах. Наблюдается положительная динамика роста среднего балла, качества обучения....
Комментарии к написанию части С единого государственного экзамена учителей русского языка и литературы Глущенко Н.В. и Майоршиной Е.Б.
Задание части С предназначено для проверки не только знаний, умений и навыков по русскому языку, но и сформированности общей культуры обучающихся.Что учитывается при проверке сочинения?Что необходимо ...
Алгоритм решения заданий части С Единого Государственного Экзамена по истории.
Предлагается алгоритм решений заданий части С ЕГЭ по истории, где показаны все виды заданий на систематизацию материала,умение давать обобщенную характеристику исторического события, анализ историческ...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Задачи части «С» Единого государственного экзамена. Обзор, примеры и способы решения.
Задачи части «С» Единого государственного экзамена. Обзор, примеры и способы решения....