Приглашение на ярмарку .Урок русского языка в 6 классе.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Кондратьева Наталья Владимировна

Урок русского языка в 6 классе "Приглашение на ярмарку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка в 6 классе31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе "Приглашение на ярмарку". Тема: "Глаголы в повелительном наклонении"

Урок разработала КондратьеваН.В.  ,

учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ № 4 ,

Ульяновская область,

г. Инза

http://www.uroki.net/bp/adview.php?what=zone:89&n=aa7e047a

Урок русского языка в 6 классе "Приглашение на ярмарку"

Тема: Глаголы в повелительном наклонении

Цели урока:

  • обеспечить в ходе урока закрепление знаний учащихся о глаголах в форме повелительного наклонения, акцентируя внимание на следующих вопросах:
  • - образование и употребление в речи глаголов в форме повелительного наклонения,
  • - условия употребления ь в глаголах в форме повелительного наклонения,
  • - правописание букв е/и в глаголах в форме 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений;
  • продолжить развивать у учащихся умения
  • - отличать глаголы в форме повелительного наклонения от глаголов в форме изъявительного,
  • - правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений,
  • - выполнять указанные разборы слов и предложений,
  • - логично излагать мысли в беседе с учителем, при анализе глаголов;
  • продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
  • продолжить работу по воспитанию любви к родному языку, чувства ответственности за качество знаний.

Оборудование:

- запись на доске темы и эпиграфа урока: "Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!" К. Д. Ушинский, карточки для индивидуальной работы, толковые словари, тесты по теме урока, мультимедиапроектор

Технологии: уровневая дифференциация, ИКТ

1. Сообщение темы, цели и задач урока.

Эпиграф нашего сегодняшнего урока: "Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!". (слайд № 2)

Как вы думаете, могут ли эти слова К. Д. Ушинского подсказать вам тему урока?

Верно, тема урока "Глаголы в форме повелительного наклонения". Вчера мы познакомились с тем, как образуются такие глаголы, каковы особенности их правописания, в чём их отличие от глаголов в форме изъявительного и условного наклонений. Сегодня наша задача - закрепить полученные знания на практике. (слайд №3)

Вот уже несколько дней мы гостим в сказочной стране Глаголия. (слайды № 4 - 8)

Сегодня король Глагол пригласил нас принять участие в весёлой ярмарке. ( слайды № 9 - 10)

Результатом нашего путешествия по ярмарочным рядам станет домашнее сочинение "Но где же пересказать всё то, что было на той ярмарке!" с использованием глаголов в форме повелительного наклонения, а Вебер А., Колтунов А, Кораблёв Д, Юхачёв С. выполнят индивидуальные задания по учебнику.

Итак, добро пожаловать на весёлую ярмарку в стране Глаголии.

(Звучит музыка из мюзикла по "Сказке о попе…" А. С. Пушкина.)

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

а) Слово учителя.

- Знаете ли вы, ребята, откуда пришло к нам слово "ярмарка"?

Оказывается, пришло оно из немецкого языка. Если присмотреться внимательно к слову, то можно увидеть в нём две частички: "яр" - то есть "год" и "маркт" - "торг", "рынок", "базар". Что же получилось? Ежегодный торг, базар. А что вам известно о ярмарках, проводившихся на Руси?

б) Слово ученице, подготовившей сообщение о русских ярмарках (с презентацией).

Ярмарки в России проводились в разное время года. (слайды № 11 -14)

Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода. (слайды № 15 - 16)

Многоголосая, пёстрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями цыганских хоров. (слайды № 17 - 22)

Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты. (слайды № 23 - 24)

Чтобы люди подходили к лавкам, купцы, приезжающие из разных городов, по-особому зазывали, или закликали, народ. (слайд №25)

Чего только здесь не было! (слайд № 26 - 28)

Флаг поднят, ярмарка открыта.

Недаром площадь вся покрыта;

Глядят из лавок кушаки,

И разноцветные платки,

И разноцветная серпянка;

Тут груды чашек и горшков,

Корчаг, бочонков, кувшинов;

Там - лыки, вёдра и ушаты,

Лотки, подойники, лопаты…-

писал русский поэт И. Никитин.

в) Фронтальный опрос:

(слайд № 29)

Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Гляньте налево - лавки с товаром!

Гляньте направо - веселье даром!

- Глаголы в форме какого наклонения вы услышали в этой закличке?

- Что вы знаете об их образовании и особенностях правописания?

- Какими по цели высказывания будут предложения, в которых употреблены глаголы в форме повелительного наклонения? Почему?

3. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале.

1.а) Слово учителя.

Ярмарка в самом разгаре. Всюду торг, говор, смех, веселье. А уж без музыки на ярмарке никак нельзя. Вслушайтесь в мелодию русской народной песни "Светит месяц" и представьте, как "заходила, зашевелилась, загудела весёлая ярмарка".

( звучит русская народная песня "Светит месяц")

б) Творческий диктант.

(слайд № 30)

Перед вами глаголы в форме изъявительного наклонения.

Передайте действия людей, продающих или покупающих товар, веселящих или пришедших повеселиться, глаголами в форме повелительного наклонения:

1 вариант - в форме единственного числа,

2 вариант - в форме множественного числа.

Обозначьте у глаголов суффикс (если есть) и окончание.

Покупают, продают, предлагают, спорят, зазывают, веселятся, позабавят, едят, торгуются, прибавят, смеются, положат.

в) Конкурс на лучшее предложение. 

С одним из глаголов составить предложение о ярмарке и выполнить его синтаксический разбор.

г) Организация индивидуальной работы.(Приложение № 1)

Решили побродить по ярмарке самостоятельно Безруков В., Корольков В., Кузьмина К, Нестеров А.

2. а) Выборочно - распределительный диктант.

Вот мы подошли к торговым рядам. Чего здесь только не продают! Свистульки филимоновские, кружева вологодские, посуду хохломскую и гжельскую, игрушку дымковскую, пряники тульские, окорока московские! (слайд № 31 - 32)

Сейчас мы посмотрим, справятся ли наши покупатели с коробейниками и барышниками, хорошего ли товару купят. (слайд № 33)

- Кстати, а кто такие коробейники и барышники?

(Работа с толковым словарём: коробейники - мелкий торговцы, разносчики, торговавшие по деревням разными товарами, необходимыми в крестьянском быту; барышники - люди, занимающиеся перепродажей ради прибыли)

Попробуйте из закличек и выкриков торговцев выписать глаголы в форме повелительного наклонения и обозначьте у них суффиксы (если есть) и окончания: 1 вариант - в форме множественного числа, 2 вариант - в форме единственного числа. (слайды № 34 -37)

Вы поверьте мне, друзья:

Без обману здесь нельзя.

Бросьте, не спорьте, покупайте,

Время даром не теряйте!

 

Не держи язык за зубами,

Покупай пироги с грибами.

Уж потешь меня, дружок,

Скушай этот пирожок!

 

Становитесь в ряд,

Забирайте всё подряд!

 

Люди, подходите-ка!

Платки поглядите-ка!

 

Мои куклы разбирай-ка!

Детям радость доставляй-ка!

 

Сами мы - рязанские!

Сельди - астраханские!

Налетай - покупай,

Выбирай - забирай!

б) Организация индивидуальной работы.

Поотстали от нас некоторые ребята. Ну, ничего, догонят, а по пути поработают самостоятельно ( Вязов Р., Москаленко Т.) (Приложение № 2).

http://www.uroki.net/bp/adview.php?what=zone:89&n=aa7e047a

3. Редактирование текста.

а) - А что это там народ собрался? Оказывается, в большом дощатом балагане скоморохи представление дают, конкурсы устраивают, а чуть подальше уже скрипят карусели. (слайды № 38 -39 , звучит музыка Стравинского "Петрушка")

Послушайте побасёнки, которые звучали на ярмарках: (слайд № 40)

Принесёте за меня дрова,

Раздобудете за меня спички,

Растопите за меня печь,

А погреюсь я сам.

- Эй, хозяйка! Сваришь суп из топора?

- Хорошо, сварю!

- Да гуся-то прихватишь?

- А это зачем?

- А то топор не разварится.

- А теперь замените в побасёнках, где необходимо, глаголы одного наклонения глаголами в форме повелительного.

- Глаголы какого наклонения нужно заменить?

- На что указывают глаголы в форме изъявительного наклонения?

- Укажите морфологические признаки этих глаголов.

- Запишите побасёнки, отредактировав текст.

- Укажите морфологические признаки глаголов в форме повелительного наклонения. (слайд № 41)

б) Организация индивидуальной работы.

- Кое-кто из вас попробует себя в роли скоморохов и поработает самостоятельно. Я считаю, что с этой задачей справятся Кротова Е., Кузнецов С. ( Приложение №3)

4. Конкурс знатоков пословиц.

а) - А на другом конце ярмарки собрались знатоки пословиц, и мы среди них. (слайд № 42)

Ваша задача - собрать пословицу. Я читаю её начало, вы же должны выбрать вторую часть из предложенных на слайде. Не забудьте вставить пропущенные буквы. (слайд № 43)

На базар едете... - а правду реж?.

Семь раз отмерьте... -с с…бою цены (не) везите.

На чьём возу сидишь,... -один раз отреж?те.. ...-ту и песню пой.

- Глаголы в форме каких наклонений используется в пословицах?

- Докажите это графически, обозначив окончания и суффиксы глаголов (если есть).

- Отражают ли как-нибудь данные пословицы дух ярмарки?

б) Самопроверка (слайд № 43).

в) Организация индивидуальной работы.

У подмостков, где смешат народ клоуны, остановились наши ребята. Они будут работать самостоятельно (Варламов А., Орлов А.) (Приложение № 4)

4. Обобщение и систематизация изученного материала. 

1.Тестирование.

- Разноголосый гул стоит на ярмарке. Многое здесь можно увидеть и услышать. (слайд № 44)

А нам пора подводить итоги. Сейчас мы посмотрим, кто из вас выгодно купил товар. Максимальное количество купленного - 14 баллов. Работаем с тестом. (слайды № 45 - 46)

1) Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:

  • а) которые происходили, происходят или будут происходить;
  • б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;
  • в) которые могут происходить при определённых условиях.

2) Глаголы в форме повелительного наклонения изменяются

  • а) по временам, числам, лицам или родам;
  • б) по числам и родам;
  • в) по числам.

3) Какие глаголы употреблены в форме повелительного наклонения?

  • а) отрежете
  • б) отрежьте
  • в) напишите
  • г) напишете
  • д) продаёте
  • е) продайте

4) В каких глаголах окончание -те?

  • а) Как вы это терп…те?
  • б) Крикн…те погромче!
  • в) Умолкн…те хоть на минутку!
  • г) Пока не умолкн…те, я ничего не скажу.

5) Это глаголы (см. № 4) какого наклонения?

  • а) изъявительного,
  • б) условного,
  • в) повелительного.

6) В каких глаголах пишется ь?

  • а) не эконом…те
  • б) не удержит…ся
  • в) поклониш…ся
  • г) намаж…те

7. В каких предложениях допущена ошибка в написании глагола?

  • а) Вы бродете по ярмарочным рядам.
  • б) Проходити, налетайти, мои куклы покупайте!
  • в) Отрежте мне кусочек пирога.
  • г) Заплатите за товар, будет у меня навар.

2. Беседа с учащимися:

- Каково значение глаголов в повелительном наклонении?

- При помощи каких суффиксов образуются эти глаголы?

- В какой форме обычно употребляются глаголы в повелительном наклонении?

- Что вы знаете о правописании ь в глаголах повелительного наклонения?

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

6. Домашнее задание: сочинение "Да где же пересказать всё, что было на той ярмарке!"; индивидуальные задания: упражнение №

Приложение № 1

а) Составить 6-8 словосочетаний "глагол + существительное", используя ярмарочную лексику. С двумя словосочетаниями записать предложения и выполнить синтаксический разбор одного из них.

*Глаголы необходимо употребить в повелительном наклонении!

Слова для справок: продавать, выбирать, покупать, смотреть, смешить, смеяться, выкрикивать, приглашать; ярмарка, скоморох, купец, товар, пряники, самовар, карусели, клоун.

б) Составить словосочетания "глагол + существительное", употребляя глаголы в форме повелительного наклонения: заиграет (на чём?), зазывают (кого?), продаёт (что?), покупают (что?), любуется (чем?), катаются (на чём?), смотрят (на что?), смеётся (над чем?).

Приложение № 2

а) Из данных закличек выписать глаголы в форме повелительного наклонения, обозначить суффикс и окончание.

А вот ряд мясной,

Заходи, народ честной!

Продаю я сало, есть и гусь,

Выбирай себе на вкус!

 

Тары-бары-растабары,

Привёз я сто товаров!

Есть платки и гребешки,

Пряники да петушки!

Налетайте, покупайте,

Денежки лишь отдавайте!

 

Люди, подходите!

Платки поглядите!

Один красный,

Другой синий,

А уж третий-то хорош,

Покупай на свой грош!

б) Работа по перфокартам:

когда напиш…те

срочно напиш…те

если разреж…те

сейчас же разреж…те

 

обязательно расскаж…те

если расскаж…те

народ рассмеш…те

когда рассмеш…те

в) Из данного списка глаголов выписать только те, которые употреблены в форме повелительного наклонения: поверьте, покупаете, подходите, потешьте, смеётесь, рассмешишь, рассмеши, запишете, запишите, выбирай, привезёте, съешьте, выкрикиваете, зазывайте.

Приложение № 3

а) Сочинить сказку о том, как Мишка косолапый ходил на ярмарку. В сказке использовать глаголы в форме повелительного наклонения.

б) Сочинить сказку о том, как кот Тимофей побывал на ярмарке. В сказке использовать глаголы в форме повелительного наклонения.

в) Написать сочинение-миниатюру "Как скоморохи народ веселили". В сочинении использовать глаголы в форме повелительного наклонения.

Приложение № 4

"Собери закличку!": к первой части заклички дописать вторую, у глаголов повелительного наклонения обозначить суффикс и окончание.

1) Тары-бары растабары,

Есть хорошие товары.

2) Кому пирожки,

Горячие пирожки?

3) Иголки не ломки,

Нитки, тесёмочки,

4) Платки, петушки,

Расписные гребешки!

5) А вот ряд мясной,

Заходи, народ честной!

 

1) Румяна, помада,

Кому чего надо?!

2) Не товар, а сущий клад,-

Забирайте на расхват!

3) С пылу, с жару,

Гривенник за пару!

4) Есть и сало, есть и гусь,

Выбирай себе на вкус!

5) Небольшой расход!

Подходи, честной народ!

http://www.uroki.net/bp/adview.php?what=zone:89&n=aa7e047a


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...