Рабочая программа по русскому языку и чтению 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Программа расчитана на детей с нарушениями интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass_russkiy.docx | 77.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ « РУССКИЙ ЯЗЫК»
8 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования с учетом психических и физических возможностей учащихся коррекционной школы 8 вида. Конституция РФ (ст.43 Конституции РФ ) гарантирует реализацию права каждого ребенка на образование соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения, закона об образовании, программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под ред. К.н.п. И.М. Бгажноковой.
Основной задачей обучения русскому языку является задача социальной адаптации учащихся , с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально. Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению русскому языку максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума ,в котором проживают дети. При обучении русскому языку задача социальной адаптации решается в первую очередь через расширение уточнение и активизацию социальной и бытовой лексики, развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей. Одна из задач уроков русского языка - научить детей узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках знания.
Целью программы является научить детей общаться на родном языке устно и письменно.
В программе по русскому языку для 8 класса структурно выделяют
Два раздела: 1. Грамматика, правописание, развитие речи.
2.Чтение и развитие речи.
Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу года обучения.
Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников.
1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований,
2-й уровень предусматривает уменьшенный объем знаний
Названные разделы включают учебные темы:
Предложение. Текст 8 часов.
Слово. Текст. 62 часа
1.Состав слова 8 часов.
2.Части речи 54часа
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) местоимение
г) глагол.
д) наречие
е) имя числительное
Предложение. Текст. 12 часов
Повторение 10 часов
Связная речь :9 часов.
В течение года будет проведено 4 диктанта за четверти, 4 диктанта по темам, 4 изложения и 4 сочинения.
При организации учебного процесса применяются новейшие технологии.
Комбинированные уроки, урок изучения нового материала, игра, экскурсии и т. д.
Для формирования ключевых компетенций у учащихся на уроке должны быть созданы комфортные условия обучения.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимосвязаны. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобрели не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил(как называется, как изменяется ), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.
При изучении русского языка учащиеся должны уметь:
1 уровень:
- Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70-80 слов).
- Писать изложения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала(80 слов).
- Составление простых и сложных предложений для последующего составления рассказа, описания, рассуждения.
Составление предложений для оформления деловых бумаг.
- Писать сочинения с опорой на картинку, на материале уроков чтения.
- Находить орфограммы и решать орфографическую задачу.
- Пользоваться школьным орфографическим словарем.
Определять части речи, используя сложные предложения для доказательства.
2 уровень
Писать под диктовку с предварительным разбором.
Составлять простые предложения и записывать их.
Списывать с печатного текста.
Учащиеся должны знать
1-й уровень
- Гласные и согласные звуки и буквы
- Ударные и безударные гласные
- Парные звонкие и глухие согласные
- Названия членов предложения .их графическое обозначение.
- Названия частей речи и как их различить .
- Названия частей слова. их графическое обозначение
- Названия падежей и их вопросы
- Время .число и неопределенную форму глагола
- Лицо и число местоимений
- Отличие простого предложения от сложного
2-й уровень
учащиеся должны писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором,
принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста,
исправлять текст,
составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт.
решать орфографические задачи с помощью учителя.
Приобретенные знания и умения учащиеся используют в практической деятельности и повседневной жизни. При изучении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний, умений и навыков каждым учеником. Для этого проводятся диктанты в конце каждой четверти с заданием.
1 четверть
ОСЕНЬЮ В ЛЕСУ.
Наступили холодные осенние дни, но жизнь в лесу продолжается. Желтые листья тихо падают на землю, и она похожа на огромный цветной ковер. В оврагах еще сохранилась зелень, а в зелени пестреют последние цветы. А вот и пенек. На нем дружной семейкой растут опята. В лесу очень тихо, но иногда лесную тишину нарушает легкий шорох. Это падают, падают золотые листья. Постепенно лес оголяется, но украшают его красные гроздья рябины. К рябине слетаются дрозды, и до позднего вечера продолжается здесь пир.
1 задание
Выписать 5 слов с безударной гласной, подобрать к ним проверочные слова.
2 задание
Определить грамматические признаки существительных: в лесу, к рябине, до вечера, дрозды.
2 ЧЕТВЕРТЬ.
ПОДЗЕМНАЯ ПЕЩЕРА.
Интересно побывать в подземных пещерах. Узкий вход. Там темно и сыро. Скоро привыкнешь к свету свечи. Ходы тянутся, ветвятся, спускаются вниз. Вдруг подземный ход обрывается. Дальше справа идет пропасть. До глубины пещеры трудно добраться. Нужны веревки, веревочные лестницы, чтобы пройти в глубину пещеры. В пещерах слышатся разные звуки. Вот шелест летучих мышей. А вот шум капель, которые падают с высоты. Слышатся раскаты камней, что обрываются под ногами. Долго, долго катятся вниз камни. Но вот послышался плеск воды. Камни упали в воду. Стараешься угадать, что там такое: озеро, река или водопад.
1 задание:
Выписать все имена прилагательные, определить их грамматические признаки.
2 задание:
Разбери слова по составу: подземных, обрываются, водопад.
3 задание:
К предложениям составить схемы:
В пещерах слышатся разные звуки. Ходы тянутся, ветвятся, спускаются вниз.
3 ЧЕТВЕРТЬ.
В ЗИМНЕМ ЛАГЕРЕ.
В лагере после учебы. Наступили зимние каникулы. Женя Милюков едет в зимний лагерь. У него радостное настроение. Дружба с ребятами началась сразу после приезда в лагерь. Женя первым из мальчиков отправился бродить по окрестностям. Он радостно сообщил, что нашел ледяную дорожку. Ребята проворно надели коньки и побежали туда кататься. Девочка Валя первый раз приехала в лагерь. Другие девочки объяснили ей порядки лагеря. Они рассказали ей, как будут гулять, кататься на санках, гать на коньках. Будут они и помогать старшим в работе. Хорошо отдохнуть после учебы в лагере.
1 задание
Выписать слова с непроизносимой согласной.
2 задание
Разобрать по составу слова: кататься, надели, приехала.
3 задание
Разобрать предложение по членам. Женя первым из мальчиков отправился бродить по окрестностям.
4 ЧЕТВЕРТЬ.
ВЕСНОЙ.
Хорошо весной в лесу. Березы распускают свои клейкие листочки. Среди берез темнеют зеленые ели. Воздух чистый, легкий. Пахнет молодым листом, прелой землей. Белые пушистые цветы издают аромат. Расцвела черемуха. В прудах и озерах раскрываются крупные желтые цветы. Набирает бутоны бузина,скоро она зацветет. На полях зеленеют всходы. По берегам рек и болот поднялась осока. НА воде появились жуки, полетели голубые стрекозы. Приятно отправиться на рыбную ловлю. Придешь к реке с удочками. Расположишься на берегу чудесной речки. Закинешь удочку и ждешь. Но рыба съела приманку и уплыла.
1 задание.
Подчеркнуть глаголы.
2 задание
Разобрать по составу: чудесная, появились, раскрываются.
3 задание
Разобрать по членам предложение: На воде появились жуки, полетели голубые стрекозы.
и изучении русского языка на уроке используется учебник для специальных (коррекционных ) образовательных учреж дений 8 вида « Русский язык» 9 класс под редакцией
- Э.В. Якубовская Н.Г. Галунчикова Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство Москва «Просвещение» 2011г.
На учебник получены положительные заключения Российской академии образования (№01-5/7д-183 от 20.10.2010 г.), Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (№ 496 от 23.09.2010 г.).
Сетка рабочей программы по русскому языку (8 класс)
Раздел в предмете | Содержание и примерное кол-во часов | Задачи | Цели (характеристика деятельности учащихся) | Способ проверки достижений учащихся | Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся) | ||
1 уровень | 2 уровень | ||||||
Речь. Речевая деятельность. | Углубление и расширение знаний о видах и значении речи в жизни человека. (1 ч) | Дать понятия о видах речи. Дальнейшее развитие коммуникативных навыков учащихся. Систематизировать знания учащихся об устной и письменной речи и культуре общения. | Расширить знания о возможностях коммуникативной стороны речи. Тренироваться в правильности и культуре общения. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, словарная работа. | Вести диалог в соответствии с задачами речевого общения. Выявлять принадлежность высказывания к определенному типу речи. | Принимать посильное участие в составлении диалога. | |
Виды устной речи (говорю, слушаю) (1 ч) | |||||||
Виды письменной речи (читаю, пишу) (1 ч) | |||||||
Партнёры по общению (один, много; знакомы, незнакомые; сверстники взрослые) (1 ч) | |||||||
Задачи общения (спросить, попросить, отказаться, согласиться и т.п.) (1 ч) С.р. | |||||||
Высказывание. Текст. | Диалог и монолог- основные формы речевого высказывания. (1ч) | Расширить знания учащихся о понятиях высказывание и текст. Дифференцировать диалог и монолог. Ознакомить с правилами написания текста-рассказа и текста-описания. Тренировать в написании сочинений и изложений. |
Тренироваться в написании в различении различных типов текстов. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные работы 1 раз в месяц. | Писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (не более 90 слов). Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (до 90 слов). | Изложение части текста по данному плану с предварительной отработкой лексического материала с учётом психофизических возможностей учащихся. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом (до 50 слов) | |
Диалог – разговор в быту, семейный разговор, учебный диалог. (3 ч) | |||||||
Монлог. Типы монологических высказываний: повествование, описание, рассуждение. Структура текстов повествования и описания. Особенности композиционной структуры текстов разных типов: повествование (сказка, рассказ), описание (предмета, места, пейзажа), рассуждение. (5 ч) | |||||||
Разговорный, деловой и художественный стиль речи: сфера применения; задача общения; участники общения. Анализ текста деловых бумаг, художественных произведений или отрывков. (5 ч) | |||||||
Деловое повествование речи: памятки, инструкции, рецепты. Связь предложений в деловых повествованиях. (3 ч) | |||||||
Деловые бумаги (расписка, доверенность, заявление) (3 ч) | |||||||
Деловое описание – объявление (о пропаже находке животного) (1 ч) | |||||||
Художественное повествование – сказки и рассказы на основе увиденного или услышанного. Связь предложений и частей текста в художественных повествованиях. (2 ч) | |||||||
Художественное описание – загадки. Письмо другу с включением описания предмета или животного. (1 ч) | |||||||
Слово - текст. | Слово и его значение. Умение находить в тесте художественных произведений окрашенные слова, сравнивать их по значению с нейтральной лексикой. (1 ч) | Повторить и расширить знания учащихся о составе слова. Тренировать учащихся в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове. Расширить знания учащихся по теме текст. | Тренироваться в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные работы 1 раз в месяц. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (до 90 слов). Подбирать однокоренные слова используя приставки и суффиксы. Пользоваться школьным орфографическим словарём. Находить орфограммы и решать орфографические задачи. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом (до 50 слов). Подбирать однокоренные слова с помощью учителя. Решать орфографические задачи опираясь на таблицу или с помощью учителя. | |
Прямое и переносное значение слов (золотые руки, каменное сердце). Нахождение в тексте эпитетов, метафор без введения терминов. (1 ч) | |||||||
Состав слова. Работа над нормами словообразования. (2 ч) | |||||||
Упражнения в образовании существительных и прилагательных с помощью суффиксов: очк, ик, к, оньк, еньк, оват. (2 ч) | Повторить и расширить знания учащихся о составе слова. , однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове. Расширить знания учащихся по теме текст. | Тренироваться в образовании существительных и прилагательных с помощью суффиксов. | |||||
Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов: ени, ани, ость, ств. (2 ч) | |||||||
Разбор эмоционально-экспрессивных слов образованных с помощью приставок и суффиксов. Формирование выразительности речи. (1 ч) | |||||||
Нейтральное значение слов деловых бумаг. Формирование точности речи. (1 ч) | |||||||
Выбор слова из ряда предложенных с точки зрения его употребления в художественном или деловом стиле. (1 ч) | |||||||
Имя существительное. (3 ч) | Систематизировать знания учащихся о части речи Существительное. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании существительных. Расширить словарный запас учащихся за счёт слов близких и противоположных по значению и слов обозначающих различное состояние окружающей действительности. | Тренироваться в определении грамматических признаков существительного, написании падежных окончаний, работе с деформированным текстом. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (до 90 слов). Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять в речи. определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом (до 50 слов). Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя. | |||
Имя прилагательное. (3 ч) | Систематизировать знания учащихся о части речи Прилагательное. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании прилагательных. Расширить словарный запас учащихся. | Тренироваться в определении грамматических признаков прилагательного, написании падежных окончаний, работе с деформированным текстом. | |||||
Глагол. (3 ч) | Систематизировать знания учащихся о части речи Глагол. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании глаголов. Расширить словарный запас учащихся. | Тренироваться в определении грамматических признаков глаголов, написании окончаний, работе с деформированным текстом. | |||||
Местоимение. (3 ч) | Систематизировать знания учащихся о части речи Местоимение. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм. Расширить словарный запас учащихся. | Тренироваться в определении грамматических признаков местоимений, работе с деформированным текстом. | |||||
Предлог. Частица. Союз. (3 ч) | Систематизировать знания учащихся о частях речи Предлоге, Частице, Союзе. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм. Расширить словарный запас учащихся. | Тренироваться в определении грамматических признаков предлогов, частиц, союзов, работе с деформированным текстом. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (до 90 слов). Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять в речи. определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом (до 50 слов). Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя. | |||
Предложение – текст. | Простое, сложное предложение. (1 ч) | Закрепить знания учащихся о простом предложении с однородными членами. Расширить знания учащихся о понятиях предложение и текст. Ознакомить с правилами написания текста-рассказа и текста-описания. Тренировать в написании различных предложений. | Тренироваться в нахождении в предложении с союзами и бессоюзных и правильно расстановке знаков препинания. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные работы 1 раз в месяц. | В предварительно отработанном лексическом материале самостоятельно находят в предложении однородных членов с союзами и бессоюзных предложениях и правильно расставляют знаки препинания в нём. | В предварительно отработанном лексическом материале, с помощью учителя и таблиц находят в предложении однородных членов с союзами и бессоюзных предложениях и правильно расставляют знаки препинания в нём. | |
Однородные члены предложения с союзами А, НО, И; бессоюзные. Знаки препинания в них. (1 ч) | |||||||
Использование вопросительных частиц (неужели, разве, ли, ль), восклицательных частиц (что за, как) (1 ч) | |||||||
Сложные предложения с союзами А, И, НО. Знаки препинания в них. (1 ч) | |||||||
Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО. Знаки препинания в них. (1 ч) | |||||||
Сложные предложения со словами ДЕЛО В ТОМ ЧТО, ОБЪЯСНЯЕТСЯ ЭТО ТЕМ ЧТО. Знаки препинания в них. (1 ч) | |||||||
Редактирование предложений с различными видами нарушения орфографического, лексического и грамматического режимов. (1 ч) |
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Кол-во | часов |
теория | диктант | ||
1 | Повторение | ||
2 | Предложение. | ||
3 | Предложение. Простое и сложное. | ||
4 | Однородные члены предложения. | ||
5 | Состав слова. | ||
6 | Правописание приставок и предлогов. | ||
7 | Сложные слова. | ||
8 | Части речи. Текст | ||
9 | Имя существительное | ||
10 | Три склонения существительных в единственном числе | ||
11 | Правописание падежных окончаний существительных во мн. числе. | ||
12 | Существительные с шипящей на конце. | ||
13. | Имя прилагательное . Безударные окончания прилагательных. | ||
14. | Склонение прилагательных мужского и среднего рода | ||
15 | Склонение прилагательных женского рода | ||
16 | Личные местоимения. | ||
17 | Склонение местоимений. | ||
18 | Личные местоимения с предлогами. | ||
19 | Правописание личных местоимений 3 лица. | ||
20 | Глагол. | ||
21 | Грамматические признаки глагола. | ||
22 | Изменение глагола по лицам и числам. | ||
23 | Спряжение глаголов. | ||
24. | Предложение. | ||
25 | Простое предложение. | ||
26. | Сложное предложение. | ||
27 | Прямая речь. | ||
28. | Повторение. | ||
Литература:
Н.Н. Бебешина, В.П. Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы»
Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин « Конкурс грамотеев»
Л.А. Виноградова «Система работы по русскому языку»
Н.С. Рождественский «Методика грамматики и орфографии в старших классах»
Ю.И. Зволинская «Дидактический материал по русскому языку»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ » 8 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по чтению в 8 классе реализуется на основании следующих нормативных документов: закон об образовании, положение о специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений 8вида под ред. К.п.н. И.М. Бгажноковой и программы обучения умственно отсталых детей ( НИИ дефектологии АПН СССР,1984г.).
В 8 классе продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно- популярных статей правильному установлению смысловых связей. Для формирования навыка сознательного чтения предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждения по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора. Важным является дальнейшее совершенствование техники чтения. По мнению методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом, развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, читать по ролям, пересказывать текст кратко, полно, выборочно. К основным положениям уроков литературного чтения рекомендуется знакомить с биографическими данными об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества ( сказка, былина, песня, пословица, поговорка, загадка); виды сказок ( волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки ( присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворения, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладеть средствами выразительности чтения.
Литература- это особый мир искусства, в котором писатель через художественный образ оказывает воздействие на нравственную и эмоциональную сферу читателя.
Цель литературного чтения - обогащение интеллектуального и эмоционального опыта ученика, посредством приобщения к сокровищницам мировой художественной литературы, отечественной и зарубежной.
Рекомендуется использовать на уроках чтения сочетание различных видов анализа: стилистического, проблемного, анализ развития действия и художественных образов.
Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям проникнуть в образный смысл произведения, мысли и чувства писателя.
Постановка вопросов проблемного характера целесообразна при чтении литературы.
Основной задачей обучения является формирование способности понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа одного произведения. Изучение художественной литературы сопровождается обращением к другим видам искусства (живописи, графике, скульптуре, музыке). Это способствует более целостному восприятию художественного образа произведения.
Программа по чтению в 8 классе состоит из 4 разделов:
Устное народное творчество.
Литературные сказки.
Из произведений русской литературы 19 века
Из произведений русской литературы ХХ века
На уроки чтения в 8-ом классе отводится 4 часа в неделю . На уроке ведущая роль принадлежит учителю. Учитель самостоятельно определяет количество , отводимое на изучение творчества того или иного писателя. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
При обучении учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса.
В программу по чтению в 9 классе включены часы внеклассного чтения и носит рекомендательный характер.
На уроках чтения проводятся устные сочинения, отзывы по прочитанному, а также сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, рисунки.
Уровень знаний и умений учащихся по чтению:
1-й уровень
Учащиеся должны уметь:
- Читать вслух правильно, выразительно, бегло ( словосочетанием, в трудных случаях-целым словом);
- Читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты
- Выделять тему и идею произведения
- Делить текст на части или озаглавливать данные части , в простейших случаях- самостоятельно;
- Характеризовать главных действующих лиц , давать оценку их поступкам
- Выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять
- Соотносить читаемые произведения с определенным жанром
- Учить наизусть не менее 10 стихов
- Читать внеклассную литературу, участвовать в ее обсуждении. Составлять отзывы.
2-й уровень
Учащиеся второго уровня должны уметь
Читать вслух правильно целыми словами.
Читать короткие тексты самостоятельно.
Пересказывать отдельные части произведения.
Выражать свое отношение к поступкам героев и событиям с помощью учителя
Учащиеся должны знать/ понимать:
1-й уровень.
- Фамилии имена отчества писателей, их биографию
- Несколько произведений писателя
- Назвать писателя по портрету
- Устное народное творчество
Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической жизни:
2-й уровень
Прочитать различные надписи.
Самостоятельно читать рекомендуемую литературу учителем и родителями.
Знать изученные произведения, прослушивать их на аудиозаписи, смотреть на DVD.
При изучении программы по чтению в 8 классе организуется контроль индивидуального усвоения знаний, умений и навыков каждым учеником. Для этого проводится проверка техники чтения 1 раз в конце четверти с заданием:
1-я четверть
Еж.
Раз я шел по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тут-тук. Я прикоснулся к нему кончиком сапога - он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
- А, ты так со мной!- сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей. Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понес домой. Мышей у меня было много. Я слышал - ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей. (100 слов)
- Расскажи о встрече писателя с ежиком.
- Что ты узнал о еже?
- С какой целью ежика взяли жить в дом?
2 четверть.
О дельфинах.
Когда рассказывали о дельфинах, которые помогали тонущим морякам, люди не верили, что дельфины такие «умные», и считали это баснями. Но вот стали изучать дельфинов и убедились, что это правда. Дельфины «разговаривают» между собой. Дельфины очень дружны. Они помогают не только друг другу. Дельфины выносили на берег тонущих моряков. В Австралии дельфин-лоцман плыл впереди корабля и указывал путь между опасными рифами. А один дельфин каждый день ждал у берега мальчика и перевозил его на спине в школу. Люди решили никогда не охотиться в море на дельфинов.
- Что узнали люди, когда стали наблюдать за дельфинами?
- Как изменилось их отношение к ним?
3четверть.
.Отважный пингвиненок.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птицы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошел к краю скалы. Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море. Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.
Каким был пингвиненок?
За что пингвиненка назвали отважным ,
4 четверть.
Весна.
Мы в школе слушали музыку. Учительница поставила пластинку, А мы сели и стали слушать. Музыка была очень красивая, нежная такая. Потом, когда пластинка кончилась, учительница спросила, понравилась ли нам музыка и что она кому напомнила, на что она похожа.
Одна девочка сказала, что это похоже на бал во дворце. Как будто танцуют принцы и принцессы, волшебники разные. Саша Крылов сказал, что музыка ему напомнила про море. Волны шумят, катятся … А я сказал, что меня от музыки как будто ветерком прохладным обдувает. И учительница сказала: «Молодец, Андрей, правильно понял. Эта музыка называется «Весна». А весной начинают бежать ручейки, дует ветерок…»
Но тут встала Кругликова и сказала: «Он потому про ветерок сказал, что у него сзади форточка открытая». И все стили смеяться.
А я ведь правда ветерок от музыки чувствовал, а совсем не от форточки. Честное слово!
(153 слов)
- Что напомнила музыка детям?
- Как ты думаешь, как надо слушать музыку, чтобы тебе что-нибудь представилось, напомнило?
Сетка рабочей программы по чтению (8 класс)
(134ч в год, 4 ч в неделю)
Раздел в предмете | Содержание и примерное кол-во часов | Задачи | Цели (характеристика деятельности учащихся) | Способ проверки достижений учащихся | Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся) | ||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |||||
Устное народное творчество | Русские народные песни, сказки, представление народа о единстве красоты внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка. Нравственные ценности заложенные в пословицах и поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений устного народного творчества. (12 ч) | Развивать умения устанавливать смысловые части в тексте. познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества. систематизировать знания о пословицах, загадках, песнях и поговорках. | Продолжить знакомство с произведениями русского народного творчества. | Устное чтение, драматизация, пересказ, ответы на вопросы, чтение пословиц, поговорок, песен наизусть. | Соотносить читаемые произведения с определённым жанром с помощью учителя. Выучить наизусть 2 пословицы и 1 песню. | Читать про себя проанализированные ранее тексты. Выучить наизусть 1 пословицу и 1 поговорку. Отвечать на вопросы учителя. | Читать вслух доступные тексты. Выучить одну пословицу. Участвовать в обсуждении произведений с учётом психофизических особенностей учащихся. |
Русская литература XIX века | Биографии и творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова И.А., Крылова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова; Майкова, Тютчева. | Познакомить учащихся с произведениями писателей XIX века и их краткой биографией. Расширить знания учащихся о произведениях русской литературы XIX века. | Познакомиться с произведениями писателей XIX века и их краткой биографией. | Устное чтение, драматизация, пересказ, ответы на вопросы, чтение стихотворений наизусть | Читать в слух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя. Делить текст на части и озаглавливать их. Учить стихотворения наизусть. Читать внеклассную литературу. | Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Пересказывать близко к тексту отдельные произведения. Высказывать своё отношение к поступкам героев. Выделять в тексте незнакомые слова. Учить стихотворения наизусть. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания. | Читать вслух и про себя проанализированные ранее тексты. Отвечать на вопросы учителя. Учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников). Пассивно участвовать в уроках внеклассного чтения. |
Русская литература XX века | Биографии и творчество А.М. Горького, В.П. Катаева, В..В Маяковского С. А. Есенина, .А. А Суркова Ю. М. Нагибин. А. Г. Алексин. | Познакомить учащихся с произведениями писателей XX века и их краткой биографией. Расширить знания учащихся о произведениях русской литературы XX века. | Познакомиться с произведениями писателей XX века и их краткой биографией. | Устное чтение, драматизация, пересказ, ответы на вопросы, чтение стихотворений наизусть. внеклассное чтение 1 раз в месяц. | Читать вслух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя. Делить текст на части и озаглавливать их. Учить стихотворения наизусть. Читать внеклассную литературу. | Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Пересказывать близко к тексту отдельные произведения. Высказывать своё отношение к поступкам героев. Выделять в тексте незнакомые слова. Учить стихотворения наизусть. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания. | Читать вслух и про себя проанализированные ранее тексты. Отвечать на вопросы учителя. Учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников). Пассивно участвовать в уроках внеклассного чтения. |
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема. | Кол-во час. |
1 | Устное народное творчество. | |
2 | Русские народные песни. | |
3 | Былины. | |
4 | Сказка «Волшебное кольцо». | |
5 | А.С.Пушкин. Биография. | |
6 | М.Я Басина «Публичное испытание». | |
7 | И. Пущин. «Записки о Пушкине». | |
8 | А.С.Пушкин «Памятник». | |
9 | А.С.Пушкин «ВО глубине сибирских руд…» | |
10 | А.С.Пушкин«Няне,». | |
11 | .А.С.Пушкин .Сказка о попе и о работнике его Балде». | |
12 | М.Ю. Лермонтов Биография. | |
13 | М.Ю.Лермонтов .»Смерть поэта». | |
14 | М.Ю.Лермонтов «Парус». | |
15 | «Сосна» | |
16 | «Песня про царя Ивана Васильевича………» | |
17 | И.А .Крылов. Биография. | |
17 | «Волк на псарне» | |
18 | «Осёл и соловей». | |
19 | «Муха и Пчела» | |
20 | Н.А.Некрасов. Биография. | |
21 | «Раз».мышления у парадного подьезда». | |
22 | «В полном разгаре страда деревенская». | |
23 | «Мороз, Красный нос». | |
24 | «Русские женщины». | |
25 | И.С.Никитин .Стихи «Русь»,»Утро на берегу озера». | |
26 | И.С.Тургенев .Биография. | |
27 | И.С.Тургенев «Муму» | |
28 | Л.Н.Толстой. Биография. | |
30 | Толстой «После бала». | |
31 | А.П.Чехов. Биография. | |
32 | Чехов»Лошадиная фамилия». | |
33 | В.Г .Короленко. Биография. | |
31 | В.Г.Короленко «Слепой музыкант». | |
32 | М.Горький. Биография. | |
33 | Г орький «Макар Чудра». | |
34 | С.А.Есенин. Биография. | |
35 | Есенин «Пороша»»,Отговорила роща золотая». | |
36 | Есенин «Спит ковыль» | |
37 | А.Н.Толстой «Русский характер». | |
38 | Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка». | |
39 | К.Г.Паустовский «Телеграмма». | |
40 | Р.Фраерман «Дикая собака Динго». | |
41 | .КАССИЛЬ «Пекины бутсы». | |
42 | А.Твардовский «Василий Тёркин». | |
43 | В.М.Шукшин «Гринька Малюгин». | |
44 | В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка». | |
45 | Р.П.Погодин «Алфред». | |
45А.А Сурков «Родина». |
Литература:
В.Н. Зайцев Резервы обучения чтению
Т.П. Сальникова Методика обучения чтению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида
Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год....
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку и чтению 7 класс
Программа для детей с нарушениями интеллекта...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и чтению для 7 класса
Адаптированная рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и чтению для коррекционной школы VIII вида
Адаптированная рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...