Рабочая программа по русскому языку и чтению 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Программа для детей с нарушениями интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_yazyk_7_klass_smirnova.docx | 92.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ « РУССКИЙ ЯЗЫК»
7 «А» класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку в 7 классе разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования с учетом психических и физических возможностей учащихся коррекционной школы 8 вида. Конституция РФ (ст.43 Конституции РФ ) гарантирует реализацию права каждого ребенка на образование соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения, закона об образовании, программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под ред. К.н.п.И.М. Бгажноковой.
Данная рабочая программа имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам ,как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли ,точнее понимать высказывания других людей.
Целью программы является научить детей общаться на родном языке устно и письменно.
В программе по русскому языку для 7 класса структурно выделяют
Два раздела: 1. Грамматика, правописание, развитие речи.
2.Чтение и развитие речи.
Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу года обучения.
Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников.
1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований,
2-й уровень предусматривает уменьшенный объем знаний.
3-й уровень-элементарные знания при списывании текста, записи по буквам под диктовку.
Названные разделы включают учебные темы:
Звуки и буквы. Текст 7 часов.
Предложение. Текст 6 ч
Слово. Текст. 90 часов
1.Состав слова 20 часов.
2.Части речи 70 часов
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) местоимение
г) глагол
Предложение. Текст. 13 часов
Повторение 10 часов
Связная речь 9 часов
В течение года будет проведено 4 диктанта за четверти ,4 диктанта по темам,4 изложения и 3 сочинения.
При организации учебного процесса применяются новейшие технологии.
Комбинированные уроки, урок изучения нового материала, игра, экскурсии и т. д.
Для формирования ключевых компетенций у учащихся на уроке должны быть созданы комфортные условия обучения.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобрели не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил(как называется, как изменяется ), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Изучая тему « Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например , глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию , но разные по значению (глиняный-глинистый, экскаватор-эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом-домик, дом-домище),на использование слова в контексте художественного образа ( солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.
Каждая тема ,связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).
В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога-прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.
Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку полно реализуется в теме « Предложение» .У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по предложения, правильно использовать их в разных стилях ( разговорный ,художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) семиклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика ,без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста
При изучении русского языка учащиеся должны уметь:
1 уровень:
- Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов).
- Писать изложения по данному плану с предварительной отработкой лексического материала(70 слов).
- Подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы.
- Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи.
- Определять изученные грамматические признаки частей речи.
- Находить орфограммы и решать орфографическую задачу.
- Пользоваться школьным орфографическим словарем.
Находить главные и второстепенные члены предложения.
Разбирать слова по составу
Правильно оформлять работы в тетради
Оказывать помощь другим учащимся
Учащиеся должны знать
1-й уровень
- Гласные и согласные звуки и буквы
- Ударные и безударные гласные
- Парные звонкие и глухие согласные
- Названия членов предложения .их графическое обозначение.
- Названия частей речи и как их различить .
- Названия частей слова. их графическое обозначение
- Названия падежей и их вопросы
- Время .число и неопределенную форму глагола
- Лицо и число местоимений
- Отличие простого предложения от сложного
2-й уровень учащиеся должны уметь и знать тоже самое, что и 1-й уровень , пользуясь таблицами.
3-й уровень должен уметь и знать тоже самое, что и 1-й уровень, с помощью учителя
Приобретенные знания и умения учащиеся используют в практической деятельности и повседневной жизни:
Письменное и устное общение с окружающими, выражать грамотно свои мысли и просьбы .
При изучении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний, умений и навыков каждым учеником. Для этого проводятся диктанты в конце каждой четверти с заданием:
1 четверть
Октябрь.
За лето листья пропитались солнцем и стали багряными и золотыми. Отяжелели и полетели по ветру .Зашумел в лесу золотой дождь. Налетел ветер, закружил пестрый хоровод. Хлынул ослепительный водопад. По колено в листьях деревья стоят. Шумит золотой дождь до самого утра. В такие дни человек не может усидеть дома. Его тянет в последний раз побывать наедине с природой..
1 задание:
Разбери по составу слово :
полетели
2 задание:
Разбери по членам предложения и надпиши части речи:
Гл. пр. сущ.
2 ЧЕТВЕРТЬ.
СНЕГ.
Короткие зимние дни были похожи один на другой. Все мечтали о снеге. И вот наконец подул ветер, мороз начал сдавать, белая туча закрыла небосвод. Большими хлопьями снег повалил на землю. Радостно смотрели люди на пушистые снежинки. Снег все усиливался. Небеса просыпались белоснежным пухом и наполнили воздух тишиной. Наступил вечер. Снег все падал, скрывал предметы и одевал землю. Я вошел в дом.
1 задание
Раздели на слоги и поставь ударение в словах:
Большими хлопьями снег повалил на землю.
2 задание.
Разбери слово по составу: усиливался
3 задание.
Разбери предложение по членам и надпиши части речи:
Я вошел в дом.
3 ЧЕТВЕРТЬ.
СИНИЧКА.
Была холодная зима. К окну прилетела синичка. Ей было холодно и голодно. Детям стало жаль синичку. Они впустили птичку в комнату. Синичка села на стол и стала с жадностью клевать крошки. Дети посадили птичку в клетку. Они каждый день кормили ее и давали пить. Наступила весна. Дети выпустили птичку на волю.
1 задание.
Поставь ударение в первом предложении.
2 задание .
Разбери по составу слово: выпустили.
3 задание.
Разбери по членам предложения и надпиши части речи во втором предложении.
.
4 ЧЕТВЕРТЬ.
Весна.
Весна. Капает с крыш, Шумит вода по желобам. Воробей словно причесался после ванны. Перышки блестят, выглядит франтом. Встретился товарищ- завязалась драка. Едва оделся лес, а в гнезде воробья сидят птенцы. Отцу и матери не до драки. С раннего утра до позднего вечера снуют в поисках корма. Поймают гусеницу, сунут в рот птенцу и опять летят. А весной день длинный. Сколько же тысяч гусениц перетаскает пара воробьев в это время.
1 задание.
Поставь ударение и раздели на слоги слова в первом предложении.
2 задание.
Разбери по составу слово: причесался.
3 задание.
Разбери по членам предложение и надпиши части речи в 4 предложении.
.
При изучении русского языка на уроке используется учебник для специальных (коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида « Русский язык» 7 класс под редакцией
- Э.В. Якубовская Н.Г.Галунчикова Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство Москва «Просвещение» 2011г.
На учебник получены положительные заключения Российской академии образования (№01-5/7д-183 от 20.10.2010 г.), Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (№ 496 от 23.09.2010 г.).
Сетка рабочей программы по русскому языку (7 класс)
(135 ч в год, 4 ч в неделю)
Раздел в предмете | Содержание и примерное кол-во часов | Задачи | Цели (характеристика деятельности учащихся) | Способ проверки достижений учащихся | Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся) | ||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |||||
Звуки и буквы. Текст | Звуковые характеристики языка: гласные, согласные; ударные, безударные, твёрдые, мягкие. (2ч) | Повторить звуковые характеристики языка: гласные, согласные; ударные, безударные, твёрдые, мягкие | Закрепить знания о звуковых характеристиках языка: гласные, согласные; ударные, безударные, твёрдые, мягкие | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, словарная работа. | Самостоятельно выполняет предложенные учителем задания, контролируют свои действия по выполнению и помогают учащимся других групп. | С минимальной помощью выполняют предложенные учителем задания. | Выполняют предложенные задания под руководством учителя с учётом своих психофизических возможностей. |
Соотношение произнесений и написания (соответствие и несоответствие произношения написанию в корне приставке и окончании) (1ч) | Закрепить умения в различении звуковой и письменной сторон речи | Обновить знания о несоответствии произношения и написания в русском языке | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, дидактические игры на развитие ФФС, словарная работа. | Активно участвует в качестве ведущих в дидактических играх на развитие ФФС; находят в тетрадях соответствие и несоответствие произношения написанию в корне приставке и окончании. | Участвует в дидактических играх на развитие ФФС; с помощью учащихся первого уровня и учителя находят в тетрадях соответствие и несоответствие произношения написанию в корне приставке и окончании. | Списывают с доски, пассивно участвуют в дидактических играх на развитие ФФС. | |
Общий способ решения орфографических задач. Развитие умений находить орфограмму, устанавливать её место в слове, выбирать способ решения орфографических задач. (1ч) | Развивать умения находить орфограмму, устанавливать её место в слове, выбирать способ решения орфографических задач. | Тренироваться в умении находить орфограмму, устанавливать её место в слове, выбирать способ решения орфографических задач. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, словарная работа. | Самостоятельно находить орфограмму, устанавливать её место в слове, выбирать способ решения орфографических задач. | Находить орфограмму, устанавливать её место в слове, выбирать способ решения орфографических задач с помощью учителя и с опорой на таблицу. | Списывают с доски и с учебника | |
Употребление разделительных Ь и Ъ знаков в словах. Работа со школьным орфографическим словарём. Алфавит. (2ч) | Тренировать учащихся в дифференциации и употреблении разделительных Ь и Ъ знаков. Автоматизировать навыки работы со школьным орфографическим словарём. Уточнить понятие алфавит. | Тренироваться в дифференциации и употреблении разделительных Ь и Ъ знаков. Закрепить навыки работы со школьным орфографическим словарём и понятие алфавит. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. | Самостоятельно выполняют предложенные учителем задания на дифференциацию и употребление разделительных Ь и Ъ знаков | С помощью учителя и по образцу выполняют предложенные задания на дифференциацию и употребление разделительных Ь и Ъ знаков | Списывают с доски и с учебника, пассивно участвуют в дидактических играх | |
Текст. Единство темы и наличие единой мысли, её развитие. Части текста. Изобразительное средство языка. (1 ч) | Уточнить понятие текста и его частей (начало, середина конец). Закрепить навыки работы с деформированным текстом. | Продолжить знакомство с понятием текста и его частями. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. | Самостоятельно по предложенному образцу распределяют части деформированного текста. | С помощью учителя и по предложенному образцу распределяют части деформированного текста. | Пассивно участвуют в разборе текста, списывают текст с изученными орфограммами | |
Предложение. Текст. | Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания. (1 ч) | Закрепить знания учащихся о простом предложении с однородными членами . | Тренироваться в нахождении в предложении однородных членом и правильно расстановке знаков препинания. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. | В предварительно отработанном лексическом материале самостоятельно находят в предложении однородных членов и правильно расставляют знаки препинания в нём. | С опорой на таблицу и с помощью учителя находят в предложении однородных членом и правильно расставляют знаки препинания в нём | Пассивно участвуют в разборе предложения, списывают предложения. |
Простое предложение с однородными членами с союзами А и НО. Знаки препинания. (1ч) | Закрепить знания учащихся о простом предложении с однородными членами с союзами А и НО. | Тренироваться в нахождении в предложении однородных членов с союзами А и НО и правильно расстановке знаков препинания. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. | В предварительно отработанном лексическом материале самостоятельно находят в предложении однородных членов с союзами А и НО и правильно расставляют знаки препинания в нём. | С опорой на таблицу и с помощью учителя находят в предложении однородных членов с союзами А и НО и правильно расставляют знаки препинания в нём. | Пассивно участвуют в разборе предложения, списывают предложения. | |
Главные и второстепенные однородные члены предложения. Паузы между однородными членами предложения. (1 ч) | Уточнить понятия о главных и второстепенных однородных членах предложения. Научить правильно интонировать в речи однородные члены предложения. | Тренироваться в нахождении главных и второстепенных однородных членах предложения. Выделять в речи однородные члены предложения. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. | В предварительно отработанном лексическом материале самостоятельно находят главные и второстепенные однородные члены предложения. Активно участвуют в дидактических играх на правильное интонирование в речи. | После предварительного разбора и с опорой на таблицы находят главные и второстепенные однородные члены предложения. Участвуют с учётом своих психофизических особенностей в дидактических играх на правильное интонирование в речи. | Пассивно участвуют в разборе предложения, списывают предложения. Пассивно участвуют в дидактических играх. | |
Интонация перечисления и сопоставления при однородных членах. Логические ударение на сопоставляемых понятиях. (1 ч) | Продолжить работу над правильным интонированием в речи однородных членов предложения и постановки логического ударения. | Учиться правильно интонировать в речи однородные члены предложения и постановку логического ударения. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. | В предварительно отработанном лексическом материале самостоятельно находят логические ударения. | С помощью учителя и с опорой на таблицы находят логические ударения. | Слушают интонирование учителя и одноклассников, повторяют лёгкие лексические конструкции. | |
Выделение в отдельном отрывке литературного текста смысловых частей, образных выражений. Изложение. (2 ч) | Продолжить работу над формированием навыка написания изложения. | Учиться самостоятельно излагать предварительно разобранный текст. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. | Писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (не более 60 слов). | Изложение части текста по данному плану с предварительной отработкой лексического материала с учётом психофизических возможностей учащихся. | Запись первого предложения по памяти в предварительно изученном и разобранном тексте изложения. Списывание текста. | |
Состав слова. | Части слова и их дифференциация. Выделение приставки, суффикса и окончания. (2 ч) | Повторить и расширить знания учащихся о составе слова. Тренировать учащихся в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове. Расширить знания учащихся по теме текст. | Тренироваться в нахождении частей слова, однокоренных слов и способов проверки орфограммы в слове. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты 1 раз в месяц. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). Подбирать однокоренные слова используя приставки и суффиксы. Пользоваться школьным орфографическим словарём. Находить орфограммы и решать орфографические задачи. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Подбирать однокоренные слова с помощью учителя. Решать орфографические задачи опираясь на таблицу или с помощью учителя. | Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся. |
Образование разных частей речи с помощью приставок, суффиксов. Определение значений слов. (3 ч) | |||||||
Эмоционально-оценочные слова , их значение в тексте. (1 ч) | |||||||
Описание предметов, обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой. (1 ч) | |||||||
К.р. Однокоренные слова. Общее и различное значение родственных слов. (2 ч) | |||||||
Подбор однокоренных слов, единообразнее написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов. (2 ч) | |||||||
Способы проверки орфограмм в корне слова. (1 ч) | |||||||
Способы проверки орфограмм в окончании. слова. (1 ч) | |||||||
Зависимость способов проверки от места орфограммы в слове. (1 ч) | |||||||
Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и двойными согласными в корне. (3 ч) | |||||||
Правописание приставок на А и О, приставка ПЕРЕ (2 ч) | |||||||
Разделительные Ъ и Ь после приставок. дифференциация приставок с Ъ и Ь. (3 ч) | |||||||
Сложные слова с соединительными гласными. Составление текста со сложными словами. (2 ч) | |||||||
Части речи. (Существительное) | Роль в речи. Расширение словарного запаса за счёт слов обозначающих профессии людей, черту характера и т.д. (1 ч) | Систематизировать знания учащихся о части речи Существительное. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании существительных. Расширить словарный запас учащихся за счёт слов близких и противоположных по значению и слов обозначающих различное состояние окружающей действительности. | Тренироваться в определении грамматических признаков существительного, написании падежных окончаний, работе с деформированным текстом. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты 1 раз в месяц. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять в речи. определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя. | Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся. |
Существительные близкие и противоположные по значению. Использование их в тексте. (2 ч) | |||||||
Грамматические признаки существительного, определение их с опорой на таблицу. (3 ч) | |||||||
Падежные окончания имён существительных в единственном числе с опорой на таблицу. (1 ч) | |||||||
Склонение существительных во множественном числе. (1 ч) | |||||||
Существительные с шипящими на конце. Дифференциация сущ. с шипящими на конце в единственном и множественном числе. (1 ч) | |||||||
Работа с деформированным текстом. Восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. (1 ч) | |||||||
Анализ готового текста описывающего место. Выделение слов, называющих предметы (что) и их место нахождение (где). (1 ч.) К.р. | |||||||
Части речи. (Прилагательное) | Роль в речи. Расширение словарного запаса за счёт слов обозначающих пространственное расположение предметов и их оценочной характеристики. (1 ч) | Систематизировать знания учащихся о части речи Прилагательное. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании прилагательных. Расширить словарный запас учащихся. | Тренироваться в определении грамматических признаков прилагательного, написании падежных окончаний, работе с деформированным текстом. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты 1 раз в месяц. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять в речи. определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя. | Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся. |
Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа. (2 ч) | |||||||
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Упр-я в подборе прилагательных помогающих описать предмет. (3 ч) | |||||||
Правописание падежных окончаний прилагательных единственного числа, проверка с помощью вопросов. (3 ч) | |||||||
Составление словосочетаний прил+сущ, подбор словосочетаний на определённую тему. Составление текста по опорным словосочетаниям. (3 ч) к.р. | |||||||
Части речи. (Местоимение) | Значение в речи (1 ч) | Познакомить учащихся с частью речи Местоимение. Учить правильно соотносить местоимение с существительным. Расширить словарный запас учащихся. | Тренироваться в определении грамматических признаков местоимений, работе с деформированным текстом. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты 1 раз в месяц. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять в речи. Определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя. | Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся. |
Упражнение в правильном соотнесении местоимений с существите6льными. (1 ч) | |||||||
Личные местоимения 1-3 лица, единственного и множественного числа. (3 ч) | |||||||
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. (3 ч) | |||||||
Раздельное написание предлогов с местоимениями. (1 ч) | |||||||
Правильное использование местоимений как средство связи предложений в тексте. (3 ч) | |||||||
Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора); главная часть (где, что); заключение (впечатление) (3 ч) | |||||||
Части речи. (Глагол) | Семантические группы глаголов (движения, труда, чувства, цвета, звучания). (2 ч) | Расширить знания учащихся о части речи Глагол. Тренировать умение в нахождении нужных орфограмм в окончании глаголов. Расширить словарный запас учащихся. | Тренироваться в определении грамматических признаков глаголов, написании окончаний, работе с деформированным текстом. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты 1 раз в месяц. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). Образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять в речи. Определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу. | Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. Различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя. | Списывать с печатного и рукописного текста. С помощью учителя выполнять задания с учётом психофизических возможностей учащихся. |
Слова близкие и противоположные по значению. Сравнительные обороту с союзами КАК БУДТО. (3 ч) | |||||||
Начальная форма глагола. (2 ч) | |||||||
Изменение глагола по времени и числам. (1ч) | |||||||
Лицо глагола в настоящем и будущем времени. (1 ч) | |||||||
Род глагола в прошедшем времени (1 ч) | |||||||
Дифференциация глаголов 3л, ед.ч. и неопределённой формы глаголов (тся, ться) (2 ч) | |||||||
Изменение глаголов с ударными окончаниями по лицам и числам (спряжение глаголов) (3 ч) | |||||||
НЕ с глаголами. (1 ч) | |||||||
Нахождение в тексте глаголов, восстановление текста по найденным словам. (1 ч) | |||||||
Отбор глаголов с опорой на картинку, восстановление текста по картинке (использование слов: сначала, потом, наконец, затем, вдруг, внезапно). (2 ч) | |||||||
Предложение. Текст. | Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. Сравнение с простым предложением. (2 ч) | Расширить знания учащихся о понятиях предложение и текст. Ознакомить с правилами написания текста-рассказа и текста-описания. Тренировать в написании сочинений и изложений. | Тренироваться в написании сочинений и изложений и в различении различных типов текстов. | Работа в тетрадях, самостоятельные работы, тестовые задания, развивающие дидактические игры, словарная работа. Контрольные диктанты 1 раз в месяц. сочинение по картинке, изложение простых рассказов. | Писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (не более 70 слов). Писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65-70 слов). | Изложение части текста по данному плану с предварительной отработкой лексического материала с учётом психофизических возможностей учащихся. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом. | Запись первого предложения по памяти в предварительно изученном и разобранном тексте изложения. Списывать с печатного и рукописного текста. |
Дифференциация простого предложения с однородными членами и сложного предложения с союзами И, А, НО, знаки препинания и схемы предложения. (2 ч) | |||||||
Выделение простых и сложных предложений в тексте, составление предложений по схеме. (2 ч) | |||||||
Диалог. Введение выражений: Я так не думаю, Я не могу согласиться, Мне трудно тебя убедить. (1 ч) | |||||||
Использование обращений в деловых бумагах. (1 ч) | |||||||
Составление текста описания по предложенному плану. (1 ч) | |||||||
Составление текста рассказа по предложенному плану. (1 ч) | |||||||
Сравнения планов рассказа и описания. (1 ч) | |||||||
Исправление в тексте нарушений логики, последовательности, речевых недочётов, неточного использования изобразительных средств. (5 ч) | |||||||
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Кол-во | часов |
теория | диктант | ||
1 | Повторение | ||
2 | Звуки и буквы. Текст | ||
3 | Предложение. Текст | ||
4 | Состав слова. Текст | ||
5 | Правописание гласных и согласных в корне | ||
6 | Правописание приставок | ||
7 | Сложные слова | ||
8 | Части речи. Текст | ||
9 | Имя существительное | ||
10 | Три склонения существительных в единственном числе | ||
11 | 1-е склонение существительных в единственном числе | ||
12 | 2-е склонение существительных в единственном числе | ||
13 | 3-е склонение существительных в единственном числе | ||
14 | Имя прилагательное | ||
15 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода | ||
16 | Склонение прилагательных женского рода | ||
17 | Глагол | ||
18 | Время и число глаголов | ||
19 | Неопределенная форма глагола | ||
20 | Частица не с глаголами | ||
21 | Местоимение | ||
22 | Лицо и число местоимений | ||
23 | Предложение. Текст | ||
24 | Простое предложение | ||
25 | Сложное предложение | ||
26 | Повторение | ||
Литература:
Н.Н. Бебешина В.П. Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы»
Н.М. Бетенькова Д.С. Фонин « Конкурс грамотеев»
Л.А. Виноградова «Система работы по русскому языку»
Н.С. Рождественский «Методика грамматики и орфографии в старших классах»
Ю.И. Зволинская «Дидактический материал по русскому языку»
Рабочая программа по чтению в 7 классе.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по чтению в 7 классе реализуется на основании следующих нормативных документов: закон об образовании, положение о специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под ред. К.п.н. И.М. Бгажноковой и программы обучения умственно отсталых детей ( НИИ дефектологии АПН СССР,1984г.).
Начиная с 7 класса учащиеся включаются в круг литературного чтения. К основным положениям уроков литературного чтения рекомендуется знакомить с биографическими данными об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества ( сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок ( волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки ( присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворения, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладеть средствами выразительности чтения.
Литература- это особый мир искусства, в котором писатель через художественный образ оказывает воздействие на нравственную и эмоциональную сферу читателя.
Цель литературного чтения-обогащение интеллектуального и эмоционального опыта ученика, посредством приобщения к сокровищницам мировой художественной литературы, отечественной и зарубежной.
Рекомендуется использовать на уроках чтения сочетание различных видов анализа: стилистического, проблемного, анализ развития действия и художественных образов.
Работа над словом должна быть направлена на то, чтобы помогать детям проникнуть в образный смысл произведения, мысли и чувства писателя.
Постановка вопросов проблемного характера целесообразна при чтении литературы.
Таким образом, основной задачей обучения является формирование способности понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа одного произведения.
Изучение художественной литературы сопровождается обращением к другим видам искусства (живописи, графике, скульптуре, музыке).Это способствует более целостному восприятию художественного образа произведения.
Программа по чтению в 7 классе состоит из 3 разделов:
Устное народное творчество
Из произведений русской литературы 19 века
Из произведений русской литературы хх века
На уроки чтения в 7-ом классе отводится 4 часа в неделю . На уроке ведущая роль принадлежит учителю.Учитель самостоятельно определяет количество , отводимое на изучение творчества того или иного писателя. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
При обучении учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса.
В программу по чтению в 7 классе включены часы внеклассного чтения и носит рекомендательный характер.
На уроках чтения проводятся устные сочинения, отзывы по прочитанному, а также сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, рисунки.
Уровень умений и знаний учащихся не может оцениваться с общепринятых педагогических позиций. Критериальные оценки относительно обучаемости умственно отсталых детей ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированного педагогического процесса, а на опыт социального продвижения детей, т.е. на предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие личностного самосознания в обществе людей. В программе записаны формулировки: «Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями».
Уровень знаний и умений учащихся по чтению:
1-й уровень
Учащиеся должны уметь:
- Читать вслух правильно, выразительно, бегло ( словосочетанием, в трудных случаях-целым словом);
- Читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты
- Выделять тему и идею произведения
- Делить текст на части или озаглавливать данные части , в простейших случаях- самостоятельно;
- Характеризовать главных действующих лиц , давать оценку их поступкам
- Выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять
- Соотносить читаемые произведения с определенным жанром
- Учить наизусть не менее 10 стихов
- Читать внеклассную литературу, участвовать в ее обсуждении. Составлять отзывы.
2-й уровень
Учащиеся второго уровня должны уметь тоже самое, что и учащиеся первого уровня только с помощью учителя.
3-й уровень
Учащиеся третьего уровня выполняют работу в уменьшенном объеме.
Учащиеся должны знать/ понимать:
1-й уровень. 2-й 3-й
- Фамилии имена отчества писателей, их биографию
- Несколько произведений писателя
- Назвать писателя по портрету
- Устное народное творчество
Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической жизни:
1-й уровень
Прочитать различные надписи, выбирать произведения для самостоятельного чтения.
2-й уровень
Прочитать различные надписи . Самостоятельно читать рекомендуемую литературу учителем и родителями.
3-й уровень
Знать изученные произведения, прослушивать их на аудиозаписи, смотреть на DVD.
При изучении программы по чтению в 7 классе организуется контроль индивидуального усвоения знаний, умений и навыков каждым учеником. Для этого проводится проверка техники чтения 1 раз в конце четверти с заданием:
1-я четверть
Подорожник
Отгадайте, что за доктор Айболит у дороги сидит?
Подорожник.
Трава такая незаметная. И незаметная, и терпеливая, и живучая.
Растет где придется. На булыжной дороге, между камней. На сухой утоптанной тропинке, где земля растрескалась.
Наступишь на него-вытерпит.
Проедет по нему тележное колесо-вытерпит.
Грузовик по листьям прокатит-все равно вытерпит. Приподнимутся листья, расправят жилочки, разгладятся.
Сам себя лечит подорожник.
А недавно я ногу поцарапал, и заболела у меня нога.
- Подорожник, вылечи!
- Давай вылечу.
Сорвал я листок подорожника. Приложил к больному месту.
И все зажило. (84 слова)
- Что ты узнал о «докторе Айболите», который у дороги сидит?
- Чем подорожник полезен людям ?
2 четверть.
О дельфинах.
Когда рассказывали о дельфинах, которые помогали тонущим морякам, люди не верили, что дельфины такие «умные», и считали это баснями.
Но вот стали изучать дельфинов и убедились, что это правда.
Дельфины «разговаривают» между собой.
Дельфины очень дружны.
Они помогают не только друг другу.
Дельфины выносили на берег тонущих моряков.
В Австралии дельфин-лоцман плыл впереди корабля и указывал путь между опасными рифами.
А один дельфин каждый день ждал у берега мальчика и перевозил его на спине в школу.
Люди решили никогда не охотиться в море на дельфинов.
- Что узнали люди, когда стали наблюдать за дельфинами?
- Как изменилось их отношение к ним?
3 четверть.
ЕЖ.
Раз я шел по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тут-тук. Я прикоснулся к нему кончиком сапога- он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
- А, ты так со мной!- сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно еж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине иголки и понес домой.
Мышей у меня было много. Я слышал-ежик их ловит, и решил: пусть он живет у меня и ловит мышей. (100 слов)
- Расскажи о встрече писателя с ежиком.
- Что ты узнал о еже?
- С какой целью ежика взяли жить в дом?
4 четверть.
Серебряное блюдечко и наливное яблочко.
Русская сказка.
Сетка рабочей программы по чтению (7 класс)
(135 ч в год, 4 ч в неделю)
Раздел в предмете | Содержание и примерное кол-во часов | Задачи | Цели (характеристика деятельности учащихся) | Способ проверки достижений учащихся | Ожидаемые результаты (основные требования к умениям учащихся) | ||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |||||
Устное народное творчество | Русские народные песни, сказки, представление народа о единстве красоты внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка. Нравственные ценности заложенные в пословицах и поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений устного народного творчества. (12 ч) | Развивать умения устанавливать смысловые части в тексте. познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества. систематизировать знания о пословицах, загадках, песнях и поговорках. | Продолжить знакомство с произведениями русского народного творчества. | Устное чтение, драматизация, пересказ, ответы на вопросы, чтение пословиц, поговорок, песен наизусть. | Соотносить читаемые произведения с определённым жанром с помощью учителя. Выучить наизусть 2 пословицы и 1 песню. | Читать про себя проанализированные ранее тексты. Выучить наизусть 1 пословицу и 1 поговорку. Отвечать на вопросы учителя. | Читать вслух доступные тексты. Выучить одну пословицу. Участвовать в обсуждении произведений с учётом психофизических особенностей учащихся. |
Русская литература XIX века | Биографии и творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова И.А., Крылова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А.П. Чехова; И.А. Куприна (внеклассное чтение) (42 ч) | Познакомить учащихся с произведениями писателей XIX века и их краткой биографией. Расширить знания учащихся о произведениях русской литературы XIX века. | Познакомиться с произведениями писателей XIX века и их краткой биографией. | Устное чтение, драматизация, пересказ, ответы на вопросы, чтение стихотворений наизусть. | Читать в слух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя. Делить текст на части и озаглавливать их. Учить стихотворения наизусть. Читать внеклассную литературу. | Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Пересказывать близко к тексту отдельные произведения. Высказывать своё отношение к поступкам героев. Выделять в тексте незнакомые слова. Учить стихотворения наизусть. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания. | Читать вслух и про себя проанализированные ранее тексты. Отвечать на вопросы учителя. Учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников). Пассивно участвовать в уроках внеклассного чтения. |
Русская литература XX века | Биографии и творчества А.М. Горького, Н.В. Исаковский, К.Г. Паустовский, М.М. Зощенко, В.П. Катаев, Н.И. Рыленков, Ю.И. Коваль, Ю.Я. Яковлев, Р.П. Погодин, А.Г. Алексин, К.Я. Ваншенкин. | Познакомить учащихся с произведениями писателей XX века и их краткой биографией. Расширить знания учащихся о произведениях русской литературы XX века. | Познакомиться с произведениями писателей XX века и их краткой биографией. | Устное чтение, драматизация, пересказ, ответы на вопросы, чтение стихотворений наизусть. внеклассное чтение 1 раз в месяц. | Читать вслух правильно, выразительно, бегло. Выделять тему и идею произведения с помощью учителя. Формулировать вопросы к тексту с помощью учителя. Делить текст на части и озаглавливать их. Учить стихотворения наизусть. Читать внеклассную литературу. | Читать вслух правильно, выразительно доступные тексты. Отвечать на вопросы учителя. Пересказывать близко к тексту отдельные произведения. Высказывать своё отношение к поступкам героев. Выделять в тексте незнакомые слова. Учить стихотворения наизусть. Участвовать в уроках внеклассного чтения, выполнять доступные задания. | Читать вслух и про себя проанализированные ранее тексты. Отвечать на вопросы учителя. Учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников). Пассивно участвовать в уроках внеклассного чтения. |
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема. | Кол-во час. |
1 | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | |
2 | Сказки | |
3 | Сивка-бурка | |
4 | Журавль и Цапля | |
5 | Умный мужик | |
6 | БЫЛИНА | |
7 | Три поездки Ильи Муромца | |
8 | НАРОДНЫЕ ПЕСНИ | |
9 | « Ах, кабы на цветы не морозы…» | |
10 | По улице мостовой | |
11 | ПОСЛОВИЦЫ | |
12 | ЗАГАДКИ | |
13 | ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХI Х ВЕКА | |
14 | АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. Биография | |
15 | Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди | |
16 | Лебеди | |
17 | Зимний вечер | |
18 | У Лукоморья | |
19 | МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. Биография | |
20 | Бородино | |
21 | ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ. Биография | |
22 | Кукушка и Петух | |
23 | Волк и Журавль | |
24 | Слон и Моська | |
25 | НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. Биография | |
26 | Несжатая полоса | |
27 | Генерал Топтыгин | |
28 | ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ. Биография | |
29 | Кавказский пленник | |
30 | АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. Биография | |
31 | Хамелеон | |
32 | ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ КОРОЛЕНКО. Биография | |
33 | Дети подземелья | |
34 | МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Биография | |
35 | Детство ( отрывки из повести) | |
36 | В людях | |
37 | МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ИСАКОВСКИЙ. Биография | |
38 | Детство | |
39 | Ветер | |
40 | Весна | |
41 | КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ. Биография | |
42 | Последний черт | |
43 | МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО. Биография | |
44 | Великие путешественники | |
45 | КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ. Биография | |
46 | Сын артиллериста | |
47 | ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ КАТАЕВ. Биография | |
48 | Флаг | |
49 | НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ РЫЛЕНКОВ. Биография | |
50 | Деревья | |
51 | « Весна без вещуньи-кукушки…» | |
52 | « Все в тающей дымке…» | |
53 | ЮРИЙ ИОСИФОВИЧ КОВАЛЬ. Биография | |
54 | Капитан Клюквин | |
55 | Картофельная собака | |
56 | ЮРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ЯКОВЛЕВ. Биография | |
57 | Багульник | |
58 | РАДИЙ ПЕТРОВИЧ ПОГОДИН. Биография | |
59 | Время говорит- пора | |
60 | АНАТОЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ АЛЕКСИН. Биография | |
61 | Двадцать девятое февраля ( отрывок из повести «Звоните и приезжайте») | |
62 | КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ ВАНШЕНКИН. Биография | |
63 | Мальчишка | |
64 | Снежки |
Литература:
В.Н. Зайцев Резервы обучения чтению
Т.П. Сальникова Методика обучения чтению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида
Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год....
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку и чтению 8 класс
Программа расчитана на детей с нарушениями интеллекта...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и чтению для 7 класса
Адаптированная рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и чтению для коррекционной школы VIII вида
Адаптированная рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...