Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Частицы»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Цели урока:
- Систематизировать знания учащихся о частицах; обобщить материал, изученный на уроках по теме «Разряды частиц».
- Совершенствовать навыки правописания частиц, работать над развитием орфографической зоркости школьников.
- Воспитывать положительные качества личности: доброту, отзывчивость, честность, внимание и т.д.
Оборудование: проектор, индивидуальные тестовые задания, тексты басен, индивидуальные листы самооценки, схемы – опоры по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_7_klass_po_teme_chastitsy.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Степанцевска средняя общеобразовательная школа»
КОНСПЕКТ
урока русского языка в 7 классе
Тема урока: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Частицы»
учитель русского языка и литературы
Сидорова С.Н.
Тема урока: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Частицы»
Цели урока:
- Систематизировать знания учащихся о частицах; обобщить материал, изученный на уроках по теме «Разряды частиц».
- Совершенствовать навыки правописания частиц, работать над развитием орфографической зоркости школьников.
- Воспитывать положительные качества личности: доброту, отзывчивость, честность, внимание и т.д.
Оборудование: проектор, индивидуальные тестовые задания, тексты басен, индивидуальные листы самооценки, схемы – опоры по теме урока.
Ход урока.
- Организационный момент (2 мин.)
- Введение в тему урока:
А) Сообщение темы и целей урока.
Б) Заполнение листов самооценки.
- В течение всего урока мы будем упражняться в нахождении, определении и написании частиц. Правильность и точность выполнения заданий вы будете сами оценивать по 3 – х бальной системе:
3 балла – всё задание выполнено точно и правильно;
2 балла -
3. Повторение изученного.
1 задание: На слайде вы видите афоризмы.
- Что такое АФОРИЗМ – краткое выразительное изречение.
- Внимательно прочитайте афоризмы и выпишите через запятую только частицы, даже если они повторяются.
Невеждами бывают только те, которые решают такими оставаться. (Платон)
Без совести и при большом уме не проживёшь. (М. Горький)
Молодость – вот время для усвоения мудрости, старость – вот время для её применения. (Ж.-Ж. Руссо)
Болтливы те, кто не умеет думать. (Ричард Шеридан)
Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков. (Конфуций)
ПРОВЕРКА: (ТОЛЬКО, НЕ, ВОТ, ВОТ, НЕ, НЕ, НЕ)
Оцените свою работу: 3 балла – всё задание выполнено полностью;
2 балла – допущена 1 ошибка (выписано лишнее слово или не
выписана одна частица)
1 балл – допущено 2 и более ошибок.
Дополнительное задание: выпишите тот афоризм, который вам больше понравился. Объясните свой выбор.
Индивидуальное задание: 5 человек по индивидуальным карточкам. (тесты)
2 задание: Повторение теоретического материала: (за каждый правильный ответ – 1 балл)
- Что такое частицы? (Служебные части речи, которые придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слова)
- На какие разряды делятся все частицы? (формообразующие, отрицательные, модальные)
- Какие формы образуют частицы? (частицы служат для образования формы повелительного наклонения глагола (да, пусть, пускай, давай) и для образования форм степени сравнения прилагательных и наречий (более, менее, самый), а также для образования неопределённых местоимений ( - то, - либо, - нибудь, - кое).
- Что выражают модальные частицы? Приведите примеры
(вопросительные – неужели, разве, ли (ль);
Восклицательные (что за, как;
Указательные – вон, вот;
Усилительные – даже, ведь, - то, все – таки, же;
- Назовите отрицательные частицы. ( Отрицательные – не, ни.)
- Для чего служит частица НЕ? (придает отрицательное значение всему предложению или отдельному слову).
- Перечислите случаи, когда употребляется частица НИ.
(1. Усиливает отрицание;
2. употребляется вместо пропущенного отрицания (На небе ни облачка);
3. частица НИ употребляется в придаточных предложениях с местоимениями кто, что, куда, где, когда).
- Как определить, какую частицу НЕ или НИ нужно писать в предложении? (чтобы отличить частицу НИ от частицы НЕ, нужно попытаться опустить частицу. Если пропуск частицы не изменит смысла предложения, нужно писать НИ, если смысл меняется на противоположный – пишется НЕ.)
3 задание. Работа с правописанием частиц НЕ и НИ.
Запишите предложения, правильно употребив частицы НЕ или НИ ( 1 человек у доски)
Что бы ни случилось, будь твёрдым в своих убеждениях. (употреблена с местоим. ЧТО)
Вокруг ни души. (пропуск отриц.сказуемого)
Кто не любит критики, тот не хочет исправляться. (отрицание)
Как не жаль, а идти надо. (отрицание)
Оцените свою работу.
4 задание. Замените следующие предложения или словосочетания фразеологизмом с частицей НИ и запишите их в тетрадь.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое образное словосочетание
- Встал очень рано (ни свет ни заря);
- Сделать что – то некстати (ни к селу ни к городу)
- Очень тесно (ни стать ни сесть)
- Сделать что – то неожиданно, без видимых причин (ни с того ни с сего)
- Так говорят о человеке, который сильно испуган (ни жив ни мёртв);
- Никаких известий, сведений о человеке (ни слуху ни духу);
- Ничем не выделяющийся, ничего не предпринимающий человек ( ни рыба ни мясо)
Проверка (за каждый правильный ответ – 1 балл) - 1 человек у доски.
- Почему пишем НИ?
- Почему нет знаков? (запятая в устойчивых словосочетаниях не ставится).
5 задание: работа с баснями И.А. Крылова
Задание: внимательно прочитайте басню, выпишите из неё все частицы, укажите их разряд, значение. Найдите МОРАЛЬ. Запишите её в тетради.
ПРОВЕРКА: Объясните мораль.
6 задание. (резерв) Прочитайте внимательно древнегреческое изречение. Объясните его смысл.
Низкие на всё отвечают грубостью, средний – грубостью на грубость, достойный никогда не груб, как с ним бы ни обращались. Поэтому не сердись на рассерженного, отвечай мягкостью на грубость, не говори суетного и лживого.
Задание:Запишите изречение в тетради, выделите в тексте частицы, (их 5).
Дополнительное задание: подумайте, можно ли добавить в текст частицы? Какие и куда?
ЖЕ (достойный), даже – мягкостью.
Учащиеся (1 – 2 по желанию) читают свои тексты с частицами, делятся своими мыслями.
- Итог урока:
- Чему учились на уроке?
- Что больше всего понравилось или запомнилось?
- Каким вопросам были посвящены предложения и тексты я на уроке?
Посчитайте набранные баллы и сами оцените свою работу на уроке по предложенной в листе самооценки шкале.
4. Домашнее задание: 1) найти в художественной литературе и выписать 10 предложений с частицами, указать их значение
2) выберите любой афоризм, пословицу или древнегреческое изречение и напишите на его основании сочинение – рассуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ"
Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИЦель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографич...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
урок русского языка в 7 классе "Роль частицы в предложении"
урок-исследование...
урок русского языка в 7 классе "Использование частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ"
Методическая разработка урока по русскому языку в 7 классе, направленного на закрепление знаний о частицах и формирование умений отличать частицу ни, союз ни-ни, приставку ни. Урок состоит из трениров...
Материалы к уроку русского языка в 7 классе "Правописание частиц НЕ и НИ".
Презентация с учебными материалами к уроку русского языка в 7 классе по теме "Правописание частиц Не и Ни" , включающая таблицы с теорией и комплекс упражнений по теме...
урок русского языка в 7 кл Правописание частиц
Содержатся материалы на повторение, правописание, творческие задания по частицам...