Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Тема: «Будущее время глагола»
Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.
Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.
Задачи: научить учащихся определять способы образования глаголов будущего времени, образовывать простую и сложную форму буд. Времени глагола, определять непостоянные признаки, использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления.
Деятельность учеников.
- сравнивать, обобщать, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схема, ключевые слова).
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, оценивать свою и чужую речь с точки зрения содержания, языкового оформления.
- определять и образовывать формы глаголов будущего времени, устанавливать связь формы времени с видом глагола, различать простые и сложные формы будущего времени.
Материалы к уроку: авторская презентация, музыка (Klassicheskaya-muzyka-8-Vesna-Vival_di-A(muzofon.com)), учебник по русскому языку, 5 класс, Т. А. Ладыженская, М. 2013Тема: «Будущее время глагола»
Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.
Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.
Задачи: научить учащихся определять способы образования глаголов будущего времени, образовывать простую и сложную форму буд. Времени глагола, определять непостоянные признаки, использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления.
Деятельность учеников.
- сравнивать, обобщать, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схема, ключевые слова).
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, оценивать свою и чужую речь с точки зрения содержания, языкового оформления.
- определять и образовывать формы глаголов будущего времени, устанавливать связь формы времени с видом глагола, различать простые и сложные формы будущего времени.
Материалы к уроку: авторская презентация, музыка (Klassicheskaya-muzyka-8-Vesna-Vival_di-A(muzofon.com)), учебник по русскому языку, 5 класс, Т. А. Ладыженская, М. 2013
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 96.5 КБ |
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.pdf | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования города Ржева Тверской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Открытый урок
русского языка, 5 класс
«Будущее время глагола»
Разработала:
Учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ№3»
Боецкая Мария Александровна
Ржев, 2014
Пояснительная записка:
УРОК 178 по учебно-тематическому плану авторской рабочей программы по русскому языку, 2013-2014 уч. год
Тема: «Будущее время глагола»
Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.
Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текста, мотивацию к познавательной деятельности.
Задачи: научить учащихся определять способы образования глаголов будущего времени, образовывать простую и сложную форму буд. Времени глагола, определять непостоянные признаки, использовать глаголы в речи, объяснять языковые явления.
Деятельность учеников.
- сравнивать, обобщать, устанавливать причинноследственные связи, делать выводы, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схема, ключевые слова).
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, оценивать свою и чужую речь с точки зрения содержания, языкового оформления.
- определять и образовывать формы глаголов будущего времени, устанавливать связь формы времени с видом глагола, различать простые и сложные формы будущего времени.
Материалы к уроку: авторская презентация, музыка (Klassicheskaya-muzyka-8-Vesna-Vival_di-A(muzofon.com)), учебник по русскому языку, 5 класс, Т. А. Ладыженская, М. 2013
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
1. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
2. Объявление плана работы, мотивация к учебной деятельности | Учитель объявляет, что урок будет посвящен исследовательской деятельности, по результатам которой ученики вспомнят пройденное и откроют новые знания. Учитель замечает, что новые знания необходимы будут для успешной сдачи экзамена. Слайд 2. Учитель предлагает план урока. Слайд 3. Предложение открыть тетради и записать число и вид работы. Пожелание удачи. | Регулятивные УУД: 1. Планировать деятельность на уроке. |
3. Актуализация знаний через лингвистическую разминку. | Слайды 4-9. Лингвистическая разминка.[4] Приступать к повторению следует с вопроса, адресованного ребятам: «С чего вы начнёте работать?». Примерный ответ: « С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания». Задания выполняются устно. | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний. 2. Сравнивать высказывания с точки зрения их содержания, находить и исправлять ошибки. 3. Извлекать информацию из теста, выявлять логику построения тестового задания, научиться выделять лишнее. Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
4. Выведение темы и целей урока. | Слайды 11-12. Учащиеся отмечают, что картинки говорят о времени, отмечают футуристические постройки и формулируют словосочетание «будущее время». Далее, учитель просит раскрыть тему подробнее, в контексте изучаемого раздела. Учащиеся добавляют к словосочетанию слово в род. падеже. «глагола» и полностью проговаривают тему. После оглашения темы, которая тут же записывается в тетрадь, учитель строит с учащимися следующий диалог: - Теперь мы с вами знаем предмет нашего исследования. Нам нужно понять, какие цели мы преследуем. Изучали ли вы будущее время глагола в начальной школе? - Да. - Что, следовательно, нам необходимо? - Вспомнить все, что знаем по теме «Будущее время глагола». - Верно. А скажите мне, на что мы обращали внимание при изучении прошедшего и настоящего времени? - Мы определяли, какие формы есть у прошедшего и настоящего времени глагола, и мы учились эти формы образовывать. - Логично будет предположить, что и в будущем времени у глагола есть всевозможные формы, за которыми нам необходимо понаблюдать? - Да! - Для чего нам это нужно? - Чтобы правильно эти формы образовывать. - Помимо повторения, сформулируйте теперь, чему вы сегодня на уроке хотите научиться? - Мы хотим научиться определять формы будущего времени глагола и правильно их образовывать. | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (тему) урока. 3. Планировать деятельность на уроке. Познавательные УУД: 1. Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, группировать. 3. Умение реализовывать полученные результаты исследования в графических схемах. Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
5. Построение исследовательской деятельности -Работа с текстом. -Выполнение заданий. -Наблюдение за глаголами в форме будущего времени. -Установление закономерностей в образовании этих форм. -Формулировка выводов, сверка с учебником, создание эталона. | Слайды 15-16. Вспомнить устно, что такое время глагола. Установить отношение действия к моменту речи. На основе этого дать задание для лингвистического исследования. Слайд 17. Перепишите текст, найдите глаголы, которые обозначают действие, следующее за моментом речи. Укажите их вид.[2] Учитель отмечает, что за окном весна, и поэтому текст тоже подобран весенний, позитивный. Текст зачитывается вслух под музыкальное сопровождение (Прил.). Учитель желает всем вдохновиться текстом, который рассказывает о приближении самого теплого месяца весны, и успешно справиться с заданием. Для рационального использования времени, пока все учащиеся переписывают текст и работают с ним индивидуально, выборные из них выполняют разборы на доске, которые потом бегло проверяются. Один человек с места объясняет написание пропущенных орфограмм так, что бы остальные успевали записывать и сверяться с ним. По итогам работы можно поставить оценки. Слайд 18. Перед показом слайда один ученик устно проговаривает глаголы, которые он подчеркнул (того требовало задание на слайде). Далее все сверяются с эталоном. Учитель спрашивает, на какие группы и по какому принципу можно разделить подчеркнутые глаголы (примерный ответ: на 2 группы по количеству слов, участвовавших в образовании формы глагола будущего времени). Учитель просит выписать слова по группам в 2 столбика на достаточном расстоянии друг от друга. Слайд 19. Проверка по эталону. Слайд 20. Чтение вопросов для исследования. Время на обдумывание вопросов. Каждый ученик делает самостоятельно пометки в тетрадях, сильные ученики продумывают все устно. Возвращение к слайду 19. Учитель предлагает начать со 2 группы, называет её простой формой буд. Времени. Учитель теперь устно зачитывает вопросы и проводит опрос максимального количества ребят. Слайд 21. Обобщение услышанного в виде выведенных для визуального восприятия ответов на проблемные вопросы. В тетради ребята выделяют окончания глаголов, через тире напротив каждого записывают морфологические признаки глагола, которые определили (время, вид, лицо и число). Возвращение к слайду 19. Работа с первой группой глагольных форм. Учитель спрашивает, как можно назвать подобную форму будущего времени, если предыдущую назвали простой. Слайд 22. Обобщение услышанного в виде выведенных для визуального восприятия ответов на проблемные вопросы. В тетради ребята выделяют окончания глаголов, через тире напротив каждого записывают морфологические признаки глагола, которые определили (время, вид, лицо и число). После учащиеся делают вывод об образовании форм будущего времени глагола от глаголов разного вида и сверяются с учебником. Создают эталон [3](графическая запись в тетради): СВ НСВ
буд.прост. прош. наст. буд.слож. прош. | |
6. Первичное закрепление во внешней речи. | Слайды 23-26. | Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Слайд 27-28. Образуйте форму будущего времени глаголов. Задание выполняется письменно, один человек выполняет на доске для последующей проверки. Для слабого класса возможно комментированное письмо. | Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, группировать. |
7. Включение в систему знаний и повторение. Работа в группах. | Учителем строится диалог: - Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? - Этот материал войдет в нашу копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно образовывать формы будущего времени глагола. - Что вы должны сделать дальше? - Мы должны потренироваться применять свои знания, но уже в более трудных ситуациях. Слайды 29-30. Устно. Слайд 31. Выписать из текста глаголы:1 группа – прош.вр.; 2 группа – буд.вр., 3 группа – наст.вр. Работа в группах. Учителем назначаются делегаты, которые будут объявлять результаты работы своей группы, вокруг них ребята и собираются. | Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в своей системе знаний. 2. Сравнивать высказывания с точки зрения их содержания, находить и исправлять ошибки. 3. Извлекать информацию из теста, выявлять логику построения тестового задания, научиться выделять лишнее. Коммуникативные УУД: 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
8. Рефлексия учебной деятельности. | Возвращение к слайду 1 Что узнали? Что поняли? Чему научились? - Были ли трудности? Что было интересно на уроке? - Оцените свою работу на уроке. - По каким критериям будете оценивать себя? | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
9. Домашнее задание | П. 117, упр. 662 (Выписать из текста глаголы, указать их время и вид). Повторить все, что знаете о спряжениях глагола. |
Использованная литература:
- «Дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон», М. 2014
- «Уроки русского языка в 5 классе», Н. В. Богданова, М. «Просвещение», 2012, стр. 238
- «Конспект к уроку 172, 5 класс, по Образовательной системе «Школа 2100», М., ООО «Баласс», 2013 http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/file.php?file=15155
- «Времена глагола. Презентация к уроку русского языка в 5 классе». Крюкова Марина Анатольевна, учитель русского языка, Омск, 2013 http://www.myshared.ru/slide/808874/
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе "Будущее время глагола" (технологическая карта)
Технологическая карта открытого урока в 5 классеТема: Будущее время глагола...
Урок русского языка по теме "Время глагола" (5 класс)
Цель: актуализация знаний о временах глагола.Задачи:1. вспомнить признаки временных форм глагола;2. научиться отличать временные формы глаголов совершенного и несовершенного видов;3. закрепить получен...
Открытый урок русского языка в 5 классе "Виды глагола"
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК Т.А.Ладыженской и др....
Открытый урок русского языка в 5 классе по теме: «Не с глаголами».
Конспект урока...
Конспект открытого урока русского языка в 6 В классе по теме "Переходные и непереходные глаголы".
Урок с использованием технологии "Развитие критического мышления". На уроке проводится индивидуальная и групповая работа учащихся, приём "мозгового штурма", "инсерт", сос...
Открытый урок русского языка в 5 классе Тема урока: Время глагола.
Тип: комбинированный урок.Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследовани...