Конспект открытого урока русского языка в 6 В классе по теме "Переходные и непереходные глаголы".
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

ЛюдмилаИвановнаПолитова

Урок с использованием технологии "Развитие критического мышления". На уроке проводится индивидуальная и групповая работа учащихся, приём "мозгового штурма", "инсерт", составление кластера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_6.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №6

Открытый урок по русскому языку в 6 «В» классе с использованием  технологии «Развитие критического мышления» по теме:

«Переходные и непереходные глаголы»

Урок разработала учитель русского языка и литературы

Политова Л.И.

Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме "Наклонение глаголов"; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Цели: 

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

 2. Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Тип урока: комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления.

Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление кластера.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, и надеюсь, что на мой урок вы пришли с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь нашим гостям. Ну что ж, я думаю, вы готовы к совместной творческой работе! Запишите в тетради число, классная работа.

Сегодня мы продолжим изучать раздел науки о языке Морфология, который изучает …? Верно. А какую часть речи мы недавно начали изучать? (Глагол).  Давайте воспользуемся методом «Мозговой штурм» и поиграем в игру «Корзина понятий». Итак, наполняем нашу корзину знаниями о глаголе…

- О каком морфологическом признаке глагола вы узнали впервые в этом учебном году? (ВИД).  Как отличить глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида?

II. Проверочная работа: заполните квадрат, буквами указывая глаголы совершенного и несовершенного вида (2 варианта):

1

2

3

4

  5

6

7

8

9

10

11

12


Переходные глаголы     - П                      

Непереходные глаголы – Н

Взаимопроверка:

1 вариант:

1п

4п

  5н

7п

8п

9п

10н

11н

12п

 2 вариант:

1п

3п

  5н

6п

7п

8п

10п

11н

12п

Рефлексия:

- Довольны вы своими результатами? В каких словах допустили ошибки? Что помогло вам безошибочно справиться с работой?

III. Введение в тему. Стадия вызова: Итак, ребята, вы обладаете достаточными знаниями, чтобы перейти к следующему этапу.

- Давайте обратимся к информационному тексту и поработаем с ним, используя метод «ИНСЕРТ». 

Работа с информационным текстом:

V «галочкой» помечается то, что уже известно ;

+ знаком «плюс» помечается то, что явилось новым и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Информационный текст

Работа с текстом.«Инсерт»

  1. В современном русском языке начальной формой глагола считается инфинитив, т.е. неопределенная форма глагола. Он образуется при помощи суффикса -ть, -ти.

  1. В русском языке глаголы имеют постоянные признаки: вид (совершенный и несовершенный).

  1. В русском языке глаголы имеют непостоянные признаки:

-переходность,

- время,

- лицо,

           - число,

            - род (кроме настоящего и будущего времени).

       

       4. Глаголы бывают переходными и непереходными.

Вопросы:

1) Какие знаки вы использовали?

1) Итак, о каком непостоянном морфологическом признаке глагола идет речь? (переходность и непереходность)

3) Использовали вы в работе с текстом вопросительный знак, было ли что-то непонятным для вас?

Сформулируйте тему  урока. (Переходные и непереходные глаголы).

- Запишите тему урока в тетради.

Целеполагание.

- Сформулируйте перед собой задачу при изучении темы «Переходные и непереходные глаголы». Какую цель вы ставите перед собой сегодня на уроке? ( Узнать, какие глаголы переходные, а какие непереходные, уметь различать такие глаголы.

IV. Стадия осмысления. Исследование.

Для того чтобы решить проблемный вопрос, вам придётся провести небольшое исследование, оформить его в виде таблицы.

Работа с  учебником. (Параграф 73, стр. 104)

Заполняют таблицу.

                                                 ОТВЕТЫ с примерами

1.Какие действия обозначают переходные глаголы?

Направленные на тот или иной предмет    ( сажает (что?) дерево; увидел (кого?) воробья.

2. Что могут иметь при себе переходные глаголы?

Существительное или местоимение в форме винительного падежа без предлога. Он пишет стихи (В.п.) Я узнал (кого?) вас (В.п.)

3. С чем могут сочетаться переходные глаголы  при отрицании?

С существительным или местоимением в форме родительного падежа . Он не пишет стихов. (Р. п).

 4. Какие глаголы являются непереходными?

Остальные глаголы. Мы любовались закатом.( Чем? Тв.п.). Я скучал по тебе. (По ком? П.п.)

Ребята, подпишите во 2-ую колонку , существительные и местоимения в форме винительного падежа без предлога являются прямыми дополнениями. (Этого в учебнике нет)

Вопросы для рефлексии:

- Сумели вы решить поставленную перед собой задачу?

 - Что вам в этом помогло?

- Какие трудности возникли?

Физкультминутка: (на слайде)

V. Закрепление полученных знаний.

1. Выполнение задания со слайда.

2. Работа с текстом упр. 518

VI. Домашнее задание: Параграф 73, орфографический практикум

стр. 104, упр. 515.

Итоговая рефлексия.

- Что было полезным на уроке?

- Что было интересным на уроке?

- Что было трудным на уроке?

- На что нужно обратить внимание на следующем уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »

Этот урок проводится на первых порах изучения темы "Имя числительное".  Урок носил образовательный и воспитательный характер. Разнообразные виды работы сделали урок интересным и полезным детям....

конспект открытого урока русского языка в 10 классе "Комплексный анализ текста"

конспект урока русского языка в 10 классе на тему "Комплексный анализ текста" на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого "Некрасивая девочка" на уроке используется современная педагогическая технол...

Конспект открытого урока русского языка в 11 классе Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Конспект урока очень удачный. Урок получился очень красивый и трогательный. Носил не только образовательный, развивающий характер, но и воспитательный....

Конспект открытого урока русского языка в 6в классе (КРО) по теме «Имя числительное»

Завершающий урок по теме «Имя числительное».Цель: повторить изученное об этой самой сложной части речи....