Открытый урок русского языка в 5 классе Тема урока: Время глагола.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Бодунова Марина Владимировна

Тип: комбинированный урок.

Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.

Цели урока:

 1. Познавательные:

 - учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;

 - актуализировать опорные знания и умения по данной теме.

 2. Развивающие:

 - развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

 3. Воспитательные:

 - воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей, любовь к родному краю, родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_otkrytyy_urok.docx132.4 КБ
Файл moy_otkrytyy_urok_21042021_1.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 5 классе

Дата: 21.04.2022 г.

Учитель: Бодунова М.В.

Тема урока: Время глагола.

Тип: комбинированный урок.

Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.

Цели урока:

 1. Познавательные:

 - учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;

 - актуализировать опорные знания и умения по данной теме.

 2. Развивающие:

 - развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

 3. Воспитательные:

 - воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей, любовь к родному краю, родной природе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

Личностные: внимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Оборудование: Карточки со знаками «+», «-«;раздаточный материал; проектор, компьютер, учебник, тетрадь.

Ход урока.

I.Орг.момент

– Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости ! Я приветствую вас на уроке русского языка.

Прозвенел уже звонок,

 В школе начался урок.

 Тихо стало в коридоре,

 Ведь со звонком никто не спорит.

 Мы начнём сейчас урок

 И закончим его в срок.

 2.Психологический настрой. В начале урока мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Выберите смайлик своего настроения.

Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что до конца урока оно не покинет вас.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

«Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».

Как вы понимаете эту пословицу?

-Дети, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаем и используем. Вот сегодня наступил такой момент, все что мы складывали в наш сундучок, нам нужно достать.

Откроем тетради, число классная работа, оставим строку для темы

Давайте вспомним, над какой темой мы с вами работами на протяжении нескольких уроков, какую часть речи изучали:

Интересная часть речи 
В русском языке живет. 
Кто что делает, расскажет: 
чертит, пишет иль поет. 
Вышивает или пашет, 
или забивает гол, 
варит, жарит, моет, чистит – 
все расскажет нам… 
(Глагол)

II. Сообщение темы урока

Действительно, сегодня мы продолжим изучать глагол, как часть речи. Но какова же тема нашего сегодняшнего урока? Сформулировать тему нам поможет загадка:

У меня есть одна загадка:

Оно и бежит,

Оно и лечит,

Оно и быстротечно,

Оно и бесконечно.

- О чем я говорю? (это время)

- Что может связывать 2 понятия: глагол и время.А как время может быть связано с темой нашего урока?

Итак, кто сформулирует тему урока?

Да, сегодня познакомимся с временем глагола. Запишите число, тему.

III. Целеполагание.

Ребята, тему урока мы определили. Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

Цели урока (запись на доске)

1.Повторить и систематизировать знания по теме «Глагол».

2.Научиться определять временные формы глагола.

IV.Мини-опрос. Стадия осмысления.

Ребята, а что вы уже знаете о глаголах?

Давайте проверим ваши знания?

- У каждого на столе лежит карточка с цифрами. Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-».
1. Глагол – это самостоятельная часть речи.
2. Глагол отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
3. Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

4. Глаголы изменяются по временам.

5. Глаголы бывают полные и краткие.

6. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

7. В предложении глаголы чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами?

- Проверяем.        Слайд

1    2    3    4    5    6   7
+    -     +   +    -     +   -

- Сделаем вывод.  
(Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам.
    В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.

V. Работа над новым материалом.

На доске четверостишие:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденет(?)сялиствою.

Какая картина нарисована в этом стихотворении? (Картины оживания природы после зимы).

-Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло.(повеяло) На какой вопрос отвечает глагол? (что сделало?).Вопрос задаем от существительного к глаголу «В окно что сделало? Повеяло».(записываем)

 Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)

 -Да, путешествуя на машине времени мы побывали в прошедшем времени, коротко его мы будем обозначать –п.в.

 - Работаем дальше. Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.

 «Снег что делает? тает»

 «Ручьи что делают? бегут»

 -Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время).

 Да, теперь мы, путешествуя, открыли настоящее время, коротко его будем обозначать -н.в.

 -Продолжаем путешествие.

 Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. На какие вопросы они отвечают?

 «Соловьи что сделают? засвищут»

 «Лес что сделает? Оденется»

 -Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время)

 -Путешествуя на машине времени мы заглянули в будущее время, кратко обозначаем- б.в.

 Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени?( Глаголы бывают в п.в., н.в., б.в.)

Составим схему. Тетрадь с правилами: 

Время глагола

Действие происходит

Вопросы

Пример

Прошедшее время

До момента речи

Что делал?

Что сделал?  и т.д

Читал

прочитал

Настоящее время

В момент речи

Что делает?

Что делают?

Читает

читают

Будущее время

После момента речи

Что будет делать?

Что сделает?

Будет читать, прочитает

Вывод:

глаголы, обозначающие действие, которое происходит до момента речи – прошедшего времени;

глаголы, обозначающие действие, которое поисходит в момент речи– настоящего времени;

глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить после момента речи – будущего времени.

3. Работа в парах.

А теперь обратимся к рабочей тетради. Стр.100 Задание 11. «Распределялки»

4. Физкультминутка.

- Немного отдохнем

Игра

Прошедшее время - присесть

Настоящее время – руки на пояс

Будущее время – ходьба на месте

Крутился, несет, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел

С помощью своих носиков похвалите себя, напишите слово молодцы.

5.Творческая работа.

Составить 3 предложения про природу с глаголами разного времени.

6. Игра «Один лишний» Слайд 9

  1. Попал, пришел, сел, играет(н.в)-прош.вр.
  2. Мечтал(пр.вр.),отдыхает,рисует, учит-наст.вр.
  3. Нарисует, поест,будеткупаться,шагал(пр.вр.) – будущее вр.
  4. Стирает, выйду(буд.вр.), поливает, учит-наст.вр.

V. Закрепление

-

- Я составила несколько предложений. Давай запишем их под диктовку. Выделим грамматическую основу в предложениях, у глаголов определим вид и число.

Запись:

Наступили долгожданные весенние деньки. По земле бегут шумные ручейки. Скоро вернутся на родину перелётные птицы.

- Во втором предложении найди и подчеркни грамматическую основу.

Определим время глаголов в каждом предложении. Надпиши сверху над глаголами.

2 Образуйте от имен существительных глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Какой вывод можно сделать?

Крик.., зелень.., рассказ (Настоящее время: кричит, зеленеет, рассказывает;

будущее время: закричит (крикнет) позеленеет расскажет;

прошедшее время: кричал, зеленел, рассказывал.

VII. Подведение итогов.

Урок приблизился к концу,

Я у тебя спросить хочу:

- Над какой темой мы работали?

- В форме какого времени бывают глаголы?

- Как определить время глагола? (По вопросу.)

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, в момент речи и отвечает на вопрос что делает)

- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, до момента речи и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)

- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, после момента речи и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает)

VIII. Рефлексия.

А теперь давайте ценим свою работу на уроке с помощью нашего светофорчика.

C:\Users\Admin\Desktop\hta.jpg

-Какое настроение у вас сейчас? Изменилось ли оно в конце урока?

-Ребята, довольны ли вы своей работой сегодня?

И я довольна вашей работой. Молодцы!

Выставление оценок.

Домашнее задание. Параграф 114 (таблица) Упр.654 (разобрать)

Спасибо за урок. Можете быть свободны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ Лучесской ОШ им. В.Ф. Михалькова Бодунова Марина Владимировна

Слайд 2

«КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЖИЗНЬ ПРИБАВЛЯЕТ НАМ ЧАСТИЦУ МУДРОСТИ» ПОСЛОВИЦА

Слайд 3

Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, или забивает гол, варит, жарит, моет, чистит – все расскажет нам…

Слайд 4

глагол

Слайд 5

Загадка. Оно и бежит, Оно и лечит, Оно и быстротечно, Оно и бесконечно. - О чем я говорю?

Слайд 6

время

Слайд 7

Тема урока: «Время глагола»

Слайд 8

Цель урока: научит ь ся определять временные формы глагола

Слайд 9

1 2 3 4 5 6 7 + - + + - + -

Слайд 10

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою . А.Плещеев

Слайд 11

Время глагола Действие происходит Вопросы Пример Прошедшее время Настоящее время Будущее время Время глагола

Слайд 12

Время глагола Действие происходит Вопросы Пример Прошедшее время До момента речи Что делал? Что сделал? и т.д читал прочитал Настоящее время Будущее время Время глагола

Слайд 13

Время глагола Действие происходит Вопросы Пример Прошедшее время До момента речи Что делал? Что сделал? и т.д читал прочитал Настоящее время В момент речи Что делает ? Что делают ? читает читают Будущее время Время глагола

Слайд 14

Время глагола Действие происходит Вопросы Пример Прошедшее время До момента речи Что делал? Что сделал? и т.д Читал Прочитал Настоящее время В момент речи Что делает ? Что делают ? Читает читают Будущее время После момента речи Что будет делать? Что сделает ? Будет читать прочитает Время глагола

Слайд 15

Физкультминутка. Игра Прошедшее время - присесть Настоящее время – руки на пояс Будущее время – ходьба на месте

Слайд 16

Творческая работа. Составьте 3 предложения про природу с глаголами разного времени.

Слайд 17

Игра «Один лишний»

Слайд 18

1. Попал, пришёл, сел, играет

Слайд 19

1 . Попал , пришёл, сел, играет ( наст.вр ) – прош . время

Слайд 20

2. Мечтал, отдыхает, рисует, учит

Слайд 21

2. Мечтал ( пр.вр .), отдыхает, рисует, учит – наст.время

Слайд 22

3. Нарисует, поест, будет купаться, шагал

Слайд 23

3. Нарисует, поест, будет купаться, шагал ( пр.вр ) – будущ.время

Слайд 24

4. Стирает, выйду, поливает, учит

Слайд 25

4.Стирает, выйду ( буд.вр .), поливает, учит – наст.время

Слайд 26

Крик - Зелень - Рассказ -

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Моделирование учебных ситуаций на уроке русского языка при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» в 5 классе»

Целью данной работы является создание проблемной  ситуации на этапе мотивации . Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности и установить  тематические рамки учебной деятельности...