Открытый урок русского языка в 5 классе Тема урока: Время глагола.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тип: комбинированный урок.
Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.
Цели урока:
1. Познавательные:
- учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;
- актуализировать опорные знания и умения по данной теме.
2. Развивающие:
- развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей, любовь к родному краю, родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otkrytyy_urok.docx | 132.4 КБ |
moy_otkrytyy_urok_21042021_1.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 5 классе
Дата: 21.04.2022 г.
Учитель: Бодунова М.В.
Тема урока: Время глагола.
Тип: комбинированный урок.
Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.
Цели урока:
1. Познавательные:
- учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;
- актуализировать опорные знания и умения по данной теме.
2. Развивающие:
- развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей, любовь к родному краю, родной природе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: вспомнить сведения о трех временах глагола; уметь определять времена глаголов.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.
Личностные: внимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Оборудование: Карточки со знаками «+», «-«;раздаточный материал; проектор, компьютер, учебник, тетрадь.
Ход урока.
I.Орг.момент
– Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости ! Я приветствую вас на уроке русского языка.
Прозвенел уже звонок,
В школе начался урок.
Тихо стало в коридоре,
Ведь со звонком никто не спорит.
Мы начнём сейчас урок
И закончим его в срок.
2.Психологический настрой. В начале урока мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Выберите смайлик своего настроения.
Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что до конца урока оно не покинет вас.
Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:
«Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».
Как вы понимаете эту пословицу?
-Дети, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно достаем и используем. Вот сегодня наступил такой момент, все что мы складывали в наш сундучок, нам нужно достать.
Откроем тетради, число классная работа, оставим строку для темы
Давайте вспомним, над какой темой мы с вами работами на протяжении нескольких уроков, какую часть речи изучали:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
или забивает гол,
варит, жарит, моет, чистит –
все расскажет нам…
(Глагол)
II. Сообщение темы урока
Действительно, сегодня мы продолжим изучать глагол, как часть речи. Но какова же тема нашего сегодняшнего урока? Сформулировать тему нам поможет загадка:
У меня есть одна загадка:
Оно и бежит,
Оно и лечит,
Оно и быстротечно,
Оно и бесконечно.
- О чем я говорю? (это время)
- Что может связывать 2 понятия: глагол и время.А как время может быть связано с темой нашего урока?
Итак, кто сформулирует тему урока?
Да, сегодня познакомимся с временем глагола. Запишите число, тему.
III. Целеполагание.
Ребята, тему урока мы определили. Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.
Цели урока (запись на доске)
1.Повторить и систематизировать знания по теме «Глагол».
2.Научиться определять временные формы глагола.
IV.Мини-опрос. Стадия осмысления.
Ребята, а что вы уже знаете о глаголах?
Давайте проверим ваши знания?
- У каждого на столе лежит карточка с цифрами. Я буду читать предложения-высказывания. Если вы согласны с высказыванием, то под номером вопроса ставим знак «+», если не согласны – знак «-».
1. Глагол – это самостоятельная часть речи.
2. Глагол отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
3. Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
4. Глаголы изменяются по временам.
5. Глаголы бывают полные и краткие.
6. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
7. В предложении глаголы чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами?
- Проверяем. Слайд
1 2 3 4 5 6 7
+ - + + - + -
- Сделаем вывод.
(Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в единственном числе) и числам.
В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
V. Работа над новым материалом.
На доске четверостишие:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденет(?)сялиствою.
Какая картина нарисована в этом стихотворении? (Картины оживания природы после зимы).
-Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло.(повеяло) На какой вопрос отвечает глагол? (что сделало?).Вопрос задаем от существительного к глаголу «В окно что сделало? Повеяло».(записываем)
Как можно назвать время, если действие уже прошло? (прошлое, прошедшее время)
-Да, путешествуя на машине времени мы побывали в прошедшем времени, коротко его мы будем обозначать –п.в.
- Работаем дальше. Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.
«Снег что делает? тает»
«Ручьи что делают? бегут»
-Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? (настоящее время).
Да, теперь мы, путешествуя, открыли настоящее время, коротко его будем обозначать -н.в.
-Продолжаем путешествие.
Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. На какие вопросы они отвечают?
«Соловьи что сделают? засвищут»
«Лес что сделает? Оденется»
-Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? (будущее время)
-Путешествуя на машине времени мы заглянули в будущее время, кратко обозначаем- б.в.
Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени?( Глаголы бывают в п.в., н.в., б.в.)
Составим схему. Тетрадь с правилами:
Время глагола | Действие происходит | Вопросы | Пример |
Прошедшее время | До момента речи | Что делал? Что сделал? и т.д | Читал прочитал |
Настоящее время | В момент речи | Что делает? Что делают? | Читает читают |
Будущее время | После момента речи | Что будет делать? Что сделает? | Будет читать, прочитает |
Вывод:
глаголы, обозначающие действие, которое происходит до момента речи – прошедшего времени;
глаголы, обозначающие действие, которое поисходит в момент речи– настоящего времени;
глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить после момента речи – будущего времени.
3. Работа в парах.
А теперь обратимся к рабочей тетради. Стр.100 Задание 11. «Распределялки»
4. Физкультминутка.
- Немного отдохнем
Игра
Прошедшее время - присесть
Настоящее время – руки на пояс
Будущее время – ходьба на месте
Крутился, несет, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел
С помощью своих носиков похвалите себя, напишите слово молодцы.
5.Творческая работа.
Составить 3 предложения про природу с глаголами разного времени.
6. Игра «Один лишний» Слайд 9
- Попал, пришел, сел, играет(н.в)-прош.вр.
- Мечтал(пр.вр.),отдыхает,рисует, учит-наст.вр.
- Нарисует, поест,будеткупаться,шагал(пр.вр.) – будущее вр.
- Стирает, выйду(буд.вр.), поливает, учит-наст.вр.
V. Закрепление
-
- Я составила несколько предложений. Давай запишем их под диктовку. Выделим грамматическую основу в предложениях, у глаголов определим вид и число.
Запись:
Наступили долгожданные весенние деньки. По земле бегут шумные ручейки. Скоро вернутся на родину перелётные птицы.
- Во втором предложении найди и подчеркни грамматическую основу.
Определим время глаголов в каждом предложении. Надпиши сверху над глаголами.
2 Образуйте от имен существительных глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. Какой вывод можно сделать?
Крик.., зелень.., рассказ (Настоящее время: кричит, зеленеет, рассказывает;
будущее время: закричит (крикнет) позеленеет расскажет;
прошедшее время: кричал, зеленел, рассказывал.
VII. Подведение итогов.
Урок приблизился к концу,
Я у тебя спросить хочу:
- Над какой темой мы работали?
- В форме какого времени бывают глаголы?
- Как определить время глагола? (По вопросу.)
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, в момент речи и отвечает на вопрос что делает)
- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, до момента речи и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)
- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, после момента речи и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает)
VIII. Рефлексия.
А теперь давайте ценим свою работу на уроке с помощью нашего светофорчика.
-Какое настроение у вас сейчас? Изменилось ли оно в конце урока?
-Ребята, довольны ли вы своей работой сегодня?
И я довольна вашей работой. Молодцы!
Выставление оценок.
Домашнее задание. Параграф 114 (таблица) Упр.654 (разобрать)
Спасибо за урок. Можете быть свободны.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЖИЗНЬ ПРИБАВЛЯЕТ НАМ ЧАСТИЦУ МУДРОСТИ» ПОСЛОВИЦА
Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, или забивает гол, варит, жарит, моет, чистит – все расскажет нам…
глагол
Загадка. Оно и бежит, Оно и лечит, Оно и быстротечно, Оно и бесконечно. - О чем я говорю?
время
Тема урока: «Время глагола»
Цель урока: научит ь ся определять временные формы глагола
1 2 3 4 5 6 7 + - + + - + -
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою . А.Плещеев
Время глагола Действие происходит Вопросы Пример Прошедшее время Настоящее время Будущее время Время глагола
Время глагола Действие происходит Вопросы Пример Прошедшее время До момента речи Что делал? Что сделал? и т.д читал прочитал Настоящее время Будущее время Время глагола
Время глагола Действие происходит Вопросы Пример Прошедшее время До момента речи Что делал? Что сделал? и т.д читал прочитал Настоящее время В момент речи Что делает ? Что делают ? читает читают Будущее время Время глагола
Время глагола Действие происходит Вопросы Пример Прошедшее время До момента речи Что делал? Что сделал? и т.д Читал Прочитал Настоящее время В момент речи Что делает ? Что делают ? Читает читают Будущее время После момента речи Что будет делать? Что сделает ? Будет читать прочитает Время глагола
Физкультминутка. Игра Прошедшее время - присесть Настоящее время – руки на пояс Будущее время – ходьба на месте
Творческая работа. Составьте 3 предложения про природу с глаголами разного времени.
Игра «Один лишний»
1. Попал, пришёл, сел, играет
1 . Попал , пришёл, сел, играет ( наст.вр ) – прош . время
2. Мечтал, отдыхает, рисует, учит
2. Мечтал ( пр.вр .), отдыхает, рисует, учит – наст.время
3. Нарисует, поест, будет купаться, шагал
3. Нарисует, поест, будет купаться, шагал ( пр.вр ) – будущ.время
4. Стирает, выйду, поливает, учит
4.Стирает, выйду ( буд.вр .), поливает, учит – наст.время
Крик - Зелень - Рассказ -
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Моделирование учебных ситуаций на уроке русского языка при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» в 5 классе»
Целью данной работы является создание проблемной ситуации на этапе мотивации . Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности и установить тематические рамки учебной деятельности...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....